kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок познания мира в 4 классе "Вещества, загрязняющие воздух. Очищение и охрана воздуха"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет: познание мира
Класс: 4
Тема: Вещества, загрязняющие воздух. Очищение и охрана воздуха 
Цели и задачи:
1. Привлечь внимание к вопросам сохранения окружающего мира, формировать взгляды на связь между воздушным слоем, сушей и деятельностью человека.
2. Способствовать развитию навыков самостоятельной работы с текстом, умению выделять главные признаки и понятия. 
3. Воспитывать активную жизненную позицию гражданина своего государства.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование:  презентация, учебник, дополнительный материал для чтения в группах.
Методы: словесный, наглядный, практический, проблемный, частично - поисковый 
Формы: групповая, индивидуальная, коллективная

Ход урока.

1. Оргмомент:                       
 
 Добрый день!
И добрый час!
Как мы рады видеть вас.
На гостей посмотрели
Улыбнулись, тихо сели.

Желаю вам на уроке
Побольше увидеть,
Побольше услышать,
Побольше запомнить,
А дома все вспомнит 
2. Актуализация знаний. Определение темы и задач урока.
Загадка «Банка сокровищ». 
В банке лежат: растение, вода. По очереди достаю.
-Почему растения являются сокровищем?                                                                                          Растения кормят, поят человека, одевают его; растения используются им для постройки жилья, изготовления орудий труда, лечения различных болезней и, наконец, украшения помещений и многих других нужд. Зелень лесов, парков, скверов успокаивает,   благотворно действует на глаза.
Общение с природой, возделывание растений дарят  душевный покой, радость, в них человек черпает новые силы. Поэтому природу следует беречь, разумно ею пользоваться, не уменьшая, а приумножая ее богатства. 
- Почему вода является сокровищем?  
- вода является самым важным источником жизни на Земле. Благодаря воде мы существуем, утоляем жажду, поливаем растения, готовим пищу. Вода способна исцелять, омолаживать организм, приносить радость, без этой замечательной влаги жизнь бы просто остановилась. 
-Какое сокровище осталось?
«Природа не терпит пустоты» - сказал Аристотель
Загадка:
Через нос проходит в грудь.
И обратно держит путь.
Он невидимый, но все же. 
Без него мы жить не можем. (Воздух)
- Кое - что  о  воздухе вы уже знаете.  Обсудите в группах и запишите все, что вам известно в первую колонку. 
-  Каждая группа получит по 2 вопроса, вы должны будете прочесть вопрос, и сказать  о каких свойствах воздуха идет речь?
 1 группа:1. Почему при ударе мяч отскакивает от пола?
                   2.Почему окна делают с двойными рамами?
 2 группа: 1.В  чем будет теплее: в 10-ти  шелковых блузках или в 1-й шерстяной?
                   2.Почему в сильные морозы птицы  сидят нахохлившись?
 3 группа: 1. На какой полке в вагоне теплее спать?
                   2.Что теплее валенки или зимние сапоги? Почему? 
 Обсудить история Мюнхгаузена. Могло ли такое случиться?
История Мюнхгаузена: «Однажды мы плыли по океану на парусном корабле. Стояла тихая, безветренная погода, и наш корабль на всех парусах летел к далеким берегам.»
-Могло ли такое быть?
(Без формы, без цвета, без запаха, упругий, поддерживает горение, сжимается и разжимается, плохой проводник тепла, нужен всем…)


 Воздух
 
Он прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он - в лесу, густой, душистый
Как целительный настой
Пахнет свежестью смолистой
Пахнет дубом и сосной
Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой,
Когда иней красит стёкла
 И лежит на них каймой.
 Мы его не замечаем,
 Мы о нём не говорим,
 Просто мы его вдыхаем –
 Ведь он нам необходим.
 

4. Работа по теме урока.
Составление и чтение деформированной телеграммы
Телеграмма.
«Не свежего  хватает  воздуха! Нечем дышать! Полчища обрушили на автомобилей заполнили улицы, нас свои выхлопные газы. А заводы и фабрики ещё дымят  бесконечно. Мы ядовитой копоти задыхаемся от ужасного дыма, едкой гари».                          (Обсуждение в группах)

Телеграмма.
 «Не хватает свежего воздуха! Нечем дышать! Полчища автомобилей заполнили улицы, обрушили на нас свои выхлопные газы. А ещё дымят бесконечно заводы и фабрики. Мы задыхаемся от ужасного дыма, едкой гари, ядовитой копоти».

- Кто мог прислать эту телеграмму?                                                                                                     - Почему вы так решили?                                                                                                                    - Что значит фраза «Чистый воздух»?                                                                                                           - А бывает грязный воздух?
- Прочтите тему  урока. «Воздух-щит Земли. Охрана воздуха» 
- Что обозначает слово «щит»? (ответы детей).  
- Найдите в толковом словаре (ЩИТ м. 1. Старинное ручное вооружение в виде круглой или прямоугольной деревянной или металлической доски для защиты от ударов)

- Давайте определим цели  урока. Обсудите ваши вопросы в домашних группах и запишите из в колонку «Хочу знать» (Технология ЗУХ)
 (От каждой группы по 2 вопроса)
Знаю.
    Хочу узнать    Узнал.

    Что такое воздух?
Из чего он состоит?
Каковы свойства воздуха?
Как человек их использует?
Как воздух защищает нашу планету?
Как человек заботится об охране воздуха?
Почему нужно заботиться об охране воздуха    

Работа над изучением нового материала
- Ваше знакомство с воздухом продолжается.
1.Самостоятельная работа 
Знакомство с текстом учебника стр.56.Инсерт
2.Обсуждение помет в группе
Первичное закрепление
1. Работа в группе - составление и запись на листах 2 вопросов: (низкого порядка, высокого порядка) к прочитанному тексту
1гр - к 1 абзацу (1.Чем окружена земля со всех сторон? 2.Докажите, что воздух защищает Землю?)
2гр - ко 2  абзацу    (1.Из каких газов состоит воздух? 2.Как человек загрязняет воздух?)                                                                                                                                              3гр - к 3 абзацу (1. В каком документе есть статья о защите воздуха? 2.Что должен делать человек, чтобы сохранить чистоту воздуха?)

Дыхательная гимнастика
1. Глубокий вдох, выдох порциями.
2. Глубокий вдох, выдох с шипением
3. Глубокий вдох, руки через стороны вверх. Поднимаемся на носочки. Выдох- опускаем руки вниз.
-Почему на уроке полезно проводить дыхательную гимнастику? (кислород попадает в кровь через легкие и улучшает работу мозга)
б) Состав воздуха.
- А знаете, из чего он состоит?                                    
Это не просто газ, а смесь  разных газов. Всего лишь 2 века назад учёные узнали, что воздух – состоит из смеси разных необходимых для жизни человека, животных и растений газов, находящихся в пространстве над землей. Какие газы входят в состав воздуха? 

Азот занимает самый большой процент в составе воздуха – 78%.
 Это одно из необходимых и важнейших веществ, для жизнедеятельности любого организма. Он нужен растениям для полноценного развития. Без азота пожухла бы трава, огромные деревья превратились бы в карликов, ягоды и фруктовые плоды стали бы мелкими.

Кислород – 21%.Это самый важный газ. Он необходим нам для дыхания. Кислород поддерживает горение. Без него мы не смогли бы завести машину, разжечь  печь, сварить на газовой плите обед.  

Углекислый  газ- 1%  занимает объем в 700 раз меньше, чем кислород. Дышат люди, животные,  и все выдыхают углекислый газ, горит огонь – образуется углекислый газ. Фабрики, заводы выпускают в воздух целые облака углекислого газа. Все живое давно бы задохнулось, если бы не растения. Именно они возвращают в воздух кислород.  Чем больше зелени, тем чище воздух. Кроме того, в воздухе содержатся и другие газы, пыль, водяные пары.

Просмотр фильма.
Откуда берется пыль? Запишите естественные источники загрязнения воздуха, с которыми справляется сама природа.

- Если вы получили новую информацию, обсудите и запишите ее.
Исследование природных факторов, очищающих воздух. 
Решите задачи и сделайте вывод: какой способ охраны воздуха предложен в условии задачи?
Решите  задачу. Подумайте, какой способ охраны воздуха предложен в задаче. Сделайте вывод, что необходимо сделать, чтобы сохранить воздух чистым. Подготовьте ответ.
Береза  выделяет в год 2 кг кислорода, а сосна в 10 раз больше, чем береза. Сколько кислорода в год выделяет сосна? 
Вывод: надо знать какие породы деревьев лучше очищают воздух и больше их сажать                                                                                                                        

Решите  задачу. Подумайте, какой способ охраны воздуха предложен в задаче. Сделайте вывод, что необходимо сделать, чтобы сохранить воздух чистым. Подготовьте ответ
 Из 250 000 видов растений Земли 1/10 часть находится в угрожающем положении. Сколько видов растений на Земле на грани исчезновения? Вывод: нельзя без необходимости рвать растения

Решите  задачу. Подумайте, какой способ охраны воздуха предложен в задаче. Сделайте вывод, что необходимо сделать, чтобы сохранить воздух чистым. Подготовьте ответ
Каждый житель Земли расходует в год количество бумаги, которое получается из трёх хвойных деревьев. Сколько хвойных деревьев в год требуется на семью из 4 человек?
Вывод: необходимо экономить бумагу. Расходуется древесина деревьев
Решите  задачу. Подумайте, какой способ охраны воздуха предложен в задаче. Сделайте вывод, что необходимо сделать, чтобы сохранить воздух чистым. Подготовьте ответ
В сутки человек потребляет 1 кг кислорода, дерево выделяет 200г кислорода. Сколько надо посадить деревьев на одного человека, чтобы ему дышалось комфортно?
Вывод: больше сажать деревьев

- Может ли 1ч-к или 1 гос-во справиться с проблемой охраны воздуха? (Это забота всех государств земного шара)
- Наш Казахстан не стоит в стороне от решения глобальных проблем. В Казахстане действует «Закон об охране окружающей среды». 9 января 2007 года Президент Н.Назарбаев подписал Экологический Кодекс Республики Казахстан, в котором объединены все существующие экологические нормы и правила.

 5. Обобщение  Составление синквейна. 
- Назовите тему урока одним словом (Воздух);
- Назовите 2-3 признака воздуха (Прозрачный, бесцветный, без запаха);
- Назовите действия, которые производит воздух (Сжимается и расширяется);
- Выразите в одном предложении свое впечатление о теме урока (Воздух должен быть чистым!);
- Какое слово наиболее точно определяет значение воздуха на Земле? (Жизнь!)

6. Итог урока 
– На какие вопросы мы искали ответы?
-  На все ли ответили?
 – Что нового узнали на уроке?

7. Оценивание: Обсудите в группах оценки, которые вы сегодня заработали за урок.
Люби родную природу – 
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
Здесь мы с тобой родились,
Живем мы с тобой на ней.
Так будем же, люди, все вместе
К земле относится добрей!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок познания мира в 4 классе "Вещества, загрязняющие воздух. Очищение и охрана воздуха"»

Предмет: познание мира

Класс: 4

Тема: Вещества, загрязняющие воздух. Очищение и охрана воздуха

Цели и задачи:

1. Привлечь внимание к вопросам сохранения окружающего мира, формировать взгляды на связь между воздушным слоем, сушей и деятельностью человека.

2. Способствовать развитию навыков самостоятельной работы с текстом, умению выделять главные признаки и понятия.

3. Воспитывать активную жизненную позицию гражданина своего государства.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: презентация, учебник, дополнительный материал для чтения в группах.

Методы: словесный, наглядный, практический, проблемный, частично - поисковый

Формы: групповая, индивидуальная, коллективная


Ход урока.


1. Оргмомент:

Добрый день!

И добрый час!

Как мы рады видеть вас.

На гостей посмотрели

Улыбнулись, тихо сели.


Желаю вам на уроке

Побольше увидеть,

Побольше услышать,

Побольше запомнить,

А дома все вспомнит

2. Актуализация знаний. Определение темы и задач урока.

Загадка «Банка сокровищ».

В банке лежат: растение, вода. По очереди достаю.

-Почему растения являются сокровищем? Растения кормят, поят человека, одевают его; растения используются им для постройки жилья, изготовления орудий труда, лечения различных болезней и, наконец, украшения помещений и многих других нужд. Зелень лесов, парков, скверов успокаивает, благотворно действует на глаза.

Общение с природой, возделывание растений дарят душевный покой, радость, в них человек черпает новые силы. Поэтому природу следует беречь, разумно ею пользоваться, не уменьшая, а приумножая ее богатства.

- Почему вода является сокровищем?

- вода является самым важным источником жизни на Земле. Благодаря воде мы существуем, утоляем жажду, поливаем растения, готовим пищу. Вода способна исцелять, омолаживать организм, приносить радость, без этой замечательной влаги жизнь бы просто остановилась.

-Какое сокровище осталось?

«Природа не терпит пустоты» - сказал Аристотель

Загадка:

Через нос проходит в грудь.

И обратно держит путь.

Он невидимый, но все же.

Без него мы жить не можем. (Воздух)

- Кое - что о воздухе вы уже знаете. Обсудите в группах и запишите все, что вам известно в первую колонку.

- Каждая группа получит по 2 вопроса, вы должны будете прочесть вопрос, и сказать  о каких свойствах воздуха идет речь?

 1 группа:1. Почему при ударе мяч отскакивает от пола?

                   2.Почему окна делают с двойными рамами?

 2 группа: 1.В  чем будет теплее: в 10-ти  шелковых блузках или в 1-й шерстяной?

                   2.Почему в сильные морозы птицы  сидят нахохлившись?

 3 группа: 1. На какой полке в вагоне теплее спать?

                   2.Что теплее валенки или зимние сапоги? Почему?

Обсудить история Мюнхгаузена. Могло ли такое случиться?

История Мюнхгаузена: «Однажды мы плыли по океану на парусном корабле. Стояла тихая, безветренная погода, и наш корабль на всех парусах летел к далеким берегам.»

-Могло ли такое быть?

(Без формы, без цвета, без запаха, упругий, поддерживает горение, сжимается и разжимается, плохой проводник тепла, нужен всем…)



Воздух

Он прозрачный невидимка,

Лёгкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

Он - в лесу, густой, душистый

Как целительный настой

Пахнет свежестью смолистой

Пахнет дубом и сосной

Летом он бывает тёплым,

Веет холодом зимой,

Когда иней красит стёкла

И лежит на них каймой.

Мы его не замечаем,

Мы о нём не говорим,

Просто мы его вдыхаем –

Ведь он нам необходим.


4. Работа по теме урока.

Составление и чтение деформированной телеграммы

Телеграмма.

«Не свежего хватает воздуха! Нечем дышать! Полчища обрушили на автомобилей заполнили улицы, нас свои выхлопные газы. А заводы и фабрики ещё дымят бесконечно. Мы ядовитой копоти задыхаемся от ужасного дыма, едкой гари». (Обсуждение в группах)




Телеграмма.

«Не хватает свежего воздуха! Нечем дышать! Полчища автомобилей заполнили улицы, обрушили на нас свои выхлопные газы. А ещё дымят бесконечно заводы и фабрики. Мы задыхаемся от ужасного дыма, едкой гари, ядовитой копоти».


- Кто мог прислать эту телеграмму? - Почему вы так решили? - Что значит фраза «Чистый воздух»? - А бывает грязный воздух?

- Прочтите тему урока. «Воздух-щит Земли. Охрана воздуха»

- Что обозначает слово «щит»? (ответы детей).

- Найдите в толковом словаре (ЩИТ м. 1. Старинное ручное вооружение в виде круглой или прямоугольной деревянной или металлической доски для защиты от ударов)


- Давайте определим цели урока. Обсудите ваши вопросы в домашних группах и запишите из в колонку «Хочу знать» (Технология ЗУХ)

(От каждой группы по 2 вопроса)

Знаю.


Хочу узнать

Узнал.



Что такое воздух?

Из чего он состоит?

Каковы свойства воздуха?

Как человек их использует?

Как воздух защищает нашу планету?

Как человек заботится об охране воздуха?

Почему нужно заботиться об охране воздуха



Работа над изучением нового материала

- Ваше знакомство с воздухом продолжается.

1.Самостоятельная работа

Знакомство с текстом учебника стр.56.Инсерт

2.Обсуждение помет в группе

Первичное закрепление

1. Работа в группе - составление и запись на листах 2 вопросов: (низкого порядка, высокого порядка) к прочитанному тексту

1гр - к 1 абзацу (1.Чем окружена земля со всех сторон? 2.Докажите, что воздух защищает Землю?)

2гр - ко 2 абзацу (1.Из каких газов состоит воздух? 2.Как человек загрязняет воздух?) 3гр - к 3 абзацу (1. В каком документе есть статья о защите воздуха? 2.Что должен делать человек, чтобы сохранить чистоту воздуха?)


Дыхательная гимнастика

1. Глубокий вдох, выдох порциями.

2. Глубокий вдох, выдох с шипением

3. Глубокий вдох, руки через стороны вверх. Поднимаемся на носочки. Выдох- опускаем руки вниз.

-Почему на уроке полезно проводить дыхательную гимнастику? (кислород попадает в кровь через легкие и улучшает работу мозга)

б) Состав воздуха.

- А знаете, из чего он состоит?

Это не просто газ, а смесь разных газов. Всего лишь 2 века назад учёные узнали, что воздух – состоит из смеси разных необходимых для жизни человека, животных и растений газов, находящихся в пространстве над землей. Какие газы входят в состав воздуха?


Азот занимает самый большой процент в составе воздуха – 78%.

Это одно из необходимых и важнейших веществ, для жизнедеятельности любого организма. Он нужен растениям для полноценного развития. Без азота пожухла бы трава, огромные деревья превратились бы в карликов, ягоды и фруктовые плоды стали бы мелкими.


Кислород – 21%.Это самый важный газ. Он необходим нам для дыхания. Кислород поддерживает горение. Без него мы не смогли бы завести машину, разжечь печь, сварить на газовой плите обед.


Углекислый газ- 1% занимает объем в 700 раз меньше, чем кислород. Дышат люди, животные, и все выдыхают углекислый газ, горит огонь – образуется углекислый газ. Фабрики, заводы выпускают в воздух целые облака углекислого газа. Все живое давно бы задохнулось, если бы не растения. Именно они возвращают в воздух кислород. Чем больше зелени, тем чище воздух. Кроме того, в воздухе содержатся и другие газы, пыль, водяные пары.


Просмотр фильма.

Откуда берется пыль? Запишите естественные источники загрязнения воздуха, с которыми справляется сама природа.


- Если вы получили новую информацию, обсудите и запишите ее.

Исследование природных факторов, очищающих воздух.

Решите задачи и сделайте вывод: какой способ охраны воздуха предложен в условии задачи?

Решите задачу. Подумайте, какой способ охраны воздуха предложен в задаче. Сделайте вывод, что необходимо сделать, чтобы сохранить воздух чистым. Подготовьте ответ.

Береза выделяет в год 2 кг кислорода, а сосна в 10 раз больше, чем береза. Сколько кислорода в год выделяет сосна?

Вывод: надо знать какие породы деревьев лучше очищают воздух и больше их сажать


Решите задачу. Подумайте, какой способ охраны воздуха предложен в задаче. Сделайте вывод, что необходимо сделать, чтобы сохранить воздух чистым. Подготовьте ответ

 Из 250 000 видов растений Земли 1/10 часть находится в угрожающем положении. Сколько видов растений на Земле на грани исчезновения? Вывод: нельзя без необходимости рвать растения


Решите задачу. Подумайте, какой способ охраны воздуха предложен в задаче. Сделайте вывод, что необходимо сделать, чтобы сохранить воздух чистым. Подготовьте ответ

Каждый житель Земли расходует в год количество бумаги, которое получается из трёх хвойных деревьев. Сколько хвойных деревьев в год требуется на семью из 4 человек?

Вывод: необходимо экономить бумагу. Расходуется древесина деревьев

Решите задачу. Подумайте, какой способ охраны воздуха предложен в задаче. Сделайте вывод, что необходимо сделать, чтобы сохранить воздух чистым. Подготовьте ответ

В сутки человек потребляет 1 кг кислорода, дерево выделяет 200г кислорода. Сколько надо посадить деревьев на одного человека, чтобы ему дышалось комфортно?

Вывод: больше сажать деревьев


- Может ли 1ч-к или 1 гос-во справиться с проблемой охраны воздуха? (Это забота всех государств земного шара)

- Наш Казахстан не стоит в стороне от решения глобальных проблем. В Казахстане действует «Закон об охране окружающей среды». 9 января 2007 года Президент Н.Назарбаев подписал Экологический Кодекс Республики Казахстан, в котором объединены все существующие экологические нормы и правила.


5. Обобщение Составление синквейна.

- Назовите тему урока одним словом (Воздух);

- Назовите 2-3 признака воздуха (Прозрачный, бесцветный, без запаха);

- Назовите действия, которые производит воздух (Сжимается и расширяется);

- Выразите в одном предложении свое впечатление о теме урока (Воздух должен быть чистым!);

- Какое слово наиболее точно определяет значение воздуха на Земле? (Жизнь!)


6. Итог урока

– На какие вопросы мы искали ответы?

- На все ли ответили?

– Что нового узнали на уроке?


7. Оценивание: Обсудите в группах оценки, которые вы сегодня заработали за урок.

Люби родную природу –

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

Здесь мы с тобой родились,

Живем мы с тобой на ней.

Так будем же, люди, все вместе

К земле относится добрей!










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок познания мира в 4 классе "Вещества, загрязняющие воздух. Очищение и охрана воздуха"

Автор: Бабич Наталья Петровна

Дата: 17.12.2015

Номер свидетельства: 267384


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства