Просмотр содержимого документа
«Урок "Обучение грамоте"»
Конспект урока по обучению грамоте
1 класс
Урок обучения грамоте (сдвоенные уроки чтения и письма) ГЛАСНЫЙ ЗВУК [О], СТРОЧНАЯ ГЛАСНАЯ БУКВА «О» («Букварь», с. 38–39, Прописи № 2, с. 4–5)
Цели: повторить написание строчных букв «г,п,т,р,и»,познакомить с буквой «о», звуками [о], [а]; научить писать строчную букву «о»; учить работать с текстом.
Оборудование: образцы букв, карточки с буквами, сюжетная картинка, иллюстрации, изображающие животных: ослик, пони, енот, материал по печатанию букв, составлению схем, заготовки по чистописанию, учебники, тетради для печатания, прописи.
Ход урока
I. Организационный момент.
Артикуляционная гимнастика.
Жил-был язычок в домике-ротике. Двери-губы плотно закрыты. Вот так (показ учителем). Язычок спокойно спит. К нему пришли гости звуки. Начали они его будить: «О-о-о» (губы округлены, произносится утрированный звук [о], повторить 8–10 раз).
II. Объявление темы и целей урока.
– Сегодня мы продолжаем путешествие по Стране букв и Звуков, познакомимся с новой буквой и ее секретами.
III. Повторение пройденного материала.
Игра «На что похожа буква?» Работа на листочках по печатанию.
– Буква-перекладина (П). Найдите на страничке. Напечатайте ее.
– Буква-антенна (Т). Найдите на страничке. Напечатайте ее.
– Буква – кочерга (Г). Найдите на страничке. Напечатайте ее.
- Буква-топор. Найдите на страничке. Напечатайте ее.
Какие звуки обозначает каждая из этих букв. (Гласные или согласные?)
С каким гласным звуком мы уже знакомы? (И). Произнесите. Найдите букву, которая обозначает этот звук. Напечатайте ее.
Когда после согласных букв стоит буква И, какой согласный звук мы произнесём: мягкий или твёрдый?
Напечатайте слоги. Прочитайте.
Когда гланый стоит впереди,а согласный последним, какой согласный звук надо произносить: мягкий или твёрдый?
Напечатайте слоги. Прочитайте.
А теперь возьмите листочки с письменными буквами. Найдите изученные буквы П и Р, пропишите по 5 букв. Найдите слоги с этими буквами. Пропишите.
Обитатели лесные
Решили грамотными стать,
Потому что это мало –
Только бегать и пугать.
(Показ иллюстраций с изображением пони, зебры, енота.)
Работа по группам, на доске.
Читающие дети пишут печатными буквами слова – названия животных, а нечитающие подчеркивают и называют знакомые буквы и чертят схемы этих слов.
Посмотрите, на доске подсказка, какие буквы мы уже изучили.
IV. Введение в тему.
– Рассмотрите иллюстрацию. Вспомните, кто у нас был в гостях вчера на чтении?
– Что на ней изображено? (Ответы детей.)
– Ребята, вспомните, кто пришел в гости к Кролику? (Ослик.)
(Показ иллюстрации.)
– Ослик принес Кролику и нам с вами новую букву.
V. Изучение нового материала.
Выделение звука [о].
– Произнесите слово «ослик» с ударением. (О-о-ослик.)
– Какой звук ударный?
– Определите его место в слове. (В начале слова.)
– Откройте «Букварь» на с. 38. Рассмотрите картинки.
– Что вы на них видите? (Ослик, осы, овощи, обувь.)
– Что общего в перечисленных словах? (Начинаются со звука [о].)
– Какой это звук? (Гласный.)
– Почему?
(при произнесении данного звука воздух не встречает преград, его можно петь)
– Произнесите звук [о]. Звук [о] обозначается буквой о.
Знакомство с буквой.
– Ослик принес Кролику букву О. Рассмотрите букву.
На что похожа буква О? (На колесо, на обруч, на баранку, на ноль и т. д.)
Работа на листочках. С.8
Печатание буквы О. Слогов с буквой О. Чтение слогов.
Физкультминутка
Как колечко буква «О»,
Укатилось далеко,
С этой буковки начни:
Обруч, огурец, огни.
И. п. – присед в группировке.
(1 – стойка на правой ноге, левая нога назад на носок, руки вверх в стороны.
2 – и. п.,3 – то же на левой.,4 – и. п.)
– Нужна Кролику буква «о»?
– Где стоит буква «о» в слове «кролик»? (В середине слова.)
Слого-звуковой анализ слова. Сколько слогов, как определить количество слогов в слове? На какой слог падает ударение?
Составление схемы на доске (ученик 2 или 3 группы у доски).
Работа в парах. Работа на листочках с.8 с буквами, на клеточках. Чертим схемы, печатаем слова.
– Посмотрите еще раз на картинки в учебнике на с. 38.
– Назовите слово, в котором два гласных [о]. (Овощи.)
– Произнесите слово «овощи».
– Сколько гласных в этом слове? Какие?
– Отметьте их на схеме.
– Сколько в этом слове слогов? Обозначьте их на схеме.
– Поставьте ударение.
– Назовите гласные звуки.
– Какими буквами они обозначаются? Напечатайте их на схеме.
Письмо письменной «О».
Буква «о» всегда стояла
Круглая, нормальная,
Спать легла – бока помяла,
И теперь овальная. Г. Ванюхина
– Сравните печатную О с письменной. (Печатная буква круглая, а письменная – овальная.)
– Поучимся писать эту букву.
Буква О интересна тем, что может писаться сверху вниз, а может снизу вверх. Это зависит от того, какая буква будет стоять после нее.
Обведем по контуру: начальная точка отмечена на букве. Ведем от нее против часовой стрелки – слева направо и выводим соединительный элемент.
Показ учителем на доске.
Работа в Прописи.
– Обведите буквы «О» с верхним соединением.
– Теперь обведите буквы «О» с нижним соединением.
– Немного передохните: встряхните кисти рук, прогните спину, сделайте круговые движения головой и т. д.)
- Выполним упражнении я для глаз: сядьте ровно, посмотрите прямо перед собой, зажмурьте глаза, широко откройте, посмотрите налево,направо,вверх, вниз.
– Напишите строчку букву «О» без соединения, обратите внимание на наклонную палочку.
Работа в Прописи. с.4
а) Беседа по рисунку.
– Расскажите, что видите на иллюстрации. (Зима, снеговики собрались на горке и катаются на лыжах, есть среди них и веселые и не очень.)
– Определите настроение каждого снеговика. (Радость, грусть, удивление, задумчивость.)
– Что необходимо нам сделать по этой иллюстрации? (Обвести круги, ведро, лыжи, шарфики, елки.) Работаем цветными карандашами.
б) Письмо в Прописи.
– Вспомните правила посадки при письме.
– Обведите все элементы. (Самостоятельная работа.)
Физкультминутка
Шли по крыше три кота
(Ходьба на месте),
Три кота Василия.
Поднимали три хвоста
(Руки поднять вверх),
Прямо в небо синее.
Сели киски на карниз,
(Приседание),
Посмотрели вверх и вниз
И сказали три кота
(Хлопки в ладоши):
– Красота! Красота!
Работа в Прописи.
– Напишите большую букву «О», следите за наклоном.
– Напишите маленькую «о», следите за наклоном.
Физкультминутка
– Рассмотрите иллюстрацию в Прописи на с. 5.
Работа в парах.
– Составьте рассказ по этой картинке и расскажите друг другу.
Работа с классом.
– Как вы начали вашу историю? (Я слепил трех снеговиков. Семья снеговиков отправилась на прогулку.)
– Опишите снеговиков. (Папа – снеговик большой, мама – поменьше, а сынишка – снеговичок маленький; руки у них – снежные комки, вместо носа – морковки, глаза из угольков; сынишка без головного убора, у него торчат волосы-сучья, мама в модной шляпке, а папа – настоящий джентльмен в цилиндре, который очень похож на ведро.)
– Чем заканчивается ваша история? (Снеговики ждут своих друзей, чтобы погулять вместе; ждут нас, ребят, чтобы показать зимнюю сказку.)
А вот какая сказка получилась у меня.
В воскресенье я слепила четырёх замечательных снеговиков. Один получился большой, другой - поменьше, а третий и четвертый - маленькие. Руки у них-снежные комки ,вместо носа вставлены морковки, глаза из угольков. У папы-снеговика - ведро-цилиндр, у мамы-снеговика – модная шляпка, а у малышей торчат волосы-сучья. Стоят снеговики и меня дожидаются.
- Подумайте, чем может закончиться сказка. Придумайте заглавие.
– Обведите элементы на этой картинке, а дома раскрасьте (по желанию).
Закрепление изученного материала.
Письмо букв на листочках по чистописанию. с. 11
Какие замечательные слова сказали буквы в сказке А. Шибаева, которые позволяют нам составлять и читать разные по смыслу, по настроению слова? Прочитайте их вместе.
(На доске: БУДЕМ ВСЕГДА ВМЕСТЕ!)
VI. Итог урока.
– Какая буква присоединилась к нашим звуковичкам? («О», «о».)
– Что вы о ней знаете? (Обозначает гласный звук, бывает ударным и безударным, в слабой позиции может обозначать [а].)
– Чему вы научились сегодня? (Читать слова с буквой «о» и писать новую букву.)
– Подчеркните самые красивые буквы.
Игра «Кто больше».
– Назовите как можно больше слов с буквой «о».
Вывод: буква «о» есть во многих словах.
– Какие главные слова сказали буквы? (БУДЕМ ВСЕГДА ВМЕСТЕ!)
– Давайте эти слова сделаем названием нашего букваря – коробки с кубиками? Согласны?
– Кто помогал нам познакомиться с буквой «о»? (Ослик.)
(Учитель прикрепляет на букву «О» и картинку с изображением ослика).
– Дома: подберите картинки, чтобы на них были изображены предметы, названия которых начинаются на [о].
Дополнительный материал. Возможные задания для данного урока.
1. Работа по учебнику.
Чтение слогов – задание для нечитающих детей, читающие самостоятельно читают текст А. Шибаева «Всегда вместе».
– Прочитайте первый и второй столбики на с. 38. Сравните их. (Первый столбик – открытые слоги, второй – закрытые.)
а) Подготовьтесь читать в темпе скороговорки.
(Пока нечитающие дети готовятся, проводится беседа с читающими детьми.)
б) Задание для нечитающих:
– Прочитайте столбик слогов с одинаковыми гласными. (3-й столбик.)
– Прочитайте слоги с разными гласными. (4 и 5-й столбики.)
Далее в работу включаются читающие дети.
– Сравните эти два столбика. В чем разница согласных звуков?
– Сравните гласные звуки [о] – [и].
– Рассмотрите звуковичков на с. 38 вверху страницы.
– Почему они взялись за руки? (Они гласные, могут быть ударными и безударными, образуют слоги.)