Урок обучения грамоте на тему: "Слог. Деление слов на слог".
Урок обучения грамоте на тему: "Слог. Деление слов на слог".
Цель: дать понятие о слоге, учить делить слова на слоги, различать одно -, двух-, и трехсложные слова; совершенствовать артикуляционный аппарат детей, развивать словарный запас, мышление, речь; развивать умение слышать и слушать произносимые слова; формировать интерес к изучению русского языка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок обучения грамоте на тему: "Слог. Деление слов на слог".»
Урок обучения грамоте в 1 классе
Тема. Слог. Деление слов на слоги.
Цель: дать понятие о слоге, учить делить слова на слоги, различать одно -, двух-, и трехсложные слова; совершенствовать артикуляционный аппарат детей, развивать словарный запас, мышление, речь; развивать умение слышать и слушать произносимые слова; формировать интерес к изучению русского языка.
Планируемые результаты: предметные и метапредметные (УУД), на формирование которых направлена работа на данном уроке.
Предметные:
1) формировать знания учащихся о переносе слов;
2) анализировать слоговые модели слов, соотносить с его слоговой моделью, подбирать слова по заданной модели;
–Как мы обозначаем слова – названия предметов? (одной прямой линией)
–Как мы обозначаем слова – названия действий? (двумя прямыми линиями)
–Как мы обозначаем слова – признаки предметов? (волнистой линией)
-На какие вопросы отвечают слова – названия предметов, слова – названиядействий, слова – признаки предметов?
Игра: «Сосчитай слова в предложении».
(Учитель произносит предложение из двух-четырёх слов, а ребёнок определяет на слух количество слов в предложении).
Например: Мишка спит. (2-слова)
РАБОТА С СИГНАЛЬНЫМИ КАРТОЧКАМИ
Выкладывание предложений, воспринятых на слух.
(Учитель произносит предложение полностью. Обучающийся определяет на слух количество слов в предложении. Проговаривает предложение не полностью, а диктует по словам, как диктант, выкладывает схему предложения на парте)
.
III. Изучение нового материала
1. Мотивация обучения
Создание проблемной ситуации.
Ребята, сегодня к нам на урок пришли Мишутка и Буратино. Они решили провести соревнование по бегу. Я приглашают вас «поболеть» за спортсменов. А что значит болеть за спортсменов?
-Кто из вас был на соревнованиях?
-Где они проходят?
-Как называют тех кто «болеет» за спортсменов? Что они делают?
Вы будете болельщиками. Девочки будут болеть за Буратино, а мальчики – за Мишутку. Помните, что болельщики громко, по частям, скандируют имя бегуна.
Итак, на старт вышел Буратино. Девочки как вы скажите имя этого бегуна? (Бу-ра-ти-но.)
На старт вышел Мишутка. Мальчики, как вы скажите имя этого бегуна? (Ми-шут –ка.)
- Когда вы кричали имена спортсменов, как звучало слово? (по частям)
2. Сообщение темы и задач урока
Сегодня на уроке мы узнаем, как называются эти части слова и для чего нужно уметь делить слова на части.
4. Первичное восприятие и осознание нового материала.
1. Практическая работа.
Медленно проговорите слово рыба. Простучите его карандашом по столу. Прохлопайте это слово. Сосчитайте хлопки. Сколько получилось?
(Учитель объясняет детям, что в слове РЫ-БА две части. Называет первую часть, затем вторую). Когда мы произносим слово не полностью, а делим его на части – это значит, что мы делим его на слоги (показ).
В слове может быть два, три, четыре и больше слогов. А есть и такие слова, в которых только один слог. Поэтому вы, наверное, заметили, что слова бывают длиннее и короче. Это зависит от того, сколько в нём слогов. Вот послушайте, я произнесу слова из одного слога: дом, рак, сом, кот и т. д. При произнесении этих слов рот открывается только один раз. А теперь послушайте и скажите, на сколько слогов я делю эти слова(учитель произносит –двух, трёхсложные слова)
Чтобы определить количество слогов в слове, есть быстрый способ. Вы располагаете кисть руки чуть ниже подбородка. Деля слово на слоги, вы следите за тем, сколько раз подбородок коснулся вашей руки.
Деление слов на слоги поможет нам в дальнейшем переносить слова при написании с одной строки на другую.
5. Закрепление и осмысление знаний обучающихся.
1. Игра «Раздели слова на слоги».
- Попробуйте сами сначала шепотом, а затем вслух произнести по слогам слова- названия предметов, которые я вам покажу на рисунках.
2. Физкультминутка«Слоговички- попрыгунчики»
Я называю слова, а вы должны, проговаривая слова по слогам, столько же раз: (прыгнуть, наклониться, повернуться, хлопнуть в ладоши).
3. Моделирование слогового состава слов.
- Когда мы графически записывали предложение, то каждое слово обозначали чёрточкой. Чтобы показать, сколько в словах слогов, можно изобразить прямоугольники, разделённые на столько частей, сколько слогов в слове.
-А сейчас поработаем в парах. У вас на партах лежат домики-схемы. Я буду показывать вам картинки, а вы будете им находить домики-схемы.
(Учитель отмечает самую внимательную пару.)
4. Самостоятельная работа.
Игра «Идем в огород»
(У каждого на парте 3 корзинки и картинки с изображением овощей. Дети должны разместить овощи по корзинам: в 1-ю помещаются картинки слов из 1 слога, во 2-ю - из 2 слогов, в 3-ю - из 3 слогов. Затем меняются корзинками и проверяют работу соседа. Дают оценку выполненной работе)
IV. Итог урока
-Что нового вы узнали на уроке?
- Чему научились?
-Как можно поделить слова на слоги?
-Сколько слогов может быть в слове?
-Для чего нужно уметь делить слова на слоги?
V. Рефлексия.
У каждого из вас на столе лежат солнышко и тучка. Поднимите солнышко те, кто доволен своей работой на уроке, а тучки - кто не доволен.(обсуждение тех, кто поднял тучки: что не получилось, где возникли трудности). Вы все молодцы и мне очень понравилось, как вы работали на уроке.