Познакомить с растениеводством, как отраслью экономики, создать представление об особенностях выращивания некоторых главных с/х культур с целью получения продуктов питания, познакомить с профессиями людей, работающих в растениеводстве.
Научиться различать культурные растения
Продолжить формирование интереса к изучению природы, умение наблюдать
Развивать речь, воспитывать бережное отношение к продуктам растениеводства
Личностные: самоопределение-проявляют готовность и способность к саморазвитию
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе того, что известно и усвоено учащимися и того,что ещё неизвестно
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира по теме: "Растениеводство"»
Открытый урок
3 класс
Тема урока: Растениеводство.
Цели урока:
Познакомить с растениеводством, как отраслью экономики, создать представление об особенностях выращивания некоторых главных с/х культур с целью получения продуктов питания, познакомить с профессиями людей, работающих в растениеводстве.
Научиться различать культурные растения
Продолжить формирование интереса к изучению природы, умение наблюдать
Развивать речь, воспитывать бережное отношение к продуктам растениеводства
Личностные: самоопределение-проявляют готовность и способность к саморазвитию
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе того, что известно и усвоено учащимися и того,что ещё неизвестно
Коммуникативные: уметь участвовать в учебном диалоге, уметь высказывать свою точку зрения, задавать вопросы, формулировать выводы
Оборудование: карта Курской области, зёрна культурных растений, изделия из муки, гербарии,полезные ископаемые,карточки.
Ход урока
1.Организационный момент.
-Сегодня на нашем уроке главными будут фразы: «Догадался!», «Хочу сказать!»
Если у вас возникла интересная мысль, идея, догадка - воспользуйтесь сигналом-поднимите карточку.
-Вас сегодня ждут открытия, какие они будут: большие или маленькие, у каждого они будут свои.
-Вы готовы?
-Тогда вперёд!
-Продолжаем постигать тайны нашей экономики. Народная пословица гласит: «Весна да осень-на дню погод восемь»
-Послушаем синоптика:
-Сегодня 18 марта, по календарю -это первый весенний месяц. Март весну встречает, с зимой борется. В народе месяц март называют капельником. Весна уже чувствуется повсюду, солнце светит ярко и посылает на землю много тепла, температура воздуха +15*, снег почти весь растаял, реки проснулись ото льда, ветер юго-западный, осадков нет.
18 марта-по колхозному календарю называют конон-огородник, в этот день готовят парники для рассады, если день ясный-лето будет не градобойное.
2.Проверка домашнего задания.
-Вспомните, что мы называем полезными ископаемыми?
2 ученика работают с тестами.
-Сейчас разгадаем кроссворд, который вы видите на экране
известняк
уголь
руда
песок
гранит
кварц
геолог
1. Покрывают им дороги
Улицы в селениях
А ещё он есть в цементе
Сам он удобрение (известняк)
2. Он чёрный, блестящий
Людям помощник настоящий
Он несёт в дома тепло
От него кругом светло
Помогает плавить стали
Делать краски и эмали (уголь)
3 . Она варилась долго
В доменной печи
На славу получились
Ножницы, ключи (руда)
4 . Он жёлтый и сыпучий
Во дворе насыпан кучей
Если хочешь, можешь брать и играть (песок)
5. Он очень прочен и упруг
Строителям-надёжный друг
Дома, ступени, постаменты
Красивы будут и заметны (гранит)
6. Из чего образуется песок? (кварц)
7. Профессия человека, отыскивающего место расположения полезных ископаемых (геолог)
-Посмотрите на это полезное ископаемое
-Догадались, как оно называется?(железная руда)
-Назовите свойства железной руды.
-Что из неё получают?
-А что делают из металла?
-Где в нашей области добывают железную руду?(Железногорск)
-Какие ещё полезные ископаемые залегают в недрах нашей области? (мел, торф, известняк, глина, железная руда)
-Посмотрите на карту и скажите, в каких районах Курской области есть эти полезные ископаемые?
Мел- Суджа, п.Ястребовка, Горшечное с.Меловое
Песок—Обоянь, п.Прямицино
Глина—Дмитриев, Михайловка, Фатеж, Кшень, Тим
Торф—Белая, Гуево
Железная руда—Железногорск
-Как видите, наша область тоже богата полезными ископаемыми.
-Можете ли вы теперь ответить на вопрос, почему надо экономно использовать подземные богатства?
3.Изучение новой темы.
-Итак мы с вами разгадали часть кроссворда, отгадав ещё загадку, мы полностью его разгадаем
Дышит, растёт
А ходить не может (растение)
-Какое слово получилось?
-Кто может назвать тему нашего урока?
-Какие задачи мы поставим перед собой?
-Кто из вас знает, что такое растениеводство?--проблема
-Вспомните и назовите отрасли экономики?(с/х, промышленная, строительная, транспортная, торговля)
-Сельскохозяйственная включает в себя несколько больших составных частей и одной из таких частей является-растениеводство.
Растениеводство -это наука о выращивание культурных с/х растений.
-И сегодня нам надо выяснить, на какие группы можно разделить часть растений, которые выращивает человек
На экране (открывается по ходу знакомства с этими растениями)
Название группы растений Название растений
Зерновых(хлебные культуры) пшеница,рожь, ячмень, овёс и т. д.
Кормовые клевер, тимофеевка
Технические(прядильные) лён, конопля, хлопчатник
-Для чего люди занимаются растениеводством?
-Кто из вас догадался, а что у меня в баночке?
Белая белена
По полю гуляла
Домой пришла
В сусек легла (мука)
-Кто знает, а из чего делают муку?
-Какие продукты питания можно приготовить из муки?
Есть культуры, которые люди выращивают ради зёрен.
-Может быть кто догадался, как они называются?
-Как по другому их можно назвать?
-Назовите растения, которые мы отнесли к этой группе?
Вот на столе лежат зёрна культурных растений.
-Посмотрите, одинаковые ли они по форме или отличаются друг от друга?
Зёрна ржи и пшеницы отличаются формой, но похожи по цвету, зёрна овса-продолговатые, зёрна гречихи-коричневого цвета и необычной формы, из этих зёрен получают гречневую крупу, просо-зёрна покрыты необычной плёнкой, если их освободить от плёнки, увидим -пшено.
На столе 2 буханки хлеба: чёрный хлеб и белый хлеб.
-Почему у них разный цвет? (чёрный из ржаной муки, а белый из пшеничной)
Из одного зёрнышка получают 20 миллиграммов муки, а чтобы получить вот такой батон, требуется мука от помола 10 тысяч зёрен.
На экране появляются слайды,как хлеб приходит на стол и дети читают стихи
Ведь не сразу стали зёрна
Хлебом тем, что на столе
Люди долго и упорно
Потрудились на земле
Он рождается в бороздках
В степь весеннюю с утра
Выводили трактора
Хлеб созрел, в полях моторы
Песню жатвы завели
В степь выводят хлеборобы
Полевые корабли
Вот на мельнице пшеница
Здесь такое с ней творится
В оборот её берут
В порошок её сотрут
На большом хлебозаводе
Станешь тестом ты мука
Автомат замесит тесто
Автомат развесит тесто
Автомат порежет тесто
И отправит тесто в печь
Хлеб нелёгкий путь проходит
Чтоб попасть к тебе на стол
Послушаем сообщение растениеводов.
Самая главная наша кормилица-это пшеница. Из неё выпекают лучший в мире хлеб. Цвет её зёрен различный, есть пшеница с фиолетовыми, зеленоватыми, красноватыми зёрнами. Зерно русской пшеницы золотистого оттенка. Её зёрна содержат 70процентов крахмала, 20 процентов белка. Пшеницу сеют весной и осенью. Если посеяли осенью-пшеница озимая, если весной- яровая. Из твёрдых сортов пшеницы получают самые вкусные пышные булочки, вермишель,которая не разваривается, манку.
Сообщения о ячмене, просе, кукурузе.
Вывод: -Какие растения мы отнесём к зерновым культурам:
-Люди занимаются растениеводством не только для того, чтобы получить продукты питания, но и для того, чтобы обеспечить кормами домашних животных. Летом многие животные могут найти себе корм на лугах, пастбищах.
-А чем их кормить зимой?(поэтому люди занимают целые поля под эти культуры)
-Раз они идут на корм животным, может кто догадался, как их называют?(кормовые)
В народной пословице говорится: «Молоко у коровы на языке»
-Что это значит?(не будет у коровы хорошего питания, значит не будет у человека молочных продуктов)
Главный корм животных-трава.
Внимание на экран. Слайды-русские луга.
-Какие травы можно встретить на лугу?(клевер, тимофеевка, люцерна, люпин, житняк)
Сообщение ботаников.
Клевера в мире встречается около трёхсот видов. На территории нашей страны произрастает 65 видов. Наиболее распространены у нас красный, белый, розовый.
Клевер красный -многолетнее растение,у одного растения 5-7 и более стеблей. Красные головки клевера-это соцветия. Красный клевер любит влагу, но избытка влаги не переносит, берёт из почвы фосфор, калий, но почву обогащает азотом.
Люцерна -высокоурожайная кормовая культура, устойчива к заболеваниям, быстро образует зелёную массу, высота 50-70 см, прекрасный медонос.
-На корм животным ещё выращивают корнеплоды: свёклу, морковь, репу.
-Сообщение о корнеплодах приготовите к следующему уроку.
Есть ещё одна группа растений, которые дают сырьё и его перерабатывают во многих отраслях промышленности-это технические культуры. Среди них прядильные.
Прядильные растения дают прочное, пригодное для прядения волокно, из которого на фабриках изготовляют пряжу, а из неё различные ткани. Человек очень любопытен, когда видит новую вещь, всегда спрашивает
-Из чего она сделана?
-А знаете ли вы, из чего сделана вот эта рубашка?(из ситца)
-А откуда берётся ситец?
Сообщение ботаников.
Лён стали выращивать 2500лет до н.э. В 50 странах мира.
Есть у нас в стране такое место, где лето длится долго и солнце греет жарко. Там на полях растут-(показать) вот такие кусты, а на кустах плоды. Каждый плод в виде коробочки, а в коробочке-семена, они покрыты волокнами. Собирают волокно вместе с семенами, это хлопок-сырец. На особых машинах волокно отделяют от семян. Из этих волокон делают ситец, сатин, байку—всё это хлопчатобумажные ткани. Из семян получают масло, его используют в пищевой промышленности и в технике.
Сообщение о хлопчатнике.
Итог: -назовите группы растений с которыми мы познакомились.
-К какой группе вы отнесёте: клевер, ячмень, лён, овёс, хлопчатник, пшеницу, люцерну, кукурузу ?
Самостоятельная работа.
Работа в парах.
Задание для первого ряда:
Даны карточки, в них записаны слова-подчеркнуть лишнее и обосновать свой ответ
пшеница, рожь, морковь, ячмень
люцерна, тимофеевка, свёкла
репа, морковь, овёс
яблоня, клевер, вишня, абрикос
Задание для второго ряда:
предложены растения, разложить по группам
пшеница, клевер, лён, овёс, ячмень, хлопчатник, просо, гречиха и т. д.
Задание для третьего ряда:
растение описать по плану, план дан в учебнике.
Итог:-Закончите предложение..
Теперь я знаю...
Теперь я умею...
-Сегодня вы были дружными, активными, проявили творчество и вы сегодня молодцы. Спасибо за работу!