1 этап. Мотивация | Мы начинаем урок. Очень хочется, чтобы каждый из вас в конце урока мог сказать: «Сегодня я искал, творил, и знания новые открыл, научился применять, задания теперь легко мне выполнять» Девиз к уроку: «Знания собираются по капле!» Как вы понимаете это высказывание? | Всю жизнь человек учиться, добывает знания, пополняет свой багаж знаний. | Создать положительный настрой на урок. Самооценка готовности к уроку(Л.) |
2 этап. Актуализация | На листочках записаны словарные слова, вставьте пропущенную букву цветным карандашом. Составьте слово из вставленных букв. Получилось слово: ИССЛЕДОВАТЬ. - Дайте лексическое значение слова? - Где можно узнать точное значение слова? - Дайте лексическое значение слова из толкового словаря. - Вставьте это слово в предложение, согласовав его с двумя другими словами. Ученики ________________ предложение. Подчеркните грамматическую основу предложения. Наши знания о предложении можно представить в виде схемы. Появляется «пустая» табличка. Учитель обращает на нее внимание. - Сегодня мы должны так поработать, чтобы заполнить это место. И здесь мне хотелось бы вам рассказать одну историю. Но сначала ответьте: есть ли в нашем классе ученики которые любят поспорить, похвастаться? Не будем назвать имен, такое бывает в каждом классе Вот и члены предложения собрались как-то всей дружною семьёй и стали хвастаться. – Мы самые важные, наша роль в предложении самая главная, мы основа предложения. -Какие члены предложения могли так о себе говорить? - Мы тоже очень важные, мы распространяем предложения, делаем его более полным и красивым. - Какие это члены предложения? - Мы тоже замечательные. Мы самые дружные, все одинаковые и очень похожи друг на друга, ведь мы одного роду-племени. Бывают в семьях дети, которые родились в один день. Как их называют? - Так могли сказать какие члены предложения? - Образуйте из слияния двух слов прилагательное, которое характеризует эту группу (учитель демонстрирует две таблички, объединяет их): - Так говорят о себе однородные члены предложения - Почему же их так называют? Сегодня мы поговорим об ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ и постараемся ответить на вопросы: что это такое, какие признаки и какие члены предложения могут быть однородными? Физ. минутка | прИвет, баССейн, металЛ, чЕтверг, обеД, килОграмм, здраВствуйте, завтрА, привеТ, здесЬ. - В толковом словаре. Толковый словарь Ожегова. Подвергнуть научному изучению; Осмотреть для выяснения чего-либо. Ученики исследуют предложение. Уч-ся составляют схему из предложенных табличек, по ходу работы отвечают правила. ПРЕДЛОЖЕНИЕ Состоит из слов Большая буква !?. Связаны по смыслу По интонации Воскл. Невоскл. По цели высказывания. Побуд. Вопр Повест. Члены предложения Второстеп. Главные ??? Подлежащее, сказуемое Второстепенные ОДНОГО РОДА (вывесить) Гипотезы детей (записываются на доску) | Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.(П.) Знания о предложениях по цели высказывания и по интонации (П.) Постановка вопроса, понимание того, что мы этого не знаем(П.). |
3 этап. Исследование в малых группах | - Чтобы найти ответ на этот вопрос, вы проведёте исследование в группах. Давайте сначала повторим правила работы в группах. Будем работать по плану исследования, который вы видите на экране. У каждой группы разные предложения. Свои наблюдения записывают в рабочий лист. План исследования. Сравните два предложения Подчеркните главные члены предложения в обоих предложениях Заполните рабочий лист. Рабочий лист В предложении может быть несколько __________________ 2.Они отвечают________________ вопрос 3.Они связаны с ______________ членом предложения Работа групп: Каждое утро синички прилетают к нашей кормушке. | Каждое утро синички, воробьи и снегири прилетают к нашей кормушке. | На улице порхает снежок. | На улице порхает и кружится снежок. | Пришла золотая осень. | Пришла тёплая, сухая, золотая осень. | Во дворе весело бегали дети. | Во дворе весело бегали и прыгали мальчики и девочки. | | | Умение принимать и сохранять учебную задачу. (П). Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей .(Р.) Осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату.(Р.) Умение осуществлять поиск необходимой информации. (К.) |
4 этап. Обмен информацией | Отчёт групп, вывешивают рабочие листы: группа № 2,3,5,1,4. | Читают предложения, называют грамматическую основу. Делают вывод об однородных членах предложения, которые встретились у них в предложении. | Формирование умения высказываться и слушать. (К.) Умение представлять результаты своей деятельности. (Р.) |
5 этап Классификация | - Хорошо поработали, нашли много интересных фактов. Можно ли навести в них порядок, классифицировать? По какому признаку? 1 группа- подлежащие; 2 группа- сказуемые; 3 группа- второстепенные члены. 4 группа- подлежащие и сказуемые. - Мы провели исследование и обнаружили, что в предложении бывает несколько подлежащих, несколько сказуемых или несколько подлежащих и сказуемых, и несколько второстепенных членов предложения. Это однородные члены предложения. Чем же они похожи, какие у них одинаковые признаки? - Проверим свои выводы. - Молодцы! Вы очень хорошо поработали. Ответили ли мы на исследовательский вопрос? А теперь оценим ваши гипотезы, кто оказался прав? - Эталон: 1. Однородные члены предложения отвечают на ___ вопрос. 2. Связаны с одним и тем же словом ___. 3. Являются одинаковыми членами предложения, ____. | | Умение выделять критерии для классификации (Л.) Умение устанавливать связь, обобщать полученные факты. (Л.) Умение оценивать свои предположения |
6 этап. Первичное закрепление с комментированием в обычной речи. | Наш следующий шаг – закрепить полученные знания. Составьте одно предложение из нескольких. Свой ответ постройте согласно эталону. Образец. На поляне растут берёзы. На поляне растут рябины. На поляне растут ели. Птицы запасают корм. Птицы утепляют гнёзда. Птицы одевают теплые перышки. В моей семье есть мама. В моей семье есть папа. В моей семье есть бабушка. В моей семье есть маленький братишка. На юг улетают соловьи. На юг улетают скворцы. На юг улетают грачи. На полях уже растаял снег. На лугах уже растаял снег. В лесах уже растаял снег. Есть еще один секрет об однородных членах: в предложениях однородные члены нужно разделять интонацией и знаком препинания, который называется запятая. | На поляне растут берёзы, рябины, ели. Птицы запасают корм, утепляют гнезда, одевают теплые перышки. В моей семье есть мама, папа, бабушка, маленький братишка. На юг улетают соловьи, скворцы, грачи. На полях, на лугах, в лесах уже растаял снег. Разбирают по эталону. | Умение применять полученные знания (Р.) Умение адекватно оценивать свою работу. (использование алгоритма самооценки) |
8 этап. Рефлексия | - Вернёмся к началу урока. Добавляем в схему табличку: однородные Вернёмся к вопросам, поставленным в начале урока. Сможем ли мы теперь на них ответить? - Оцените свою работу, кто может отнести к себе эту фразу «Сегодня я искал, творил, и знания новые открыл, научился применять, задания теперь легко мне выполнять» - Проследите как девиз: «Знания собираются по капле!» помогал нам в течение всего урока? На доске тучка. Давайте сделаем, чтобы из неё полился дождик. У вас у каждого лежит капелька. Напишите на ней, что вы вынесли с данного урока. Молодцы! Спасибо за работу!! | | |