Оборудование: учебник, предметные картинки, магнитная доска, буквы и слоги.
Ход урока
I. Мобилизующая часть урока.
II. Формирование новых знаний, умений и навыков.
Постановка целей и задач урока.
1. Дети рассматривают предметную картинку с изображением кузнеца, напечатанное слово и схему к нему.
Определяется значение слова: Кузнец – мастер по ковке металла.
Из слова кузнец выделяется согласный звук [ц]. Дается характеристика звука [ц]: согласный звук глухой, всегда твердый.
– Где работает кузнец? (В кузнице.)
Сопоставляются слова кузнец и вкузнице. В обоих случаях согласный звук [ц] глухой и твердый.
Игра «Кто внимательный?».
а) Найдите одинаковый звук в словах: полотенце, заяц, огурец, цыпленок, цель.
б) Составьте слово, используя первые звуки слов:
цыпленок аист парус ласточка яхта
ц а п л я
Физкультминутка
Очень трудно так стоять,
Ножку на пол не спускать
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться.
(Стихотворение декламируется детьми 2 раза; первый раз дети стоят на одной ноге, второй раз – на другой.)
2. Учитель показывает карточку с буквой Ц ц.
Стул чинил сегодня мастер.
Клеил он его и красил.
Мастер стул перевернул –
Стал на Ц похожим стул.
В. Степанов
3. Учащиеся печатают букву Ц ц в тетрадях.
Чтение слогов-слияний и слов с буквой Ц.
4. Дети рассматривают картинку, с. 50
Вопросы:
– Где происходит действие?
– Кто выступает на арене цирка?
– Кто катается на велосипеде?
– Кто играет на гармошке?
– Кто стоит на лошади?
Физкультминутка
Чтение текста на с. 50
Вопросы:
– Что делают тигры в цирке?
– С каким номером выступают медведи?
–Что делают на арене собачки?
Игра «Кто внимательный?».
Запомните слова со звуком [ц], которые встретятся в рассказе.
ЦЫПЛЯТА И КАПУСТА
В огороде напали на капусту гусеницы. Мама стала собирать вредителей-гусениц в банку. Вдруг она видит: идет Виталик и несет корзину. А в корзине были цыплята. Выпустил их мальчик на грядки. Цыплята начали клевать гусениц. Они быстро очистили капусту от гусениц.