ГБПОУ «Соликамский социально - педагогический колледж имени А.П. Раменского»
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимодействия | Универсальные учебные действия | Промежуточный контроль |
I. Организационный момент | Громко прозвенел звонок – Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем! -Здравствуйте, меня зовут Анастасия Андреевна, сегодня я у вас проведу урок обучения грамоте. Проверьте, на краю парты у вас должны лежать азбука и пенал с цветными карандашами, если у вас всё готово – присаживайтесь. (1 слайд) | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. | Фронтальная | Р.Соблюдать правила поведения на уроке К.Готовность слушать учителя | Зрительный контакт с детьми |
II. СТИЦ | -Ребята, сегодня на уроке мы с вами посетим мини-музей. Скажите, какие экспонаты размещены в этом музее? -Как вы думаете, всегда ли человек летал на самолете как сейчас? А на чем он летал? -Сегодня мы с вами совершим необычное путешествие во времени и узнаем, как человек покорил небо. Полетим мы на вот таком аэроплане, но перед полетом нам нужно отгадаем загадку, чтобы узнать с какой новой буквой мы сегодня познакомиться. -Внимательно слушаем загадку: (2 слайд) «Эхо по лесу гуляет, За грибами созывает! И на каждом этаже Есть такая буква - …» - Совершенно верно и тема нашего урока звучит так: (3 слайд) «Звук [э]. Буква Э э. Как человек научился летать». Сегодня на уроке мы с вами познакомимся со звуком [э], буквой Э э, а также научимся читать слоги, слова и предложения с данной буквой. -Итак, тему урока мы узнали, отправляемся в полет! | Внимательно слушают учителя. -Самолеты -Ответы детей. -Отгадывают загадку. -Буква Э. Слушают учителя. | Фронтальная | К. Умение слушать друг друга, отвечать на простые вопросы учителя Р. Определять цель урока, план его проведения | Зрительный контакт с детьми, устные ответы детей, активное участие в диалоге |
III.Краткое повторение раннее изученного. Работа с лентой памяти. Речевая разминка Работа с разрезной азбукой. | -Вот мы и прилетели в далекое прошлое. (4 слайд) -Мы с вами попали в то время, когда еще не было никакого воздушного транспорта, но человек очень сильно хотел научиться летать, чтобы как птица перелетать широкие горы и реки. -Существует даже такая легенда о мастере Дедале, (5 слайд) который собрал много-много перьев птиц, соединил их с помощью воска и смолы. На этих крыльях он и его сын Икар поднялись в небо. Но Икару захотелось подняться еще выше, и он полетел к самому солнцу. Жаркое солнце растопило воск, перья рассыпались, и храбрый Икар упал вниз. Но он не разбился, а упал в море и превратился в прекрасного лебедя. -Это конечно легенда, но в реальной жизни люди пытались сооружать крылья из разных материалов: соломы, дерева, ткани, но летать как птицы они не могли. -Затем, прошло много времени (6 слайд) и люди смогли подняться в небо. А вот на чем они смогли подняться, вы узнаете, если вспомните, что мы изучали на прошлых уроках. (слайд 7) -Откройте Азбуку на странице 5 и 5. Посмотрите на ленту памяти, которая расположена внизу страницы. -Скажите, на какие 2 группы мы можем разделить звуки? - Какие звуки мы называем гласными? - Какие звуки мы называем согласными? - Какие бываю у нас звуки? - Каким цветом, мы обозначаем гласные звуки? - Каким цветом, мы обозначаем согласные звуки? - Каким цветом, мы обозначаем согласные мягкие звуки? - Назовите все гласные звуки, которые заставляют звучать согласные звуки твёрдо. - Назовите все согласные звуки, всегда глухие. -Почему мягкий знак не обозначен не каким цветом на ленте памяти? -А теперь, для того чтобы приступить к дальнейшей работе и чётко проговаривать слова проведём речевую разминку. (8 слайд)Сейчас я вам буду говорить по предложения, после чего вы повторяете за мной. Слушайте внимательно: Эскимосам эскимос Эскимо в кармане нёс. - Теперь вместе со мной. 3, 4. (Повторяем) Эскимосы теперь знают: Эскимо в кармане тает. - Теперь вместе со мной. 3, 4. (Повторяем) - Теперь скажем полностью. 3, 4. Эскимосам эскимос Эскимо в кармане нёс. Эскимосы теперь знают: Эскимо в кармане тает. -Молодцы! - Ребята, а кто помнит, с каким звуком мы познакомились на прошлом уроке? -Какой он? Гласный или согласный? Почему? - Верно. Звук [ц] согласный, так как при произношении он встречает преграду виде зубов и языка. -Скажите, какой буквой обозначается звук [ц] на письме? -Сейчас подвиньте к себе кассу букв. Откройте её. Ваша задача, составить слоги со звуком [ц]. Работаем по вариантам. Первый вариант составляет слоги с гласными буквами, которые при произношении, заставляют согласные звуки звучать твёрдо, Второй вариант составляет слоги с гласными буквами, которые при произношении заставляют согласные звуки звучать мягко. (Первый вариант от окна, второй вариант от двери). - Приступайте. - Если вы все сделали, покажите свою готовность. -Сейчас, по вариантам, по очереди, прочитаете по одному слогу, которые вы составили. Начинаем с первого варианта, с … (имя). - Сейчас начинает читать второй вариант. Начинаем с … (имя). -Вы отлично поработали. Можете убрать кассу букв, она нам больше не понадобится. -Вот мы и повторили, что звук [ц] обозначается буквой Цэ, составили слоги с данной буквой и выполнили речевую разминку. А это значит, что сейчас мы можем узнать на чем же люди поднялись в первые в небо. -Внимание, на экран! (слайд 9) | Слушают учителя. Открывают азбуку. - Гласные и согласные. - Гласными, мы называем звуки, которые при произношении не встречают не каких преград и мы их можем пропеть. - Согласными, мы называем звуки, если при произношении мы встречаем преграду в виде зубов, нёба, губ и их мы пропеть не можем. - Звуки бывают твёрдыми и мягкими. - Гласные звуки, мы обозначаем красным цветом. - Согласные звуки, мы обозначаем синим цветом. - Согласные мягкие звуки, мы обозначаем зелёным цветом. - [а], [о], [у], [ы]. - [п], [к], [т], [ш], [с], [х], [ц], [ч]. -Он не обозначает не какого звука. Выполняют речевую разминку. -На прошлом уроке мы познакомились со звуком [ц]. - Звук [ц] согласный, потому что при произношении мы встречаем преграду виде языка и зубов. -Буквой Цэ Выполняют задания учителя. -ца, цо, цу, цы -ци, це | Фронтальная | К. Участвовать в диалоге на уроке П. Отвечать на вопросы учителя | Зрительная проверка правильности выполнения заданий |
IV. Выделение нового звука (слого-звуковой анализ) Работа с предметной картинкой + 4.2. Слого-звуковой анализ (Памятка №1). Упражнение в слушания звука. Артикуляция звука. | -Прошло много времени и два француза, братья Монгольфье, впервые поднялись в небо – на воздушном шаре, наполненным нагретым воздухом. Такие шары до сих пор называют монгольфьерами. Потом появились и шары, наполненные водородом и гелием, а также дирижабли - более управляемые воздушные суда. Чтобы узнать следующие изобретения, нам нужно выполнить следующие задания: (10 слайд) -Отгадайте загадку: Никто его не видывал, А слышать – всякий слыхал Без тела, а живет оно. - Произнесём слово ЭХО по слогам хлопками. - Определим количество слогов в слове ЭХО. Подставим руку к подбородку и произнесём слово по слогам. -Сколько в данном слове слогов? -Назовите каждый слог по порядку. - Назовите ударный слог. Позовём это слово. - Назовите слоги слияния в слове ЭХО. - Назовите звуки внеслияния в слове ЭХО. - Назовите первый звук в слове ЭХО. - Определите, какой он: гласный и согласный. Почему? -Хорошо, идем далее. (11 слайд) -Теперь, вам нужно разгадать ребус, чтобы узнать слово: -Какое слово у вас получилось? - Совершенно верно. Давайте произнесём слово по слогам хлопками. - Определим количество слогов в слове ЭКРАН. Подставим руку к подбородку и произнесём слово по слогам. - Назовите каждый слог по порядку. - Назовите ударный слог. Позовём это слово. - Назовите слоги слияния в слове ЭКРАН. - Назовите звуки внеслияния в слове ЭКРАН. - Назовите первый звук в слове ЭКРАН. - Определите, какой он: гласный и согласный. Почему? (12 слайд) -Рассмотрите схемы данных слов. Что вы можете сказать про звук [э]? -Верно. -Сейчас мы поиграем с вами в следующую игру «Узнай звук». Я буду говорить вам слова, а вы их внимательно слушаете и если в слове услышали звук Э, то хлопаете в ладоши, если звука Э нет – топаете ногами. Итак, начинаем: Эльфы, ёлка, рот, гнев, поэт, юбка, штора, эхо, щётка, экскаватор, пенал, поезд. -Отлично, вы очень хорошо распознаете новый звук! А теперь, скажите, где может, стоят звук [э] в словах? -Приведите примеры слов, где звук[э] встречается в начале слова? (13 слайд) - Обратите внимание, какие примеры слов привёла я. (Эклер, эму, эскимо). - Приведите примеры слов, где звук [э] встречается в середине слова? (14 слайд) - Обратите внимание, какие примеры слов привёла я. (Мэр, поэзия, статуэтка) - Приведите примеры слов, где звук [э] встречается в конце слова. (15 слайд) - Обратите внимание, какие примеры слов привёла я. (Алоэ, каноэ, каланхоэ) (16 слайд) - Теперь, по очереди, начинаём с первого ряда, каждый прочитает слова с выделением звука. - Давайте подведём итог, что мы с вами узнали про звук [э]? -Мы узнали, что звук [э] гласный, обозначает твердость предшествующего согласного звука, также может встречаться в начале, в середине и конце слов. -Вы хорошо поработали, и я вижу, что вы устали, давайте отдохнем. (17 слайд) | Внимательно слушают учителя. -Эхо Э-ХО -2 слога. (Сколько в слове гласных, столько и слогов). -В слове Эхо первый слог – э, второй слог – хо. -В слове ЭХО ударный слог – Э. - В слове ЭХО слог слияние – ХО. - В слове ЭХО звук внеслияния – э. - В слове ЭХО первый звук – [э]. - Звук [э] – гласный. Гласный, потому что при произношении воздух не встречает никаких преград. -Экран - ЭК-РАН. - 2 слога. (Сколько в слове гласных, столько и слогов). - 1 слог – ЭК; 2 слог – РА. - В слове ЭКРАН ударный слог – РА. - В слове ЭКРАН слоги слияние – ЭК, РА. - В слове ЭКРАН звук внеслияния – Н. - В слове ЭКРАН первый звук – [э]. - Звук [э] – гласный. Гласный, потому что при произношении воздух не встречает никаких преград. -Звук Э обозначает твердость предшествующего согласного звука. Играют в игру. -Звук [э] может стоять в начале, в середине и в конце слова. - Ответы учеников. Ученики читают слова с выделением звука. -Мы узнали, что звук [э] гласный, обозначает твердость предшествующего согласного звука, также может встречаться в начале, в середине и конце слов. | Фронтальная. Индивидуальная. | К. Умеют формулировать ответы на вопросы, слушать учителя, одноклассников. Л. Имеют познавательный интерес к знаниям. Л. Положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью. Л. Имеют желание работать; | Правильные ответы на поставленные вопросы. |
Физминутка | -Первый раз я показываю - вы смотрите. Второй раз повторяете движения за мной и третий раз повторяете движения и слова физминутки вместе со мной. Руки в стороны – в полет Отправляем самолёт. (руки в стороны, покачивание руками) Правое крыло – вперёд, (поворот вправо) Левое крыло – вперёд. (поворот влево) Раз, два, три, четыре (ходьба на месте) Полетел наш самолет. -Молодцы, присаживайтесь. | Повторяют за учителем | Фронтальная | Л. Положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью | Двигательные упражнения. |
V. Знакомство с новой букво. | -Как вы уже догадались, после дирижаблей людям удалось придумать первые летательные аппараты тяжелее воздуха. Это были – самолеты. (18 слайд)Свой первый аэроплан придумали американцы братья Райт. 17 декабря 1903 г. Они в первые поднялись в воздух и пролетели 59 секунд (почти минуту). Потом появились другие самолеты. Сначала они летали совсем недолго, но потом все дольше и дольше. Сейчас мы живем в 21 веке, и не представляем своей жизни без самолетов. Они выполняют самую разную работу. Но людям хотелось большего и были придуманы другие виды транспорта. Чтобы нам о них узнать, нам нужно выполнить следующие задания: (19 слайд) -Посмотрите на демонстрационную карточку и обратите внимание как обозначается звук Э на письме. -Звук [э] на письме обозначаются буквой Э. (20 слайд) -Посмотрите на ленту памяти. - Звук [э] поселился на красном поле на первом этаже нашего дома, потому что звук [э] – гласный. - Кто скажет, почему звук [э] поселился на верхнем этаже? - Как вы думаете, на что похожа буква Э? (21 слайд) -Посмотрите на слайде, приведены мои примеры. (ласточка в полете, открытый зонтик, якорь). -Давайте подведём с вами итог. Как обозначается звук [э] на письме? - Теперь когда мы узнали, как обозначается звук [э] на письме буквой Э, давайте научимся читать слоги с данной буквой. (22 слайд) | Внимательно слушают учителя. -Звук [э] поселился на верхнем этаже, потому что он обозначает твердость предшествующего согласного звука. -Ответы детей. - Звук [э] обозначается буквой Э, данная буква поселилась на первом этаже ленте памяти. | Фронтальная | К. Умение слушать учителя Л. Имеют желание работать. | Ответы на вопросы |
VI. Чтение слогов | -У вас на столах лежать карточки, подвиньте их к себе. Там представлено 6 слогов. - Поставьте палец на первый слог и прочитайте слоги жужжащим чтением. - Молодцы, а теперь читаем вслух. Первый слог читает первая парта, читаем вместе. - Второй слог читает вторая парта. - Третий слог читает третья парта. - Четвёртый слог читают девочки. - Пятый слог читают мальчики. - Шестой слог читает первая парта. - Прочитаем слоги вразброс. -Второй слог с конца прочитает …(имя). -Второй слог сначала прочитает… (имя) -Первый слог с конца прочитает … (имя) - Третий слог с конца прочитает … (имя) - Третий слог с начала прочитает … (имя). -Молодцы. Мы с вами научились читать слоги с буквой Э, теперь бучим учиться читать слова с данной буквой. (23 слайд) | Читают слоги жужжащим чтением. -МЭ -СЭ -ТЭ -ДЭ -БЭ -ПЭ -БЭ -СЭ -ПЭ -ДЭ -ТЭ | Фронтальная Индивидуальная | П. научиться читать слоги с изученными буквами. П. Умение ориентироваться на страницах учебника. | Правильные ответы на вопросы. |
VII. Чтение слов с пометами. | -Смотрим на стр. азбуки 5 и 7. -Ставим указательный палец на первое слово и читаем жужжащим чтением. -Но перед этим обратите внимание на пометы, которые у нас имеются в словах. - Существуют следующие пометы: ударение – показывает, какой гласный звук в слове ударный, линия – разделяет слоги слияния, пунктирная линия – разделяет звуки вне слияния. - Первое слово по слогам вслух прочитает … (имя). - Полностью прочитает … (имя). - Ребята, как вы думаете, какое значение у слова Аэроплан? -Аэроплан (самолет) - воздушное судно тяжелее воздуха, предназначенное для полётов в атмосфере с помощью силовой установки, создающей тягу и неподвижного относительно других частей аппарата крыла, создающего подъёмную силу. - Второе слово по слогам прочитает … (имя). - Теперь целым словом прочитает его … (имя). - Как вы думаете, какое значение у слова Аэробус? Аэробус (воздушный автобус) – предназначенный для перевозки большого количества пассажиров. -Ребята, вы очень хорошо справились с заданием. Мы с вами научились читать слова с буквой Э. - Теперь, мы сможем узнать, какое же изобретение было после самолетов. Внимательно слушаем. | Внимательно слушают учителя. -Читают первое слово жужжащим чтением. -А-Э-РО-П-ЛА-Н -Аэроплан -Аэроплан – это самолет. -А-Э-РО-БУ-С -Аэробус -Аэробус – это воздушный автобус. | Фронтальная Индивидуальная | К. Участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя П. Отвечать на простые вопросы учителя | Чтение слов, ответы на вопросы учителя |
VIII. Чтение текста. | - Люди осуществили свою заветную мечту: они летали как птицы! Но теперь их манили звёзды и бесконечный космос. И эта мечта осуществилась. (24 слайд) 12 апреля 1961 г. был совершён первый космический полёт на космической ракете. - Ребята, а вы знаете, кто был первым космонавтом? -Верно, у вас на странице азбуки 5 и 7 дано стихотворение Я. Акима про полёт в космос. Давайте его прочитаем - Поставьте палец на первое слово, и прочитайте жужжащим чтением, попутно выделяя слоги слияния и звуки вне слияния в словах с новой буквой. - А теперь прочитаем текст по цепочке, вслух по одному предложению. Начинаем читать с … (имя) - А теперь, давайте ещё раз прочитаем, но уже громко, четко и выразительно! - Читаем по одному предложению. Начинаем с … (имя) - Мы с вами научились читать предложения с новой буквой Э. | Слушают учителя. -Юрий Гагарин. Ученики по указанию учителя начинают читать текст, выделяют слоги слияния и внеслияния. Несколько детей читают вслух. Слушают внимательно учителя. Несколько детей читают вслух. | Фронтальная Индивидуальная | П.Формирование навыка чтения П. Отвечать на простые вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике К. Участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя П. Отвечать на простые вопросы учителя | Чтение слов, ответы на вопросы учителя |
XIX. Развитие речи. | - Когда мы с вами научились читать слоги, слова, предложения с буквой Э, сейчас мы с вами потренируемся составлять предложения по иллюстрации с новой буквой. -Посмотрите на страницу 5 и 6 (26 слайд) Рассмотрите иллюстрацию, что не ней изображено? - Попробуйте разобраться, какие летательные аппараты там изображены, какие у них названия. -Какие приспособления на ваш взгляд самые старые? -Были ли успешными такие полеты? -Домашнее задание: подготовить сообщение об одном из летательных аппаратов, которые изображены на иллюстрации. | Рассматривают иллюстрацию. -На иллюстрации изображены различные летательные аппараты. -Ответы детей. -На мой взгляд, самые старые приспособления – это Воздушный шар и аэроплан. -Ответы детей. | Фронтальная | П. Умение формировать свои мысли в устную речь К. Участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя | Активное участие в ответах на вопросы |
X. Итог урока. | - Мы с вами отлично поработали сегодня на уроке, выполнили все задания и узнали как человек научился летать. А это значит, что мы можем вернуться домой, в наше время. (слайд 27) -Теперь давайте вспомним, с какими звуком мы познакомились сегодня на уроке? - Какой буквой обозначается данный звук? - Что нового вы сегодня узнали на уроке? | - Сегодня на уроке, мы познакомились со звукам [э]. - Звук [э] обозначается буквой Э. Ответы детей. | Фронтальная Индивидуальная | Р. Оценивают результаты своей деятельности и деятельности своих одноклассников; | Ответы учеников на вопросы учителя. |
XI. Рефлексия. | -Сейчас я вам предлагаю оценить свою работу на уроке. На вашем столе лежат карточки с изображением самолёта. Заштрихуйте зеленым карандашом самолет те, у кого на уроке не возникло не каких трудностей. Желтым карандашом, у кого были не большие трудности и вы их преодолели. Красным карандашом, у кого на уроке были большие трудности, и вы не как не могли их преодолеть. -На этом наш урок закончен. Спасибо за работу! До новых встреч! | Внимательно слушают задание от учителя. | Индивидуальная | П. Делают выводы; Р. Оценивают правильность выполнения действий. | Самооценивание учащихся. |