kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок обучения грамоте. Чтение. Тема "Звуки [х], [х'], буквы Х х.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок построен в соответствии с ФГОС и возрасными особенностями учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок обучения грамоте. Чтение. Тема "Звуки [х], [х'], буквы Х х.»

Урок обучения грамоте. Тема "Согласные звуки [х], [х’], буква Хх"

Учитель: Русяева Светлана Михайловна

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Технология построения урока: деятельностный метод.

Цель урока: создание условий для:

  • овладения обучающимися знаниями о звуках [х] [х'], буквах Х, х;

  • для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных);

  • воспитания бережного отношения к хлебу.

Личностные УУД:

  • формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

  • осознание трудностей;

  • стремление к преодолению трудностей;

  • самооценка своих действий.

Познавательные УУД:

  • формирование умения на основе анализа объектов делать выводы, умение обобщать и классифицировать по признакам;

  • формирование умения работать с информацией;

  • ориентироваться в системе знаний (определять границы знания/незнания);

  • смысловое чтение;

  • схематизация;

  • доказательство;

Коммуникативные УУД:

  • определять правила работы в парах;

  • формирование умения строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами, умения оформлять свои мысли в устной форме, умения слушать и понимать других;

  • взаимоконтроль;

  • уважение в общении;

  • выражение мыслей в речи;

  • умение задать вопрос;

  • умение слушать ответ.

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке;

  • формулировать учебные задачи;

  • высказывать свое предположение на основе учебного материала;

  • осуществлять самоконтроль;

  • совместно с учителем и одноклассниками планировать и давать оценку своей деятельности на уроке.

  • формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

  • формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию

  • прогнозирование результата;



Ресурсы:

  • Технические средства обучения: компьютер, проектор.

  • Экранно-звуковые пособия: презентация в Power Point «Буква Х, х».

  • Индивидуальные маршрутные  листы с заданиями, наборы карточек для звуковых схем, каравай, рушник, карточки с буквами, карточки для построения схем слов и предложений.

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Оргмомент

Слайд 1 «Солнышко» (Приложение 1
Давайте  улыбнемся солнышку. А теперь повернемся к нашим гостям, поздороваемся и подарим им свои улыбки. От ваших улыбок всем станет теплее и уютнее. А теперь, повернитесь ко мне. Теперь улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Ведь добрая улыбка поднимает настроение и улучшает здоровье, и люди от этого становятся добрее.  
Я на уроке

Я радуюсь этому ( в стороны руки)

Внимание мое растет (руки в замок, вверх поднять)

Память моя крепка (руки на голову, в замок, вниз)

Я буду стараться (я стараюсь)

Я - молодец! (погладить по голове)

Приветствие

2.  Личностное
целеполагание

- К какому уроку приготовились? Зачем надо учиться читать? Вспомним наш девиз чтения:

Если хочешь много знать,

Многого добиться,

Обязательно читать,

Должен научиться.

– Какой урок у нас будет: урок открытия новых знаний или урок повторения?
– Какие цели вы ставите для себя лично на этом уроке?

Учиться правильно читать, понимать прочитанное, говорить, быть внимательным, слушать учителя и товарищей, контролировать себя и т.д.

3. Актуализация знаний

Слайд 2 

Вспомним, чему учились на пошлых уроках.

Поиграем в игру «Доскажи словечко»

Наша речь состоит из …

Звуки бывают…

При произнесении гласного звука…

При произнесении согласного звука…

Согласные бывают…

Гласные звуки а, о, у, ы, э обозначают…

Гласные звуки я, ё, ю, и, е обозначают…

Буквы е, ё, ю, я в начале слова

 Внимание на доску. Звуки пошли на прогулку по своей Букволандии и растерялись. Помоги им вернуться домой, каждому жителю нужно попасть в свой домик. Аргументируйте свой выбор. Обращаю ваше внимание, что в каждом домике 2 этажа.

Ж а й я б и ч ш п ы

Дети определяют место звука в домике.

4. Создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы.

Побуждающий диалог – постановка проблемы.

– Какой урок у нас будет: урок открытия новых знаний или урок повторения?

- Как же будет звучать тема сегодняшнего урока?

Определить тему урока поможет игра «Доскажи словечко»

Хрюша сел на петуха.
Мы смеялись: ::!
(ха - ха - ха!)

Сочинять он стал стихи -
Мы смеялись ::!
(хи - хи - хи!)

С каких звуков начинались досказанные слова?


Диалог с учителем.

– «Звуковичок».
– У него нет буквы, непонятно какой он гласный или согласный, звонкий или глухой.
– У него в руках воскл. знак
– Чем новый звук отличается от остальных?
– Урок «открытия» новых знаний, так как схема не  раскрашена, нет на ней буквы.
– Новый звук и новую букву.
– Новый звук, новую букву, чем интересен новый звук.

5. Формулирование темы урока

 



Тема:

- Звуки [х] и [х’] и буква, которая их обозначает

На доску вешается плакат с буквой Х, на человечка Звуковичка буква Х в центр.

Учитель:

- Посмотрите на тему урока. Давайте вместе определим задачи урока:

Познакомиться с … (новой буквой и звуками.)

Научимся слышать и отличать … (звуки [х] и [х’] и отличать их от других звуков.)

Учиться читать … (слоги, слова и предложения с новой буквой.)


 

Звук [х], буква х.

 

– поработать со схемой предложения
– анализировать слова по схеме
– давать характеристику звуку, слушать и слышать новый звук,  Учиться читать слоги и слова с буквой з, использовать новые звуки в своей речи, –выполнить творческое задание

6. Знакомство с новым материалом

Учитель читает загадку.

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый. 

Ответ: хлеб.

Давайте составим схему к слову "хлеб".

Назовите новый звук. ([х]).

Что можно сказать о звуке  [х]? (Согласный, глухой, твердый звук).



Когда мы режем хлеб, что остаётся на столе? (Крохи).

Давайте составим схему к слову "крохи".

Назовите новый звук. ([х’]).

Что можно сказать о звуке [х’]? (Согласный, глухой, мягкий звук).

Обуем звуковичка.

Игра: Твердый-мягкий



7. Уточнение темы.

 

 

 

 

8. Открытие нового знания

Подводящий диалог
Работа по картинкам Слайд 5.
– Назовите слова: халва, хомяк, хижина, химия
– Какую работу можно выполнить с этими словами?
– Сразу будем  группировать?
– А по какому признаку будем группировать? Знаем? Есть у них какой то общий признак?
– Давайте разбираться и анализировать.
– А как мы будем это делать?  СЛАЙД 6

Составим схемы слов:   Хижина ХОМЯК
По 1 чел у доски, остальные у себя на партах.
– Что общего у всех этих слов?
– А по какому признаку мы их теперь можем сгруппировать?

– Какой вывод вы можете сделать о новых звуках, исходя из этого упражнения?
Звук х может быть твердым  и мягким.

Давайте обуем нашего Звуковичка. Какие башмаки? – Почему? Оформляем ножки. На доске.

– Составим транскрипцию слова «ХИМИЯ».

– А теперь посмотрите на значок (работа в парах). Какую работу я вам предлагаю сделать?

– Вспомним правила работы в парах.
– Я вам предлагаю придумать предложения со словами халва и хижина.

– Отметить лучшие предложения. Одна голова хорошо, а две лучше.

– Все ли мы теперь знаем про новые звуки?
– Полностью ли одет наш Звуковичок?
– Какая шапочка ему подойдет? Почему? Докажи. Произнесем звук все вместе.
– На схеме показываю, что выбираю цилиндр.

Звуковичок  раскрашен!

Слайд 7 Давайте еще раз по нашей схеме дадим характеристику новому звуку.

 

– Сгруппируем, но позже

 

 

– Составим схемы этих слов

начинаются со зв .х
– По твердости мягкости
– Так какие же группы получим?  (см. на картинки)
Звук х может быть твердым  и мягким.
 

 

 

 

1 чел. у доски, остальные на рабочих листах.
(Приложение 2)

 

 

Раб. в парах

Вспоминают правило.
 

9.Физминутка
Закрепление.

– Посмотрим, как вы сможете различать твердый  и  мягкий  звуки.
Игра «Поймай звук»
– Я произнесу слова, а вы поднимаете руки вверх,
Если звук твердый, то мальчики, если мягкий, то девочки.
Слова: хлеб, вдох, духи, халат,  хвала, хижина,  грабли, мухи, хирург, муха, хлеб, химия.
Поход, хитрец, успех, схема, хихикать, храбрость, хор, хитрый.

– Теперь мы все узнали про новый звук.

Дети выполняют движения

10. Открытие нового знания. Знакомство с буквой

 

 

 

 

11 . Закрепление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знакомство с буквой. Слайд 8. Буква Х.
– А какой значок нам поможет  увидеть звук [х]?
Ну-ка сделаем зарядку. Раз – листочек поднимаем, Два – листочек загибаем, Три – еще разок свернули, на четыре – развернули. Буква спрятана внутри. Кто догадлив? Назови!
– Это буква Х
– А кто мне скажет , на что она похожа? (ножницы, мельница, лопасть вертолета).

– Вот сколько всего мы узнали про звуки и новую букву Х
Х – очень важная буква. С нее начинается очень дорогое, важное слово – …. А какое вы узнаете, отгадав загадку.

Рос сперва на воле в поле,
Летом цвел и колосился,
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна – в муку и тесто,
В магазине занял место

Хлеб всегда на столе и в будни, и в праздники. Хлебом – солью встречают самых дорогих и почетных гостей. Недаром говорят: «Хлеб – всему голова».

Слайд 9

Дети читают стихотворение.

Каравай земли и неба 
На твоём столе –
Ничего сильнее хлеба
Нету на земле.
В каждом маленьком кусочке
Хлебные поля, 
А на каждом колосочке
Держится земля.
В малом зёрнышке пшеницы
Летом и зимой
Сила солнышка хранится 
И земли родной.
И растёт под небом светлым,
Строен и высок, 
Словно родины бессмертный
Хлебный колосок.
Как мы должны относиться к хлебу?

Буква х

 

 

 

 

 

Дети выполняют моделирование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читает стихотворение наизусть

 

 

 

 

 

Бережно, с любовью, с уважением к людям, которые выращивают хлеб

12. Закрепление.
Работа с родственными словами.

 

 

 

 

 

 

13. Физминутка

 

 

 

 

Слайд 10  
На доске слова: хлеб хлебушек хлебец булочка хлеборезка хлебороб
– Что интересного заметили? Какое слово лишнее?
– Почему?
– Что такое родственные слова?  Уточним лексич. значения слов.

– Ласково назовём ... (хлебушек)
– Небольшой хлеб ... (хлебец)
– Предмет, где хранится хлеб ... (хлебница)
– Приспособление для резки хлеба ... (хлеборезка)
– Предприятие по изготовлению хлеба ... (хлебокомбинат)
– Продукты, относящиеся к хлебным изделиям ... (хлебопродукты)
– Крестьянин, выращивающий хлеб ... (хлебороб)
– Можно ли эти слова назвать родственными?
Почему у меня тут изображено дерево? Что такое корень?  Давайте его выделим
– Мы зернышки и нас посадили в землю
– Мы колоски (подняли руки вверх и потянулись)
– Скосили колоски (движения руками)
– Смололи зернышку в муку (потерли ладошки)
– Замесили тесто (сжимаем и разжимаем кулачки)
– Поставили тесто в духовку (присели, медленно поднимаемся, руки в сторону)
– Вот какой хлеб получился!

 

 

«Родственные слова»

 

(Да. У них есть общая часть, общее в значении.) Родственные, однокоренные.

 

14. Закрепление. Работа с текстом.

Работа с текстом. СЛАЙД 11 .

Посмотрите, что мы будем делать , какие действия выполнять  с этим  заданием.  УЧИТЕЛЬ читает текст.
 
– Для людей хлеб – это жизнь. Люди сочиняют  о хлебе песни и  стихи. Хлеб – всему голова! Без хлеба ни ужинать, ни обедать нам не хочется. Мы привыкли к нему, как к воздуху,  Путь хлеба от зерна до буханки непростой…

– Что такое перед нами?
Докажи. Текст можно озаглавить. Что такое текст?
Давайте еще раз его прочитаем.  А вы будете следить по своему листочку.
– О чем он? Какова его тема? Как можно его озаглавить?
– Название должно передавать основную мысль.
– Что значит многоточие? Давайте его продолжим….

Слайд 12 картинки в помощь.

Задание к тексту
Работа по группам с простым карандашом.
1 ряд – находит и подчеркивает  слова где есть буква, обозначающая звук х.
2 ряд – находит и подчеркивает основу 2 предложения.
3 ряд – находит и подчеркивает  слова , где есть буква обозначающая звук хь.

Зачитываем…

Это текст

Читать,
Выполнять творческое задание

 

 

 

Читает 1 уч-ся

15
Экспресс- диагностика.

Игра «Верю - не верю». Слайд 13
ТЕСТ
Найдите табличку у себя на рабочем листе.
Посмотрим, какими вы сегодня были внимательными на уроке.
Я буду задавать вопросы. Если вы в это верите, то плюс, если не верите, то минус.

  • Звук х может быть и твердым и мягким

  • звук х может быть глухим и звонким

  • в слове мартышки есть звук х

  • В слове духи есть мягкий звук хь

Проверим работу своего соседа. Слайд 14
Работа в парах!!!
Вернули листочки.
У кого нет ошибок? 1 ошибка? Молодцы,  хорошо усвоили сегодняшний урок.

Раб. с карандашом

16.Итоги

Подведем итоги нашей работы. Вернемся к слайду задачи.
Слайд 15
Чему учились? Какие задачи ставили?
Чего достигли?
Какое открытие сделали?
Что было интересным? А что показалось трудным?
Какие личные цели ставили? Удалось ли добиться?

Рефлексия. Слайд 16

На доске рисунки трёх человечков.

Сделай  так, как человечек, если:
– руки вверх – этот человечек усвоил новое знание,
– руки в стороны – этот человечек сегодня не совсем усвоил новое знание, ему еще нужна помощь,
– руки вниз – этот человечек расстроился, тема для него сегодня совершенно непонятна.

СЛАЙД 17

Молодцы! А теперь по старой русской традиции….

Мы гостей всегда встречаем
Пышным, круглым караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Пышный, мягкий, пропеченный
Подрумянился слегка.
Хлеб с горбушкой золочёной
Шел он к нам издалека.
С караваем соль подносим,
Поклонясь, отведать просим.
Дорогой наш гость и друг
Принимай хлеб – соль из рук!

Слайд 18

– Давайте скажем друг другу:
– Спасибо за урок!

Видеть букву х слышать отличать звуки х , читать слова текст с х, озаглавливать текст, сост. схему предложения, выполняли тв. задание по разв. речи….

 






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Урок обучения грамоте. Чтение. Тема "Звуки [х], [х'], буквы Х х.

Автор: Русяева Светлана Михайловна

Дата: 02.04.2020

Номер свидетельства: 544948

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ ПО ТЕМЕ: ЗВУКИ [Н], [Н’], БУКВА «Н»."
    ["seo_title"] => string(44) "urokobuchieniiagramotiepotiemiezvukinnbukvan"
    ["file_id"] => string(6) "304821"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457795674"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Презентация к открытому уроку обучения грамоте (чтение) по теме "Звук у, буквы У.у."
    ["seo_title"] => string(79) "priezientatsiiakotkrytomuurokuobuchieniiaghramotiechtieniiepotiemiezvukubukvyuu"
    ["file_id"] => string(6) "339128"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1470987579"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Технологическая карта урока обучения грамоте по теме "Звуки и буквы "м, М". "
    ["seo_title"] => string(83) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-obuchieniia-ghramotie-po-tiemie-zvuki-i-bukvy-m-m"
    ["file_id"] => string(6) "108722"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403814876"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Конспект урока по обучению грамоте на тему «Звуки [н], [н'], буквы Н, н» "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-po-obuchieniiu-ghramotie-na-tiemu-zvuki-n-n-bukvy-n-n"
    ["file_id"] => string(6) "112135"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408359098"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Урок обучения грамоте на тему «Буквы Г г, обозначающие согласные звуки [г][г‘]. Письменные буквы Гг» "
    ["seo_title"] => string(112) "urok-obuchieniia-ghramotie-na-tiemu-bukvy-g-gh-oboznachaiushchiie-soghlasnyie-zvuki-gh-gh-pis-miennyie-bukvy-ggh"
    ["file_id"] => string(6) "110947"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1406814622"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства