kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок окружающего мира 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-путешествие по городам Ставропольского края

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира 4 класс»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» Левокумского муниципального района Ставропольского края







Открытый урок

по окружающему миру в 4 классе







Базалеева Е.В.

учитель начальных классов















с. Левокумское

2019 год

.



Урок по окружающему миру Тема урока: «Страна городов. Города Ставропольского края»

Тип урока: Урок путешествие. Изучение нового материала.

4 класс (ФГОС)

Цели урока:
Образовательные: 

  • сформировать представления учащихся о родном крае;

  • развивать умение работать с картой и дополнительной литературой,

  • ознакомить c административной картой России, Ставропольского края;

Развивающие: 

  • Развивать умения анализировать и на основе анализа, строить гипотезы, выводы, доказательства.

Воспитательные: 
воспитывать любовь к своему краю и к своей малой Родине,

  • развитие кругозора учащихся,

  • воспитание патриотизма.

Метапредметные:

  • Формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • Учить детей использованию исследовательского метода для поиска информации.
    Формировать УУД:
    Личностные УУД

  • Развивать навыки сотрудничества со сверстниками;

  • Способствовать развитию умения работать в группе;

  • Способствовать расширению словарного запаса детей;

Коммуникативные УУД

  • умение оформлять свою мысль в устной форме, слушать и понимать речь других

Регулятивные УУД

  • умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

  • высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;

  • умение извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация),
    Познавательные УУД

  • делать выводы на основе обобщения знаний, перерабатывать информацию для получения необходимого результата

Формы организации учебно-познавательной деятельности:
фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.

Оборудование: презентация; компьютер, мультимедийный проектор, экран;; административная карта Ставропольского края; презентация «Твой родной край».

Форма организации работы детей: на уроке меняются виды и формы работы (фронтальная работа с использованием компьютера и экрана – просмотр слайдов с таблицами и рисунками по теме при изучении нового материала и при закреплении; при решении проблемных вопросов; игра)

Ход урока I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока

1. Эмоциональный настрой

– Добрый день, ребята.

Урок у нас с вами необычный.  Сегодня вы будете не учениками, а путешественниками, путешествовать мы будем по родному краю. Цель нашего путешествия - изучение «Родного края - как часть великой России».

Огромна наша страна Россия! Но у каждого человека есть особенно дорогие, близкие и милые сердцу места, где он родился, учился, начал трудиться, а порой и прожил всю свою жизнь. Это его родной край, его малая родина. Но вот с чего же начинается родина?

Для любого человека Родина начинается с родного дома и близких людей. Но ведь родной дом -   это не только жилой дом , это еще и село, в котором ты родился, край, в котором ты живешь, и страна, в которой находится твой край. Для нас – это наш Ставропольский край , наша малая родина село Левокумское.

-Какие чувства вы испытываете к своей малой Родине?

- А что значит любить Родину? (Любить Родину – значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у неё праздник. Страдать, когда Родине тяжело. И главное беречь Родину.)

Постановка целей и задач урока:

Любить Родину – это еще и значит знать ее культуру, историю, традиции. На этом уроке мы постараемся узнать больше о нашем крае. Познакомимся с символикой и ее значением.

– Какой он наш край? Как живут и чем занимаются люди? Что окружает нас? Вот об этом мы будем с вами говорить сегодня.

II. Работа над новой темой

– Давайте, познакомимся с административной картой России ( карта, слайд 2,3). Внимательно посмотрите на эту карту. Что нам расскажет карта? (Ответы детей.)

(слайд 3) Ставропо́льский край был образован 13 февраля 1924года . Он находится на Юге России (показывает на карте) и занимает площадь более 66,2 тыс. кв. км. В состав края входят 26 районов, 19 городов, 742 се­ла. Ребята, давайте мы найдем на карте Ставропольский край? (ответы детей). Наиболее крупные города — Невинномысск, Пятигорск, Кис­ловодск, Буденновск, Минеральные Воды, Ставро­поль (показывает на карте). В Ставропольском крае проживает око­ло 2 млн. 700 тыс. человек. Граничит с Ростовской областью, Краснодарским краем, Калмыкией, Дагестаном, Чеченской, Кабардино-Балкарской, Карачаево -Черкесской республиками.

А теперь поговорим о символике.

(слайд 4) Вы, конечно, знаете, как выглядит флаг и герб России . А вот как выглядит флаг и герб СК

Флаг Ставропольского края – официальный символ Ставропольского края.

Принят 15 мая 1997 года. Желтый цвет полотнища символизирует Ставрополье как солнечный, плодородный и богатый край. Фигура креста трактует греческий перевод названия краевого центра «город крест», а его белый цвет означает миролюбивость, чистоту и открытость местного населения. Крепости на гербе в центре флага – центральная фигура исторического герба Ставропольской губернии.


(слайд 5) Герб Ставропольского края

Изображение крепости в верхней части гербового щита символизирует укрепленный пункт под названием Ставрополь, основанный для охраны южных границ Российской империи на Азово-Моздокской укрепленной линии.
Прямой крест на месте  Ставрополя указывает на то, что в городе располагается центр православной епархии края.
Дубовые листья в венке символизируют прочность и долголетие. Пшеничные колосья – символ сельского хозяйства и плодородия.
Золотой цвет территории края символизирует Ставрополье как солнечный южный регион, край золотого колоса и золотого руна. Двуглавый орел и лента в цветовой гамме российского флага указывают на принадлежность Ставропольского края к Российской Федерации.

Главной отраслью экономики края является сельское хозяйство. В Российской Федерации Ставропольский край занимает четвер­тое место по объему производства сельскохозяйственной продук­ции. Основная зерновая культура — озимая пшеница. Ее посевные площади составляют более миллиона гектаров. В крае на больших площадях выращивают сахарную свеклу, картофель, овощи, фрукты.

Богат край и полезными ископаемыми — есть у нас природный газ, нефть, полиметаллы, строительные материалы.


(слайд 6) – Какой город является главным в нашем Ставропольском крае?

-Ставрополь — это малая Родина, частица вели­кой России.

Ребята, а кто дал название городу «Ставрополь»?

-Императрица Екатерина II.

- Когда это произошло?( в 1777 году).

Об этом узнаете , отгадав пословицы.



Узнай из пропущенных в пословицах цифр дату основания города Ставрополя. ( слайд 7)

… в поле не воин.

… раз отмерь, один раз отрежь.

У … нянек дитя без глазу.

… с ложкой, один с сошкой.

Ставрополь - это греческое слово. В то время модно было да­вать городам греческие названия. Оно означает в переводе на русский язык «Город Креста». Название Ставрополя идет от греческого «Ставр» - крест и «Поль» - город. Происхождение названия имеет три версии. По одной давшая городу начало крепость была в форме прямоугольника, основу которого составляли две пересекающиеся оси, которые и напоминали крест. По другой версии при закладке фундамента крепости был выкопан каменный крест непонятного происхождения. По третьей версии, при строительстве крепости ее местоположение на карте было отмечено не точкой, как обычно, а крестом.

Учащийся рассказывает о достопримечательностях города.

( слайд 8)

- Следующий город , куда мы отправимся , город Пятигорск.

В 1830 году в Ставропольском крае был основан город Пятигорск. Название городу дала гора Бештау, которая в переводе с тюркского на русский означает "пять гор". Гора же, в свою очередь, получила такое название, потому что у нее пять вершин. Это самая высокая гора в окрестностях Пятигорска. Высота Бештау 1401м.

В северо-восточной части города Пятигорска расположена гора Машук. Это памятник природы, высота её около километра. Название горы Машук по одной версии связывают с горской легендой о прекрасной девушке Машуко, плачущей об убитом старым Эльбрусом женихе Тау. Другая версия объясняет происхождение названия от кабардинского Машуко, где «маш» – просо и «ко» – долина, то есть долина, где сеяли просо. У кабардинцев и сейчас распространена фамилия – Машуковы. На западном склоне горы обрел вечный покой великий русский писатель М.Ю. Лермонтов. К месту, где проходила дуэль, ведет тропа. Поединок поручика М. Ю. Лермонтова с отставным майором Н. С. Мартыновым состоялся 15 июля 1841 года.

Достопримечательностью Пятигорска является озеро Провал. Это пещера в виде конусобразной воронки, на дне которой находится карстовое озеро минеральной воды чистого голубого цвета. Голубой цвет воде придают содержащиеся в ней сера (сероводород) и особые бактерии. Глубина озера 11 м, ширина 15 м. Температура воды от 26 до 42 °C

Пятигорск располагает разнообразными природными лечебными ресурсами. Имеется свыше 40 источников минеральных вод, отличающихся по химическому составу и температуре воды; некоторые из них радоновые. За редкое разнообразие минеральных источников, сосредоточенных на небольшой площади вокруг горы Машук, Пятигорск иногда называют «Природным музеем минеральных вод».

Памятник орел — Символ Пятигорска, находится на вершине горы Горячая. В основе сюжета скульптурной композиции «Орел, терзающий змею», лежала горская легенда, о том, как змея укусила орла. Умирая, тот подполз к целебному источнику, попил воды, смочил ею раны, и силы вернулись к нему. Взмыл орел вверх, увидел змею, бросился на нее и стал терзать. Таким образом, Орел – стал олицетворением силы Кавказских Минеральных Вод, а змея – олицетворяла хвори и болезни, побеждаемые лечебными водами. И не забудьте потереть символу клюв для удачи.

III. Физкультминутка

-Следующий город, куда мы отправимся в путешествие – это Минеральные Воды. (слайд 9)

Город расположен в долине реки Кума, примерно в 130 км на юго-восток от Ставрополя. В городе расположены крупнейший аэропорт на юге России, связывающий район Кавказских Минеральных Вод с другими регионами России, узловая железнодорожная станция Северо-Кавказской железной дороги, автомагистраль федерального значения «М-29 Кавказ». Отсюда можно попасть в города-курорты Железноводск, Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск, а также в город Лермонтов.

Город стоит у подошвы живописной горы Змейка высотой 994 метра над уровнем моря. Большая часть горы покрыта бештаугорским лесом, а часть со стороны города представляет собой грозный вид скал и карьеров соединённых серпантином старых дорог. В середине прошлого века здесь активно разрабатывалась строительная порода и работал камнеобрабатывающий завод. В хорошую погоду из города видны вершины Эльбруса, до которого по прямой 91 км. Так как город находится в Ставропольском крае, который расположен на склонах Кавказских гор, то и природа здесь особенная. Многие туристы приезжают, чтобы насладиться красотами достопримечательностей Минеральных Вод и его окрестностей.

Из самых значительных и интересных мест можно отметить гору Змейка.

Согласно древним документам, название произошло от тюркского «Жлак-тау», что в переводе и означает «змеиная гора». Такое название гора получила за многочисленные овраги на восточном склоне, которые своей узкой и извилистой формой напоминают змей. Также существует предположение, что некогда на этой горе обитало большое количество змей.

Эта гора является палеовулканической, высота ее составляет почти 1000 метров, а занимаемая ей территория составляет 20 кв. км. Входит в состав Пятигорья Кавказских Минеральных вод, имеет чуть овально-вытянутую форму. Также Змейка богата флорой и фауной, на ее поверхности расположены как леса, так и горные луга. Помимо этого, на юго-западном склоне расположен источник минеральной воды с уникальным химическим составом.

На территории горы нередко попадаются различные археологические ископаемые – это и черепки от посуды, и следы строения на восточном склоне, и кости людей и животных. На основании этого можно построить предположение, что на горе было обитаемое поселение.


Терский конный завод

В 1889 году был основан завод по разведению племенных арабских лошадей графом Строгановым. С приходом социализма завод был закрыт. Позже, в 1921 году Будённым был создан Терский конный завод, предназначенный для укрепления кавалерии. Был он так назван в честь Терского казачьего полка. Была завезена арабская порода и по сей день она считается элитной, продаваясь на аукционах мира. Сегодня же существует возможность проведения конных прогулок, лошадь можно взять напрокат.

Кисловодск

Кисловодск — город чистейших минеральных источников, который прослыл на весь мир своим животворящим, в меру теплым, согревающим климатом, здесь в отдалении от шумного города и снующих по сторонам людей, по-настоящему тихо и благодатно. Сегодня Кисловодск находится на пике славы, ведь природа одарила эти края величественными горными хребтами с красивыми гротами, темными пещерами, горными клокочущими речками, и конечно же, целебными источниками, что являются главной гордостью Кисловодска.

1.Курортный парк

Самая знаменитая достопримечательность Кисловодска, которую приехавший турист обязуется посетить в первую очередь – это рукотворный курортный парк, где все создано волшебством. Прогуливаясь по парку, попадаешь в другое измерение.

2.Нарзанная Галерея

Окрестности и закоулки Кисловодска богаты на самые различные творения, в число которых входит и Нарзанная галерея – в 1823 году это было ни что иное, как простой колодец с деревянной оградкой, окаймленный минеральным источником и рассчитанный на применение ванн с целебным нарзаном. Пару лет спустя на его месте возвели уникальное парусиновое укрытие от солнечных лучей.

С момента возведения достопримечательности кануло уже как более 100 лет, но до сих пор адски ледяные воды Нарзана бодрят и освежают, унося в самое сердце Арктики.

Уникальный памятник архитектуры выполнен в готическом стиле, и если посмотреть на него со стороны, то можно увидеть, что колодец накрыт очаровательным, хрустальным куполом, до того воздушным и хрупким, что кажется, будто он сейчас треснет и разлетится миллионом осколков

3. Замок коварства и любви Наполниться изнутри романтизмом, трогательной наивностью и мечтательностью можно только здесь – здесь на краю обрыва, в ущелье речушки Аликоновка. Замок выстроен в средневековом стиле, располагается в 5 км от самого сердца Кисловодска.  Интригующее название этому места дала одна легенда, согласно которой влюбленным сердцам мешали пожениться их родители. И тогда, наивные, любвеобильные и ни в чем не повинные молодые люди дали друг другу клятву быть всегда соединенными, и отчаянно рванули со скалы прямиком в бездну.

IV. Родина - наш дом (слайд 11)

- Это мы вам показали только маленькую часть достопримечательностей нашего края. Красотой и богатством нашей родины можно восхищаться безгранично.

-Край наш похож на этот сказочный домик. Любой домик складывается из кирпичиков. А что же написано на этих кирпичиках. Каждый кирпичик – это одна из сторон богатства нашего края.

-Давайте узнаем, чем же богат наш край?

  1. кирпичик — фабрики, заводы, вокзалы нашего края. Они нужны для нормальной жизни.

  2. кирпичик - школы, училища, институты, университеты. Что­бы хорошо работать, необходимо быть мастером своего дела, а для этого надо учиться.

  3. кирпичик – музеи, театры, библиотеки.

  1. кирпичик – минеральные воды.

  2. кирпичик - парки.

  3. кирпичик - памятники.

  4. кирпичик – зерно, хлеб.

Все богатства необходимы. Если из домика вынуть хоть один кирпичик, он просто разрушится. Так и край — стоит лишить его «богатств», и он утратит свое значение. Но самое главное богатство края — человек (хозяин дома). Человек создает богатства и их потребляет. Много людей разных национальностей, разной веры, проживают на территории нашего Ставропольского края, и главное наше богатство состоит в том, что мы живем в мире и согласии.

- А сейчас я предлагаю вам послушать стихотворение нашей ученицы Сочилиной В. «Моё село»

Родное село

Мне дороже всего.

Деревья, цветы

И родные дома

Всё это в нашем селе навсегда.

Степные просторы,

Везде красота,

Всё у нас есть

Это наша земля!

Мы будем гордиться этим всегда

И не забудем о том никогда!

Заботиться будем

О реках, равнинах,

Просторах степных

И холмистых долинах,

А так же о том,

Чтобы наши потомки

Не жили в пустыне

Где пески и обломки.


V. Рефлексия

- Какая учебная цель стояла у нас на уроке?

Как вы думаете, ребята, достигли ли мы цели?













1. Кроссворд. Работа в группах. ( слайд 12)

-Назови наиболее крупные города края.

Н












Ж












К










Г










Б










П









Е










( Невинномысск, Железноводск, Кисловодск, Георгиевск, Будённовск, Пятигорск, Ессентуки)

2. Работа в парах. За одну минуту напишите как можно больше слов, которые встречаются в слове «Ставрополь».

( Пол, роль, трос, лов, тополь, вол, вопль, рот, сталь, плов, сова, пост, рост, порт…)

VI. Подведение итогов урока.

Понравилось вам путешествовать по родному краю и изучать его?

Что нового вы узнали о своем крае?

Что особенно запомнилось, было интересно?

Мне тоже очень понравилась наша экскурсия, а ещё больше понравились ваши знания.



Ребята, вы сегодня хорошо работали! Молодцы!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок окружающего мира 4 класс

Автор: Базалеева Елена Викторовна

Дата: 13.09.2019

Номер свидетельства: 519625

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Конспект и презентация урока окружающего мира  классе по теме "Черная смерть" "
    ["seo_title"] => string(92) "konspiekt-i-priezientatsiia-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-klassie-po-tiemie-chiernaia-smiert"
    ["file_id"] => string(6) "142545"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418313562"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Разработка урока окружающего мира по теме: "Зона смешанных и широколиственных лесов""
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka_uroka_okruzhaiushchego_mira_po_teme_zona_smeshannykh_i_shirokolistven"
    ["file_id"] => string(6) "558733"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1601382728"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Урок окружающего мира по теме "Страницы истории Отечества. Мастера печатных дел". "
    ["seo_title"] => string(95) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-stranitsy-istorii-otiechiestva-mastiera-piechatnykh-diel"
    ["file_id"] => string(6) "242722"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445525698"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "1 класс. ПНШ. Презентация к уроку окружающего мира "Мы познаём окружающий мир с помощью органов чувств"."
    ["seo_title"] => string(80) "1_klass_pnsh_prezentatsiia_k_uroku_okruzhaiushchego_mira_my_poznaiom_okruzhaiush"
    ["file_id"] => string(6) "569916"
    ["category_seo"] => string(19) "okruzhayushchiy-mir"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1610484484"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Конспект урока окружающего мира 2 класс по теме «Глобус – модель Земли»"
    ["seo_title"] => string(71) "konspekt_uroka_okruzhaiushchego_mira_2_klass_po_teme_globus_model_zemli"
    ["file_id"] => string(6) "604080"
    ["category_seo"] => string(19) "okruzhayushchiy-mir"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1648994672"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства