Этап урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности | Дидактические средства,интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные (П-познавательные, Р - регулятивные, К - коммуникативные) | Личностные |
Мотивационный этап | выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности | Словесный метод: приветствие, слово учителя Прием «Художественное слово» | Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анна Максимовна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Добрый день, ребята! Посмотрите друг на друга и улыбнитесь! На части не делится солнце лучистое И вечную землю нельзя разделить, Но искорку счастья луча золотистого Ты можешь, ты в силах друзьям подарить. Присаживайтесь, пожалуйста, за парты, не забывайте о правильной посадке - ноги на полу, руки на парте, спина ровная, прилегает к спинке стула. Давайте начнем наш урок. | (Приветствуют учителя) (Садятся за парты, вспоминая о правильной посадке. Готовы к уроку.) | Ф | - | Контроль со стороны учителя | - | К - соблюдают правила ведения диалога и дискуссии, проявляют уважительное отношение к собеседнику. | - |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии | Словесный метод: беседа, слово учителя Наглядный: использование сопровождающей презентации | Для начала давайте вспомним, о чем мы с вами говорили н прошлом занятии? Да, все верно, на прошлом уроке мы с вами говорили о полезных ископаемых. Давайте вспомним, что же такое полезные ископаемые. Молодцы, вы хорошо знаете, что такое полезные ископаемые. Давайте проверим, насколько хорошо вы знаете сами полезные ископаемые. А для этого я предлагаю вам отгадать загадки. Вы готовы? Отлично, давайте начнем! Он очень нужен детворе. Он на дорожке во дворе, Он и на стройке, и на пляже, И он в стекле расплавлен даже. (Песок) Без нее не побежит Ни автобус, ни такси, Не поднимается ракета. Отгадайте, что же это. (Нефть) Он несет в дома тепло, От него кругом светло, Помогает плавить стали, Делать краски и эмали. Он черный, блестящий, Помощник настоящий. (Уголь) На кухне у мамы помощник отличный. Он синим цветком расцветает от спички. (Газ) Замечательно, как мы с вами сказали, полезные ископаемые – природные богатства, а какие природные богатства мы с вами еще знаем? Да, все верно! Сегодня мы с вами поговорим об одном природном богатстве. Но о каком, это вы мне скажете, отгадав загадку: Дышит, растет, А ходить не умеет. (растение) Да, одним из природных богатств, как мы с вами сейчас сказали, являются растения. Давайте вспомним, а какие же растения называют культурными? Верно, а какая отрасль экономики занимается выращиванием растений? Да, а какая составляющая сельского хозяйства отвечает за выращивание сельскохозяйственных культур? | - О полезных ископаемых. - Полезные ископаемые – это богатство земных кладовых, которые используются в хозяйстве. - Да! - Песок - Нефть - Уголь - Газ - Вода, воздух, земля (почва), животные, растения - Растение - Те растения, которые выращивает человек - Сельское хозяйство - Мы не знаем! (предположения) | Ф | Интерактивная доска, сопровождающая презентация (загадки на слайде) | Контроль со стороны учителя | - | К - соблюдают правила ведения диалога и дискуссии, проявляют уважительное отношение к собеседнику. | проявляют познавательный интерес, активность, инициатив-ность, любознательность и самостоятельность в расширении своих знаний. |
Выявление места и причины затруднений | организовать анализ возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения; осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей | Словесный метод: беседа, слово учителя | Ребята, вы молодцы, я принимаю все ваши ответы, но вижу, что у многих возникли затруднения при ответе на данный вопрос. А почему так получилось? Да, мы с вами не можем сейчас ответить на этот вопрос, потому что у нас недостаточно знаний. Мы это еще с вами не проходили. И сегодня нам предстоит дать ответ на вопрос: «Какая составляющая сельского хозяйства отвечает за выращивание сельскохозяйственных культур?» Вы хотите найти ответ на этот вопрос? | - Потому что мы это еще не проходили. - Да | Ф | - | Контроль со стороны учителя | - | К - соблюдают правила ведения диалога и дискуссии, проявляют уважительное отношение к собеседнику. | проявляют познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в расширении своих знаний. |
Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство) | постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации | Словесный метод: слово учителя, беседа Практический метод: разгадывание шифра, заполнение пропусков, восстановление последовательности пунктов плана Наглядный метод: наглядность на меловой и интерактивной досках, карточка с алфавитом | Давайте же узнаем тему нашего сегодняшнего урока. А для этого я вам предлагаю отгадать шифр. Обратите внимание на экран. Что вы видите? Все верно, это цифры. Но это не просто цифры, это порядковые номера букв алфавита. И если вы расшифруете каждую букву, у вас должно получиться слово. А, чтобы вам было легче это сделать, у вас на партах лежат карточки, на которых представлены буквы алфавита и их порядковые номера. Давайте попробуем отгадать этот шифр в парах Итак, кто-нибудь уже готов сказать слово, которое зашифровано? ИМЯ, прочитай, пожалуйста, что у вас получилось. Все верно, слово, зашифрованное на экране, это РАСТЕНИЕВОДСТВО. Это и будет нашей темой. Теперь мы с вами должны поставить перед собой цель нашего урока. И для этого я вам предлагаю вставить пропущенные слова в предложение. Посмотрите внимательно на экран и подумайте, какая же будет цель. ИМЯ, прочитай нашу цель. Прекрасно, мы теперь знаем тему нашего урока, поставили перед собой цель. Нам осталось составить план, чтобы структурировать наше занятие. Обратите внимание на доску. Здесь расположены пункты нашего плана, но они перемешаны. Наша задача расставить их в правильном порядке. Давайте вместе подумаем, в каком порядке их расположить. Замечательно, у нас теперь с вами есть план, к которому мы с вами будем обращаться на протяжении занятия и отмечать те пункты, которые выполним. Давайте же прочитаем первый пункт нашего плана. ИМЯ. Замечательно, так давайте же притупим к его выполнению | - Цифры (разгадывают шифр) - Растениеводство (смотрят на экран, вставляют пропуски) - Узнать о том, что такое растениеводство, научиться сравнивать культурные растения (помогают расположить пункты плана в правильном порядке) 1. Изучить информацию по теме 2. Выполнить практическую работу 4. Оценить свою деятельность на уроке - Изучить информацию по теме | Ф П Ф | Интерактивная доска, сопровождающая презентация, раздаточный материал (карточки с алфавитом), меловая доска (пункты плана) | Контроль со стороны учителя | - | П - формулируют с помощью учителя цель предстоящей работы. К - соблюдают правила ведения диалога и дискуссии, проявляют уважительное отношение к собеседнику. | проявляют познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в расширении своих знаний. |
Реализация построенного проекта | построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять какпри решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще | Словесный: слово учителя, беседа Практический: чтение, проведение опыта | Сейчас я вам предлагаю открыть учебники на странице 51. Давайте прочитаем определение слова РАСТЕНИЕВОДСТВО. ИМЯ, прочитай, пожалуйста, вслух. Замечательно, ребята, а кто из вас знает, что такое сельское хозяйство? Хорошо, давайте проверим ваши высказывания. ИМЯ, прочитай, пожалуйста, нам определение из учебника. Отлично, теперь мы с вами знаем, что такое сельское хозяйство и растениеводство. Но давайте вспомним, какие растения называют культурными? Приведите примеры. Молодцы, а теперь давайте прочитаем текст, из которого узнаем новую для нас информацию о культурных растениях и о том, зачем люди занимаются растениеводством. Не забываем следить за текстом, в процессе могу попросить продолжить кого-нибудь другого. ИМЯ, начинай, пожалуйста Итак, теперь вы можете мне сказать, для чего люди занимаются растениеводством? Молодцы, ребята. Давайте вернемся к нашему плану, скажите, можем ли мы отметить выполненным первый его пункт? Тогда поставьте галочку на против него. Вы наверное устали, и чтобы продолжить дальше наш с вами урока, предлагаю вам провести физкультминутку. Давайте встанем из-за своих парт и отойдем на безопасное расстояние друг от друга. А в лесу растёт черника А в лесу растёт черника, Земляника, голубика. Чтобы ягоду сорвать, Надо глубже приседать. (Приседания.) Нагулялся я в лесу. Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.) В класс пора мне возвращаться, Чтобы снова заниматься. (Дети садятся за парты.) | (открывают учебники, читают) (приводят примеры) (читают и отвечают на вопросы учителя) - Да (проводят физкультминутку) | Ф | Учебник. | Контроль со стороны учителя | имеют представления о растениеводстве, умеют различать культурные растения, приводят примеры культурных растений. | К - соблюдают правила ведения диалога и дискуссии, проявляют уважительное отношение к собеседнику. | проявляют познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в расширении своих знаний. |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач | Словесный: беседа, слово учителя Наглядный: использование сопровождающей презентации при проверке работы, карточки Практический: выполнение задания в группах | Давайте приступим ко второму пункту нашего плана. ИМЯ, прочитай нам его, пожалуйста. Молодец, давайте продолжим наш урок. С какой целью выращивают культурные, растения мы с вами выяснили. А вот какие группы культурных растений они составляют? Это мы сейчас выясним. А для этого нам надо разделиться на 3 группы. Но прежде, чем мы это сделаем, вы мне скажите, какие правила работы в группах вы знаете? Молодцы, сейчас я раздам каждой группе конверт с картинками культурных растений. Первая группа должна подобрать картинки с зерновыми культурами, вторая – с кормовыми, третья – с прядильными. Зерновые: рожь, овёс, ячмень, пшеница. Кормовые: тимофеевка, клевер, люцерна, кормовая свёкла. Прядильные: лён, хлопчатник. Ребята, всем понятно задание? Хорошо, тогда приступайте к работе. Я вижу, все уже завершили работу, предлагаю проверить, что у вас получилось. Давайте обменяемся между группами своими работами. И каждая группа будет проверять работу других ребят. Посмотрите, пожалуйста, на доску, здесь представлены правильные ответы. Давайте проверим, что же у нас получилось. Все проверили? Поднимите руки те ребята, у кого выполнено все верно. Замечательно, вижу, что все ребята справились на отлично с этим заданием. А теперь я предлагаю каждой группе подготовить небольшой рассказ об одном культурном растении, которые у вас есть. А для этого давайте посмотрим в учебнике рубрику «Практическая работа», прочитайте внимательно задание. Предлагаю составить рассказ, опираясь на эти вопросы и на текст, представленный в учебнике ниже. Всем понятно задание? Отлично, тогда давайте приступим. Вижу, все уже закончили. Давайте сейчас по одному представителю из каждой группы выйдет к доске и расскажет, что же получилось. Замечательно, все справились. | - Выполнить практическую работу (вспоминают правила работы в группах, выполняют работу) | Ф Г | Раздаточный материал (конверты с заданиями), интерактивная доска (сопровождающая презентация) | Контроль со стороны учителя, взаимоконтроль | имеют представления о растениеводстве, умеют различать культурные растения, приводят примеры культурных растений. | К - соблюдают правила ведения диалога и дискуссии, проявляют уважительное отношение к собеседнику Р - объективно оценивают результаты своей деятельности, соотносят свою оценку с оценкой учителя. | проявляют познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в расширении своих знаний. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях | Словесный: беседа, слово учителя Практический: выполнение самостоятельной работы | Ребята, теперь я вам предлагаю выполнить самостоятельную работу с использованием планшетов. Давайте вспомним, какие правила работы с планшетами вы знаете? Верно, сейчас вы можете отсканировать QR-код и приступать к выполнению самостоятельной работы. Вижу, что все уже завершили. Кто ответил на все вопросы правильно, давайте похлопаем в ладоши. Замечательно, я очень рада, что все справились. | ( вспоминают правила работы с планшетами, выполняют самостоятельную работу) | И | Интерактивная доска (сопровождающая презентация), планшеты | Контроль со стороны учителя, самоконтроль | имеют представления о растениеводстве, умеют различать культурные растения, приводят примеры культурных растений. | К - соблюдают правила ведения диалога и дискуссии, проявляют уважительное отношение к собеседнику Р - объективно оценивают результаты своей деятельности, соотносят свою оценку с оценкой учителя. | проявляют познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в расширении своих знаний. |
Включение в систему знаний повторение | повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания | Словесный: беседа, слово учителя | Ребята, давайте вернемся к нашему плану, все ли его пункты мы с вами выполнили? А что мы еще с вами не сделали? Верно, мы с вами не оценили свою деятельность на уроке. Но для начала давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили? Совершенно верно, а что такое растениеводство? Для чего человек выращивает культурные растения? Люди каких профессий работают в растениеводстве? Ребята, вы большие молодцы, я вижу, что вы хорошо усвоили сегодняшнюю тему. | - Нет - Не оценили себя - О растениеводстве - выращивание культурных растений - для того чтобы получать продукты питания, корм животным, материал для промышленности - садоводы, хлеборобы, овощеводы, бахчеводы, хлопкоробы | Ф | - | Контроль со стороны учителя | имеют представления о растениеводстве, умеют различать культурные растения, приводят примеры культурных растений. | К - соблюдают правила ведения диалога и дискуссии, проявляют уважительное отношение к собеседнику | проявляют познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в расширении своих знаний. |
Рефлексия УД на уроке | самооценка результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия | Словесный: беседа, слово учителя Прием «Художественное слово» | Молодцы! Вы сегодня очень хорошо, активно работали на уроке. -Уроки разные бывают. Каким же был у нас урок? Согласны – слышу я хлопок, А не согласны – помолчите, И тихо-тихо посидите. - Наш урок был: -интересным; -необычным; -скучным-скучным; -вкусным-вкусным; -тёплым-тёплым; -очень светлым; -грустным-грустным; -очень вялым; -аппетитным. Ребята, спасибо вам большое за активную работу на уроке, до новых встреч! | (проводят рефлексию) | Ф | - | Контроль со стороны учителя | - | К - соблюдают правила ведения диалога и дискуссии, проявляют уважительное отношение к собеседнику | - |