kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок окружающего мира по теме "Лес и человек"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок из раздела "Природа России".Имеет наглядную презентацию и тест для проверки домашнего задания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира по теме "Лес и человек"»















Урок окружающего мира

по теме:











«Лес и человек»





















































Место проведения:МОУ ЖСОШ №2

4бкласс (Школа России)

Подготовила: Борисова С.Н.







Тема: Лес и человек

Раздел учебника «Природа России» (в разделе 10уроков, данный урок №6)

Цели: 1. Сформировать представление о роли леса в жизни человека и природы

2. расширить представления учащихся об экологических проблемах, возникающих по вине человека

3.развивать познавательный интерес, память, мышление, речь учащихся

4.воспитывать бережное отношение к природе

Оборудование: презентация «Лес и человек», тесты «Лесная зона», карточка с индивидуальным заданием для проверки д/з, энциклопедии, музыка «Пение птиц», предметы из дерева-ложки, шкатулки, матрёшки; изображение деревянных церквей -Кижи, выставка рисунков по теме «Лес в опасности»,знаки «Поведение в лесу»

Ход урока

  1. Орг. момент.

  2. Эмоциональный настрой

Есть у ребят зелёный друг,

Весёлый друг, хороший,

Он им подарит сотни рук

И тысячи ладошек (лес)

прослушать грамзапись пение птиц

-О каком зелёном друге говорится в загадке?А что нужно, чтобы лес был всегда весёлым другом и протягивал нам свои ладошки? слайд 1

-А кто должен оберегать лес?

3. Сообщение темы урока

-О каком зелёном друге говорится в загадке?А что нужно, чтобы лес был всегда весёлым другом и протягивал нам свои ладошки? слайд 1

_Сегодня мы продолжим разговор о лесной зоне,о зелёном друге-лесе. Разберём какое значение имеет лес для человека и какую роль играет человек в жизни леса слайд 2

- Перед тем, как перейти к изучению новой темы, давайте вспомним, что вы знаете о лесной зоне.

4.Проверка домашнего задания.

1)тест «Зона лесов»

2) Работа по карточкам(2человека)

индивидуальные задания - Составить и записать 2 цепи питания, сложившиеся в лесной зоне.(1 ученик у доски)

Зрительный диктант: соединить стрелками деревья и лес, в котором они произрастают. (2ученик)

Пихта

тайга

Береза


Кедровая сосна


Липа

смешанный лес

Ольха


Сосна


Лиственница

широколиственный лес

Дуб


Клен



.











3) Вы приехали в пустыню,где нет лесов. Как бы вы рассказали,что такое лес?

4) фронтальная работа-игра «Я знаю лес» слайд 3

-Какой лес называем тайгой?

-Узнай дерево по описанию (Высокое, стройное, с желтовато-красной корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки округлые

-Какое дерево сбрасывает иголки на зиму?

- Какая птица распространяет семена кедра?

-Какое дерево считают символом России?

-Это животное умеет не только прыгать,но и летать.

- Плодами какого дерева являются жёлуди?

-У какого животного на спине пять чёрных полосок ?

5.Работа над новой темой

Слайд 4-9 _Нам предстоит выяснить,чем является лес для человека и природы?

Чтение стихотворения С. Никулиной “Русский лес”

Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.

А будет жажда мучить -
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.

Лес очень любит пеших,
Для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший
С зеленой бородой.

Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.

- О каких отношениях говорится в этом стихотворении? (В стихотворении говорится об отношениях между человеком и лесом.) Чем является лес для человека? Слайд 10- рассказ по схеме.

- Для кого лес является домом? Докажите.

(лес- дом для растений, животных, грибов)

Лес-источник древесины. Назовите предметы в классе из дерева

Раньше на Руси всё делали из дерева:начиная от посуды,до жилища(дома,бани,сараи,лодки,оружие,мебель,инструменты и т.д.Даже построены храмы и часовни целиком из дерева-показ картинки Кижи

- Почему лес – аптека? (много лекарственных растений, лечит чистый лесной воздух- фитонциды, пища и чистая вода)

Чтение текста о фитонцидах с.106-107

Физминутка «Брянский лес»

Брянский лес,брянский лес

Друг земли, друг небес

Старыу друг лесников.

Верный друг грибников

Непуганных птиц-

И щеглов,и синиц,

Снегирей,глухарей,

Друг мохнатых зверей

6. Проблемная ситуация. Слайд 11

Лес - прочное природное образование. Леса существуют на земле сотни, тысячи лет. Ничто и никто не может уничтожить лес.

- Согласны ли вы с этим высказыванием? (дети доказывают свои ответы)

7. Экологические проблемы. Слайд 12

- А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу?

- Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса?

а) - Послушайте еще одно стихотворение и подумайте, о какой экологической проблеме идет речь В. Шефнер “Лесной пожар” (читает ученик) слайд 13

Забывчивый охотник на привале

Не заметал, не растоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра…
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер.
И, сыпля искры посреди поляны,
Багровые лохмотья распростер.
- Какой поступок человека стал грозной бедой для леса?

- А ведь этого могло не случиться, если бы человек соблюдал правила разведения костра и не забыл погасить его.

Чтение статьи учебника о правилах разведения костра с.111

б) Н. Некрасов.

Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слез.
Сколько тут было кудрявых берез!
Там из-за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели.
Там поднимался дубок молодой,
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.

Вдруг мужики с топорами явились.

Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал - и вон убежал.

- О какой экологической проблеме идет речь в стихотворении? (Вырубка леса) слайд 8

-Учёные подсчитали, что за каждую минуту вырубается 20га леса.

Пословица

Помни,человек,

Срубишь-за минуту,

Вырастишь –за век



Объясните смысл пословицы

- Посмотрите, как в настоящее время идет заготовка древесины. (Показ слайда)

- Если раньше лес вырубался по мере надобности, при помощи топора, то сейчас после лесорубов остаются только пеньки. Людям казалось, что леса так много, что его невозможно вырубить. Теперь стало ясно: лес в опасности! Это и понимала девочка Саша из стихотворения Некрасова, ей было жаль птиц и зверей, оставшихся без дома.

- Какие чувства у вас вызывает эта фотография?

в) -Какую проблему леса поднимает автор? Слайд 14

рассказ Сухомлинского “Стыдно перед соловушкой»

Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомленные дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда уже девочки заканчивали обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулек в сумку.

- Зачем ты берешь с собой мусор? - сказала Оля. - Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит!

- Стыдно перед соловушкой, - тихо ответила Лида.

- Чье поведение в лесу вы считаете правильным?

Помните: Брошеннная в лесу бумага может лежать до полного разложения до 2х лет, консервная банка свыше 2оо лет, а стекло 1000лет.- слайд 15

-Какие ещё проблемы леса вы знаете? (неумеренная охота,браконьерство)-слайд 16

- К чему приводит жестокое обращение с животными?

Слайд 17

8. Правила поведения в лесу

У. Посмотрите на знаки-поведения в лесу,о чём они говорят?

Рассмотрите выставку рисунков, которую вы подготовили к уроку. Что нужно помнить каждому из нас?


Вывод: Конечно же, каждый из нас должен задуматься, какими увидят леса наши потомки через век, через тысячелетие, и сможет ли лес им дать то, что сейчас дает нам.

9.Итог урока: Важна или нет тема сегодняшнего урока? Что может сделать каждый из вас, чтобы сохранить лес?

10. Домашнее задание.

Стр. 106 – 113 учебника,ответить на вопросы с 111

Подготовить сообщение о заповедниках лесной зоны;






















Тест «Природная зона лесов».

1.Природная зона лесов состоит из....

а) пяти частей б) двух частей

в) трёх частей г) одной части.


2.Самую большую территорию занимают....

а) смешанные леса

б) тайга

в) широколиственные леса.


3.Природные зоны России расположены в таком порядке:

а) тундра,арктическая зона, зона лесов

б) арктическая зона,зона лесов,тундра

в) арктическая зона,тундра,зона лесов.


4.В тайге растут:

а) пихты,ели,лиственницы

б) дубы,сосны,ели

в) берёзы,липы, лиственницы.


5. В тайге живут:

а) песец,лемминг,северный олень

б)морж,тюлень,белый медведь

в) соболь,кедровка,бурундук


6. Какаие из деревьев НЕ из широколиственных лесов:

А)сосна б)дуб в)клён г)вяз д)пихта е)ясень


7. какое звено пропущено в цепи питания: лось , рысь, бурундук

осина

?

заяц



8.Промежуточная зона между тундрой и лесной зоной:

А) лесополоса

Б) лесотундра

В)тайга



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок окружающего мира по теме "Лес и человек"

Автор: Борисова Светлана Николаевна

Дата: 10.01.2020

Номер свидетельства: 535202

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конспект  урока окружающего мира на тему "Лес и человек",4 класс "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-na-tiemu-lies-i-chieloviek-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "108537"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403725442"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Открытый урок окружающего мира по теме "Как открывали Африку" "
    ["seo_title"] => string(68) "otkrytyi-urok-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-kak-otkryvali-afriku"
    ["file_id"] => string(6) "165036"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422729404"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект урока окружающего мира по теме "Природа в опасности" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-priroda-v-opasnosti"
    ["file_id"] => string(6) "110357"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405947918"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Презентация урока  окружающего мира 4 класс "Лес-природное сообщество" "
    ["seo_title"] => string(84) "priezientatsiia-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-4-klass-lies-prirodnoie-soobshchiestvo"
    ["file_id"] => string(6) "157096"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421528843"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока по окружающему миру "В лесу и на воде" "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-v-liesu-i-na-vodie"
    ["file_id"] => string(6) "188578"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426695928"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства