kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок окружающего мира "Как одевались в старину"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок №6 в системе уроков по окружающему миру в разделе "Как дюди жили в старину"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира "Как одевались в старину"»

Автор: Пекарь Виктория Владимировна

МБОУ СОШ №15 имени Пяти Героев Советского Союза г. Хабаровска 

Программа: «Начальная школа XXI века»

Предмет: Окружающий мир

Класс: 3 класс

Раздел: «Как жили люди в старину»


КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

По теме: «Как одевались в старину»

Цель  урока:  Обеспечить усвоение нового материала, познакомить с видами одежды, обуви, головных уборов, существовавших на территории Древней Руси.

Задачи:

для формирования познавательных УУД

  •  развитие умений извлекать информацию из видео, иллюстраций, текста;

  •  развитие умений классифицировать по признакам и обобщать информацию, выявлять сущность и особенности объектов.

для формирования коммуникативных УУД

  •  развитие умения работать в группе;

  •  развитие умения слушать и понимать других;

  •  развитие умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

для формирования регулятивных УУД

  • развитие умения высказывать своё предположение;

  • развитие умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

для формирования личностных УУД

  • создавать у учащихся положительную мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, путём вовлечения каждого в активную деятельность; 

Планируемый результат:

Дети определят и сформулируют цель деятельности на уроке, задачи с помощью учителя. Через историю русского костюма познакомятся с жизнью человека на территории Древней Руси, каждая группа соберет образ и подберет одежду согласно названию группы. Дети научаться определять по одежде знатных и бедных людей; пополнят словарный запас новыми словами, познакомятся с названиями элементов гардероба из старины. 

Тип урока: усвоения нового материала

Формы работы учащихся: групповая, частично – поисковая, исследовательская.

Необходимое техническое оборудование: УМК "Начальная школа XXI века", компьютер, проектор, интерактивная доска, учебная презентация, предметные картинки, раздаточный материал,  раздаточный материал.



Хабаровск, 2022

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА


Этап урока.

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Планируемые

результаты

(УУД)

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

1.Этап самоопределения к деятельности


1 мин

- Здравствуйте, ребята!

Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости, давайте поприветствуем их.


-Вы разделены на 4 команды непросто так. Сегодня мы с вами будем дизайнерами мастерских по пошиву одежды.


-Напомните мне, пожалуйста, как называется раздел, который мы сейчас изучаем?


Дети здороваются








-Как люди жили в старину

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.Постановка учебной задачи


Словесный: слово учителя, беседа



Наглядный:

Работа с текстом, показ презентации


7 мин

Слайд 2

Давным-давнокогда на Руси было глухо и темно, поставили свою избу наши прародители. И говорили они друг с другом тихо, ласково, боясь потерять друг друга, и то зыбкое трепетное тепло, которое они сумели обрести. Мужчина, надевая красивые джинсы и футболку, отправлялся на охоту, чтобы обеспечить сою семью пропитанием. Женщина следила за порядком и создавала уют дома, вязала свитера, шила комбинезоны и бейсболки. Из ласковости, добра, заботы зародилось нечто, исполненное доброго духа. Затем у наших прародителей появились дети, которые любили друг друга, не обижали слабых, живя по слову и совету старших.


-Все ли в порядке с этим текстом?

-Вы заметили ошибки? Какие?

-А что бы вы исправили?


Дети читают текст в парах, ищут несоответствия, сверяют на доске.














-Ребята замечают, что в тексте имеются современные слова, которые необходимо заменить.

-Название одежды

Регулятивные:

Целеполагание


КОММУНИКАТИВНЫЕ: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Словесный: слово учителя, беседа


Наглядный: показ презентации




- Предположите тему нашего урока

Учитель вешает на доску название урока



-Нужно ли нам это изучать? В чем актуальность данной темы?


Слайд 3
-Вы сейчас непросто 3-классники, вы дизайнеры, у каждого своя мастерская.

-Чего вы должны достичь к концу урока?

-Какая будет основная цель?


Учитель вешает на доску цели.


-Так как вы дизайнеры одежды, в конце урока вы должны предоставить готовый образ в соответствии с названием вашей команды.


Слайд 4

- Попробуйте сформулировать задачи урока, используя опорные слова: (слайд)


Мы узнаем …
Мы познакомимся …
Мы будем учиться …

Сегодня у нас работает 4 мастерские:

  • Мастерская по дизайну женской повседневной одежды

  • Мастерская по дизайну мужской праздничной одежды

  • Мастерская по дизайну мужской одежды знатных людей

  • Мастерская по дизайну женского русского национального костюма


Слайд 5

-Ребята, вы сейчас команда, вам предстоит пройти интересный путь. Давайте повторим правила работы в группе.


-Как одевались в старину




-Изучать нужно. Тема актуальна. Мы должны знать историю своего народа, наших предков.


-Создать готовый образ наряда в соответствии с названием мастерской. Выделить отличия и сходства от других нарядов.









- Мы узнаем, как выглядела одежда людей, которые жили на Руси
- Мы познакомимся с изображениями славян того времени.
-Мы будем учиться добывать информацию и выделять главное.










Дети перечисляют правила

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели, задач.


КОММУНИКАТИВНЫЕ: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью


3.Открытие нового знания

(исследование)


Словесный: слово учителя, беседа




Наглядный: учебная презентация











































































Физминутка




27мин

- Как вы думаете, из чего была сшита первая пеленка младенца?


Слайд 6

-Самой первой пелёнкой для новорождённого была рубаха отца или матери. Считалось, что родительская одежда должна уберечь ребёнка от «сглаза» и болезней. Поэтому подросшему ребёнку тоже шили одежду из старой одежды родителей.


-Как вы думаете почему?


- А знаете ли вы, что такое рубаха?

Сообщение про рубаху нам подготовила Кира


- Рубаха один из самых древних предметов одежды. Как же появилась первая рубаха? Это можно представить примерно так, берёт хозяйка кусок полотна, складывает пополам, вырезает отверстие для головы, сшивает по бокам. Вот и готова новая рубаха! Лишь много-много лет спустя люди научились вышивать рукава. Её могли украшать, рубаху подпоясывали. Простые люди – сплетённым из ниток шнурком, а богатые – кожаным ремнём с ажурной пряжкой. Рубаха могла быть праздничная и повседневная. слайд 7


Работа с изображением:

Слайд 8

-Посмотрите на слайд, что на нем изображено?

-Чем они отличаются друг от друга?

-Какие рубахи изображены на рисунках?







-Как вы думаете, почему мы начали разговор с рубахи?



-Мы можем сделать вывод, что основу любого костюма во все времена составляла - рубаха. 

-У Мужчин рубаха доходила до колен, у женщин - длинная, до пола. Люди богатые носили рубахи из тонкого полотна и шелка


-Наши мастерские начинают свою работу! Перед вами конверты с заданиями.


-В 1 конверте несколько видов рубах. Вам необходимо выбрать ту, которая подходит к вашему образу, и наклеить на манекен.


-Отлично, с первым заданием вы справились


Работа с видео:

Слайд 8

- А сейчас мы совершим экскурсию в исторический музей и познакомимся со следующим элементом одежды. Внимание на экран.


-Про какую одежду рассказывали в видео ролике?


-Так же неотъемлемой частью повседневного гардероба у женщин был фартук.


-В конверте под номером 2 находится следующий элемент одежды. Вам необходимо выбрать, что наилучшим образом подходит к вашему костюму и наклеить на манекен.


-Ребята, какие головные уборы вы знаете?


-А вы знаете, какие головные уборы существовали в старину?


-Для чего нужны головные уборы?




Видео с разминкой




-В третьем конверте вас ждет задание. Разгадав ребус, вы поймете, какой головной убор необходим вашей группе. Выберете изображение и приклейте на манекен.


-В старину головные уборы имели прежде всего практическое значение. Как и другие элементы гардероба они могли многое рассказывать о человеке. О том, откуда он был родом, о его социальном статусе, семейном положении.

Одним из древнейших видов головного убора, можно назвать колпак. Простота изготовления позволила его носить и беднякам, и богатеям. В тёплое время года носили колпаки из ткани, а в суровые морозы меховой или валяный колпак, нижний край которого обычно подворачивали для красоты. По меху колпака можно было судить о достатке его хозяина. Богатый человек не ограничивался дорогим мехом. Женщинам было не принято ходить простоволосыми(с непокрытой головой) – это считалось не приличным. Поэтому крестьянки носили платки, а богатые женщины шляпы.

Как женский исконно русский головной убор нам наиболее известен кокошник. Кокошник держал нужную форму, так как в его основе была жёсткая конструкция.


Учитель на доску крепит изображения головных уборов.


-Ваши мастерские заканчивают работу. Посмотрите, чего не хватает вашему образу?

- Какую же обувь носили в старину?


- Как вы думаете, какой была самая распространённая обувь для сельского жителя?


-Какой материал использовался для изготовления лаптей?


- В каждом селении лапти плели по-своему и по рисунку плетения можно было понять откуда человек.


- Почему лапти были обувью деревенской?


- Именно поэтому в городе носили обувь кожаную. Она появилась в X веке. Особенно были распространены сапоги и башмаки.

-Из рубахи родителей










-Экономическая проблема-бедность





Сообщение ребенка















- Рубаха

- Рабочая и праздничная

- 1- это повседневная рубаха, она серая и подпоясанная обычным шнурком, 2- это праздничная рубаха, края рубахи вышиты узорами, она более белая, высветленная


- Рубаха была основой гардероба и мужского, и женского, независимо от сословия, благосостояния














Дети выбирают изображение



Дети смотрят видео про порты и сарафан


-Порты- мужские зауженные к низу штаны, которые завязывались шнурком на поясе.


-Сарафан- женская одежд, которая одевается поверх рубахи.





Дети выбирают изображение




-Шапка, шляпа, кепка и т.д.


- Платок, шапка, колпак.



-Они покрывали голову и защищали от холода и жары.







Дети разгадывают ребус

Выбирают изображение





























- Обуви.


- Лапти, сапоги.



-Лапти


- лыко-кора молодой липы, березы, ивы





- В городе с булыжными мостовыми подошвы быстро стирались. Сплести лапти было дешевле, чем купить сапоги


ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: логический анализ объектов с целью выделения признаков.

КОММУНИКАТИВНЫЕ: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата действия





4.Закрепление материала изученного на данном уроке.


Групповая работа





7 мин

В конверте 4 вам предстоит найти нужную пару обуви и приклеить на манекен.



Ваши образы готовы. Необходимо подписать предметы одежды и назначить того, кто будет выступать от группы с описанием вашего дизайна.


Наши мастерские закончили свою работу.

Переходим к показу получившихся моделей.


  • Мастерская по дизайну женской повседневной одежды

  • Мастерская по дизайну мужской праздничной одежды

  • Мастерская по дизайну одежды знатных людей

  • Мастерская по дизайну женского русского национального костюма

Дети выбирают изображение









Выступление каждой группы





РЕГУЛЯТИВНЫЕ: обобщение.

5. Рефлексия деятельности

(итог урока)


Словесный. Нгалядный.

3 мин

Для подведения итогов нам понадобятся таблицы.


Учитель раздает таблицы.


Каждой группе необходимо ответить на 4 вопроса прикрепив изображения.


Ответ на вопрос положительный – клеим кекс, если отрицательный - лук. Ассоциация.


  1. Достигнута ли цель урока? Создан ли вами наряд?(указать на цель на доске)

  2. Пополнили вы свой словарный запас новыми словами, узнав их значение?

  3. Был ли полезен для вас урок?

  4. Понравился вам урок?

Я проанализирую ваши ответы и на следующем уроке мы обсудим ваши таблицы.



РЕГУЛЯТИВНЫЕ: обобщение, контроль;

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

деятельности.

К.: участвовать в учебном диалоге; формулировать ответы и выводы.


6.Заключительный этап

(разъяснение выполнения домашнего задания)

1 мин

- Ребята, ваше домашнее задание подобрать пословицы про одежду или создать синквей для слова «Рубаха».

Спасибо за урок! Вы - молодцы!





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок окружающего мира "Как одевались в старину"

Автор: Виктория Владимировна Пекарь

Дата: 05.12.2022

Номер свидетельства: 619241

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Конспект урока по окружающему миру на тему:"Что такое деньги?" , 3 класс "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-na-tiemu-chto-takoie-dien-ghi-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "134430"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416747101"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Урок познания мира в 4 классе "Вещества, загрязняющие воздух. Очищение и охрана воздуха""
    ["seo_title"] => string(96) "urokpoznaniiamirav4klassievieshchiestvazaghriazniaiushchiievozdukhochishchieniieiokhranavozdukha"
    ["file_id"] => string(6) "267384"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450365782"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Конспект урока на тему "Явления природы" "
    ["seo_title"] => string(43) "konspiekt-uroka-na-tiemu-iavlieniia-prirody"
    ["file_id"] => string(6) "136990"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417250365"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Урок изобразительного искусства на тему: «Русский народный праздничный костюм»  в 5 классе. "
    ["seo_title"] => string(92) "urok-izobrazitiel-nogho-iskusstva-na-tiemu-russkii-narodnyi-prazdnichnyi-kostium-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "116590"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412527464"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(36) "Почва. Состав почвы "
    ["seo_title"] => string(20) "pochva-sostav-pochvy"
    ["file_id"] => string(6) "177688"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424696216"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства