2 | Этап планирования и целеполагания | 1. Звучит аудиозапись со звуками природы. (Приложение аудиозаписи «Звуки весны» (на диске) - Когда можно услышать эти звуки? - Весной пробуждается природа, все живое радуется весне. Природа наполняется звуками. Вспомните прошлый урок, какие животные просыпаются весной? -Сегодня мы продолжим путешествие в мир животных. А вот о каких животных мы будем говорить, вы узнаете, когда соберете мозаику (Приложение 1) Проверка выполненного задания (на интерактивной доске появляются рисунки насекомых) Флипчарт № 1(до определения темы урока) - Кто догадался, какая тема нашего урока? 2. работа с первой и второй колонкой таблицы «Знаю, хочу узнать, узнал». - Что вы слышали, знаете о насекомых? - Что бы вам хотелось узнать о них? (Так как темп письма у первоклассников медленный, то учитель сам записывает кратко ответы детей в колонки на интерактивной доске) Флипчарт № 2 (до заполнения 1 и 2 колонки) | Слушают аудиозапись, высказывают свое мнение (это весна, поют птицы, жужжат пчелы, пищит комар, весной просыпаются и квакают лягушки) Работают в группах, собирают картинки насекомых: бабочка, божья коровка, муха. Проверяют правильность выполненного задания, сверяя с рисунками на флипчарте. Называют тему урока, открывают «шторку», под которой появляется слово «Насекомые». Высказывают свое мнение. Отвечают на вопрос, начиная со слов: «Я хочу узнать, как … Я хочу узнать, почему… Я хочу узнать, кто… Я хочу узнать, какие… Полезные или вредные…..Что будет, если…» | Регулятивные: развитие мотивов учебной деятельности; освоение правил контроля Коммуникативные: умение планировать учебное сотрудничество со сверстниками Личностные: развитие познавательного интереса, учебных мотивов Познавательные Общеучебные: умение строить речевое высказывание в устной форме; с помощью учителя формулировать тему и цели урока Коммуникативные:умениезадаватьучебныевопросы |
3 | Этап усвоения новых знаний | 1.Работа в группах с раздаточным материалом. - Насекомые – самые распространенные обитатели животного мира на Земле. Их более 1 млн. видов. Сегодня мы вместе попробуем ответить на те вопросы, которые вы задали. Рассмотрите рисунок мухи (Приложение 2) Какие части тела можно выделить? Подпишите части тела насекомого, пользуясь словами-подсказками. Флипчарт № 3 (до выполнения задания) - Проверим правильность выполненного задания с помощью волшебной лупы. - Оцените работу в паре, заполнив первую строку таблицы. Как вы выполнили первое задание? (Приложение 3, 5) + выполнили легко и правильно ? выполнили с ошибками - было трудно, не справились 2. - Как же можно узнать насекомое? - Чем оно отличается от других животных? Выделите главные отличительные признаки. - Выскажите свое мнение, почему насекомое так назвали? Учитель обращает внимание учащихся на полоски, насечки, которые имеются на брюшке насекомого, используя функцию ИД «прожектор» - увеличение части объекта - Прочитаем вывод в учебнике на стр.71 3. Работа с загадками -Угадайте по описанию, о каком животном идет речь. Это животное плетет красивую легкую сеть, чтобы поймать себе на обед насекомых. Оно не летает, а тихонько ждет, когда кто-нибудь попадет в его ловушку (паук). Это животное делает землю плодородной. Роет узкие ходы, чтобы корни растений могли дышать. Его можно найти под старыми корешками. После дождя оно выбирается на поверхность земли подышать (дождевой червяк). Эти животные живут большими семьями, строят дома рядом с деревьями и пнями из веточек и травинок в виде холмика, питаются чаще всего соком растений, насекомыми. Это кровососущее животное с тонким телом и длинными ногами, с тонким и длинным, как спица, хоботком (комар). 4. Работа в парах с раздаточным материалом. Согласитесь ли вы со мной, если я скажу, что все эти животные относятся к насекомым? Закрасьте кружок только около насекомых. (Приложение 6)
- Проверим правильность выполненного вами задания (выдвигается стрелка на флипчарте, появляются правильные ответы). - Оцените работу в паре – задание № 2 - Угадайте еще одну загадку. Волосата, зелена, В листьях прячется она. Хоть и много ножек, Бегать всё равно не может. - Верите ли вы, что гусеница относится к насекомым? - Посмотрим фильм о превращении гусеницы (Приложение видеозаписи о превращении гусеницы в бабочку - 1 мин (на диске) - Что же можно сказать о гусенице? 5. Работа по учебнику. - Рассмотрите рисунки бабочек – стр. 71. Кто видел? Почему их так назвали? (фото гусениц бабочек капустницы и крапивницы). – Пользу или вред приносят бабочки? Что будет, если бабочки исчезнут? Вывод: в природе все взаимосвязано, нет абсолютно полезных или абсолютно вредных насекомых. | Выполняют задание в группах, подписывая части тела насекомого. Ученик на интерактивной доске устанавливает соответствие, перемещая слова – подписи. Флипчарт № 3(проверка) Флипчарт № 4 Проверяют выполненное задание с помощью «волшебной лупы» Обсуждают, сравнивают с другими животными, выделяют общие признаки (6 ног, есть насечки на брюшке), делают вывод.
Читают вывод по учебнику, сравнивают его со своим выводом. Угадывают название животного, проверяют, открывая рисунок –отгадку на интерактивной доске Флипчарт № 5 Сравнивают части тела различных животных, делают вывод, выявляют противоречия. Ученик на интерактивной доске, пользуясь заливкой, выделяет рисунки с изображением насекомых, обосновывая свой ответ (у паука 8 лапок, у червяка нет лапок – это не насекомые) Флипчарт № 5 (проверка) Оценивают работу в паре, заполняя вторую строку таблицы самооценки. Угадывают загадку, высказывают свое предположение (как правило, мнения детей расходятся). Смотрят фильм (1 минута), делают вывод: гусеница – это личинка насекомого. Высказывают свое предположение (капустница вредна, потому что ест капусту, бабочки красивы и полезны.., они опыляют растения.., если бы не было бабочек, исчезли бы растения…, растений стало бы мало…и др.) | Регулятивные: умение принимать и сохранять задачу Коммуникативные: умение сотрудничать со сверстниками, договариваться Познавательные Логические: умение устанавливать соответствие Общеучебные: умение давать оценку одного вида деятельности Личностные: умение оценить себя на основе критериев, предложенных учителем Познавательные Логические: анализ с целью выделения существенных признаков, выдвижение гипотез и их обоснование; классификация объектов Регулятивные: освоение правил планирования, контроля, способа решения Коммуникативные: умение сопоставлять информацию из других источников с имеющимся жизненным опытом Познавательные: Логические:умение строить речевое высказывание в устной форме; Коммуникативные: умение принимать чужую точку зрения, отстаивать свою Личностные: умение оценить себя на основе критериев, предложенных учителем Коммуникативные: умение принимать чужую точку зрения, отстаивать свою Личностные: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения |
5 | Этап закрепления новых знаний | 6.Работа в группах. - А эти насекомые вам знакомы? Флипчарт № 6 -Прочтите о них в учебнике на стр.20-21. расскажите по плану: размер, окраска, чем питаются. Проверка выполненной работы - Оцените работу, заполнив третью строку таблицы самооценки. 7. Работа в парах.(Приложение 4) - Насекомые - удивительные животные. Каждая пара получает короткий текст с фактом из жизни какого-либо насекомого и готовится рассказать классу. | Высказывают свое предположение
Класс делится на 3 группы (в каждой группе по 2 пары учащихся): 1 группа читает о жужелице, вторая – о майском жуке, третья - о пчеле. Представитель от каждой группы рассказывает о насекомом по плану, соотносит название и рисунок, перемещая слово к картинке. Флипчарт № 6 Заполняют третью строку листа самооценки В парах читают текст. Обсуждают, сообщают о прочитанном классу. | Познавательные Общеучебные: осуществление поиска и выделение конкретной информации; умение работать с таблицей Логические:умение строить речевое высказывание в устной форме Регулятивные: понимание смысла простого текста Личностные: умение оценить себя на основе критериев, предложенных учителем |
6 | Рефлексия | 1. Прием «Знаю, хочу узнать, узнал» (учитель возвращается к заполненной таблице). - Что вы хотели узнать о насекомых? -Что узнали? -Что показалось интересным? - Что удивило? О чем хотелось бы рассказать родителям? -Зачем нужно знать об этих животных? Где пригодится в жизни? - На все ли вопросы получили ответ? 2. - Обратимся к таблице самооценки. Каких знаков у вас больше? - Ребята, у которых в таблице самооценки больше плюсов, получают трафарет насекомого. -Изучили в школе дети Много видов незнакомых, Мы узнали, что на свете Всего больше …… -А еще, если бы не было насекомых, не было бы яблок и многих других вкусных фруктов и овощей. Но об этом вы узнаете на других уроках окружающего мира. Для того, чтобы оценить свою работу я предлагаю вам написать на лучике, который у вас лежит на столе чему вы научились на этом уроке, что вам понравилось и что вы узнали. И подойти приклеить эти лучики к солнышку. Я узнал Я научиля Мнепонра-вилось | Отвечают на вопросы учителя. Осуществляют рефлексию на содержательном, коммуникативном и эмоциональном уровне Определяют причину успеха или неуспеха, делают выводы Прикрепляют трафарет насекомого на импровизированную полянку на доске Отвечаютхором (насекомых) | Коммуникативные: умение строить речевое высказывание Личностные: Самоопределение: формирование адекватной осознанной самооценки Самооценка: умение определять причины успеха в учебной деятельности; анализировать и контролировать результат |