Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 78»
г. Новосибирска
Урок окружающего мира в 1 классе
УМК «Школа России»
«Откуда берутся снег и лёд?»
Подготовила:
ВиноградоваОксанаВладимировна,
учитель начальных классов
2019 год
Тема: Откуда берутся снег и лёд
Цели:
1. Познакомить с некоторыми физическими свойствами снега и льда при помощи опытов, закрепить полученные знания.
2. Повторить признаки зимы в неживой природе.
3. Воспитывать любовь к природе.
4. Прививать интерес к окружающему миру; учить использовать приобретенные знания на практике.
Оборудование:
для учителя: мелодия из сказки «Снежная королева»,карточки со словами для составления телеграммы, карточки со словами-свойствами снега и льда, рисунки Снеговичка и Ледовичка, лёд, молоток, палочка;
для учеников:снег, лёд в стаканах, стаканы с водой, цветные открытки.
Ход урока:
I. Организационный момент. Мотивация
Звучит музыка из сказки «Снежная королева».
- Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в царство Снежной королевы, познакомимся с её главными министрами, научимся отличать их друг от друга по характеру и свойствам, а делать это будем при помощи опытов.
II. Наблюдение
- У нас в гостях будут два министра. Сейчас они собираются к нам в гости, но не знают погодных условий. Нам нужно сочинить чёткую, но короткую телеграмму и отправить её в царство Снежной королевы.
- Давайте попробуем её составить.
- Какое сейчас время года? (Зима)
- Какой сейчас месяц? (Январь)
- Назовите признаки зимы. (Холод, мороз, осадки в виде снега, низкая температура, ветер холодный, жгучий, колючий, иногда бывает с метелью и вьюгой)
- Какой сегодня день? (Ответы детей) Давайте выберем слова для телеграммы.(На доске слова:Зима, весна, январь, март, холод, тепло, мороз, лёгкий ветерок, холодный ветер, снег, дождь, метель, вьюга, иней.)(Ученик выставляет на доске заранее подготовленные слова и фразы, после ответов детей)
- Как бы вы посоветовали министрам одеться? (Добавляется фраза «Одевайтесь теплее»)
III. Повторение изученного материала
- Ребята, отгадайте загадки.
Вьётся, словно лента,
В дымке голубой,
Может быть спокойной,
Может бить волной.
Тёмной и глубокой,
Что не видно дна.
Мелкой и прозрачной
Может быть она,
А в жару купает
Нас в своей волне.
Что это такое,
Подскажите мне. (Река)
Бегу я, как по лесенке,
По камушкам, звеня.
Издалека по песенке
Узнаете меня. (Река)
- Конечно же, река.
Кто в гости реки созывает
И воды все в себя впускает? -
Бунтуя в голубом просторе,
Волною бьет о берег... (море)
Омывает шар земной
Он соленою водой,
Кто морей всех капитан?
Необъятный... (океан)
- Куда же текут реки?
- Как называется река, которая течёт в нашем городе? Куда она впадает? (Ответы детей)
- Что относится к живой и неживой природе?
- А теперь давайте поиграем.
Игра «Живая – неживая природа».(Дети хлопают в ладоши, если предмет относится к живой природе, и не хлопают, если назван предмет неживой природы)
Дерево, камень, человек, белка, вода, снег, ель, небо, дождь, волк, воробей, солнце, тополь, муравей.
- Молодцы.
- А сейчас Снежная королева прислала вам снежки с заданиями и хочет проверить, знаете ли вы признаки живой и неживой природы зимой. (Ученики выбирают «снежок» с заданием, прочитывают его и отвечают на вопрос)
Почему с наступлением зимы у нас стало холодно?
Каким будет день (морозным или тёплым) по описанию: небо голубое, высокое, солнечное, безветренно?
Каким будет день по описанию (морозным или тёплым) по описанию: небо затянуто слоистыми облаками, повисло над головой, серой пеленой окутало всю землю, идёт снег?
В какую погоду не идет снег?
Сегодняшнее утро морозное, вчера было тепло. Что мы сможем увидеть на деревьях и проводах?
В какую погоду можно слепить снежную бабу?
Что такое оттепель?
- Хорошо справились с заданиями Снежной королевы.
IV. Физкультминутка (по выбору учителя)
V. Изучение нового материала
- Ребята, отгадайте загадки, чтобы узнать из чего будут сделаны наши министры.
Он все время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идет и красит белым
Все, что видит на пути.
Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту. (Снег)
Он появляется тогда,
Когда замёрзнет пруд, река.
На нём так трудно удержаться,
Но любим по нему кататься!
Стекольщик хорош —
Стекло не пробьёшь.
Стало тепло —
Стекло потекло. (Лёд)
(Ученики разгадывают загадки)
- А вот и наши министры. Как вы думаете, как их зовут? (Снеговичок и Ледовичок)
- А теперь откройте учебники на странице 68. Откуда же берутся снег и лёд?
- Что общего у снега и льда?
- Где вы видели лёд?
- Можно ли получить снег и лёд в домашних условиях?
- Сейчас министры раздадут вам свои визитные карточки: снег и лёд.
- Снежная королева попросила заполнить анкету на её министров, то есть составить на них характеристику. Но для этого мы должны проделать опыты и ответить на все вопросы.
1. Какие особенности у льда и снега?По чему легче кататься? Попробуйте сделать что-нибудь из снега, например, шарик. А теперь то же самое изо льда.
- Какой снег? (рыхлый)
- Какой лёд? (скользкий, гладкий)
(Учитель раскалывает лёд, в снег вставляет палочку)
- Какой лёд? (твёрдый)
- Какой снег? (мягкий)
2. Сравните их по цвету.
- Какой снег? (белый)
Белый, а не сахар,
Мягкий, а не вата. (Снег)
- А лёд? Есть ли где в классе такой цвет? На что похож лёд?
Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно. (Лёд)
(Положите под кусочек льда и снега цветную открытку и сравните)
- Какой лёд? (прозрачный)
- Какой снег? (непрозрачный)
3. Положите снег и лед в стаканы. Посмотрите на снег и лёд.
- Что происходит с ними в тепле? (тают)
- Во что превращаются? (в воду)
На дворе горой, а в избе водой. (Снег)
4. Посмотрите на лёд и снег в стаканах. Они плавают по поверхности воды или находятся на дне?
- Когда какой-то предмет находится на поверхности воды, то говорят, что он легче воды, если же он находится на дне, то предмет тяжелее воды.
- Какой лёд? (легче воды)
- Какой снег? (легче воды)
5. Как из воды получить лёд? (заморозить)
- Какими свойствами похожи и чем отличаются друг от друга снег и лёд? (по отношению к воде и к температуре)
- Снег и лёд называют братьями. Верно ли это?
Вывод
- А теперь давайте заполним анкету.(Для заполнения используются карточки со словами: белый, непрозрачный, прозрачный, пушистый, рыхлый, твёрдый, скользкий, гладкий, легче воды, тает.)
Свойства | Снег | Лёд |
1. Цвет | белый непрозрачный | прозрачный |
2. Особенности: - структура | пушистый рыхлый | твёрдый скользкий гладкий |
- по отношению к воде | легче воды | легче воды |
- по отношению к теплу | тает | тает |
VI. Закрепление изученного материала
- Мы заполнили анкету на наших министров. И министры хотят еще раз узнать:
- Что такое снег и лёд?
- Чем похожи снег и лёд?
- Чем отличаются?
- Где всегда бывает снег?
- Где рождается лёд?
- Мы прощаемся с нашими героями.
VII. Итог урока. Рефлексия
- Что нового вы сегодня узнали с помощью министров и их визитных карточек? С какими свойствами снега и льда познакомились? Как мы изучали свойства снега и льда?
- Что больше всего понравилось и запомнилось на уроке?
Я знаю…
Я умею…
Я могу…
Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:
Плешаков А.А. Учебник. «Окружающий мир», 1 класс, Ч. 1. – М.: Просвещение, 2013.
Игры, ребусы, загадки для младших школьников: Популярное пособие для родителей и педагогов/Сост. Т.И. Линго. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.
ИллюстрацииСнеговичка и Ледовичка сделаны на основе открытки В.Четверикова.
http://vsemzagadki.narod.ru/zagadki/zagadkipro/zagadki_pro_reku.html
http://zagadka.yaxy.ru/zagadki_pro_sneg.html