Цели урока: дать учащимся первоначальное понятие о природе в целом; познакомить с понятием «явления природы»; дать представление о характерных признаках явлений природы в разные времена года; развивать умения грамотно и выразительно излагать свои мысли; через элементы музыки воспитывать в детях эстетическое восприятие природы.
Задачи урока
Образовательные:
? расширить и систематизировать представления учащихся о явлениях природы;
? учить учащихся правильному поведению во время грозы, в жаркий летний период и зимой.
Развивающие:
? развивать логическое мышление детей через отгадывание загадок; через проблемные вопросы;
? совершенствовать восприятие детей при рассматривании изображений явлений природы и их анализе.
Воспитательные:
? воспитывать умения чувствовать, понимать, любить и охранять красоту родной природы.
Оборудование: карточки с изображением времён года, явлений природы; клей; магнитофон, отрывок из музыкального дневника П. И. Чайковского «Времена года», шум грома, мультимедийная доска, компьютер, картинки с лучиками и капельками, картинки радуги.
Ход урока
1. Организационный момент
(Учащиеся сидят по группам. На столе у каждой группы лежат цветные картинки: осенние листья, снежинки, зелёные листья и цветочки)
- Здравствуйте! Я рада вас приветствовать на уроке окружающего мира, где вы узнаете много интересного! Ребята, давайте улыбнемся друг другу и подумаем, как хорошо, что сегодня мы снова вместе. Глубоко вдохнем и выдохнем, выдохнем вчерашние обиды, зло и тревогу. Вдохнем свежесть осеннего дня, тепло солнечных лучей.
2. Вступительная беседа
- Слушаем стихотворение.
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг... (Природа)
3. Работа по теме урока
- Какие чувства вызвали у вас строки этого стихотворения? (Радость, любовь, хорошее настроение)
- А заметили ли вы, о каких природных явлениях говорит автор? (Туча, ветер, гроза, гром, туман)
- Ребята, в природе постоянно происходят изменения: то дует ветер, то идёт дождь, то выпадает снег, то появится на небе радуга. Весной листья на деревьях вырастают, а осенью опадают. Все эти изменения в природе называются природными явлениями. Так о чём сегодня мы будем говорить на уроке? (О явлениях природы)
- Тема сегодняшнего урока «Явления природы».
- Очень многие явления природы связаны со сменой времён года. Сколько вы знаете времён года? (Четыре)
- Перечислите какие вы знаете времена года, начиная с лета. (Лето, осень, зима, весна)
- И мы с вами сидим в 4 – х группах. Вы догадались почему? (Да! У нас на столе лежат картинки: снежинки, зелёные листочки, цветы, разноцветные листья.
- В какое время года можно увидеть снежинки? (Зимой. На стол ставится табличка «Зима». Так по очереди расставляем все таблички времён года)
- Для выполнения следующего задания нам понадобятся глазки. Они должны быть очень зоркими. На экране появятся движущиеся предметы, а вы следите за ними только глазками и голову не поворачивайте. Кивните головой, если вам понятно задание.
Физкультминутка
(На интерактивной доски под музыку ходит «листочек» или «солнышко», а дети глазками повторяют все его движения)
- Почему я приготовила именно эту разминку? (Листья, осень)
- Посмотрите, на вашем столе лежат картинки. А что изображено на них?
( Явления природы)
- Вы должны выбрать картинки, которые соответствуют вашему времени года и создать коллаж. Те картинки, которые не относятся к вашему времени, отложите в сторону. Теперь подумайте, кто какую работу будет выполнять?
(Во время работы звучит отрывок из музыкального дневника П. И.Чайковского «Времена года».
Дети создают дружно коллаж из картинок определяющих время года данной группы и дополнительного материала: снежинок, цветов и т. д. Работы учеников вывешиваются на доску и в течение урока обсуждение созданных работ)
Осень: листопад, дождь, первый снег.
- Какое время года сейчас? (Осень)
- Посмотрите на нашу первую осеннюю работу и скажите, какие слова вы будите использовать, чтобы нарисовать осень? (Дождь, слякоть, листья, тучи и т. д.)
- Давайте прочитаем стихотворение о дождике на с. 43.
- Почему про осенний дождь говорят - моросящий, холодный, нудный? (Ответы)
- А про какой дождик, можно сказать " плачет" - про ливень или моросящий? (Ответы)
- А знаете ли вы, что бывают такие места, где человек под дождем остаётся совершенно сухим, потому что и сам дождь: сухой. Это явление наблюдается в пустынях, где воздух сам по себе очень сух. Облака - редкое явление, и еще реже выпадает дождь. Но даже когда это бывает, дождевые капли испаряются в воздухе, не достигнув земли. Вы видите, как идет дождь, стоите под ним, но не чувствуете.
Зима: снегопад, иней, метель.
- Какое время года наступает после осени? (Зима)
- А теперь посмотрим на панно «Зима» и убедимся, что ребята, верно, выполнили задание.
- В какие игры вы любите играть зимой? (В снежки, кататься на коньках и лыжах)
Физкультминутка
- Все встали и повторяйте за мной движения. (Лыжи, снежки, мороз)
- О чём нужно помнить зимой, когда гололёд и мороз? (Одеваться теплее, не кричать, не ходить где скользко)
Весна: ледоход, сосульки, таяние снега.
Загадка о весне
Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла ... (Весна)
- Какие явления мы видим на вашей работе?
- Почему нельзя стоять под крышей дома, где свисают сосульки. (Может упасть на голову и т. д.)
Лето: радуга, туман, гроза. Запись грома
- О каком явлении мы будем говорить? (О громе и грозе)
- В какое время года бывает это явление? (Летом)
- Гром чаще всего бывает с грозой, а знаете ли вы, что в глубокой древности все люди боялись грозы. Они думали, будто это страшный великан мечет на землю огненные стрелы.
- Покажите, как вы боитесь грома. (Наклоняют голову к парте, закрывают глаза)
- Представляете, если вас гроза застанет в лесу, где нельзя прятаться? (Под деревьями)
На слайде – радуга
- Ребята, мне кажется самое красивое явление природы – это радуга. Послушайте сказку К. Ушинского «Солнце и радуга». Кто умеет читать, вы можете следить по учебнику на с. 42.
- О каких явлениях природы говорится в тексте? (Дождь, радуга)
- Сколько цветов у радуги? (Семь: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый)
- Я держу цвета радуги, но как их распределить не знаю. Может вы мне поможете?
(Фразы - подсказки «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» или «Как однажды Жан – звонарь голубой сломал фонарь» и на доске появляется радуга)
- Чего–то не хватает на нашей картине? (Ответы детей. Прикрепляется на доску солнце и деревья)
- Какое настроение у вас вызывает – радуга? (Радость, счастье и т. д.)
- Слово «Радуга» похоже на слово «радость». И действительно радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. Знаете, ребята, а в старину радугу называли «Райская дуга» и верили, что она приносит счастье.
4. Итог урока. (Рефлексия)
- О чём мы сегодня говорили на уроке?
- Удивило вас что-либо на уроке?
- Ребята, у вас на столе лежат солнечные лучики и капельке дождя. Кто сегодня что – то узнал новое, вас что – то удивило, прикрепите – лучики. А кто считает, что он всё знает– капельки. (На доске мы видим результат работы на уроке)
- Спасибо за урок! (Дарю всем солнышки)