kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок окружающего мира в 1-м классе Тема «Как зимой помочь птицам»

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке учащиеся  знакомятся с птицами, зимующими в наших краях, с устройством кормушек и видами корма.Основная цель урока - убедить детей в том,как  важно  заботиться о птицах зимой.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира в 1-м классе Тема «Как зимой помочь птицам»»

Урок окружающего мира в 1-м классе

Тема «Как зимой помочь птицам»


Учитель МБОУ «УСШ» Ушакова С.Н.


Тип урока: открытие новых знаний на основе жизненного опыта.


Цель урока: познакомить с птицами, зимующими в наших краях, с устройством кормушек и видами корма; раскрыть важность заботы о птицах зимой.

Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться).


Личностные УУД:


- формировать интерес к изучению родной природы;

- понимать важность заботы о зимующих птицах;

- повышать уровень мотивации учебной деятельности.


Предметные результаты:


- различать по внешним признакам птиц, зимующих в наших краях;

- правильно подбирать корм для птиц;

-уметь изготовить простейшую кормушку;

-знать правила подкормки птиц.


Метапредметные результаты:


Познавательные УУД:


- перерабатывать полученную информацию из учебных пособий, жизненного опыта и новых знаний на уроке;

- наблюдать и делать выводы;

- знать и распознавать на наглядных образцах названия птиц;

- работать со справочной литературой и находить нужные сведения о зимующих птицах.


Коммуникативные УУД:


- участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик; ученик – ученик);

- приводить свои примеры из жизненных ситуаций;

- составлять свой небольшой рассказ о помощи птицам зимой.


Регулятивные УУД:


- определять и формулировать цель своей деятельности на каждом этапе урока;

- проговаривать в логической последовательности свои действия;

- учиться делать самооценку своей деятельности на уроке.


Методы и формы работы учащихся: частично-поисковый, практический; фронтальная и индивидуальная, работа в парах.






Оборудование урока:

  • Мультимедиапроектор ,презентация “Как зимой помочь птицам?”.

  • Учебник. ФГОС, А. Плешаков: Окружающий мир. 1 класс.

  • Рабочая тетрадь А.А. Плешаков: Окружающий мир. 1 класс.

  • Иллюстрации с изображением зимующих птиц.

  • Запись птичьих голосов, картинки кормушек, птиц, шапочки с картинками птиц, смайлики зелёного, жёлтого и красного цветов.

  • Электронное приложение по окружающему миру по теме «Как зимой помочь птицам?»

Этапы урока:

  • подготовка к активной учебно-познавательной деятельности,

  • применение знаний,

  • рефлексивно-оценочный этап.

1 этап. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.

Организационный момент.

Создание эмоционального настроя

- Добрый день! Давайте улыбнёмся друг другу, нашим гостям, настроимся на поиск и творчество и начнём наш урок. Думаю, что наша совместная работа будет полезной и интересной.

Слайд 1 Звучит музыка А.Вивальди «Зима»

Самоопределение к деятельности

Снег на полях.

Лед на реках.

Вьюга гуляет.

Когда это бывает?


– На дворе зима. Охарактеризуйте это время года. Какая погода зимой? Дуют холодные ветра, мороз сковал землю, кругом лежит снег, голые деревья скрипят от холода.

Звучит запись птичьих голосов, птичий шум.

-Сегодня за окном с утра стоит шум. Отгадайте загадки и узнаете, кто же это там шумит?

Слайд 2

Серый, маленький, смешной

Скачет рядышком со мной.

Я ему насыплю крошки,

Отгоню подальше кошку.

Ты чирикай веселей,

Мой хороший … воробей


Слайд 3

Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найдёт приют:

Не боится он простуды –

С первым снегом

Тут как тут! (Снегирь)

Слайд 4

Спинка зеленоватая

Животиком желтоватая

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица)

- Кто же это поднял шум? Птицы.

- Как вы думаете, почему расшумелись птицы, о чем они хотят нас попросить? Зимой птицам холодно и голодно, они просят нас о помощи.


Морозы жестокие

В этом году…

Тревожно за яблоньку

В нашем саду.

Тревожно за Жучку –

В её конуре

Такой же морозище,

Как на дворе.

Но больше всего

Беспокойно за птиц,

За наших воробышков,

Галок, синиц:

Ведь очень уж холодно

В воздухе им.

Поможем ли мы

Беззащитным таким?

Поможем! Их надо кормить,

И тогда

Им будет легко

Пережить холода.

Е. Благинина

- Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? О жизни птиц зимой, о том, как и чем их кормить.

Слайд 5 Тема урока: Как помочь зимой птицам?

- Какие учебные задачи мы поставим перед собой?

  • Узнать, какие птицы зимуют в наших краях.

  • Узнать, как помочь птицам зимой..

2 этап. Применение знаний. Работа по теме урока.

Как хорошо, что на Земле есть птицы! Без птиц было бы тяжело на земле, ведь они не только радуют нас своим пением, красотой, но и защищают растения от вредных насекомых.

-Угадайте, что это?

Что за стол среди берёз

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом. Кормушка


- Давайте пригласим к нам в гости на кормушку птичек.

- Отгадайте, что это за птичка?

Он в своей лесной палате

Носит пестренький халатик,

Он деревья лечит.

Постучит – и легче. (Дятел)

Слайд 6

Дятла называют санитаром или лесным доктором. Он своим клювом-молоточком выстукивает стволы деревьев, таким образом выдалбливает дупло для птиц, в них зимой от морозов и вьюги могут спрятаться некоторые птицы. Дятел достаёт из-под коры вредителей, так он лечит деревья.

Слайд7-9

Воробей - маленькая серенькая птичка. Он стойко переносит холод. Когда ему холодно, он прячет одну ногу в пушистое оперение своего брюшка, а на другой ноге стоит. Питаются вредными насекомыми, принося тем самым пользу сельскому хозяйству.


Синица имеет жёлтую грудку. Охотясь за насекомыми, синички обследуют все щели, всю кору деревьев. От их зоркого глаза и острого клюва не спасутся ни яйца, ни личинки, ни взрослые насекомые. Поэтому синицы для лесов, садов и парков являются самыми полезными птицами.


- А эта птичка как называется?

Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит?

Голоском речистый,

Кле! Кле! Кле! – поёт со свистом? (Клёст)

У клеста необычный клюв- с загнутыми перекрещенными концами. Этот клюв хорошо приспособлен для шелушения еловых шишек, семенами которых он питается зимой. Клёст - зимующая птица, но она отличается от других зимовщиков. А чем, вы сейчас узнаете, прослушав диалог клеста и синички.

Диалог Клеста и Синички

Синичка: Ты, Клёст, чего визжишь, обидели тебя, что ли?

Клёст: Да нет, Синичка, это я радуюсь.

Синичка: Нашёл время радоваться...

Клёст: Как раз самое время, как раз. У меня в гнезде птички вывелись до чего милые, до чего хорошие...

Синичка: В такой-то мороз? Да они живыми не останутся.

Клёст: Ещё как будут жить - поживать! Я им еловых семечек таскаю, а мать Клестиха греет их вроде печки. И тепло им и сытно, и от моей песенки весело.


- Чем же отличается клёст от других зимующих птиц? Выводит зимой птенцов.

- Ребята, а почему же клёст выводит птенцов зимой? В это время созревают семена еловых шишек и им есть чем питаться

- Приглашаем на кормушку следующую птичку. По словесному портрету вы скажите- кто же это?

«Уж её - то ни с кем не спутаешь. Вечно она трещит, скачет с ветки на ветку, поднимает шум, как кого-нибудь увидит, дёргает хвостом. Когда летит – то машут её белые крылья, а когда сидит - белое брюхо светится». Сорока

Сорока добрая мама, аккуратная и чистоплотная. Быстро привыкает к людям и становится ручной.

Снегирь – птица с красной грудкой. Её так и называют – красногрудая птица. Прилетает к нам с первым снегом.

Свиристель – птица с хохолком на голове.


Слайд 14 Физкультминутка. «Песенка воробья»

Слайд 15-19

Поползень – птица – акробат, бегает по деревьям вверх и вниз головой так быстро, как будто ползает.

Сойка имеет яркое оперение.

Лакомятся гроздями рябины дрозды-рябинники.

В зимнее время вороны переселяются в ближайшие города и деревни. Здесь они кормятся остатками пищи и всякими отбросами.

Голубь - доверчивая птица, ставшая символом мира и дружбы.

Свиристели , клесты, снегири прилетают к нам только зимой. В их родных краях зимой такой мороз и стужа, что им кажется, что у нас тепло!

Выполнение заданий в рабочей тетради.

№1с.52

-Рассмотри рисунки. Какие птицы изображены?

-Соедини линиями рисунки и названия.


Зимующие птицы приспособлены к жизни в суровых условиях. И все же птицы нередко голодают. Трудно им во время метели, снегопада, сильного мороза. Самый трудный месяц- февраль. Особенно часто птицы погибают в конце зимы, когда почти весь корм повсюду съеден. Из десяти синиц выживают только две.

Каждый из нас может помочь птицам. А для этого надо лишь смастерить кормушку и следить за тем, чтобы в ней каждый день был корм. Стоит только одной птице узнать о месте прикормки, как на ее сигналы слетаются пичуги со всех окрестностей - кормушки зимой не пустуют никогда!

Беседа, работа по учебнику. стр.74

- Давайте рассмотрим, какие могут быть кормушки для птиц. Это лотки, кормовые столики, кормушки-домики, кормушки из бумажных пакетов, из пластмассовых бутылок, банок, кормушки-крючки.


Слайд 20-21

- Вот какие кормушки можно сделать.

- У кого дома есть кормушки для птиц? Из чего вы сделали кормушку? Какие птицы к вам прилетают? К кормушкам охотно наведываются синицы, снегири, поползни, дятлы, сойки, воробьи и даже вороны.


Выставка кормушек.

-Рассмотрите кормушки, которые смастерили ребята.

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь-сосед,

Будет вам зимой обед!

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели.

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краев-

Стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог

Налетело семь сорок.

Слайд 23-26

Ученик нашего класса, Егор Воронин, уже давно открыл «птичью столовую» и хочет нам рассказать об этом.
- А сейчас послушаем разговор птиц.

Сценка.

Сорока Тра-та-та-та-та! Что я видела, что слышала, ребята птицам сделали прекрасные столовые, а они, неблагодарные, на соседнем сугробе на них жалобы пишут, привередничают и капризничают!

Воробей Семечки в столовой не давленные. Клюв вывихнешь, пока их раскусишь. У нас от такой пищи мозоли на языке.

Свиристель Безобразие. Прилетел перекусить, а столовую снегом засыпало. До вечера семечки раскапывал. Хоть бы навес сделали, что ли.

Синица Сало салу рознь! Могли бы вывесить несоленое , у нас от соленого животы болят.

Ворона Осталась голодной, обед ветром сдуло. Кто сделал кормушку без бортиков? Ветер у него в голове!

Снегирь А где семена сорняков? Где рябина, калина, где арбузные и тыквенные семечки?

Учитель Успокойтесь, птицы! Все будет в порядке! Как видите, ребята, мало сделать кормушку, насыпать в нее корм, надо еще подумать о том, хороша ли кормушка и смогут ли ваш корм есть птицы.

-Какой же корм им нужен?

Слайд 28-33

Семена подсолнечника- лучший корм для снегирей, синиц, поползней, воробьев.

Пшено любят воробьи , свиристели.

Арбузные и дынные семечки-корм для синиц, поползней, дятлов.

Веники из репейника, крапивы лучше воткнуть в снег у кормушек или подвесить рядом с ними. На этот корм слетятся снегири, синицы.

Есть у птиц и природные столовые. Например, деревья рябины, калины. Ягоды рябины, калины, черемухи любят снегири , свиристели. Угостите наших птичек кормом.

Запомните! Семена подсолнечника, арбуза, тыквы, дыни лучше давать раздавленными. Для подкормки птиц годятся крошки белого хлеба, а черного не годятся. Ржаные крошки закисают в зобу у птицы, что может привести ее к гибели. Для синиц хороши кусочки несоленого сала, а соленое сало давать нельзя.

Выполнение заданий в рабочей тетради.

- Рассмотрите рисунок в рабочей тетради на стр.53 снизу. Чем нельзя подкармливать птиц?

-Выполните задание.

Слайд 34-35 Проверка задания.


3 этап. Рефлексивно-оценочный этап.

Оценка урока учащимися:

- Вернемся к учебным задачам урока.

- Какие птицы зимуют в наших краях? Назовите их.

- Как помочь птицам? Сделать для птиц кормушки, следить чтобы корм в кормушке был всегда.

-Чем можно подкармливать птиц?

- Какие кормушки можно сделать?

-К какому выводу мы пришли?


Слайд 36

Александр Яшин

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма,

Горсть одна нужна,

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.


- Оцените свои достижения на уроке

- Кто считает, что узнал много полезного и важного – поднимите смайлик желтого цвета.

- Если урок был интересный – смайлик зеленого цвета.

- Если урок понравился, но показался трудным - красного цвета.


Звучит клип «Зимнее настроение»


За то, что вы слушали всё внимательно,

Задания все выполняли старательно

Хочу я картинки с птицами вам подарить.

Картинки раскрасьте, а птиц не забудьте кормить!

- Спасибо, дети за урок!




Список литературы:


• Атлас-определитель. Раздел “Птицы” (дано краткое описание внешности птицы).

• “Птицы наших лесов” (иллюстрации и небольшие статьи о повадках птиц).

• “Мир животных” (детская энциклопедия).

• “Зеленые страницы” А.А.Плешаков.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок окружающего мира в 1-м классе Тема «Как зимой помочь птицам»

Автор: Ушакова Светлана Николаевна

Дата: 09.11.2018

Номер свидетельства: 484538

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Методическая разработка урока окружающий мир на тему: "Как зимой помочь птицам?" 1 класс УМК "Школа России"."
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_uroka_okruzhaiushchii_mir_na_temu_kak_zimoi_pomoch_pti"
    ["file_id"] => string(6) "517519"
    ["category_seo"] => string(19) "okruzhayushchiy-mir"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1565421471"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Презентация к уроку окружающий мир по теме "Как зимой помочь птицам?""
    ["seo_title"] => string(78) "priezientatsiia_k_uroku_okruzhaiushchii_mir_po_tiemie_kak_zimoi_pomoch_ptitsam"
    ["file_id"] => string(6) "360844"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1479669220"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Тема: Как зимой помочь птицам? "
    ["seo_title"] => string(30) "tiema-kak-zimoi-pomoch-ptitsam"
    ["file_id"] => string(6) "211651"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431666308"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект открытого урока "как зимой помочь птицам""
    ["seo_title"] => string(49) "konspekt_otkrytogo_uroka_kak_zimoi_pomoch_ptitsam"
    ["file_id"] => string(6) "494005"
    ["category_seo"] => string(19) "okruzhayushchiy-mir"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1546800168"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "конспект урока "Как зимой помочь птицам?""
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekt_uroka_kak_zimoi_pomoch_ptitsam"
    ["file_id"] => string(6) "359627"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1479325900"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства