Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира 2 класс " Снег и лёд"»
Урок по окружающему миру 2 класс (интегрированный с предметами: литературное чтение, русский язык, технология)
Тема урока: «Снег и лед». Урок – исследование.
Цели урока:
познакомить с физическими свойствами льда и снега;
показать красоту природы;
воспитывать бережное отношение и любовь к природе;
проводить наблюдения и делать выводы;
воспитание коммуникативных отношений.
Оборудование:
сигнальные диски синего и красного цвета; иллюстрации: зимних пейзажей, большой синицы; снег, лед, листы газет, карточки-слова, карточки-буквы; бумажные заготовки снежинок, образцы снежинок, ножницы, возможно использование презентаций.
План урока:
Вступительное слово учителя на фоне музыки П.И.Чайковского «Времена года»:
- Тихо пришла зима. Как в сказке за одну ночь построила она свой серебряный дворец, покрыв снегом дома и деревья, замостив лужи, озера и реки. На первый взгляд скромны зимние краски: белый цвет снега, голубой – неба, черный – деревьев. Давайте послушаем, как красиво описали зиму поэты.
Дети читают стихи. (можно дать заранее)
Чудная картина.
Как ты мне родна.
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег. (А.Фет)
Зашумела, разгулялась
В поле непогода;
Принакрылась белым снегом
Гладкая дорога.
Белым снегом принакрылась,
Не осталось следу,
Поднялася пыль и вьюга,
Не видать и свету. (С.Никитин)
Утром кот принес на лапах
Первый снег!
Он имеет вкус и запах
Первый снег!
Он кружится легкий, новый,
У ребят над головой,
Он успел платок пуховый
Расстелить на мостовой,
Он белеет вдоль забора,
Прикорнул на фонаре.
Значит, скоро, очень скоро
Полетят салазки с горок,
Значит, можно будет снова
Строить крепость во дворе! (Я.Аким)
Слова учителя:
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом-
Все покрылось серебром.
- Что это за тройка?
Загадки про зимние месяцы:
1. Назовите-ка, ребятки,
месяц в этой вот загадке:
дни кого – всех дней короче,
всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год. (Декабрь)
Учитель:
Начало зимы – первозимье или глухозимье, с того дня, когда ляжет надолго снег. В это время дни короткие, ночи длинные. Длится оно до 22 декабря.
2. Щиплет уши, щиплет нос,
лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадет
Не вода уже, а лед.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица,
Повернула солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это? (Январь)
Учитель:
Следующий этап зимы – коренная зима. Этому этапу характерны снегопады, морозы, метели, изморозь, оттепели. Идет он до первой песни большой синицы. После этого последний этап зимы – перелом зимы.
3. Снег мешками валит с неба,
с дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силен,
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно. (Февраль)
Учитель:
Совершенно верно. А сейчас подведет итог и ответим, какие изменения произошли в природе с наступлением зимы?
Учащиеся при ответе опираются на план: (алгоритм ответа у ребят на парте)
солнце
небо
земля
осадки
температура воздуха
ветер
долгота дня.
Учитель:
1. А сейчас посмотрим, как хорошо вы знаете явления зимней природы. Я буду показывать слова на карточке. Если это явление бывает зимой, покажите сигнальный диск синего цвета, если явление природы не зимнее – красный.
2. Из чего зима делает наряды рекам, деревьям, домам? (из снега и льда).
Новый материал.
Учитель:
- Сегодня предметом нашего исследования будут снег и лёд. Мы узнаем их физические свойства. Понаблюдаем, где в природе встречается снег и лед. А для этого проведем несколько опытов.
(на рабочих местах детей находится материал для проведения исследований)
Опыт 1.
-Какого цвета снег? (белый)
Какого цвета лед? Положите лед на лист газеты. Можно увидеть буквы?
Вывод: снег белый, лед бесцветный, прозрачный.
Заполнение таблицы (по мере проведения опытов заполняется таблица на доске)
Вещество
Свойства
Опыт 1
Опыт 2
Опыт 3
Снег
белый
рыхлый
тает
Лед
прозрачный
хрупкий
тает
Опыт 2
- Пересыпьте снег. Он сыпучий, рыхлый.
Отколите лед. Он хрупкий.
Вывод: снег – сыпучий, а лёд – твёрдый, но хрупкий.
Опыт 3.
- Что произошло со снегом и льдом под действием тепла?
Вывод: они тают под действием тепла и превращаются в воду, т.е. могут переходить из одного состояния в другое.
ИТОГ: какие свойства снега и льда узнали?
Рассказ по таблице.
Работа с учебником или иллюстрациями
Загадка
Сейчас мы узнаем, сколько лучей бывает у снежинки? Для этого вам нужно вставить пропущенную букву, устно подобрать проверочное слово: (слова на доске на карточках)
Сосе… , обе… , наря… (т – 10 лучей, д – 6 лучей)
Вывод: у снежинки 6 лучей.
А теперь узнаем размер самых больших в мире снежинок, выпавших в 1892 году в Саксонии. Для этого вам нужно вставить пропущенную букву, устно подобрать проверочное слово: (слова на доске на карточках)
Жемчу… , сапо… , пиро… ( г – 12 см, к – 7 сантиметров)
Вывод: размер самой большой снежинки 12 сантиметров.
Учитель:
- Я вам предлагаю проявить свою фантазию и из заготовок сконструировать снежинки. Не забудьте, что у снежинок 6 лучей.
(Под музыку И.Чайковского учащиеся изготавливают снежинки)
Снежинки помещаются на доску. Можно выбрать самые замысловатые из них.
ИТОГ урока:
-Что нового и интересного узнали на уроке? Какими знаниями можете поделиться.
Оценивание ответов по природоведению, работ по технологии.