Урок окружающего мира в 1-м классе Тема «Как зимой помочь птицам»
Урок окружающего мира в 1-м классе Тема «Как зимой помочь птицам»
На уроке учащиеся знакомятся с птицами, зимующими в наших краях, с устройством кормушек и видами корма.Основная цель урока - убедить детей в том,как важно заботиться о птицах зимой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира в 1-м классе Тема «Как зимой помочь птицам»»
Урок окружающего мира в 1-м классе
Тема «Как зимой помочь птицам»
Учитель МБОУ «УСШ» Ушакова С.Н.
Тип урока: открытие новых знаний на основе жизненного опыта.
Цель урока: познакомить с птицами, зимующими в наших краях, с устройством кормушек и видами корма; раскрыть важность заботы о птицах зимой.
Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться).
Личностные УУД:
- формировать интерес к изучению родной природы;
- понимать важность заботы о зимующих птицах;
- повышать уровень мотивации учебной деятельности.
Предметные результаты:
- различать по внешним признакам птиц, зимующих в наших краях;
- правильно подбирать корм для птиц;
-уметь изготовить простейшую кормушку;
-знать правила подкормки птиц.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
- перерабатывать полученную информацию из учебных пособий, жизненного опыта и новых знаний на уроке;
- наблюдать и делать выводы;
- знать и распознавать на наглядных образцах названия птиц;
- работать со справочной литературой и находить нужные сведения о зимующих птицах.
Коммуникативные УУД:
- участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик; ученик – ученик);
- приводить свои примеры из жизненных ситуаций;
- составлять свой небольшой рассказ о помощи птицам зимой.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель своей деятельности на каждом этапе урока;
- проговаривать в логической последовательности свои действия;
- учиться делать самооценку своей деятельности на уроке.
Методы и формы работы учащихся: частично-поисковый, практический; фронтальная и индивидуальная, работа в парах.
Оборудование урока:
Мультимедиапроектор ,презентация “Как зимой помочь птицам?”.
Учебник. ФГОС, А. Плешаков: Окружающий мир. 1 класс.
Рабочая тетрадь А.А. Плешаков: Окружающий мир. 1 класс.
Иллюстрации с изображением зимующих птиц.
Запись птичьих голосов, картинки кормушек, птиц, шапочки с картинками птиц, смайлики зелёного, жёлтого и красного цветов.
Электронное приложение по окружающему миру по теме «Как зимой помочь птицам?»
Этапы урока:
подготовка к активной учебно-познавательной деятельности,
применение знаний,
рефлексивно-оценочный этап.
1 этап. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.
Организационный момент.
Создание эмоционального настроя
- Добрый день! Давайте улыбнёмся друг другу, нашим гостям, настроимся на поиск и творчество и начнём наш урок. Думаю, что наша совместная работа будет полезной и интересной.
Слайд 1 Звучит музыка А.Вивальди «Зима»
Самоопределение к деятельности
Снег на полях.
Лед на реках.
Вьюга гуляет.
Когда это бывает?
– На дворе зима. Охарактеризуйте это время года. Какая погода зимой? Дуют холодные ветра, мороз сковал землю, кругом лежит снег, голые деревья скрипят от холода.
Звучит запись птичьих голосов, птичий шум.
-Сегодня за окном с утра стоит шум. Отгадайте загадки и узнаете, кто же это там шумит?
Слайд 2
Серый, маленький, смешной
Скачет рядышком со мной.
Я ему насыплю крошки,
Отгоню подальше кошку.
Ты чирикай веселей,
Мой хороший … воробей
Слайд 3
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдёт приют:
Не боится он простуды –
С первым снегом
Тут как тут! (Снегирь)
Слайд 4
Спинка зеленоватая
Животиком желтоватая
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
- Кто же это поднял шум? Птицы.
- Как вы думаете, почему расшумелись птицы, о чем они хотят нас попросить? Зимой птицам холодно и голодно, они просят нас о помощи.
Морозы жестокие
В этом году…
Тревожно за яблоньку
В нашем саду.
Тревожно за Жучку –
В её конуре
Такой же морозище,
Как на дворе.
Но больше всего
Беспокойно за птиц,
За наших воробышков,
Галок, синиц:
Ведь очень уж холодно
В воздухе им.
Поможем ли мы
Беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить,
И тогда
Им будет легко
Пережить холода.
Е. Благинина
- Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? О жизни птиц зимой, о том, как и чем их кормить.
Слайд 5 Тема урока: Как помочь зимой птицам?
- Какие учебные задачи мы поставим перед собой?
Узнать, какие птицы зимуют в наших краях.
Узнать, как помочь птицам зимой..
2 этап. Применение знаний. Работа по теме урока.
Как хорошо, что на Земле есть птицы! Без птиц было бы тяжело на земле, ведь они не только радуют нас своим пением, красотой, но и защищают растения от вредных насекомых.
-Угадайте, что это?
Что за стол среди берёз
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом. Кормушка
- Давайте пригласим к нам в гости на кормушку птичек.
- Отгадайте, что это за птичка?
Он в своей лесной палате
Носит пестренький халатик,
Он деревья лечит.
Постучит – и легче. (Дятел)
Слайд 6
Дятла называют санитаром или лесным доктором. Он своим клювом-молоточком выстукивает стволы деревьев, таким образом выдалбливает дупло для птиц, в них зимой от морозов и вьюги могут спрятаться некоторые птицы. Дятел достаёт из-под коры вредителей, так он лечит деревья.
Слайд7-9
Воробей - маленькая серенькая птичка. Он стойко переносит холод. Когда ему холодно, он прячет одну ногу в пушистое оперение своего брюшка, а на другой ноге стоит. Питаются вредными насекомыми, принося тем самым пользу сельскому хозяйству.
Синица имеет жёлтую грудку. Охотясь за насекомыми, синички обследуют все щели, всю кору деревьев. От их зоркого глаза и острого клюва не спасутся ни яйца, ни личинки, ни взрослые насекомые. Поэтому синицы для лесов, садов и парков являются самыми полезными птицами.
- А эта птичка как называется?
Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистый,
Кле! Кле! Кле! – поёт со свистом? (Клёст)
У клеста необычный клюв- с загнутыми перекрещенными концами. Этот клюв хорошо приспособлен для шелушения еловых шишек, семенами которых он питается зимой. Клёст - зимующая птица, но она отличается от других зимовщиков. А чем, вы сейчас узнаете, прослушав диалог клеста и синички.
Диалог Клеста и Синички
Синичка: Ты, Клёст, чего визжишь, обидели тебя, что ли?
Клёст: Да нет, Синичка, это я радуюсь.
Синичка: Нашёл время радоваться...
Клёст: Как раз самое время, как раз. У меня в гнезде птички вывелись до чего милые, до чего хорошие...
Синичка: В такой-то мороз? Да они живыми не останутся.
Клёст: Ещё как будут жить - поживать! Я им еловых семечек таскаю, а мать Клестиха греет их вроде печки. И тепло им и сытно, и от моей песенки весело.
- Чем же отличается клёст от других зимующих птиц? Выводит зимой птенцов.
- Ребята, а почему же клёст выводит птенцов зимой? В это время созревают семена еловых шишек и им есть чем питаться
- Приглашаем на кормушку следующую птичку. По словесному портрету вы скажите- кто же это?
«Уж её - то ни с кем не спутаешь. Вечно она трещит, скачет с ветки на ветку, поднимает шум, как кого-нибудь увидит, дёргает хвостом. Когда летит – то машут её белые крылья, а когда сидит - белое брюхо светится». Сорока
Сорока добрая мама, аккуратная и чистоплотная. Быстро привыкает к людям и становится ручной.
Снегирь – птица с красной грудкой. Её так и называют – красногрудая птица. Прилетает к нам с первым снегом.
Свиристель – птица с хохолком на голове.
Слайд 14 Физкультминутка. «Песенка воробья»
Слайд 15-19
Поползень – птица – акробат, бегает по деревьям вверх и вниз головой так быстро, как будто ползает.
Сойка имеет яркое оперение.
Лакомятся гроздями рябины дрозды-рябинники.
В зимнее время вороны переселяются в ближайшие города и деревни. Здесь они кормятся остатками пищи и всякими отбросами.
Голубь - доверчивая птица, ставшая символом мира и дружбы.
Свиристели , клесты, снегири прилетают к нам только зимой. В их родных краях зимой такой мороз и стужа, что им кажется, что у нас тепло!
Выполнение заданий в рабочей тетради.
№1с.52
-Рассмотри рисунки. Какие птицы изображены?
-Соедини линиями рисунки и названия.
Зимующие птицы приспособлены к жизни в суровых условиях. И все же птицы нередко голодают. Трудно им во время метели, снегопада, сильного мороза. Самый трудный месяц- февраль. Особенно часто птицы погибают в конце зимы, когда почти весь корм повсюду съеден. Из десяти синиц выживают только две.
Каждый из нас может помочь птицам. А для этого надо лишь смастерить кормушку и следить за тем, чтобы в ней каждый день был корм. Стоит только одной птице узнать о месте прикормки, как на ее сигналы слетаются пичуги со всех окрестностей - кормушки зимой не пустуют никогда!
Беседа, работа по учебнику. стр.74
- Давайте рассмотрим, какие могут быть кормушки для птиц. Это лотки, кормовые столики, кормушки-домики, кормушки из бумажных пакетов, из пластмассовых бутылок, банок, кормушки-крючки.
Слайд 20-21
- Вот какие кормушки можно сделать.
- У кого дома есть кормушки для птиц? Из чего вы сделали кормушку? Какие птицы к вам прилетают? К кормушкам охотно наведываются синицы, снегири, поползни, дятлы, сойки, воробьи и даже вороны.
Выставка кормушек.
-Рассмотрите кормушки, которые смастерили ребята.
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь-сосед,
Будет вам зимой обед!
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев-
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Налетело семь сорок.
Слайд 23-26
Ученик нашего класса, Егор Воронин, уже давно открыл «птичью столовую» и хочет нам рассказать об этом. - А сейчас послушаем разговор птиц.
Сценка.
Сорока Тра-та-та-та-та! Что я видела, что слышала, ребята птицам сделали прекрасные столовые, а они, неблагодарные, на соседнем сугробе на них жалобы пишут, привередничают и капризничают!
Воробей Семечки в столовой не давленные. Клюв вывихнешь, пока их раскусишь. У нас от такой пищи мозоли на языке.
Свиристель Безобразие. Прилетел перекусить, а столовую снегом засыпало. До вечера семечки раскапывал. Хоть бы навес сделали, что ли.
Синица Сало салу рознь! Могли бы вывесить несоленое , у нас от соленого животы болят.
Ворона Осталась голодной, обед ветром сдуло. Кто сделал кормушку без бортиков? Ветер у него в голове!
Снегирь А где семена сорняков? Где рябина, калина, где арбузные и тыквенные семечки?
Учитель Успокойтесь, птицы! Все будет в порядке! Как видите, ребята, мало сделать кормушку, насыпать в нее корм, надо еще подумать о том, хороша ли кормушка и смогут ли ваш корм есть птицы.
-Какой же корм им нужен?
Слайд 28-33
Семена подсолнечника- лучший корм для снегирей, синиц, поползней, воробьев.
Пшено любят воробьи , свиристели.
Арбузные и дынные семечки-корм для синиц, поползней, дятлов.
Веники из репейника, крапивы лучше воткнуть в снег у кормушек или подвесить рядом с ними. На этот корм слетятся снегири, синицы.
Есть у птиц и природные столовые. Например, деревья рябины, калины. Ягоды рябины, калины, черемухи любят снегири , свиристели. Угостите наших птичек кормом.
Запомните! Семена подсолнечника, арбуза, тыквы, дыни лучше давать раздавленными. Для подкормки птиц годятся крошки белого хлеба, а черного не годятся. Ржаные крошки закисают в зобу у птицы, что может привести ее к гибели. Для синиц хороши кусочки несоленого сала, а соленое сало давать нельзя.
Выполнение заданий в рабочей тетради.
- Рассмотрите рисунок в рабочей тетради на стр.53 снизу. Чем нельзя подкармливать птиц?
-Выполните задание.
Слайд 34-35 Проверка задания.
3 этап. Рефлексивно-оценочный этап.
Оценка урока учащимися:
- Вернемся к учебным задачам урока.
- Какие птицы зимуют в наших краях? Назовите их.
- Как помочь птицам? Сделать для птиц кормушки, следить чтобы корм в кормушке был всегда.
-Чем можно подкармливать птиц?
- Какие кормушки можно сделать?
-К какому выводу мы пришли?
Слайд 36
Александр Яшин
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма,
Горсть одна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
- Оцените свои достижения на уроке
- Кто считает, что узнал много полезного и важного – поднимите смайлик желтого цвета.
- Если урок был интересный – смайлик зеленого цвета.
- Если урок понравился, но показался трудным - красного цвета.
Звучит клип «Зимнее настроение»
За то, что вы слушали всё внимательно,
Задания все выполняли старательно
Хочу я картинки с птицами вам подарить.
Картинки раскрасьте, а птиц не забудьте кормить!
- Спасибо, дети за урок!
Список литературы:
• Атлас-определитель. Раздел “Птицы” (дано краткое описание внешности птицы).
• “Птицы наших лесов” (иллюстрации и небольшие статьи о повадках птиц).