Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира по теме: "Органы чувств" »
Тема. Органы чувств.
Задачи: познакомить детей с органами чувств и их значением для человека,
учить беречь органы чувств.
Повторение.
Беседа.
- Какой раздел мы начали изучать на прошлом уроке?
- Какие слова будут нашим девизом в ходе изучения этой темы? (Я здоровье сберегу, сам себе я помогу.)
- Почему?
- Что нам надо, чтобы сохранить своё здоровье?
- На прошлом уроке мы говорили об организме человека. На доске слова – названия частей тела и названия внутренних органов. Разделите их на две группы: части тела и внутренние органы. (У доски работают два человека)
2. Игра «Зажги огонёк».
3. Проверка работы, выполненной учащимися у доски.
- Какой части тела не хватает?
- Что такое система органов?
- Какая система управляет деятельностью организма?
- Какие органы относятся к пищеварительной системе?
II. Сообщение темы и задач урока.
- Назовите первую ступень познания мира человеком?
- Сегодня мы будем изучать органы, помогающие человеку познавать мир.
Диалог «Заяц и Белка» (инсценировка).
- Ты слышал новость, Заяц?
- Я всё, Белка, слышу: эвон уши-то у меня какие!
- Так что же ты своими ушами слышал?
- Я слыхал, что тебя, Белка, Лиса съела!
- Ну, это что! А я вот слыхала, что ты, Заяц, Лису съел!
- Вот это да! Что же мне теперь делать?
- Известно что: глазам верить, а не ушам!
- О каких органах идёт речь?
- С помощью какого органа мы узнаём, что запел соловей, залаяла собака?
- С помощью какого органа вы видите, что написано или нарисовано в книге?
- Какой орган нам помогает узнать, колючие или мягкие хвоинки у ели, у лиственницы?
- Какой орган помогает почувствовать запах хлеба, духов, цветов?
- С помощью какого органа мы отличаем сладкую пищу от горькой, кислую от солёной?
На уроке мы подробнее познакомимся с органами чувств.
Работа над новым материалом.
Класс делится на группы. Каждая группа отгадывает загадку и готовит по учебнику (с.132-135) материал об этом органе чувств.
Загадки.
У зверушке - на макушке.
А у нас – ниже глаз.
(Уши)
Вот гора, а у горы две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит: то заходит, то выходит.
(Нос)
Если б не было его, не сказал бы ничего.
(Язык)
Чтобы выглядеть моложе,
Крем хороший нужен …
(Коже)
На ночь два оконца сами закрываются,
А с восходом солнца сами открываются.
(Глаза)
2. Глаза – орган зрения.
а) Глаз – это, во-первых, круглое глазное яблоко, в котором находятся фоторецепторы – светочувствительные клетки (палочки и колбочки). В глазу человека 125млн. палочек и 7 млн. колбочек, передающих световые импульсы по зрительным нервам в головной мозг. Во-вторых, существует вспомогательный аппарат – глазные мышцы, которые управляют движением глаз и век. Человек моргает за день 20 тыс. раз. Вот это работа для мышц!
б) Рассказ учащихся группы о глазах.
в) Гимнастика для глаз. (Физминутка)
г) Это интересно.
Самое глазастое животное на планете – гигантский кальмар. Глаза у него больше, чем обеденные тарелки.
У морских звёзд глаза находятся на концах подвижных рецепторов- лучей.
3. Орган слуха – уши.
а) Инсценировка.
- Здравствуй, Катерина!
- У меня яиц корзина!
- Как поживают домашние?
- Яйца свежие, вчерашние!
- Ничего себе вышла беседа?
- Авось, распродам до обеда!
- Что произошло? Почему два человека не поняли друг друга?
б) Рассказ учащихся группы об ушах.
в) Дополнительное сообщение об ушах (подготовленный ученик).
г) Это интересно.
Но внутренние уши не только слышат, они ещё помогают нам сохранить равновесие. Мы можем закрыть глаза, и всё равно будем чувствовать, где верх и где низ, наклонился ли стул, на котором ты сидишь, влево или вправо. Об этом нам сигнализируют крохотные органы равновесия, заложенные во внутренних ушах. Если их удалить, мы не будем ощущать своего положения и не сможем ни стоять, ни ходить, ни сидеть. Будем всё время падать.
Уши слона помогают ему не только слышать, но и поддерживают постоянную температуру тела.
4. Нос – орган обоняния.
а) Рассказ учащихся группы о носе – органе обоняния.
б) Дополнительное сообщение о носе (подготовленный ученик).
5. Язык – орган вкуса.
а) Рассказ учащихся группы о языке.
б) Рассматривание вкусовых зон языка.
в) Это интересно.
Язык гигантского синего кита весит около 3 тонн. Столько же весит гиппопотам.
У жирафов есть близкие родственники – окапи. У окапи язык настолько длинный, что животное может облизать им глаза. А вы можете?
6. Кожа – орган осязания.
а) Рассказ учащихся группы о коже – органе осязания.
б) Практическая работа.
в) Это интересно.
Кожа самый большой и самый тяжёлый орган в человеческом организме. Она весит около 4 кг.
7. Органы чувств и мозг.
Учёные говорят: «Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а мозг». Как это понять? Из внешнего мира мы получаем информацию в виде чувств. Все сведения, которые получают органы чувств, они посылают в головной мозг. Мозг анализирует полученную информацию, а потом даёт сигнал на исполнение. Например, человек увидел яблоко. Эта информация поступила в головной мозг. Он даёт сигнал взять его и откусить. Каждый орган имеет своё представительство в головном мозге – это определённые центры, которые отвечают за тот или иной орган.