Урок- открытие новых знаний. Учащиеся знакомятся с перелетными и зимующими птицами своего края. Учатся находить взаимосвязь в природе и на этой основе объясняют природеые явления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира 1 класс»
Тема урока: «Где зимуют птицы?».
Цели урока: расширить знания детей о птицах, зимующих в наших краях; познакомить с перелётными птицами; учить находить взаимосвязи в природе и на этой основе объяснять природные явления; сформировать представления о на-
учном поиске, методах работы орнитологов, развитие познавательных способностей учащихся, самостоятельности мышления, творческих способностей; воспитание бережного отношения к птицам.
Оборудование: таблицы с названием групп птиц (зимующие, осёдлые, кочующие, пере- лётные); фотографии синицы, скворца, воробья, ласточки, цапли, снегиря; 15 конвертов маски птиц «Скворец», «Цапля»; презентация «Где зимуют птицы?».
Ход урока.
1. Организация начала занятия.
2. Актуализация знаний учащихся.
-Вспомните, как называется раздел, который мы изучаем?
-Вот и наша тема будет начинаться со слова ГДЕ……?
Для определения более точной темы урока предлагаю вам поработать в парах.
-Вспомним правила работы в парах, группах.
- Итак, у вас на парте файл с тремя картинками. Вам надо:
достать картинки, рассмотреть их, выделить лишнюю картинку, подойти к доске и прикрепить ее на доску с помощью вот этих магнитов.
3. Введение в тему. Постановка учебных задач.
- Внимательно рассмотрите картинки и скажите:
- Кто это? (птицы).
- Добавим это слово в тему урока.
- Подумайте, на какие две группы можно разделить этих птиц. (Зимуют с нами и зимуют не с нами)
-Теперь разделите картинки на две группы. (Зимующие Перелетные)
- Попробуйте определить тему (Показываю на начало фразы) Где зимуют птицы.
Что хотите узнать о птицах?
- Что вы знаете о птицах и их жизни?
Каких птиц вы знаете?
(Птицы – это животные. Тело которых покрыто перьями. Птица похожа на самолёт. Форма тела помогает ей быстро летать.)
-Птицы одинаковы по строению тела, но могут быть разные по окраске, по форме, по размеру. Чтобы проверить верно это или нет , я предлагаю вам выполнить практическую работу.
Практическая работа :
логическая задача насравнение птиц. Есть начало фразы, надо закончить ее. Каждая группа получает карточку с заданием.
1. Клюв синицы тонкий, а у дятла…толстый.
2.Ворона большая, а воробей …маленький.
3. Снегирь малоподвижный, а синица…шустрая.
4. Клест нарядный, а воробей…невзрачный.
5. Синицы высиживают птенцов летом, а клесты…зимой.
- Посмотрите, сколько разных птиц. Подумайте, могут ли все эти пернатые собраться вместе в зимнюю пору? Почему?
Слайд 1.
4. Работа над новым материалом.
4.1. Знакомство с осёдлыми птицами.Слайд 2.
-Отгадайте загадки:
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В тёплый край я не летаю,
Здесь под крышей обитаю.
Чик – чирик! Не робей
Я бывалый (воробей).
Трещала с самого утра
«Пор-р-ра! Пор-р-ра!» А что пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит (сорока).
В лесу под щебет, звон и свист
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд-приятель!
И ставит подпись…(дятел).
-Что объединяет этих птиц? (Не улетают на зиму в тёплые края. Это зимующие птицы.)
-Таких птиц называют осёдлыми, так как они осели на одном месте.
4. 2 Краеведческий материал о зимующих птицах.
(Практическая работа по заданию учебника стр. 76)
- Прочитайте текст после рисунка “Зимующие птицы”.
- Поставьте плюсик возле тех птиц, которых ты видел зимой в наших краях.
(Самостоятельная работа учащихся).
Проверка: Назовите, каких зимующих птиц вы видели в наших краях?
(Если дети ошибаются, ссылаюсь на материалы экскурсий краеведческого музея и экологического центра).
Подведение итога.
- О каких птицах мы только что говорили? (зимующие)
- А почему их так назвали?
5. Физминутка.
Птички прыгают, летают (прыжки на месте, взмахи руками)
Птички крошки собирают (показать как клюют птички)
Пёрышки почистили
Клювики почистили (Погладили руки, носик)
Птички летают, поют (Взмахи руками)
Зёрнышки клюют. (Показать, как клюют)
-Что птицам страшнее зимой холод или голод? Правильно- голод. Не страшна зима птицам, если есть корм. Сыта птичка и тепло ей под пухом и перьями. И все же нередко птицы зимой голодают. Особенно трудно бывает во время метели, сильного мороза. Из десяти птичек выживает только две. А чтобы им помочь, мы должны… а что мы должны?
Мы уже сделали кормушки и угощаем птичек. Но оказывается, ребята, - не всегда птички бывают, довольны нашим угощением.
Вот послушайте разговор птиц.
Щегол. Семечки недавленые. Клюв свихнешь, пока раскусишь.У нас от такой пищи мозоли на языке.
Воробей. Безобразие! Прилетел перекусить, а столовую снегом засыпало! Хоть бы навес сделали, что ли.
Синица. Сало салу рознь! Могли бы навесить вывесить несоленое, у нас от соленого животы болят.
Снегирь. А где рябина, где арбузные и дынные семечки?
4.3. Знакомство с перелётными птицами.
- А сейчас мы подслушаем разговор двух птичек.
Инсценировка “Разговор двух перелетных птиц”).
Скворец. Что ты такая печальная, ласточка?
Ласточка. Ах, голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни! Врут на каждом свисте. Какой–то чижик–пыжик, важно вышагивая, чирикал, что после теплого лета бывает дождливая осень, а какой–то пухлячишко серенький болтал, что бывает зима и какой–то трескучий мороз. Может быть это правда?
Скворец. Пустая болтовня! Я столько лет живу на свете, бывал на севере и на юге, но зимы не видел. Врут пичужки, не бывает на земле ни дождливой осени, ни холодной зимы. Везде одно лето.
- Ребята, почему скворец и ласточка утверждают, что нет на земле ни осени, ни зимы?
- Кто знает, как называются эти птицы?
- Почему их назвали перелетные птицы?
-Верно, они перелётные птицы. На зиму они улетают, а возвращаются весной. В тёплых краях не строят гнёзд, не выводят птенцов.
5.. Физкультминутка.
6. Работа по учебнику с. 77. Исследовательская работа.
- Рассмотрите рисунки и попробуйте догадаться, почему многие птицы улетают в тёплые края?
-Что помогает птицам определить, что пора улетать? (Долгота дня).
7. Слайд 5.
-Посмотрите фотографии перелётных птиц: грач, аист, кукушка, дрозд, утки, гуси.
- Издавна спрашивал себя человек, куда это птицы улетают каждую осень? В прошлом, когда птичьи перелёты ещё не были изучены, существовало множество невероятных вымыслов. 300 лет назад считали, что птицы улетают на Луну, добираясь за 60 дней и погружаются в спячку, так как не находят еды. Другие считали, что птицы летят в дальние страны, но летят самостоятельно только большие и сильные, а маленькие и слабые путешествуют, пристроившись на спинах больших. Сейчас известно: как ни далёк, как ни труден птичий путь, летят они все самостоятельно. Только на собственные крылья могут полагаться, хотя преодолевают тысячи километров.
10. Рассказ учителя. Работа с картой полушарий.
- Куда же летят птицы? Учёные выяснили, что ласточки улетают в Африку. Грачи – во Францию. А утки зимуют в Северной Америке. А узнали они это с помощью маленьких колец, которые они одевали на лапку птице. Слайд 7.
На каждом кольце свой номер, адрес, где была птица окольцована. И когда кто-то в других странах встречал эту птицу, он сообщал об этом.
11. Беседа-вывод.
- Почему птицы улетают в тёплые края?
- А если там так тепло и сытно, зачем они возвращаются?
- А какая птица первой прилетает на родину?
- Недаром, писатель Николай Сладков говорил, что грачи на своих крыльях весну приносят.
12. Знакомство с птицами-синоптиками. Слайд 7.
- Многие перелётные птицы умеют предсказывать погоду. Прочитаем хором приметы.
13. Самостоятельная работа в тетрадях с 32 № 1. Проверка - работа в парах.
19. Закрепление.
- Каких птиц называем зимующими? Приведите примеры осёдлых, кочующих.
- Каких птиц называем перелётными?
19.1 Работа со светофорчиками.
- Я прочитаю текст, если заметили ошибку, просигнальте.
Я иду по зимнему лесу. Раздаётся барабанная дробь дятла. Весело поёт соловей. Слышится громкое: «Ку-ку». Трещат сороки.
19.2. Игра «Третий лишний». Слайд 8.
20. Итог урока.
-Спасибо за работу!
- Берегите и охраняйте птиц, наших маленьких соседей по планете.