Класс 1 | УМК: Школа России |
Учебный предмет | Обучение грамоте (чтение) |
Тема урока | Гласный звук [о]. Буквы О, о |
Тип урока | Ознакомление с новым материалом. |
Цели урока | -организовать деятельность детей по ознакомлению с буквами, обозначающими звук [о], -учить озвучивать буквы, способствовать формированию умения выделять ударный слог, делить слоги на звуки, -развитию фонематического слуха, внимания, работать над культурой речи обучающихся, учить чётко и правильно выражать свои мысли, -воспитывать интерес к учебной деятельности. |
| 2 Метапредметные регулятивные: по значкам-заголовкам, по заданиям (в словесной и графической форме) понимать, принимать и удерживать учебную задачу; осознавать границы собственных знаний; на основе созданных в букваре ситуаций «открытого незнания» понимать перспективы дальнейшей учебной работы; выполнять различные учебные действия, пользоваться при этом разными способами помощи, оценивать правильность выполнения действий другими, вносить необходимые коррективы; контролировать и оценивать свои действия; познавательные: разграничивать факты реальной действительности и слова как их названия; осознавать звуки, соотношение звуков и букв, слова, речь (устную и письменную), речевое поведение как объекты специального наблюдения, выполнять применительно к ним операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, подводить факты языка под освоенные понятия; воспринимать чтение, а также слушание учителя и одноклассников как способ получения информации; осваивать техническую сторону чтения как условие понимания читаемого; понимать информацию, представленную в разных формах, в том числе изобразительной, модельной; сравнивать информацию, представленную разными способами; переводить информацию, принятую в изобразительной и модельной формах в словесную; коммуникативные: осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей, в том числе чтение – как способ общения с автором книги; участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя при этом принятые нормы речевого поведения, культуры речи; задавать вопросы, слушать собеседников, стремиться сделать свою речь понятной, стараться понять мысль другого; понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания с учётом речевых задач; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнёру по общению. Личностные: способствовать формированию ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов. помочь учащимся осознать социальную, практическую |
Оборудование урока | мультимедийная презентация, иллюстрации, лента букв, касса букв, схемы к словам, цветовые сигналы, таблица звукобуквенного анализа слов. |
| Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент |
Слайд №2 Слайд№3 Слайд№4 | Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке: 1. На уроке будь старательным, Будь спокойным и …внимательным. 2. Говорите чётко, внятно, Чтобы было всё … понятно. 3. Если хочешь отвечать – Надо … руку поднимать. Как правильно сидеть Скажите, ребята, а чему мы с вами учимся на уроках литературного чтения? | Эмоциональный настрой. Высказывают свои предположения. Вспоминают правила посадки на уроке |
Повторение изученного |
Слайд№5 | 1.Задание на повторение Сложить из двух длинных и одной короткой палочки букву. Какая буква получилась? (а) 2.Подведение итога -Назовите слова начинающуюся на звук а. 3.Чтение слогов и слияний с буквой А | - Буква А гласная, потому что звук [а] можно спеть, он не встречает во рту преграды, показывает, что согласный звук перед ней будет твёрдым, в начале слова буква А обозначает один слог. Хоровое чтение детьми. |
Постановка темы и целей урока |
Слайд№6 | - Произнесите слова изображенные на экране (овощи, огурец, очки, озеро) _ Что объединяет эти слова? -На какой звук начинаются слова? - Сформулируем тему и цели урока. | Произносят. Будем учиться правильно разговаривать и отвечать на вопросы. Будем учиться читать. Выделять звук О |
Физкультурная минутка |
Знакомство с новой буквой |
Слайд № 7 Слайд № 8 Слайд № 9 | - Произнесите первый звук в слове овощи. - Назовите этот звук. - Произнесите его перед зеркалом. Как располагаются видимые органы речи при его произношении. - Дайте характеристику звука. Найдите место буквы о на буквенной ленте - Назовите ещё раз, какие предметы были изображены. - Есть ли звук [о] в других словах кроме слова овощи? - Произнесём каждое слово отдельно и определим, каким будет звук перед звуком [о]. - Сделайте вывод, что обозначает звук [о] в слиянии с согласным звуком. (Схема) - Кто самый внимательный? Назовите предметы, выделите звук [о] в словах. (Солнце, машина, торт, осы, облако, лось, зонт, кобра, малина.) - Кто знает, какой буквой обозначается гласный звук [о]. - Почему я показала вам две буквы О,о? - Приведите примеры, когда употребляется заглавная буква О. - На что похожа буква о? - В этой букве нет угла, Оттого она кругла. До того она кругла, Покатиться бы могла. Е.Тарлапан Посмотри на колесо, А увидишь букву О. В старом дереве дупло Ну совсем как буква О. А.Шибаев Чтение слогов с буквой О по таблице. - Договорите слоги до слов | Произносят. Называют. Произносят. Рот открыт, округлён, звук свободно проходит. Если звук свободно проходит не встречая преград, его можно спеть, значит, звук гласный. овощи, огурец, очки, озеро. Да, в каждом слове есть звук[о]. В слиянии с согласным звуком, звук [о] делает согласный звук твёрдым. Называют и определяют положение звука в словах. Гласный звук [о] обозначается гласной буквой о. Большая буква О употребляется, когда называем имена, фамилии, названия городов, рек, клички животных. Оля, Олег, Острогожск, Ока, Орлик. Буква о похожа на колесо, круг, тарелку, солнце, мяч. Читают. Придумывают слова. Составляют предложения. |
Работа по развитию речи |
Слайд № 10 | - Откройте учебник на странице 24. Рассмотрите иллюстрацию. Составьте рассказ по иллюстрации. - Как можно озаглавить этот рассказ? - Рассмотрите схему. Что вы можете сказать? - Составьте предложение из четырёх слов. | Озвучивают придуманные рассказы. «Осень наступила» «Уборка урожая» «Крот убирает урожай на зиму» Это схема предложения, в нем четыре слова. |
Работа над пословицами |
| - Посмотрите что написано ниже сюжетной иллюстрации. - Сколько предложений написано? - Найдите в первом предложении букву О, посчитай сколько букв О в этом предложении. - Найдите во втором предложении буквы о, посчитай сколько букв О в этом предложении. - Послушаем, что написано в первом предложении. - Это пословица. Пословица – это выражение, отражающее народную мудрость по какому-нибудь поступку или поведению. - Чему учит нас эта пословица? - Послушаем, что написано во второй пословице. - Чему учит нас эта пословица - Чему учит нас эта пословица? - Проговорим пословицы хором с чётким произношением звука [о]. | Здесь написаны предложения, потому что каждое начинается с большой буквы, слова написаны отдельно и в конце предложений стоят точки. Здесь написано три предложения, так как три точки. В первом предложении 8 букв О. Во втором предложении 6 букв О. (Читают дети умеющие читать.) (Читают дети умеющие читать.) Эта пословица учит нас порядочности, честности, умению держать данное слово. (Читают дети умеющие читать.) Эта пословица говорит, что человеку хорошо, когда мама рядом. Проговаривают. |
| Физкультурная минутка | |
Звуковой анализ слов |
Слайд№13 | Работа по с.25 - Произнесите, что изображено на рисунке. - Составим схему слова ОКУНИ. Кто умеет её делать - сделает самостоятельно. - Сколько слогов в слове ОКУНИ? - Какой первый слог в слове ОКУНИ? Звук? - Звук гласный или согласный? Ударный или безударный? - Какой второй слог в слове ОКУНИ? - Что собой представляет слог «КУ»? - Какой первый звук в слоге «КУ»? - Он гласный или согласный? Твёрдый или мягкий? - Какой второй звук в слоге «КУ»? - Какой звук – гласный или согласный? Ударный или безударный? - Какой третий слог в слове ОКУНИ? - Что собой представляет слог «НИ»? - Какой первый звук в слоге «НИ»? - Он гласный или согласный? Твёрдый или мягкий? - Какой второй звук в слоге НИ»? - Какой звук – гласный или согласный? Ударный или безударный? - Сколько всего звуков в слове ОКУНИ? - Составьте предложение со словом ОКУНИ. Проработать с остальными словами (капуста, яблоко, морковь, огурец) | Произносят слово ОКУНИ. Выполняют самостоятельно. В слове ОКУНИ три слога. В слове ОКУНИ первый слог «О». Звук гласный, так как свободно проходит не встречая преград во рту, он ударный. В слове ОКУНИ второй слог «КУ». Слог «КУ» - слияние. Первый звук в слоге «КУ» - [к]. Звук [к] - согласный, встречает во рту при произношении преграду, звук твёрдый. Второй звук в слоге «КУ» - [у], он гласный – на встречает при произношении преграду, безударный. В слове ОКУНИ третий слог «НИ». Слог «НИ» - слияние. Первый звук в слоге «НИ» - [н]. Звук [н] - согласный, встречает во рту при произношении преграду, звук мягкий. Второй звук в слоге «НИ» - [и], он гласный – на встречает при произношении преграду, безударный. В слове ОКУНИ 5 звуков. Составляют. Аналогично с остальными словами |
Работа над стихотворением |
| - Найдите стихотворение на странице 29. - Простым карандашом подчеркните все встретившие буквы «О». | Находят. Подчеркивают. (Читают дети умеющие читать.) |
Закрепление изученного |
Слайд №14 Слайд №15 Слайд №16 | - Окунёк предлагает вам проверить, хорошо ли вы запомнили звук [о] и сможете ли услышать этот звук в словах. - Рассмотрите рисунки. (Сом, щука, осы, лось, лиса, сова, коза, крот, ёж) - Назовите предметы. - Назовите предметы при произношении которых встречается звук [о] . - Угадайте слово, какой будет первый звук и буква покажите её. Загадки - Рассмотрите ленту букв. Назовите буквы, которые мы изучили. Что вы можете рассказать про эти буквы. | Рассматривают. Называют. Называют: Сом, осы, лось, сова, коза, крот. Называют отгадки и показывают первую букву. Называют. Рассказывают: буквы А и О гласные, при их произношении звук свободно проходит и не встречает преград, эти звуки можно спеть. Буквы в слиянии с согласным показывают твёрдость согласного звука. |
|
Итог урока Рефлексия |
Слайд №17,18 Слайд № 19 | - Найдите на слайде «лишнюю» букву - Дайте характеристику звуку [о]. Что было для вас сегодня самым трудным? Что было самым интересным? Как работали сегодня на уроке? Кто доволен собой, товарищем? Кто чувствовал помощь друга? Предлагаю вам оценить каждому свою деятельность | Мы познакомились со звуком[о], буквами О, о. Звук [о] гласный, обозначает в слиянии твёрдость согласного звука, бывает ударным или безударным. |