kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

Конспект открытого урока на тему: "Уроки нравственности в новелле Проспера Мериме "Маттео Фальконе""

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок №

Тема : Уроки нравственности  в новелле Проспера Мериме «Маттео Фальконе»

Дата :

Цели : Работа над понятием «нравственность».

Разобраться в нравственном выборе героев.

Обсудить серьезные жизненные вопросы, постараться найти ответы на них.

Продолжать учиться понимать свой мир, поступки окружающих людей на примере новеллы «Маттео Фальконе».

Применить знания о художественных средствах к теме нашего урока.

Задачи :

Образовательные:

продолжение знакомства с творчеством писателя;

продолжение обучения анализу художественного текста

Развивающие:

развитие творческого мышления;

развитие умений сравнивать, обобщать, прослеживать чувства главного героя;

научить школьников понимать свой мир, поступки посредством художественного произведения;

постепенный переход от анализа к синтезу.

Воспитательные:

формирование нравственных качеств: доброты, отзывчивости, сострадания;

обсуждение сложных жизненных ситуаций

пробуждение способности к самооценке;

Общедидактические:

создать условия для осознания и осмысления блока новой информации.

Тип урока комбинированный.(Второй по данному произведению)

 На протяжении всего урока отработка понятий: героический характер, авторская позиция, сопоставление себя с героями.

Методы обучения:

частично-поисковый,

исследовательский,

словесный,

наглядный.

Средства обучения:

портрет П.Мериме,

выставка его книг,

художественный текст,

учебник,

иллюстрации к произведению,

презентация,

памятки.

Самое великое, самое божественное в человеке – способность жалеть и прощать.

Александр Дюма – сын

Береги платье снову, а честь смолоду.

Пословица

                                                                             ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Приветствие.

Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. Сегодня я предлагаю снова окунуться в интересный мир литературы: побеседовать, поразмышлять, почитать.

  1.  Актуализация имеющихся знаний.

Но сначала давайте вспомним, о чем и о ком мы начали беседу на прошлом уроке.

Я предлагаю провести взаимопроверку, для этого заполните карточки, вам понадобится не более 2 минут. Слайд №1.

Итак, обменяйтесь работами и вооружитесь красной пастой, смотрим на слайд. Я комментирую.

Что у нас получилось? Те кто выполнил работу без ошибок Молодцы. У вас на парте лежит звездочка,  приклейте себе на грудь. Те, кто не сумел на этом этапе, не расстраивайтесь, у вас будет возможность ее заработать.

3.Целеполагание.

Итак, мы говорим о зарубежной литературе, о французской, о Проспере Мериме. Слайд №2.

- Посмотрите на тему. Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня? Какие слова ключевые? (Будем говорить о нравственности, извлекать уроки для себя.)

─ В центре нашего внимания сегодня прочитанная дома новелла Проспера Мериме «Маттео Фальконе». –

Я предлагаю поработать с темой, вынесенной на доску

Откройте ваши тетради и запишите дату, классная работа, тему урока

Положите ваши ручки и посмотрите еще раз на доску. Итак, мы говорим о новелле, сюжет мы вспомнили. Расскажите о тех чувствах, которые вы испытали, когда читали новеллу.

 ─ Какие вопросы возникли у вас при чтении новеллы «Маттео Фальконе»? или:

─ На какие вопросы вы бы хотели получить ответы сегодня на уроке?

Почему Маттео Фальконе не пожалел сына, чем вызвана его жестокость?

Почему Фортунато поступил так?

Как Проспер Мериме относится к своим героям и их поступкам?

Какие уроки нравственности мы должны извлечь?

Так как вы думаете, что мы должны сделать на уроке ?

─ Попробуем объединить всё сказанное нами и сформулировать 2-3 главных вопроса, ответы на которые мы попытаемся найти сегодня.

─ Как мы будем искать ответы на свои вопросы?

( Анализировать прочитанную новеллу) : оценки

давать на основе текста новеллы и собственных рассуждений характеристику героям новеллы:

попытаемся объяснить причины поступков героев;

определим отношение к последствиям поступков героев;

выясним отношение автора к героям и их поступкам;

попытаемся понять, почему автор рассказал эту историю

3. Характеристика героев новеллы. (Работа в группах.)

Беседа.

-Что за жанр новелла? (1 ученик) Слайд №3.

- Нове́лла (итал. novella — новость) —повествовательный прозаический жанр, для которого характерныкраткость, острый сюжет, нейтральный стиль изложения, отсутствие психологизма, неожиданная развязка. 

 Пожалуйста, напомните сюжет новеллы ?

Но сначала скажите, что такое сюжет?(1 ученик) Слайд №3.

Сюжет - Совокупность действий, событий, в к-рых раскрывается основное содержание художественного произведения.

- Как мы и договаривались каждая группа будет говорить о своем герое.Слай №4.

Напоминаю, наше чтение и речь оценивает другая группа.

Составление кластера.

-Давайте составим кластер, в него внесем черты характера ваших героев.

Имя существительное. Работаем фломастерами, используем словари.

- Но позвольте и мне принять участие. Я считаю, что вашим героям присущи и такие качества, как жестокость и малодушие.

Работа со словарем.

 - Есть слова незнакомые?

-Малодушие. Заглянем в словарь. Запишем. Слайд №5.

4. Выступление групп. (Выявление причин малодушия Фортунатто и жестокости Маттео.)

Поразмышляйте, защитите своих героев.

─ Кто, по вашему мнению, виноват в том, что Фортунато выдал Джанетто?

─ Виноват ли Фортунато, что не смог выдержать искушения?

Вопрос сложный, не каждый взрослый ответит на него. Но мы постараемся. Не забудьте воспользоваться подсказками.

Карточки – подсказки.(1 группа – где и когда происходят  события)

                                           (2 группа - возраст)

5. Разминка. Опера Ж.Бизе «Кармен». Ария  тореадора (фрагмент).

У детей листы А4 красного цвета (мулета). Движения тореадора.

6.Анализ произведения.(Авторское отношение к событиям.)

Чтобы понять, послушаем историю создания.

(Индивидуальное сообщение)

─ Как автор относится к Маттео?

Прочитайте диалог родителей Фортунатто в конце новеллы.

─О чём последняя фраза Маттео?

(Трагедия отца: в сыновья надо взять зятя),

─ Стало ли ему легче от того, что он убил сына-предателя?

─ Счастлив ли он от того, что поступил в соответствии с законами маки?

─ Есть ли авторское сочувствие к герою? Почему?

(Жизнь Маттео была разрушена ещё до того, как он убил сына. Смысл жизни героя – честь рода. По мнению Маттео, честь человека, чистота души должны быть безупречными, без изъяна).

─ Мнение автора?

6. Творческая  работа.

Произведение реалистическое и, конечно, грустное. Я предлагаю взять на себя смелость и кульминационные моменты придумать свои.  Давайте исправим судьбу наших героев, хотя бы у нас на уроке.

Работа со словарем.

Что значит кульминационный момент ? Посмотрите в словарь. Слайд №6.

Так у нас какие это моменты ?

Правильно искушение Маттео и убийсто его.

 Постарайтесь сохранить манеру и стиль писателя

Чтение по ролям. Слайд №7

Послушаем, что у вас получилось

8. Рефлексия. Определение проблематики новеллы.

Нужен один совет : Подобрала пословицы, но не знаю, подходят ли они?

 Подходят. Почему?

А это и есть уроки, которые мы извлекли

Достигли ли мы целей которые поставили?

Ребята, вспомните, какие чувства вы испытывали, когда  только прочитали новеллу, а какие, когда написали свой вариант?

о смысле человеческой жизни;

о выборе в трудной ситуации;

о воспитании детей;

о любви родителей к детям

8. Оценивание.

─ Кому мы сегодня скажем спасибо в раскрытии тайн этой новеллы? (И в баллах тоже)

Мы сами.

─ Скажите спасибо друг другу. (Аплодисменты) и вручим друг другу значок. Прочтите, что на нем написано

Книгочей – любитель чтения. Слайд №8.

9. Домашнее задание.

1. Сочинение-рассуждение «Кто виноват в смерти Фортунатто?»

2. Исследовательская работа (в паре, по желанию). Найти аналогичный сюжет произведения в русской литературе.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока на тему: "Уроки нравственности в новелле Проспера Мериме "Маттео Фальконе""»

Урок №

Тема : Уроки нравственности в новелле Проспера Мериме «Маттео Фальконе»

Дата :

Цели : Работа над понятием «нравственность».

Разобраться в нравственном выборе героев.

Обсудить серьезные жизненные вопросы, постараться найти ответы на них.

Продолжать учиться понимать свой мир, поступки окружающих людей на примере новеллы «Маттео Фальконе».

Применить знания о художественных средствах к теме нашего урока.

Задачи :

Образовательные:

продолжение знакомства с творчеством писателя;

продолжение обучения анализу художественного текста

Развивающие:

развитие творческого мышления;

развитие умений сравнивать, обобщать, прослеживать чувства главного героя;

научить школьников понимать свой мир, поступки посредством художественного произведения;

постепенный переход от анализа к синтезу.

Воспитательные:

формирование нравственных качеств: доброты, отзывчивости, сострадания;

обсуждение сложных жизненных ситуаций

пробуждение способности к самооценке;

Общедидактические:

создать условия для осознания и осмысления блока новой информации.

Тип урока комбинированный.(Второй по данному произведению)

На протяжении всего урока отработка понятий: героический характер, авторская позиция, сопоставление себя с героями.

Методы обучения:

частично-поисковый,

исследовательский,

словесный,

наглядный.

Средства обучения:

портрет П.Мериме,

выставка его книг,

художественный текст,

учебник,

иллюстрации к произведению,

презентация,

памятки.

Самое великое , самое божественное в человеке – способность жалеть и прощать.

Александр Дюма – сын

Береги платье снову, а честь смолоду.

Пословица



ХОД УРОКА



  1. Организационный момент.

Приветствие.

Здравствуйте , ребята и уважаемые гости. Сегодня я предлагаю снова окунуться в интересный мир литературы: побеседовать, поразмышлять, почитать.

  1. Актуализация имеющихся знаний.

Но сначала давайте вспомним, о чем и о ком мы начали беседу на прошлом уроке.

Я предлагаю провести взаимопроверку, для этого заполните карточки, вам понадобится не более 2 минут. Слайд №1.

Итак, обменяйтесь работами и вооружитесь красной пастой, смотрим на слайд. Я комментирую.

Что у нас получилось? Те кто выполнил работу без ошибок Молодцы. У вас на парте лежит звездочка, приклейте себе на грудь. Те , кто не сумел на этом этапе, не расстраивайтесь, у вас будет возможность ее заработать.

3.Целеполагание.

Итак, мы говорим о зарубежной литературе, о французской, о Проспере Мериме. Слайд №2.

- Посмотрите на тему. Как вы думаете , о чем мы будем говорить сегодня? Какие слова ключевые? (Будем говорить о нравственности, извлекать уроки для себя.)

─ В центре нашего внимания сегодня прочитанная дома новелла Проспера Мериме «Маттео Фальконе». –

Я предлагаю поработать с темой , вынесенной на доску

Откройте ваши тетради и запишите дату, классная работа, тему урока

Положите ваши ручки и посмотрите еще раз на доску. Итак, мы говорим о новелле, сюжет мы вспомнили. Расскажите о тех чувствах, которые вы испытали, когда читали новеллу.

─ Какие вопросы возникли у вас при чтении новеллы «Маттео Фальконе»? или:

─ На какие вопросы вы бы хотели получить ответы сегодня на уроке?

Почему Маттео Фальконе не пожалел сына, чем вызвана его жестокость?

Почему Фортунато поступил так?

Как Проспер Мериме относится к своим героям и их поступкам?

Какие уроки нравственности мы должны извлечь?

Так как вы думаете, что мы должны сделать на уроке ?

─ Попробуем объединить всё сказанное нами и сформулировать 2-3 главных вопроса, ответы на которые мы попытаемся найти сегодня.

─ Как мы будем искать ответы на свои вопросы?

( Анализировать прочитанную новеллу) : оценки

давать на основе текста новеллы и собственных рассуждений характеристику героям новеллы:

попытаемся объяснить причины поступков героев;

определим отношение к последствиям поступков героев;

выясним отношение автора к героям и их поступкам;

попытаемся понять, почему автор рассказал эту историю

3. Характеристика героев новеллы. (Работа в группах.)

Беседа.

-Что за жанр новелла? (1 ученик) Слайд №3.

- Нове́лла (итал. novella — новость) —повествовательный прозаический жанр, для которого характерныкраткость, острый сюжет, нейтральный стиль изложения, отсутствие психологизма, неожиданная развязка

Пожалуйста, напомните сюжет новеллы ?

Но сначала скажите , что такое сюжет?(1 ученик) Слайд №3.

Сюжет - Совокупность действий, событий, в к-рых раскрывается основное содержание художественного произведения.

- Как мы и договаривались каждая группа будет говорить о своем герое.Слай №4.

Напоминаю, наше чтение и речь оценивает другая группа.

Составление кластера.

-Давайте составим кластер , в него внесем черты характера ваших героев.

Имя существительное. Работаем фломастерами, используем словари.

- Но позвольте и мне принять участие . Я считаю, что вашим героям присущи и такие качества, как жестокость и малодушие.

Работа со словарем.

- Есть слова незнакомые?

-Малодушие. Заглянем в словарь. Запишем. Слайд №5.

4. Выступление групп. (Выявление причин малодушия Фортунатто и жестокости Маттео.)

Поразмышляйте, защитите своих героев.

─ Кто, по вашему мнению, виноват в том, что Фортунато выдал Джанетто?

─ Виноват ли Фортунато, что не смог выдержать искушения?

Вопрос сложный , не каждый взрослый ответит на него. Но мы постараемся. Не забудьте воспользоваться подсказками.

Карточки – подсказки.(1 группа – где и когда происходят события)

(2 группа - возраст)

5. Разминка. Опера Ж.Бизе «Кармен». Ария тореадора (фрагмент).

У детей листы А4 красного цвета (мулета) . Движения тореадора.

6.Анализ произведения.(Авторское отношение к событиям.)

Чтобы понять , послушаем историю создания.

(Индивидуальное сообщение)

─ Как автор относится к Маттео?

Прочитайте диалог родителей Фортунатто в конце новеллы.

─О чём последняя фраза Маттео?

(Трагедия отца: в сыновья надо взять зятя),

─ Стало ли ему легче от того, что он убил сына-предателя?

─ Счастлив ли он от того, что поступил в соответствии с законами маки?

─ Есть ли авторское сочувствие к герою? Почему?

(Жизнь Маттео была разрушена ещё до того, как он убил сына. Смысл жизни героя – честь рода. По мнению Маттео, честь человека, чистота души должны быть безупречными, без изъяна).

─ Мнение автора?

6. Творческая работа.

Произведение реалистическое и , конечно, грустное. Я предлагаю взять на себя смелость и кульминационные моменты придумать свои. Давайте исправим судьбу наших героев, хотя бы у нас на уроке.

Работа со словарем.

Что значит кульминационный момент ? Посмотрите в словарь. Слайд №6.

Так у нас какие это моменты ?

Правильно искушение Маттео и убийсто его.

Постарайтесь сохранить манеру и стиль писателя

Чтение по ролям. Слайд №7

Послушаем, что у вас получилось

8. Рефлексия. Определение проблематики новеллы.

Нужен один совет : Подобрала пословицы, но не знаю, подходят ли они?

Подходят. Почему?

А это и есть уроки , которые мы извлекли

Достигли ли мы целей которые поставили?

Ребята, вспомните, какие чувства вы испытывали, когда только прочитали новеллу, а какие , когда написали свой вариант?

о смысле человеческой жизни;

о выборе в трудной ситуации;

о воспитании детей;

о любви родителей к детям

8. Оценивание.

─ Кому мы сегодня скажем спасибо в раскрытии тайн этой новеллы? (И в баллах тоже)

Мы сами.

─ Скажите спасибо друг другу. (Аплодисменты) и вручим друг другу значок. Прочтите , что на нем написано

Книгочей – любитель чтения. Слайд №8.

9. Домашнее задание.

1. Сочинение-рассуждение «Кто виноват в смерти Фортунатто?»

2. Исследовательская работа (в паре, по желанию). Найти аналогичный сюжет произведения в русской литературе.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Танатарова Ася Кайрулловна

Дата: 18.01.2019

Номер свидетельства: 496051

Личный сайт учителя и сертификат бесплатно!!!
Получите в подарок сайт учителя


ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства