Автор учебника А.А. Плешаков, УМК «Школа России»
Составлено учителем начальных классов МБОУ лицей №3 Г. Кулебаки Даниловой Н.Е.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Организационный момент. Беседа. | Чтение стихотворения: Как интересен мир вокруг! К уроку ты готов, мой друг? Трудись, не отвлекайся И все узнать старайся! | Слушают учителя, сигналят «светофорчиками» о готовности к уроку, настраиваются на урок. | Личностные: освоение личностного смысла учения, желания учиться. |
2. Минутка календаря | - Ребята, назовите сегодняшнее число, месяц, день недели (в ходе ответов учитель вывешивает на доску карточки) Какое сейчас время года? (осень) Назовите осенние месяцы. Расскажите о сегодняшней погоде и обозначьте ее с помощью карточек (используются условные знаки, принятые в «Научном дневнике») Зачем нужно смотреть утром на термометр? На календарь? (чтобы знать, какая нужна для выхода на улицу одежда, брать ли с собой зонт и головной убор; чтобы вспомнить расписание уроков на день и не забыть учебные принадлежности) | Участвуют в беседе, повторяют знания о временах года, днях недели; учатся графически обозначать погоду, применять эти знания в быту. | Коммуникативные: умение строить диалог с учителем, давать полные ответы на вопросы Познавательные: умение переводить полученную информацию в символическое изображение, |
3. Повторение материала прошлого урока. а). Беседа по вопросам б) Работа с карточками в парах в) Работа с сигнальными карточками | Ребята, а как выглядят сейчас деревья? ( в ответе добиться от детей употребления определений «лиственные», «хвойные») Сумеете ли вы узнать деревья под снегом? (Дети получают карточки для работы в парах. Вызванный ученик работает у доски) - Ребята, Мудрая Черепаха не успела дойти к нам по скользкой дороге и прислала телеграмму. Послушайте, все ли здесь верно? Покажите зеленый сигнал, если ответ верный и красный, если неверный. *Лиственница сбрасывает на зиму листья-хвоинки. *У ели и сосны листьев нет *Листья хвойных деревьев называют хвоей. *Лиственница не сбрасывает на зиму листья-хвоинки. | Участвуют в беседе, используя наблюдения и личный опыт Работают в паре, проверяют правильность выполнения по образцу на доске Учатся оценивать информацию с позиции «верно-неверно», используя знания по данной теме | Познавательные: знание существенных признаков хвойных и лиственных деревьев, умение приводить примеры для каждой группы растений Коммуникативные: умение сотрудничать в совместном решении задачи. Регулятивные: самостоятельная организация рабочего места, оценка своего результата с опорой на образец |
4.Физкультминутка «Светофор» | Р ебята, на дороге тоже нужно быть очень внимательными и знать сигналы светофора. Давайте их повторим (учитель показывает сигналы на модели светофора). -дети неподвижно стоят - Дети, прикрывшись ладонью, смотрят по сторонам -ходьба на месте | Дети участвуют в игре, стараясь соблюдать правила. | Познавательные: знание правил дорожного движения Личностные: формирование навыков безопасного поведения на дороге, внимания |
5. Переход к изучению новой темы | Что-то давно, друзья, не приходил к нам муравьишка Вопросик. Почему, как вы думаете? (муравьи прячутся зимой) Учитель читает стихотворение А.Барто Я знаю, что надо придумать, Чтоб не было больше зимы, Чтоб вместо высоких сугробов Вокруг зеленели холмы. Смотрю я в стекляшку Зеленого цвета, И сразу зима Превращается…( в лето!) (учитель подносит к глазам зеленое стеклышко) Беседа по содержанию стихотворения: -Какой секрет нам открыла писательница А. Барто? -Что нужно, чтобы самим совершать чудеса? (не только стеклышко, но и выдумка, фантазия) Давайте и мы попробуем с помощью выдумки, фантазии перенестись в лето. (дети закрывают глаза, а учитель проводит тренинг) Положите голову на стол, закройте глаза и представьте, что сейчас лето. Светит яркое солнце. Мы с вами оказались на зеленой лужайке. В эту пору на лугу очень весело. Какое множество пчел носится возле цветущих трав! Пахнет медом. Над цветами летают бабочки, гудят шмели. Глаза открыты- перед детьми луг с насекомыми. - Ребята, здесь живет муравьишка и его друзья. С кем дружит Вопросик? (дети называют и обобщают – насекомые) Сегодня мы поговорим о лучших друзьях муравьишки. Назовите тему сегодняшнего урока (Насекомые) | Слушают учителя, развивают свое воображение, учатся обобщать предметы и самостоятельно формулировать тему урока. | Познавательные: сравние и группировка объектов; умениеопределять источники информации для выполнения задания. Коммуникативные: умениеслушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; оформлять свои мысли в устной речи. |
6. Работа по теме урока. а). Изучение строения насекомых на примере муравья. б). Сравнение строения муравья и бабочки. В). Загадки о насекомых Г) Наблюдение за окраской насекомых | Рассмотрите рисунок (работа с презентацией). Назовите части тела муравья: голова, глаза, усики, грудь, брюшко, ноги. Обратить внимание детей на насечки на теле муравья. Сделайте вывод, почему муравьишку и его друзей назвали насекомыми. Изучите по учебнику строение тела бабочки. Назовите и покажите все части тела. Зачем бабочке хоботок? Вывод: у всех насекомых 6 ног Учитель читает загадки на слайдах презентации, дети называют отгадки и находят названных насекомых в учебнике. - О ком из насекомых загадки не прозвучали? ( о шмеле, кузнечике) Подберите дома загадки об этих насекомых или составьте их самостоятельно - Кто спрятался на этом слайде? (стрекоза, кузнечик) -Почему они такие незаметные? (у них окраска зеленого и голубоватого цвета) -Назовите насекомых на следующем слайде? Почему они не прячутся? (шмель, божья коровка, бронзовка) Вывод: у некоторых насекомых окраска маскирует их, у других предостерегает – не тронь меня! Помните об этом и ведите себя в природе правильно. | Слушают учителя, сравнивают и обобщают информацию в учебнике и в презентации, учатся делать вывод, соблюдать правила поведения в природе. | Познавательные: умение наблюдать и делать самостоятельные простые выводы. Регулятивные: умение определять цель учебной деятельности. Коммуникативные: Построение речевого высказывания, выдвижение и обсуждение гипотез |
7. Первичное закрепление. А) Работа с тетрадью. Б) Работа с атласом-определителем В) Раскрашивание жуков по образцу в тетради | Ребята, рассмотрите в тетради различных жуков. В квадратиках пронумеруй жуков в порядке увеличения размера тела (самостоятельная работа детей) Проверка проводится на экране. Самоконтроль. - Ребята, какие из этих жуков вам знакомы? Давайте узнаем, как зовут наших новых знакомых. На стенде справочная литература. Какой книгой вы воспользуетесь? (атласом-определителем «От земли до неба») Хорошо. Работать вы будете по рядам (дети получают атласы с закладками учителя). 1 ряд – № 1,2 2 ряд - № 3,4 3 ряд - № 5,6 Проверка: дети называют жуков, а учитель вывешивает карточку с номером и названием жука. Отмечается самый дружный ряд. А теперь в тетрадях раскрасьте вторую половину каждого жука по образцу, чтобы цветочный луг стал ярким и красивым. При проверке отметить самые яркие и аккуратные рисунки | Учатся сравнивать предметы по размеру, располагать в указанном порядке. Выбирают нужный справочник из предложенных, работают в группе, проверяют свою работу. Раскрашивают по образцу, соблюдая границы рисунка, правильное положение карандаша в руке, работают за ограниченный период времени. | Регулятивные: соотносить выполненное задание с образцом, оценивать правильность выполнения действий Л ичностные: воспитание любви ко всему живому, к красоте родной природы, Познавательные: расширение знаний о насекомых, среде их обитания Коммуникативные: умение работать в группе, распределять обязанности и согласовывать свои действия |
8. Подведение итогов урока. | Пора, ребята, нам покидать луг. На прощание пожмем жукам ножку (учитель выполняет шуточное приветствие) -Сколько ног у насекомых? - С какими насекомыми мы сегодня познакомились? - Какой справочник помог нам узнать больше о насекомых, об окружающем мире? Что вам понравилось на уроке? Какое задание было самым трудным? Самым интересным? | Ученики первой группы работают самостоятельно с последующей самопроверкой. Учащиеся второй и третьей групп выполняют проверку выполнения фонетического разбора, анализируют ошибки. Записывают кратко фонетический разбор. | Регулятивные: осуществление контроля за выполнением задания, умение обосновывать, определять круг своего «знания-незнания» Коммуникативные: уметь использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: обобщение и систематизация полученных знаний |
9. Рекомендации для работы дома | Детям предлагается подобрать загадки про насекомых или сочинить сказочную историю по картинкам учебника (стр.33) | Слушают и запоминают задание | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу Личностные: воспитание любви к родной природе, развитие интереса к творчеству |