Тема: Звуки [Х], [Х`], буквы Х, х
Цель: познакомить учащихся с буквой Х.
Задачи: развивать речь учащихся, закрепить чтение слов с буквой Й, воспитывать любовь и уважение к хлебу.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Работа над пройденным материалом.
- Ребята, с какой буквой мы познакомились в прошлый раз? (и краткое)
- Какой звук обозначает эта буква?
- Какой это звук – гласный или согласный?
- А сейчас я проверю, как вы знаете другие буквы. Игра «Полубуковка»
( К, Л, О,Т, И,Н,Е,Ж )
Проговаривание чистоговорок, чтение стихов про буквы:
Эта буква широка Е и Ё – родные сестры,
И похожа на жука, Различать сестер непросто,
И при этом точно жук Но у буквы Ё две точки
Издает жужжащий звук: Словно к лесенке гвоздочки.
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-
- Молодцы! А теперь давайте прочитаем рассказ, который мы читали на прошлом уроке !
3. Работа над новым материалом.
- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с еще одной новой буквой. Что это за буква, вы сейчас узнаете.
- Что изображено на картинке? (хлеб)
- Какой первый звук мы слышим в слове хлеб?
- Как вы думаете, он твердый или мягкий?
- Ребята, а кто из вас знает, как называются люди, которые пасут коров, баранов? (пастухи)
- Какой предпоследний звук мы слышим в этом слове?
- Какой он – твердый или мягкий?
- Ребята, вот эти два звука [Х] и [Х`] всегда глухие.
Наблюдение над произношением звуков.
- Ребята, эти два звука обозначаются буквой Х.
- Ребята, давайте пофантазируем, на что похожа буква Х
- Посмотрите, у меня на столе какое –то письмо! От кого же оно? (От Хоттабыча) - читает ученик
- Какой первый звук мы слышим в слове Хоттабыч? Какой он – твердый или мягкий?
- Какие гласные звуки обозначают мягкость согласного? ( е, ё, и, я)
- Ребята, а какая еще буква обозначает мягкость согласного? (ь)
- А звук она обозначает? (нет)
Мягкий знак – хитрый знак,
Не назвать его никак,
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Игра «Камень – вата» (Хитрый, холод, хлеб, хихикать, хлопушка, хитрец)
- А вот и старик Хоттабыч прилетел к нам на урок из сказки. Примем его в гости? Дайте все встанем, встретим его, покажем, что мы умеем делать
Физминутка
- Ребята, старик Хоттабыч прилетел к нам на урок со своей сказкой
Сказка «Хомяк и хвастун»
Отгадывание загадок:
Летом папа нам привез в белом ящике мороз
И теперь мороз седой дома летом и зимой
Бережет продукты: мясо, рыбу, фрукты (холодильник)
Отгадать легко и быстро
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый (хлеб)
Ученик или ученица читают стихотворение:
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
4. Работа по учебнику
- А теперь, ребята, давайте прочитаем стихотворение в учебнике.
Чтение учителем и детьми.
- Что вы видите на картинке?
Беседа о хлебе.
-Ребята, почему говорят - Слава хлебу на столе?
Хлеб нужно беречь, ни в коем случае его нельзя выбрасывать, играть с хлебом, как делают некоторые дети в столовой! Если увидите хлеб на полу или земле, надо его поднять и положить в сторонку.
5. Подведение итогов урока