Урок нравственности для учащихся 3 класса воспитывает у детей вежливое обращение к окружающим; способность чувствовать, понимать себя и другого человека, воспитывать любовь и уважение к своей семье, чувство ответственности и заботы за семью, за будущее.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок нравственности»
Конспект урока нравственности в 3 классе .
Тема. Семья. Семейные ценности.
Цель: формирование у детей представления о добре, доброте, о хороших, добрых поступках; показать значение семьи в жизни каждого человека, довести до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека, расширение знаний о роли доброты в жизни каждого человека, воспитание у детей положительных качеств характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков.
Задачи:
- учить детей нравственным понятиям: доброта, вежливость;
- развивать творческие возможности детей, развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, довести до сознания детей, что доброта помогает в жизни, развивать речь, внимание, мышление, память, способствовать формированию понимания значимости семьи;
- воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение к окружающим; способность чувствовать, понимать себя и другого человека, воспитывать любовь и уважение к своей семье, чувство ответственности и заботы за семью, за будущее.
Оборудование: картинки с героями сказок, слова на карточках, весы, карта Крыма, России, песня из кинофильма «Два капитана».
Ход.
Организационный момент.
Введение в тему.
Ребус Что такое семья?
Слово «семья» можно разделить на два слова: «семь» и «я». Тогда оно как будто говорит нам: «Семья - это семеро таких - же, как и я». И, правда, в семье все чем-то похожи друг на друга: ваша улыбка напоминает улыбку мамы, походка – походку папы, цвет глаз такой же, как у бабушки, овал лица и родинка как у дедушки. Вы похожи на своих братьев и сестёр. Но сходство проявляется не только во внешности, вы унаследовали от своих родителей, бабушек и дедушек многие черты характера.
Семья - самое главное в жизни для каждого из нас. Семья - это близкие и родные люди, живущие вместе. Если нам плохо, трудно, если случилось несчастье - кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет и защитит? Конечно же, родные. Самые близкие и дорогие люди, наша опора на всю жизнь. О чем будем говорить сегодня?
Работа по теме.
Семья - это дом где живут наши родные, близкие люди. Семьи бывают большие и маленькие , с разным составом семьи. Но каждая семья состоит из определённых основ, «кирпичиков».
Строительство «домика»
«Счастлив тот, кто у себя дома», -- утверждал Л. Н. Толстой.
Что он имел ввиду? Просто здание или что-то ещё?
Давайте заселим наш дом основами, на которых строится семья.
Скажите, в какой семье вам лучше жить: в той, где вам всегда что-то указывают, приказывают, не спрашивают вашего мнения или в той, где с вами советуются, обсуждают какие-то вопросы, где члены семьи помогают друг другу? В семье присутствует сотрудничество.
Также основа жизни семьи – труд. Каждодневный труд всех членов семьи обеспечивает необходимую гармонию во взаимоотношениях, гарантирует материальное благополучие. Какие трудовые обязанности могут быть у каждого члена семьи?
Семьи, в которых отношения строятся по принципу сотрудничества, отличают взаимная тактичность, вежливость и выдержка, умение уступать, вовремя выходить из конфликта и с достоинством переносить невзгоды.
Также обязательным условием создания счастья в семье является дружба. Дружба воодушевляет и окрыляет, делает человека целеустремлённее, благороднее, увереннее в себе, добрее и, конечно же, воспитывает бескорыстие. Это как бы соревнование за право быть более добрым, сердечным, уступчивым. И здесь не бывает проигравших. Как вы думаете, почему?
Ещё одна из важнейших ценностей жизни человека – здоровье. Учёные утверждают, что здоровье определяется прежде всего образом жизни человека. Что это значит? Приведите примеры.
С ранних лет родители приучают ребёнка различать, что хорошо и что плохо. На этом основании появляется понятие красота. Красота бывает внешняя (примеры) и духовная – что это значит?
Человеку важно, чтобы у него благоприятно складывались взаимоотношения с членами семьи, испытывать в семье эмоциональное благополучие. «Счастье – это когда тебя понимают». Поэтому нашему дому для полного счастья нужно понимание. Как вы думаете, что нужно для того , чтобы тебя понимали? Наверное, прежде всего нужно уметь высказывать свои мысли, не бояться, доверять своим родным. А также надо уметь выслушивать человека. Попробовать представить себя на его месте. Тогда между членами семьи будет взаимопонимание.
А взаимопонимание строится на уважении друг к другу. Что значит уважать человека? Наверное, внимательно, с пониманием относиться к нему, к его потребностям, переживаниям, не говорить о том, что какие-то действительно сложные вопросы, проблемы являются ерундой, не требующей внимания.
В каждой семье соблюдаются определённые традиции. Какие семейные традиции в вашей семье? Какие ещё могут быть традиции?
Конечно, благополучие и счастье семьи невозможно без любви. Прежде всего, взаимная любовь родителей – главный фактор. Семья. Как греет душу это слово! Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости папы. В семье ты желанный ребенок.
В крепкой, дружной семье, основанной на любви каждый берет на себя какие-то обязанности – зарабатывает деньги, ходит в магазин за покупками, готовит, стирает, убирает, организует отдых и т. д. Если есть необходимость, один член семьи приходит на помощь другому. Каждый стремится помочь в силу своих возможностей другому члену семьи. Такой семье не страшны никакие неприятности.
Работа в группе. Собери пословицу. Пословицы о семье.
На что и клад, когда в семье лад.
Согласную семью и горе не берет.
Семья в куче – не страшна и туча.
Вывод.
Наша маленькая семья-это наш дом, школа, улица, на которой мы живем, наше село.
Наша большая семья –это наша Родина- наш Крым, наша Россия.
Наша огромная Родина –это наша планета Земля, на которой живут разные народы, находятся разные государства.
От того какими мы будем, как мы будем жить, как будем ладить со своими соседями, зависит наше будущее, будущее нашей планеты.
Работа над понятиями «добро» и «зло».
Не будет добра, коли в семье вражда. Почему так говорят?
С чем у вас ассоциируется слово «добро»? Что вам сразу приходит в голову, когда вы слышите это слово?
Доброта – это …
- Верно, это всё хорошее, доброе, красивое. Весна, солнце, улыбка, мама…
Физминутка
Как живешь? (Вот так)
Как идешь?
Как бежишь?
Ночью спишь?
Как даешь?
Как берешь?
Как шалишь? (Надуть щеки)
Как грозишь?
Работа над понятиями «добро» и «зло». Продолжение.
- Доброе слово может нас приободрить, вселить в нас уверенность, согреть душу. Но не просто быть вежливым и культурным человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки. Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает Зло.
- Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. Я буду загадывать вам загадки, а вы постарайтесь узнать о ком идёт речь.
Этот герой лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит)
Это девочка оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена (Герда)
Это сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка (Кот в сапогах)
Эта девочка очень любила свою бабушку, которая жила за лесом. Она заботилась о ней и часто носила ей пирожки. (Красная Шапочка.)
Эта героиня, несмотря на свой рост в дюйм, спасла ласточку. (Дюймовочка.)
- Чем же отличаются эти сказочные герои от других героев, например Бабы-Яги, Карабаса-Барабаса?
– Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла? Может, нам в этом помогут весы? – На одну чашу весов мы будем класть “зло” (темные фишки, которые означающие “зависть”, “предательство”, “жадность”, “грубость”, “войну”, “ложь”, “трусость”, “равнодушие”). – Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с добрыми делами. Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, совершают люди вокруг вас, и по капельке положим их на чашу весов.
(Дети говорят о своем добром деле, на чашу весов кладется белая фишка. Вскоре чаша весов “добра” перевешивает чашу “зла”.)
– Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки – в реку, реки – в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.
У каждого человека, к сожалению, есть такие черты характера, которые мешают ему в жизни, мешают общаться с окружающими людьми.
Послушайте притчу. Два волка
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину: — В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил: — А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил: — Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
7. Работа с антонимами. А сейчас мы с вами попробуем к словам подобрать слова противоположные по значению.
-А кто знает, как называются такие слова?
Плохо - Хорошо
Зло - Добро
Война - Мир
Жадность - Щедрость
Грубость - Нежность
Жестокость - Милосердие
Ложь - Правда
Предательство - Верность
Михаил Пришвин писал: «Доброта - это солнце, которое согревает душу человека».Как вы понимаете эти слова? Игра «Жесты»
- А сейчас я попрошу вас ответить на мои вопросы, используя жесты.
Можно ли назвать добрым человека, который:
• делает что-то полезное для людей;
• делает домашнее задание за кого-то;
• ждёт, когда его позовут на помощь;
• переводит старушку через дорогу;
• накормит бездомного котёнка;
• заберёт обратно подаренную вещь.
– Как вы думаете, тема добра и зла, важна для всех людей в наши дни?
– Ребята, а что можете сделать вы, чтобы мир вокруг нас стал добрее?
Возьмите друг друга за руки и мысленно пожелайте своему соседу справа или слева что-то очень хорошее, но только пожелать надо искренне, от чистого сердца.
Добрым быть совсем, совсем не просто:
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта - не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы, с тобой добрей.
Подведение итогов. Рефлексия.
По-настоящему добрым человеком, на мой взгляд, можно назвать такого человека, у которого открытое и доброе сердце.
Притча. Было это давным-давно в старинном городе. Один ученик решил подшутить над своим учителем, он поймал бабочку, посадил её между ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у учителя, какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая? Если он скажет, что живая, я сомкну ладони, и бабочка погибнет, а если он скажет – мёртвая, я раскрою ладони и она улетит». Ученик пришёл к учителю и спросил: «Какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая?» Учитель был мудрым человеком и ответил «Всё в твоих руках...»
Всё в ваших руках – пойдёте дорогою добра или выберите плохой путь, только постоянная работа над собой поможет каждому из вас преодолеть личные плохие качества, приумножит ваши достоинства.
Вырастет тот волк, которого будете кормить.
Какой вывод вы сделали для себя после нашего занятия?
Звучит песня из кинофильма «Два капитана»
Наглядность
Дружба труд здоровье красота любовь уважение традиции понимание сотрудничество