Просмотр содержимого документа
«Урок обучения грамоте "Письмо заглавной буквы Я"»
Открытый урок письма
«Письмо заглавной буквы Я»
Подготовила и провела
учитель начальных классов
КУ «СОШ № 17»
Решетняк Галина Игоревна
Алчевск 2014
Цели урока:
Образовательные: 1. Создать условия для формирования понятия «Письмо заглавной буквы Я»
2. Совершенствовать технику письма.
3.Отрабатывать навык письма слов с изученными буквами, обогащать словарный запас учащихся Воспитательные: 1. Воспитывать интерес и любовь к русскому языку. 2. Воспитывать желание учиться и делать открытия. 3. Воспитывать умение слушать других. Развивающие: 1. Развивать фонематический слух, внимание, память, речь, умения сравнивать, анализировать, делать выводы. 2. Развивать познавательный интерес путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций. 3. Развивать словарный запас.
Впроцессе обучения детей письму, кроме привычных предметных учебных действий, формирую следующие блоки УУД:
1)Личностные УУД:
- внутренняя позиция школьника;
- учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
2)Познавательные УУД:
Общеучебные универсальные действия:
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
Универсальные логические действия:
- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).
3)Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником, способов взаимодействия;
- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
- формирование умения работать в парах.
В сфере коммуникативных УУД ученики смогут: - учитывать позицию собеседника (партнера);
- организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.
4)Регулятивные УУД
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
- коррекция;
- оценка.
Оборудование урока:
Карточки со словами, конверты с элементами букв, раздаточный материал для тактильного восприятия, проектор, экран, лесенка самооценки, смайлики, сигнальные карточки
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Продолжительность: 35 минут.
Ход урока
І. Оргмомент
Проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё на месте, всё в порядке:
Ручка, карандаш, тетрадка?
- Давайте улыбнёмся друг другу, повернитесь к гостям, улыбнитесь им и поприветствуйте. А теперь подарите свою улыбку мне. Покажите, с каким настроением вы пришли на урок.
Садитесь
- А я желаю вам удачи, ведь с малой удачи начинается большой успех. Поэтому, как всегда девизом нашего урока будут буквы ПКЧАГ
- Что они обозначают? Расшифруйте для гостей девиз нашего урока.
( Пишу красиво, чисто, аккуратно, грамотно)
ІІ. Постановка целей урока
Сегодня мы в сказке одной побываем
И много увидим, и много узнаем.
Научимся новую букву писать
А также друзей из беды выручать
ІІІ. Актуализация знаний учащихся
Упражнение « Узнай букву»
- В одном волшебном королевстве жили сказки. Они были нужны людям. Как вы думаете, почему? (Потому, что сказки учат нас добру, справедливости, честности, трудолюбию)
- недаром народ говорит: «Кашу кушай, а сказку слушай: умом-разумом смекай да на ус мотай.»
- И правил этим чудесным королевством сказочный король. Звали короля Яков.
У короля был чудесный сад. Росли там не деревья и кусты, не цветы, а буквы. Ласковый ветерок играл с ними, переплетал их в причудливые узоры. Попробуйте узнать в этих узорах изученные вами буквы, запишите их на своих карточках-листочках.
Словарная работа
- эти замечательные буквы строились в ряды, образовывая слова. Давайте узнаем, какие слова предлагают нам сегодня буквы для прочтения.
иже икуж киросо ядыго
- А чтобы буквы не шалили, давайте запишем слова в тетради.
Я тетрадь свою открою и наклонно положу,
Я, друзья, от вас не скрою:
Ручку я вот так держу.
(Дети переставляют буквы, записывают слова в тетради)
IV. Постановка проблемы
Король Яков строго следил за порядком в своём саду. И всё было бы прекрасно, если бы не появилась в этом сказочном городе коварная Яга. Она хитростью выманила Якова из его владения и заперла королевство на волшебный замок. И только вы можете помочь Королю вернуться в свои сказочные владения и освободить буквы от колдовства.
И первым условием Яги было непременное умение писать начальную букву имени короля (Яков) и самой безобразницы (Яги)
- Как вы думаете, справитесь? Ну, тогда приступайте.
(Дети возражают, не умеют писать заглавную букву Я)
- Почему нам нужна именно заглавная буква?
-Когда мы пишем заглавные буквы в словах?
V. Работа над новым материалом
1) Демонстрация образца
- Сравните начертания печатной и прописной букв .
- Из каких элементов состоит заглавная прописная буква Я?
2)Конструирование буквы (Работа в парах)
- Чтобы усложнить вам задачу, вредная Яга заморозила все буквы, а затем разбила их на части. Перед вами лежат конверты, в которых находятся частички букв. Выберите только те элементы, которые необходимы для конструирования заглавной буквы Я, соберите её.
3)Показ написания заглавной буквы Я
- Начинаем писать заглавную букву Я чуть выше нижней линии рабочей строки. Ведём ручку вниз, делаем поворот на месте, образуя качалочку, верёвочка тянется к надстрочной линии, делаем поворот влево, по написанному возвращаемся вверх, опускаем «ручку зонтика», делаем поворот на месте вправо, образуем вторую «качалочку» . Скажите, есть ли в этой букве секретик?
(Есть шалашик для гномика)
4)Тактильное восприятие буквы
5)Письмо буквы в тетради
Самооценка
Обведите карандашом те буквы, которые получились лучше всего. У кого их больше пяти? Нарисуйте на полях солнышко.
6) Письмо соединений заглавной и строчной букв Яя
VI. Закрепление умений, навыков
Письмо слов
- Наделим нашу букву волшебной силой, чтобы расколдовать волшебный замок, нужно прочитать слово-заклинание, а затем записать его в тетради
Яков
- Вот мы и помогли попасть королю в волшебный сад, а там его ждёт королева Ярослава, принц Яша, принцесса Яна.
Чтобы злая Яга не смогла их заколдовать. Запишем их имена в тетради, ведь Что написано пером, не вырубишь и топором.
Звуко-буквенный анализ слов
Яша, Яна
- Какую роль выполняет буква Я в этих словах? ( Передаёт 2 звука[йа])
- Какие ещё мы знаем буквы, передающие 2 звука?
- Когда они передают 2 звука?
Работа с предложением
К букве Я на День Рождения
Постучалось предложение.
- Из чего состоят предложения?
- Но и тут Яга не успокоилась. Напустила ветры злые, перепутала все слова: У, ягнёнок, Яши, живёт, кудрявый.
- Переставьте слова, чтобы получилось предложение.
Игра «Живые слова»
- Что обозначает слово кудрявый?
- Что можно сказать о принце Яше?
- Сколько слов в предложении?
-Назовите опасные места?
- Какое это предложение по цели высказывания?
- Докажите.
Запись предложения с комментированием
VII. Итог
Составление ассоциативной снежинки
Может указывать на мягкость предыдущего согласного
согласного
Может быть заглавной и строчной
Может передавать два звука [йа]
Может передавать звук [а]
Может быть слогом
Может быть словом
Самооценка
- Буква Я и король Яков благодарит вас за прекрасную работу. Они довольны вами. А помогла нам справиться с всеми заданиями дружба, ведь мы всё делали сообща! Покажите своё настроение в конце урока. Попробуйте оценить свою работу, прикрепив свой смайлик на ступенечку волшебной лесенки.