kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Явления природы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:      дать  учащимся  первоначальное  понятие  о  природе  в  целом;  познакомить  с понятием «явления природы»; дать представление о характерных признаках явлений природы в разные времена года; развивать умения грамотно и выразительно излагать свои мысли; через элементы музыки воспитывать в детях эстетическое восприятие природы.

Задачи урока
Образовательные:
?    расширить и систематизировать представления учащихся о явлениях природы;
?    учить учащихся правильному поведению во время грозы, в жаркий летний период и зимой.
Развивающие:
?    развивать логическое мышление детей через отгадывание загадок; через проблемные вопросы;
?    совершенствовать восприятие детей при рассматривании изображений явлений природы и их анализе.
Воспитательные:
?    воспитывать умения чувствовать, понимать, любить и охранять красоту родной природы.

Оборудование: карточки с изображением времён года, явлений природы; клей; магнитофон, отрывок из музыкального дневника П. И. Чайковского «Времена года», шум грома, мультимедийная доска, компьютер,  картинки с лучиками и капельками, картинки радуги.

Ход урока

1.    Организационный момент

(Учащиеся сидят по группам.  На столе у каждой группы  лежат цветные картинки: осенние листья, снежинки, зелёные листья и цветочки)

      - Здравствуйте! Я рада вас приветствовать на  уроке окружающего мира, где вы узнаете много интересного! Ребята, давайте улыбнемся друг другу и подумаем,  как хорошо, что сегодня мы снова вместе. Глубоко вдохнем и выдохнем, выдохнем вчерашние обиды, зло и тревогу. Вдохнем свежесть осеннего дня, тепло солнечных  лучей.
 
  2.   Вступительная беседа

-  Слушаем стихотворение.  
                 
Посмотри,  мой  милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями  играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и  время года –
Это все вокруг...            (Природа)

3.   Работа по теме урока

-  Какие чувства вызвали у вас строки этого стихотворения?              (Радость, любовь, хорошее настроение)
-  А заметили ли вы, о каких природных явлениях говорит автор?      (Туча, ветер, гроза, гром, туман)
-  Ребята, в природе постоянно происходят изменения: то дует ветер, то идёт дождь, то выпадает снег, то появится на небе радуга. Весной листья на деревьях вырастают, а  осенью опадают. Все эти изменения в природе называются природными явлениями. Так о чём сегодня мы будем говорить на уроке?             (О явлениях природы)
-  Тема сегодняшнего урока  «Явления природы».   
-  Очень многие явления природы связаны со сменой времён года.  Сколько вы знаете времён года?         (Четыре)
-  Перечислите какие вы знаете времена года, начиная с лета.    (Лето, осень, зима, весна)
-  И мы с вами сидим в 4 – х группах. Вы догадались почему?        (Да! У нас на столе лежат картинки: снежинки, зелёные листочки, цветы, разноцветные листья.
-  В какое время года можно увидеть снежинки?            (Зимой. На стол ставится табличка «Зима». Так по очереди расставляем все таблички времён года)

-  Для выполнения следующего задания нам понадобятся глазки. Они должны быть очень зоркими. На экране появятся движущиеся предметы, а вы следите за ними только глазками и  голову не поворачивайте. Кивните головой, если вам понятно задание.

Физкультминутка 

(На интерактивной доски под музыку ходит «листочек» или «солнышко», а дети глазками повторяют все его движения)

-  Почему я приготовила именно эту разминку?        (Листья, осень)

-   Посмотрите, на вашем столе лежат картинки. А что изображено на них?      
( Явления природы) 

-  Вы должны выбрать картинки, которые соответствуют вашему времени года и создать коллаж. Те картинки, которые  не относятся к вашему времени, отложите в сторону. Теперь подумайте, кто какую работу будет выполнять?
(Во время работы звучит отрывок из музыкального дневника П. И.Чайковского  «Времена года».    
     Дети создают дружно коллаж из картинок определяющих  время года данной группы и дополнительного материала: снежинок,  цветов и т. д. Работы учеников вывешиваются на доску и в течение урока обсуждение созданных  работ)
                                                                                                       
Осень:  листопад, дождь, первый снег.               

-   Какое время года сейчас?      (Осень)        

-  Посмотрите на нашу первую осеннюю работу и скажите, какие слова вы будите использовать, чтобы нарисовать осень?         (Дождь, слякоть,  листья, тучи и т. д.)  
-    Давайте прочитаем стихотворение о дождике на с. 43.
-  Почему про осенний дождь говорят - моросящий, холодный, нудный?      (Ответы)
-   А про какой дождик, можно сказать " плачет" - про ливень или моросящий?    (Ответы)
-   А знаете ли вы, что бывают такие места, где человек под дождем остаётся совершенно сухим, потому что и сам дождь: сухой. Это явление наблюдается в пустынях, где воздух сам по себе очень сух. Облака - редкое явление, и еще реже выпадает дождь. Но даже когда это бывает, дождевые капли испаряются в воздухе, не достигнув земли. Вы видите,  как идет дождь, стоите под ним, но не чувствуете.

Зима:  снегопад, иней, метель.

-     Какое время года наступает после осени?       (Зима)  
-  А теперь посмотрим на панно «Зима» и убедимся, что ребята, верно, выполнили задание.
-    В какие игры вы любите играть зимой?              (В снежки, кататься на коньках и лыжах)

Физкультминутка          

-   Все встали и повторяйте за мной движения.        (Лыжи, снежки, мороз)

-  О чём нужно помнить зимой, когда гололёд и мороз?                             (Одеваться теплее, не кричать, не ходить где скользко)

Весна:  ледоход, сосульки, таяние снега.          
                                                                                       
Загадка о весне               
Рыхлый снег на солнце тает,
          Ветерок в ветвях играет,
          Звонче птичьи голоса
          Значит, к нам пришла ... (Весна)                    

-   Какие явления  мы видим на вашей работе?
-   Почему нельзя стоять под крышей дома, где свисают сосульки.      (Может упасть на голову и т. д.)

Лето:  радуга, туман, гроза.                Запись грома         

-   О каком явлении мы будем говорить?          (О громе и грозе)
-   В какое время года бывает это явление?     (Летом)        
-   Гром чаще всего бывает с грозой, а знаете ли вы, что в глубокой древности все люди боялись грозы. Они думали, будто это страшный великан мечет на землю огненные стрелы.

-  Покажите, как вы боитесь грома.   (Наклоняют голову к парте, закрывают глаза)

-  Представляете,  если вас гроза застанет в лесу, где нельзя прятаться?                  (Под деревьями)

На слайде – радуга    

-   Ребята, мне кажется самое красивое  явление природы – это радуга. Послушайте сказку  К. Ушинского «Солнце и радуга». Кто умеет читать, вы можете следить по учебнику на с. 42.

-   О каких явлениях природы говорится в тексте?         (Дождь,  радуга)

-  Сколько цветов у радуги?         (Семь: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый)

-  Я держу цвета радуги, но как их распределить не знаю. Может вы мне поможете?
(Фразы - подсказки  «Каждый охотник желает знать,  где сидит фазан» или «Как однажды   Жан – звонарь голубой  сломал фонарь» и на доске появляется радуга)
-  Чего–то не хватает на нашей картине?    (Ответы детей. Прикрепляется на доску солнце и деревья)

-  Какое настроение у вас вызывает – радуга?     (Радость, счастье и т. д.)

- Слово «Радуга» похоже на слово «радость». И действительно радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. Знаете, ребята, а в старину радугу называли  «Райская дуга» и верили, что она приносит счастье.

4.   Итог урока. (Рефлексия)

-   О чём мы сегодня говорили на уроке?
-   Удивило вас что-либо на уроке?
-  Ребята, у вас на столе лежат солнечные лучики и капельке дождя. Кто сегодня что – то узнал новое, вас  что – то  удивило, прикрепите – лучики. А кто считает, что он всё знает– капельки.                (На доске мы видим результат  работы на уроке)

-  Спасибо за урок!               (Дарю всем солнышки)       

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Явления природы" »

Открытый урок в 1-ом классе по предмету

«Окружающий мир»

на тему: «Явления природы»


Цели урока: дать учащимся первоначальное понятие о природе в целом; познакомить с понятием «явления природы»; дать представление о характерных признаках явлений природы в разные времена года; развивать умения грамотно и выразительно излагать свои мысли; через элементы музыки воспитывать в детях эстетическое восприятие природы.


Задачи урока

Образовательные:

  • расширить и систематизировать представления учащихся о явлениях природы;

  • учить учащихся правильному поведению во время грозы, в жаркий летний период и зимой.

Развивающие:

  • развивать логическое мышление детей через отгадывание загадок; через проблемные вопросы;

  • совершенствовать восприятие детей при рассматривании изображений явлений природы и их анализе.

Воспитательные:

  • воспитывать умения чувствовать, понимать, любить и охранять красоту родной природы.


Оборудование: карточки с изображением времён года, явлений природы; клей; магнитофон, отрывок из музыкального дневника П. И. Чайковского «Времена года», шум грома, мультимедийная доска, компьютер, картинки с лучиками и капельками, картинки радуги.


Ход урока


1. Организационный момент


(Учащиеся сидят по группам. На столе у каждой группы лежат цветные картинки: осенние листья, снежинки, зелёные листья и цветочки)


- Здравствуйте! Я рада вас приветствовать на уроке окружающего мира, где вы узнаете много интересного! Ребята, давайте улыбнемся друг другу и подумаем,  как хорошо, что сегодня мы снова вместе. Глубоко вдохнем и выдохнем, выдохнем вчерашние обиды, зло и тревогу. Вдохнем свежесть осеннего дня, тепло солнечных  лучей.

2. Вступительная беседа


- Слушаем стихотворение.

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это все вокруг... (Природа)


3. Работа по теме урока


- Какие чувства вызвали у вас строки этого стихотворения? (Радость, любовь, хорошее настроение)

- А заметили ли вы, о каких природных явлениях говорит автор? (Туча, ветер, гроза, гром, туман)

- Ребята, в природе постоянно происходят изменения: то дует ветер, то идёт дождь, то выпадает снег, то появится на небе радуга. Весной листья на деревьях вырастают, а  осенью опадают. Все эти изменения в природе называются природными явлениями. Так о чём сегодня мы будем говорить на уроке? (О явлениях природы)

- Тема сегодняшнего урока «Явления природы». (Слайд №1)

- Очень многие явления природы связаны со сменой времён года. Сколько вы знаете времён года? (Четыре)

- Перечислите какие вы знаете времена года, начиная с лета. (Лето, осень, зима, весна)

- И мы с вами сидим в 4 – х группах. Вы догадались почему? (Да! У нас на столе лежат картинки: снежинки, зелёные листочки, цветы, разноцветные листья.

- В какое время года можно увидеть снежинки? (Зимой. На стол ставится табличка «Зима». Так по очереди расставляем все таблички времён года) (Приложение 1)


- Для выполнения следующего задания нам понадобятся глазки. Они должны быть очень зоркими. На экране появятся движущиеся предметы, а вы следите за ними только глазками и голову не поворачивайте. Кивните головой, если вам понятно задание.


Физкультминутка (Слайд №2)


(На интерактивной доски под музыку ходит «листочек» или «солнышко», а дети глазками повторяют все его движения)


- Почему я приготовила именно эту разминку? (Листья, осень)


- Посмотрите, на вашем столе лежат картинки. А что изображено на них?

( Явления природы) (Слайд № 3)


- Вы должны выбрать картинки, которые соответствуют вашему времени года и создать коллаж. Те картинки, которые не относятся к вашему времени, отложите в сторону. Теперь подумайте, кто какую работу будет выполнять?

(Во время работы звучит отрывок из музыкального дневника П. И.Чайковского «Времена года». (Трек № 1)

Дети создают дружно коллаж из картинок определяющих время года данной группы и дополнительного материала: снежинок, цветов и т. д. Работы учеников вывешиваются на доску и в течение урока обсуждение созданных работ)

(Приложение 2)

Осень: листопад, дождь, первый снег.


- Какое время года сейчас? (Осень) (Слайд № 4)


- Посмотрите на нашу первую осеннюю работу и скажите, какие слова вы будите использовать, чтобы нарисовать осень? (Дождь, слякоть, листья, тучи и т. д.)

- Давайте прочитаем стихотворение о дождике на с. 43.

- Почему про осенний дождь говорят - моросящий, холодный, нудный? (Ответы)

- А про какой дождик, можно сказать " плачет" - про ливень или моросящий? (Ответы)

- А знаете ли вы, что бывают такие места, где человек под дождем остаётся совершенно сухим, потому что и сам дождь: сухой. Это явление наблюдается в пустынях, где воздух сам по себе очень сух. Облака - редкое явление, и еще реже выпадает дождь. Но даже когда это бывает, дождевые капли испаряются в воздухе, не достигнув земли. Вы видите, как идет дождь, стоите под ним, но не чувствуете.


Зима: снегопад, иней, метель.


- Какое время года наступает после осени? (Зима) (Слайд №5)

- А теперь посмотрим на панно «Зима» и убедимся, что ребята, верно, выполнили задание.

- В какие игры вы любите играть зимой? (В снежки, кататься на коньках и лыжах)


Физкультминутка (Слайд № 6)


- Все встали и повторяйте за мной движения. (Лыжи, снежки, мороз)


- О чём нужно помнить зимой, когда гололёд и мороз? (Одеваться теплее, не кричать, не ходить где скользко)


Весна: ледоход, сосульки, таяние снега.

Загадка о весне (Слад №7)

Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла ... (Весна) (Слайд № 8)


- Какие явления мы видим на вашей работе?

- Почему нельзя стоять под крышей дома, где свисают сосульки. (Может упасть на голову и т. д.)


Лето: радуга, туман, гроза. Запись грома (Трек №2)


- О каком явлении мы будем говорить? (О громе и грозе)

- В какое время года бывает это явление? (Летом) (Слайд № 9)

- Гром чаще всего бывает с грозой, а знаете ли вы, что в глубокой древности все люди боялись грозы. Они думали, будто это страшный великан мечет на землю огненные стрелы.


- Покажите, как вы боитесь грома. (Наклоняют голову к парте, закрывают глаза)


- Представляете, если вас гроза застанет в лесу, где нельзя прятаться? (Под деревьями)


На слайде – радуга (Слайд № 10)


- Ребята, мне кажется самое красивое явление природы – это радуга. Послушайте сказку К. Ушинского «Солнце и радуга». Кто умеет читать, вы можете следить по учебнику на с. 42.


- О каких явлениях природы говорится в тексте? (Дождь, радуга)


- Сколько цветов у радуги? (Семь: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый)


- Я держу цвета радуги, но как их распределить не знаю. Может вы мне поможете?

(Фразы - подсказки «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» или «Как однажды Жан – звонарь голубой сломал фонарь» и на доске появляется радуга)

- Чего–то не хватает на нашей картине? (Ответы детей. Прикрепляется на доску солнце и деревья)


- Какое настроение у вас вызывает – радуга? (Радость, счастье и т. д.)


- Слово «Радуга» похоже на слово «радость». И действительно радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. Знаете, ребята, а в старину радугу называли «Райская дуга» и верили, что она приносит счастье.


4. Итог урока. (Рефлексия)


- О чём мы сегодня говорили на уроке?

- Удивило вас что-либо на уроке?

- Ребята, у вас на столе лежат солнечные лучики и капельке дождя. Кто сегодня что – то узнал новое, вас что – то удивило, прикрепите – лучики. А кто считает, что он всё знает– капельки. (На доске мы видим результат работы на уроке)


- Спасибо за урок! (Дарю всем солнышки) (Слайд № 11)









Используемые учебники и учебные пособия 


  1. Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир» М.: Вентана-Граф, 2010г. (учебник и рабочая тетрадь)

  2. Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир» // Методика обучения. – М.: Вентана-Граф, 2006г.

  3. Дьячкова Г.Т. «Окружающий мир». Внеклассные занятия на тему «Времена года». – Волгоград: Учитель, 2007г.

  4. Науменко Г.М. Русские народные загадки. – М.: Детская литература, 2001г.

  5. Фефилова Е.П., Поторочина Е.А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» - М.: ВАКО, 2009г.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему "Явления природы"

Автор: Ткачева Ольга Анатольевна

Дата: 29.11.2014

Номер свидетельства: 136990

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Конспект урока по познания мира на тему: "Явления природы" "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-po-poznaniia-mira-na-tiemu-iavlieniia-prirody"
    ["file_id"] => string(6) "122746"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414334635"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по теме: " Явления природы""
    ["seo_title"] => string(77) "konspekt_uroka_po_okruzhaiushchemu_miru_vo_2_klasse_po_teme_iavleniia_prirody"
    ["file_id"] => string(6) "615041"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1665861268"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Конспект урока Тема: «Тела и вещества»"
    ["seo_title"] => string(38) "konspiekturokatiematielaivieshchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "300351"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456717172"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект урока по познанию мира "Явления природы""
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekt-uroka-po-poznaniiu-mira-iavlieniia-prirody"
    ["file_id"] => string(6) "274481"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452412367"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Конспект урока по теме  "Вулканизм", география 5 класс "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-po-tiemie-vulkanizm-ghieoghrafiia-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "118353"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413118262"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства