Дидактическая цель: создать условия для усвоения детьми новых знаний по теме урока .
Задачи:
Дать представление о характерных признаках явлений природы в разные времена года, расширить знания детей об изменениях в неживой природе .
Развитие представления учащихся о многообразии явлений природы в разные времена года. Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, логического мышления.
Воспитывать через элементы театрализации, музыки, отрывков произведений известных писателей в детях эстетическое восприятие природы , культуру поведения при фронтальной работе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира по теме: "Явления природы"»
30
Предмет: окружающий мир, 1-й класс,
Тема урока : Явления природы .
Тип урока : Открытие нового знания.
Дидактическая цель: создать условия для усвоения детьми новых знаний по теме урока .
Задачи:
Дать представление о характерных признаках явлений природы в разные времена года, расширить знания детей об изменениях в неживой природе .
Развитие представления учащихся о многообразии явлений природы в разные времена года. Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, логического мышления.
Воспитывать через элементы театрализации, музыки, отрывков произведений известных писателей в детях эстетическое восприятие природы , культуру поведения при фронтальной работе.
Формировать УУД:
– выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД); – умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД); – умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану (Регулятивные УУД); – умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД).
Планируемый результат.
Предметные:
Иметь представление о характерных признаках явлений природы в разные времена года.
Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; оценивать жизненные ситуации поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей (Личностные УУД).
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно искать и собирать информацию по теме урока (Коммуникативные УУД).
Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД)
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная работа;
парная;
индивидуальная.
Оборудование:
учебник “Окружающий мир” для 1 класса, автор Н.Ф. Виноградова;
рабочая тетрадь по окружающему миру.
мультимедиа установка, компьютер;
карточки с изображением времен года, явлений природы для практической работы.
Ход урока
I. Самоопределение к учебной деятельности (2 минуты)
- Здравствуйте! Начнём наш урок окружающего мира.
– А что мы должны совершать на каждом уроке? (На каждом уроке мы должны открывать для себя что-то новое.) – А чтобы заметить что-то новое, какие умения вы должны развивать в себе? (Умение воображать, слушать, наблюдать, развивать свою речь.)
– Каким вы хотите, чтобы получился наш урок ? (Интересным, весёлым, познавательным) – Это будет зависеть от того, как мы будем помогать друг другу. – Итак, чему будет посвящён наш урок ? (Изучению нового)
II. Актуализация опорных знаний (2 минуты)
Послушайте загадку. (Учитель читает загадку):
Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг? Небо светло-голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает. Поле, речка и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса. Человек и время года – Это все вокруг … природа.
- А какая природа бывает? (Живая и неживая)
Сейчас мы с вами проведём речевую разминку
- Я буду задавать вопросы, а вы на них отвечать.
- Дождь бывает зимой?
- Снег бывает :?
- Град бывает:?
- Листопад бывает:?
- Иней бывает..?
- Гроза бывает:?
- Туман бывает :?
- Радуга бывает:?
- На основе этих вопросов сформулируйте тему сегодняшнего урока.(явления природы)
III. Постановка проблемы(1 мин)
- Какую же цель мы поставим на этом уроке ? (узнать о явлениях природы .)
- Мы поговорим о явлениях природы , в разные времена года.
IV. ”Открытие” нового знания(17 мин)
- Я в вопросах вам называла явления природы. А что такое "явление"?
- Более точное значение этого слова можно узнать в специальных словарях. Обратимся к толковому словарю Ожегова (показываю словарь) и найдем значение слова " явление" (показываю как работать со словарём).
- Что изображено на этих картинках? Перечислите. (дождь, иней, листопад, снегопад, снег, таяние снега, ледоход, гроза, роса, радуга, туман)
- Что вы перечислили? (явления природы)
Посмотрите на доске ребус. На нём зашифрованно явление природы. Разгадайте.
- Какое явление природы у вас получилось? (дождь)
Ребята, а вы знаете откуда берётся дождь?
А как дождь попадает в тучу?
Три дня назад мы с вами налили в стакан воды и поставили в тёплое место. Что произошло в водой? Давайте проверим.
То же происходит и на поверхности земли. вода испаряется непрерывно и в большом количестве. она испаряется не только с поверхности рек, озер, морей и океанов, но и с суши. Много воды испаряется с поверхности почвы, песка, большое количество воды испаряют растения.
Что же происходит с водой в небе? Высоко в небе намного холоднее, на поверхности земли. невидимый пар превращается в капельки воды. Их очень много, и они образуют облако.
на доску прикрепляется карточка облако.
- Капельки соединяются. становятся крупнее. Так образуется туча.
- Нижний край тучи становится тёмным от крупных капелек, которые не могут больше держаться в воздухе. они падают на землю. Это множество падающих капель мы называем дождём.
вывешивается карточка с дождём.
посмотрите. как образуются тучи и осадки.
учитель показывает опыт.
опыт
Плотно сжать сухой комочек ваты. затем опустить его в блюдце с водой. Комочек с ваты будет разворачиваться и набухать от воды. Осторожно приподнять вату (пинцетом) за верхнюю часть над блюдцем. Если воды достаточно, то капли начнут капать в блюдце.
Учитель поясняет детям все действия:
- Посмотрите, представьте, что в руках у меня маленькое облако, оно насыщается водой. Воды набралось очень много. Наше облако превратилось в тучу, капельки воды не могут удержаться в ней и начинают падать. Идёт дождь.
Динамическая пауза. Метод «Электрическая цепь»
Сейчас мы с вами отдохнём, получим заряд энергии для следующей работы.
Постройтесь по росту. Рассчитайтесь по порядку 1,2. Первые номера 2 шага вперёд. Повернитесь к своим товарищам. Возьмитесь за руки, образуя цепь..Задача передать сигнал по цепочке. Когда сигнал получит первый ученик, он хватает предмет со стола. Играем молча.
Молодцы! Отдохнули! Садитесь!
А может ли дождь быть во все времена?
Это мы с вами узнаем поработав в группе.
– Какие времена года (сезоны) вы знаете? (Осень, зима, весна, лето)
– Сколько их? (4)
– Сейчас мы разобьемся на 4 группы.
Перед каждым на столе лежит квадрат. На квадрате время года. Разбейтесь на группы по временам года.
Каждая группа получает таблицу и картинки. Задача группы подобрать явления природы к своему времени года и наклеить в таблицу.
Выберите, кто будет отвечать.
Выслушиваются выступления каждой группы. На доску вывешиваются иллюстрации с явлениями природы с данным временем года.
- На какой вопрос мы должны были ответить?( А может ли дождь быть во все времена?)
V. Первичное закрепление(2 мин)
1. Творческое задание в рабочей тетради (с. 21)
Внизу нарисованы рисунки: листопад, тучи, дождь.
Выберите самостоятельно явление природы, которое вам понравилось и раскрасьте его.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой.(5 мин)
Работа в парах.
У детей разрезанные на несколько частей карточки с изображением явлений природы . Составляют рисунок и говорят, к какому времени года относится это явление .(Фронтальная проверка)
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение (3)
Игра. «Угадай, к какому времени года относятся явления природы?»
Учитель называет явления природы – ученики показывают карточки с изображением времени года.
Дождь Метель
Снег Листопад
Радуга Ледоход
Туман Иней
Таяние снега Гром и молния
Сделаем вывод нашего урока: изменения в природе : дождь, снег, град, ветер, метель, радуга, гром и молния, туман, иней, листопад – все это явления природы
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)
– О чем мы говорили на уроке ?
Что узнали нового?
Хочется ли узнать ещё больше по этой теме?
– Достигли ли поставленных целей?
- Где можно применить новые знания?
- Что на уроке у вас хорошо получилось?
- Над чем ещё надо поработать?
- У вас на партах лежат карточки “настроения” – лучик и капелька.
Если вам понравился урок и у вас урок вызвал хорошее настроение, то возьмите карточку с лучиком от солнышка , если у вас не всё получилось, как вы хотели, то возьмите карточку с капелькой дождя. Подойдите к доске и прикрепите лучик к солнышку или капельку к туче.
Спасибо всем за урок , все ребята молодцы, хорошо поработали.