Образовательная система: «Перспективная начальная школа».
  
 
  Предмет: урок обучения грамоте.
  
 
  Класс: 1.
  
 
  Тема: «Звуки [д] [д,]. Буквы Д д».
  
 
  Учебник: Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков. Азбука 1 класс. Москва. –  
  Академкнига/ учебник. 2015.  
  
 
  Тип урока: урок знакомства с новыми звуками и буквой основного этапа  
  обучения грамоте.
  
 
  Форма урока: классно-урочная.
  
 
  Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация Microsoft Office  
  PowerPoint.
  
 
  Цели урока
   Познакомить детей со звонкими согласными звуками [д] [д,], буквами Дд.
  Учить читать слоги, слова, предложения, рассказы с этой буквой.
  Развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания; фонематический слух, внимание, память, словесно-логическое мышление, наглядно-образное мышление, развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.
  Воспитывать интерес к чтению, уважение к мнению других, умение слушать друг друга.
  Выполнять систему упражнений направленных на релаксацию.
 
  
 
  Формы работы: фронтальная, коллективная, индивидуальная, групповая, разноуровневая.
  
 
  Методы: наглядный, беседа, диалог, практический, упражнение, самостоятельная работа.
  Ход урока.
  
 
  I. Организационный момент.
  
 
  Цель. Подготовить учащихся к работе: обеспечить внешнюю благоприятную обстановку для работы, психологически настроить ребят на совместную деятельность.
  
 
  
 
  II. Актуализация опорных знаний.
  
 
  Цель. Обеспечить в самом начале урока высокий уровень вовлечённости учеников в учебную деятельность. Развитие логических операций (задания подобраны так, чтобы дети смогли повторить ранее изученный материал). Подвести учащихся к формулированию темы урока.
  – На экране изображены 2 группы предметов.
  Демонстрируется слайд №2.
  В первой группе:
  
 
  
 
 
 
  
  
 
  – Назовите предметы, изображённые в 1 группе. (Кот, кит, дятел.)
  
 
  Во второй группе:
  
 
  
 
  


  
 
  
 
  – Назовите предметы, изображённые во 2 группе. (Дом, мотоцикл,  
  машина.)
  – Исключите одно слово из первой группы по самостоятельно выбранному признаку. (Дятел, так как в нём 2 слога, а в остальных по 1 слогу. Дятел, так как в нём 5 звуков, а в словах кит и кот по 3 звука.)
  – Какое слово можно исключить из второй группы? (Дом, так как в нём 1 слог, 3 звука, оканчивается на согласный, а в остальных словах по 3 слога)
  
 
  
 
  III. Формулирование учащимися темы и задач урока.
  
 
  Цель. Самостоятельное формулирование учащимися темы и задач урока (реализация идеи педагогического сотрудничества).
  На основе активной речемыслительной деятельности ученики участвуют в целеполагании. Такой подход создаёт у учащихся самоустановку на достижение цели урока, стимулирует плодотворную учебную деятельность.
  – Произнесите первые звуки исключённых слов и сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Слово дятел начинается со звука [д,], а слово дом – со звука [д]. Значит, тема сегодняшнего урока – «Звуки [д, д,] и буква, которая их обозначает».)
  Демонстрируется слайд №3.
  – Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель нашего урока. (Учащиеся формулируют цель урока.)
  
 
  IV. Усвоение новых знаний.
  
 
  Цель. Познакомить детей со звонкими согласными звуками [д, д,], буквами  
  Дд.
  Знакомство с новыми звуками
  
 
  Цель. Артикулирование новых звуков. Во время аналитической работы через артикулирование новых звуков, наблюдение, реализовать важнейший принцип родному языку – внимание к материи языка.
      |    – Где живёт дятел? (На дереве.)   Демонстрация слайда №4, на котором изображено дерево.   – Что строит дятел? (Дупло.)   Демонстрация слайда №5: дупло.   |          |  
  |         |    Слайд №4   |    Слайд №5   |  
 
  
 
  
 
  Демонстрируется слайд № 6.
  
 
 
 
  
 
  – На экране изображены предметы. Назовите их. (Дятел, дом, дерево, дупло.)
  – Что общего в этих словах? (Слова начинаются со звуков [д] [д,].)
  – Исследуйте эти звуки, что можете о них рассказать? (Варианты ответов детей.)
  
 
  Работа по группам
  Цели.  
    Формирование мотивации учения и обучения.
  Всеобщий, всеохватывающий контроль знаний.
  Психологический комфорт в учебном коллективе.
  Единство воспитания и обучения.
  Реализация субъект – субъектных отношений.
  Приобщение к важным навыкам жизни (действенное общение, умение слушать, умение стать на точку зрения другого, умение разрешать конфликты, умение работать сообща для достижения общей цели).
 
  
 
  Работа проходит в группах постоянного состава. Данная форма способствует формированию положительной мотивации учения познавательной активности, воспитывает чувство ответственности не только за себя, но и за своего товарища, активизирует учебную деятельность, создаёт комфортные условия для развития коммуникативных умений, повышает эффективность урока.
  
 
  – А сейчас наш класс превратится в научно-исследовательский институт. Для этого давайте разделимся на 3 исследовательские группы.
  
 
  (1-й ряд – 1-я группа, 2-ой ряд – 2-я группа, 3-й ряд – 3-я группа).
  – Чтобы выполнить дальнейшую работу, вы должны следовать правилам, существующим в институте. Давайте познакомимся с ними.
  Дети хором читают правила работы в группе: слайд №7.
  Уважай своего товарища.
  Умей каждого выслушать.
  Не согласен – предлагай!
  
 
  Демонстрируется слайд № 8. (дятел дом дерево дупло)  
  – На экране появились слова: дятел, дом, дерево, дупло. Каждой исследовательской группе нужно проанализировать эти четыре слова и сделать вывод, ответив на поставленный вопрос.
  
 
  Задание 1-ой исследовательской группе
  Проанализируете слова: дятел, дом, дерево, дупло.
  Сделайте вывод: звук [д] гласный или согласный?
  
 
  Задание 2-ой исследовательской группе
  Проанализируете слова: дятел, дом, дерево, дупло.
  Сделайте вывод: звук [д] звонкий или глухой?
  
 
  Задание 3-ой исследовательской группе
  Проанализируете слова: дятел, дом, дерево, дупло.
  Сделайте вывод: звук [д] в словах бывает твёрдый или мягкий?
  
 
  Далее руководители исследовательских групп выходят по очереди к доске, отвечают на поставленные вопросы (делают выводы) и под каждым словом ставят (конкретно под звуками [д] [д,]) соответствующий звуковой символ  
    ·
    ·
 
 
  
 
  
 
  – Итак, мы выяснили, что звук [д] – согласный, звонкий, в словах бывает твёрдым и мягким. А сейчас произнесите про себя своё имя и фамилию.
  – Встаньте те дети, в имени или фамилии есть новый звук. (Учащиеся, в имени или фамилии которых есть новый звук, встают.)
  – Определите, где он находится: в середине слова, в начале или конце слова? (Ответив на вопрос, учащиеся садятся.)
  
 
  Физкультминутка
  Цель. Создать элементарные представления об основных понятиях здорового образа жизни. Соединение структурных частей урока. (Физкультминутка проводится с дидактическим заданием по теме урока с небольшой мыслительной нагрузкой, поэтому не разрывает, а соединяет структурные части урока.)
  
 
  Знакомство с новой буквой
  Цель. Познакомить учащихся с графическим изображением изученных звуков.
  – Мы поработали с новыми звуками. Скажите, с чем мы будем знакомиться сейчас? (С новой буквой, которая обозначает звуки [д, д,].)
  – Ребята, внимательно посмотрите на наш «Букводом» и скажите, где поселилась новая буква? (верхний этаж, среди парных звонких согласных)  
  
 
  Игра «Моя Вообразилия»
  Цель. Развитие творческого мышления.
  – Давайте пофантазируем, на что похожа буква д? (На крышу домика, на колокольчик, на печную трубу,….)Демонстрируется слайд №9.
     |       |     Вот стоит, дымок пуская,  Буква «Д» – труба печная.   |  
 
  
 
  V. Закрепление новых знаний.
  
 
  Чтение слогов, слов, текста с новой буквой.
  Цели.  
   Совершенствование навыка слияния, чтения у детей, развитие интереса к чтению и желания читать.
  Формирование умения читать прямой открытый слог слитно.
  Осознание роли новой буквы и её места в составе слога.  
  Формирование навыка слогового чтения с переходом на чтение целым словом. В ходе индивидуальной и коллективной проверки с этими же словами выполняется ряд заданий, которые помогают избежать механического повторения, обеспечивают сознательность чтения. Такое совмещение чтения с развитием интеллектуальных операций способствует работе по формированию словесно-логического мышления, делает процесс чтения более увлекательным и интересным.
 
  
 
  Работа по учебнику «Азбука», с. 46 – 47  
  -На с. 46 обучающиеся совместно с учителем дают характеристику  
  звуков [д] [д,]. (смыслоразличительные слова)  
  - на с. 47 чтение цепочек (слог – слово – слово по слогам – слово с  
  постановкой ударения)  
  
 
  Гимнастика для глаз
  
 
  Цель. Профилактика близорукости.
  Чтение текста «Данила»
  - докажите, что это текст
  - из скольких предложений он состоит
  - сколько слов – помощников вам встретилось
  - сколько раз в тексте употреблена буква д, звук [д], звук [д,].
  - словарная работа (лён, лодырь, на дуде дудел)
  Работа на сравнение пар слов по звучанию и значению (слова на экране
  Мама-дама, они-дни, лом-дом, ром-род, мель- медь, мёд-лёд, дом – дым,  
  дама-дума, ряд-рад, день-лень, дань-лань, дань-даль.)
  
 
 VI. Итог урока.
 Рефлексия  
 - Что понравилось?  
 - А что нового вы узнали?  
 - Мне хочется попросить вас поработать ещё немного. У вас на партах лежат домики. Нужно закрасить окошко либо красным, либо зелёным цветом.  
 (Слайд 10)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  
 ЕСЛИ ЗАДАНИЕ (Слайд 11), КОТОРОЕ Я НАЗОВУ, ВАМ ПОНРАВИЛОСЬ, И БЫЛО ЛЕГКО ЕГО ВЫПОЛНЯТЬ, ТО ЗЕЛЁНЫМ ЦВЕТОМ, А ЕСЛИ БЫЛО ТРУДНО И НЕИНТЕРЕСНО – КРАСНЫМ.
 Найдите:
  1 окошко – определение звуков [д] [д,]  
  2 окошко – работа по группам  
  3 окошко – Игра «Моя Вообразилия»
  4 окошко – работа с текстом  
  5 окошко – словарная работа  
  6 окошко – работа на сравнение пар слов по звучанию и значению
 - Урок окончен. Всем спасибо за работу! (Слайд 12)
  
 
  
 
  
 
    8