Урок обучения грамоте. Тема "Согласные звуки [х], [х’], буква Хх"
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. Оргмомент | Слайд 1 «Солнышко» (Приложение 1 Давайте улыбнемся солнышку. А теперь повернемся к нашим гостям, поздороваемся и подарим им свои улыбки. От ваших улыбок всем станет теплее и уютнее. А теперь, повернитесь ко мне. Теперь улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Ведь добрая улыбка поднимает настроение и улучшает здоровье, и люди от этого становятся добрее. Я на уроке Я радуюсь этому ( в стороны руки) Внимание мое растет (руки в замок, вверх поднять) Память моя крепка (руки на голову, в замок, вниз) Я буду стараться (я стараюсь) Я - молодец! (погладить по голове) | Приветствие |
2. Личностное целеполагание | - К какому уроку приготовились? Зачем надо учиться читать? Вспомним наш девиз чтения: Если хочешь много знать, Многого добиться, Обязательно читать, Должен научиться. – Какой урок у нас будет: урок открытия новых знаний или урок повторения? – Какие цели вы ставите для себя лично на этом уроке? | Учиться правильно читать, понимать прочитанное, говорить, быть внимательным, слушать учителя и товарищей, контролировать себя и т.д. |
3. Актуализация знаний | Слайд 2 Вспомним, чему учились на пошлых уроках. Поиграем в игру «Доскажи словечко» Наша речь состоит из … Звуки бывают… При произнесении гласного звука… При произнесении согласного звука… Согласные бывают… Гласные звуки а, о, у, ы, э обозначают… Гласные звуки я, ё, ю, и, е обозначают… Буквы е, ё, ю, я в начале слова Внимание на доску. Звуки пошли на прогулку по своей Букволандии и растерялись. Помоги им вернуться домой, каждому жителю нужно попасть в свой домик. Аргументируйте свой выбор. Обращаю ваше внимание, что в каждом домике 2 этажа. Ж а й я б и ч ш п ы | Дети определяют место звука в домике. |
4. Создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы. | Побуждающий диалог – постановка проблемы. – Какой урок у нас будет: урок открытия новых знаний или урок повторения? - Как же будет звучать тема сегодняшнего урока? Определить тему урока поможет игра «Доскажи словечко» Хрюша сел на петуха. Мы смеялись: ::! (ха - ха - ха!) Сочинять он стал стихи - Мы смеялись ::! (хи - хи - хи!) С каких звуков начинались досказанные слова? | Диалог с учителем. – «Звуковичок». – У него нет буквы, непонятно какой он гласный или согласный, звонкий или глухой. – У него в руках воскл. знак – Чем новый звук отличается от остальных? – Урок «открытия» новых знаний, так как схема не раскрашена, нет на ней буквы. – Новый звук и новую букву. – Новый звук, новую букву, чем интересен новый звук. |
5. Формулирование темы урока | Тема: - Звуки [х] и [х’] и буква, которая их обозначает На доску вешается плакат с буквой Х, на человечка Звуковичка буква Х в центр. Учитель: - Посмотрите на тему урока. Давайте вместе определим задачи урока: Познакомиться с … (новой буквой и звуками.) Научимся слышать и отличать … (звуки [х] и [х’] и отличать их от других звуков.) Учиться читать … (слоги, слова и предложения с новой буквой.) | Звук [х], буква х. – поработать со схемой предложения – анализировать слова по схеме – давать характеристику звуку, слушать и слышать новый звук, Учиться читать слоги и слова с буквой з, использовать новые звуки в своей речи, –выполнить творческое задание |
6. Знакомство с новым материалом | Учитель читает загадку. Отгадать легко и быстро: Мягкий, пышный и душистый. Он и чёрный, он и белый, А бывает подгорелый. Ответ: хлеб. Давайте составим схему к слову "хлеб". Назовите новый звук. ([х]). Что можно сказать о звуке [х]? (Согласный, глухой, твердый звук). Когда мы режем хлеб, что остаётся на столе? (Крохи). Давайте составим схему к слову "крохи". Назовите новый звук. ([х’]). Что можно сказать о звуке [х’]? (Согласный, глухой, мягкий звук). Обуем звуковичка. Игра: Твердый-мягкий | |
7. Уточнение темы. 8. Открытие нового знания | Подводящий диалог Работа по картинкам Слайд 5. – Назовите слова: халва, хомяк, хижина, химия – Какую работу можно выполнить с этими словами? – Сразу будем группировать? – А по какому признаку будем группировать? Знаем? Есть у них какой то общий признак? – Давайте разбираться и анализировать. – А как мы будем это делать? СЛАЙД 6 Составим схемы слов: Хижина ХОМЯК По 1 чел у доски, остальные у себя на партах. – Что общего у всех этих слов? – А по какому признаку мы их теперь можем сгруппировать? – Какой вывод вы можете сделать о новых звуках, исходя из этого упражнения? Звук х может быть твердым и мягким. Давайте обуем нашего Звуковичка. Какие башмаки? – Почему? Оформляем ножки. На доске. – Составим транскрипцию слова «ХИМИЯ». – А теперь посмотрите на значок (работа в парах). Какую работу я вам предлагаю сделать? – Вспомним правила работы в парах. – Я вам предлагаю придумать предложения со словами халва и хижина. – Отметить лучшие предложения. Одна голова хорошо, а две лучше. – Все ли мы теперь знаем про новые звуки? – Полностью ли одет наш Звуковичок? – Какая шапочка ему подойдет? Почему? Докажи. Произнесем звук все вместе. – На схеме показываю, что выбираю цилиндр. Звуковичок раскрашен! Слайд 7 Давайте еще раз по нашей схеме дадим характеристику новому звуку. | – Сгруппируем, но позже – Составим схемы этих слов начинаются со зв .х – По твердости мягкости – Так какие же группы получим? (см. на картинки) Звук х может быть твердым и мягким. 1 чел. у доски, остальные на рабочих листах. (Приложение 2) Раб. в парах Вспоминают правило. |
9.Физминутка Закрепление. | – Посмотрим, как вы сможете различать твердый и мягкий звуки. Игра «Поймай звук» – Я произнесу слова, а вы поднимаете руки вверх, Если звук твердый, то мальчики, если мягкий, то девочки. Слова: хлеб, вдох, духи, халат, хвала, хижина, грабли, мухи, хирург, муха, хлеб, химия. Поход, хитрец, успех, схема, хихикать, храбрость, хор, хитрый. – Теперь мы все узнали про новый звук. | Дети выполняют движения |
10. Открытие нового знания. Знакомство с буквой 11 . Закрепление | Знакомство с буквой. Слайд 8. Буква Х. – А какой значок нам поможет увидеть звук [х]? Ну-ка сделаем зарядку. Раз – листочек поднимаем, Два – листочек загибаем, Три – еще разок свернули, на четыре – развернули. Буква спрятана внутри. Кто догадлив? Назови! – Это буква Х – А кто мне скажет , на что она похожа? (ножницы, мельница, лопасть вертолета). – Вот сколько всего мы узнали про звуки и новую букву Х Х – очень важная буква. С нее начинается очень дорогое, важное слово – …. А какое вы узнаете, отгадав загадку. Рос сперва на воле в поле, Летом цвел и колосился, А когда обмолотили, Он в зерно вдруг превратился. Из зерна – в муку и тесто, В магазине занял место Хлеб всегда на столе и в будни, и в праздники. Хлебом – солью встречают самых дорогих и почетных гостей. Недаром говорят: «Хлеб – всему голова». Слайд 9 Дети читают стихотворение. Каравай земли и неба На твоём столе – Ничего сильнее хлеба Нету на земле. В каждом маленьком кусочке Хлебные поля, А на каждом колосочке Держится земля. В малом зёрнышке пшеницы Летом и зимой Сила солнышка хранится И земли родной. И растёт под небом светлым, Строен и высок, Словно родины бессмертный Хлебный колосок. Как мы должны относиться к хлебу? | Буква х Дети выполняют моделирование Читает стихотворение наизусть Бережно, с любовью, с уважением к людям, которые выращивают хлеб |
12. Закрепление. Работа с родственными словами. 13. Физминутка | Слайд 10 На доске слова: хлеб хлебушек хлебец булочка хлеборезка хлебороб – Что интересного заметили? Какое слово лишнее? – Почему? – Что такое родственные слова? Уточним лексич. значения слов. – Ласково назовём ... (хлебушек) – Небольшой хлеб ... (хлебец) – Предмет, где хранится хлеб ... (хлебница) – Приспособление для резки хлеба ... (хлеборезка) – Предприятие по изготовлению хлеба ... (хлебокомбинат) – Продукты, относящиеся к хлебным изделиям ... (хлебопродукты) – Крестьянин, выращивающий хлеб ... (хлебороб) – Можно ли эти слова назвать родственными? Почему у меня тут изображено дерево? Что такое корень? Давайте его выделим – Мы зернышки и нас посадили в землю – Мы колоски (подняли руки вверх и потянулись) – Скосили колоски (движения руками) – Смололи зернышку в муку (потерли ладошки) – Замесили тесто (сжимаем и разжимаем кулачки) – Поставили тесто в духовку (присели, медленно поднимаемся, руки в сторону) – Вот какой хлеб получился! | «Родственные слова» (Да. У них есть общая часть, общее в значении.) Родственные, однокоренные. |
14. Закрепление. Работа с текстом. | Работа с текстом. СЛАЙД 11 . Посмотрите, что мы будем делать , какие действия выполнять с этим заданием. УЧИТЕЛЬ читает текст. – Для людей хлеб – это жизнь. Люди сочиняют о хлебе песни и стихи. Хлеб – всему голова! Без хлеба ни ужинать, ни обедать нам не хочется. Мы привыкли к нему, как к воздуху, Путь хлеба от зерна до буханки непростой… – Что такое перед нами? Докажи. Текст можно озаглавить. Что такое текст? Давайте еще раз его прочитаем. А вы будете следить по своему листочку. – О чем он? Какова его тема? Как можно его озаглавить? – Название должно передавать основную мысль. – Что значит многоточие? Давайте его продолжим…. Слайд 12 картинки в помощь. Задание к тексту Работа по группам с простым карандашом. 1 ряд – находит и подчеркивает слова где есть буква, обозначающая звук х. 2 ряд – находит и подчеркивает основу 2 предложения. 3 ряд – находит и подчеркивает слова , где есть буква обозначающая звук хь. Зачитываем… | Это текст Читать, Выполнять творческое задание Читает 1 уч-ся |
15 Экспресс- диагностика. | Игра «Верю - не верю». Слайд 13 ТЕСТ Найдите табличку у себя на рабочем листе. Посмотрим, какими вы сегодня были внимательными на уроке. Я буду задавать вопросы. Если вы в это верите, то плюс, если не верите, то минус. Звук х может быть и твердым и мягким звук х может быть глухим и звонким в слове мартышки есть звук х В слове духи есть мягкий звук хь Проверим работу своего соседа. Слайд 14 Работа в парах!!! Вернули листочки. У кого нет ошибок? 1 ошибка? Молодцы, хорошо усвоили сегодняшний урок. | Раб. с карандашом |
16.Итоги | Подведем итоги нашей работы. Вернемся к слайду задачи. Слайд 15 Чему учились? Какие задачи ставили? Чего достигли? Какое открытие сделали? Что было интересным? А что показалось трудным? Какие личные цели ставили? Удалось ли добиться? Рефлексия. Слайд 16 На доске рисунки трёх человечков. Сделай так, как человечек, если: – руки вверх – этот человечек усвоил новое знание, – руки в стороны – этот человечек сегодня не совсем усвоил новое знание, ему еще нужна помощь, – руки вниз – этот человечек расстроился, тема для него сегодня совершенно непонятна. СЛАЙД 17 Молодцы! А теперь по старой русской традиции…. Мы гостей всегда встречаем Пышным, круглым караваем. Он на блюде расписном С белоснежным рушником. Пышный, мягкий, пропеченный Подрумянился слегка. Хлеб с горбушкой золочёной Шел он к нам издалека. С караваем соль подносим, Поклонясь, отведать просим. Дорогой наш гость и друг Принимай хлеб – соль из рук! Слайд 18 – Давайте скажем друг другу: – Спасибо за урок! | Видеть букву х слышать отличать звуки х , читать слова текст с х, озаглавливать текст, сост. схему предложения, выполняли тв. задание по разв. речи…. |