kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока «Нравственные проблемы в рассказе Владимира Крупина «Мария Сергеевна»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока

Ф.И.О. Лахман Ольга Викторовна

Предмет: Литература

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.

Вид урока: теоретический

Тема:

 Нравственные проблемы в рассказе В.Крупина «Мария Сергеевна».

Образовательные цели:

- способствовать глубокому осмыслению, критическому осмыслению и запоминанию материала.

- познакомить учащихся с творчеством В. Крупина, используя средства ИКТ.

- через организацию деятельности учащихся по выявлению художественного своеобразия рассказа В.Крупина «Марья Сергеевна» включить их в поиск собственного смысла приобретаемых знаний посредством переживания с опорой на личностный опыт.

Развивающие цели:

- развивать навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой; умение сравнивать, анализировать и обобщать;

- формировать исследовательскую компетентность, навыки использования информационных технологий;

- продолжить формирование познавательного интереса учащихся

- содействовать развитию навыка владения культурными нормами, традициями русской речи;

Воспитательные цели:

- воспитывать навыки адекватной самооценки работы по заранее оговоренным условиям;

- формировать волевые качества личности учащихся: терпеливость, выносливость, доведение работы до конца

- способствовать формированию читательской культуры.

- побуждать к проявлению личностного отношения к творчеству В. Крупина, сказавшему свое слово в современной литературе.

- помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Тип урока:

Семинар

Основные термины и понятия:

нравственность, проблема

Формируемые компетенции:

ценностно-смысловые:

(- способность к собственной интерпретации изученных литературных произведений;

- понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

- применение духовно – нравственного опыта в жизненных ситуациях;)

учебно - познавательные:

(-  планирование, анализ, рефлексия;

 -понимание проблемы и выдвижение гипотезы; структурирование материала, выделение причинно – следственных связей в устных и письменных высказываниях.)

- Общекультурные компетенции.

Межпредметные связи: 

Литература, ИКТ, культура речи, обществознание.

Формы урока

Ф, П, Г

Применяемые технологии

ИКТ, личностно-ориентированная технология, элементы проблемного обучения

Познавательные УУД: 

Участвуют в создании способов решения проблем творческого и поискового характера; осуществляют поиск и выделение необходимой информации; применяют методы расширенного информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; учатся строить четко сформулированное логическое рассуждение;

Коммуникативные УУД: 

Осуществляют планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определяют цели, функции, степень участия и способы взаимодействия; осуществляют инициативное сотрудничество в поиске, отборе, сохранении и представлении информации; приобретают умения учитывать позицию собеседника, адекватно воспринимать и передавать информацию; учатся формулировать собственное мнение и позицию; учатся учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной

Регулятивные УУД:

Определяют и формулируют цель деятельности на каждом этапе работы; в диалоге с учителем учатся вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев: активно используют критерии оценки и самооценки; учатся оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности, оценивают их влияние на настроение человека

Личностные УУД:

Знают моральные нормы, учатся соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами; учатся выделять нравственный аспект поведения и ориентацию в межличностных отношениях; учатся устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; формируют внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к образовательному процессу, выраженному в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН:

ЗНАТЬ:

-факты биографии В.Крупина

- основные нравственные проблемы поднимаемые в современном обществе.

- основные термины урока: нравственность, проблема

УМЕТЬ:

- анализировать, интерпретировать стихотворения

- выявлять авторскую позицию

- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному

- соотносить изученные произведения с общественно-культурной жизни страны через сравнение с произведениями других видов искусств.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока «Нравственные проблемы в рассказе Владимира Крупина «Мария Сергеевна»»


Технологическая карта урока

Ф.И.О. Лахман Ольга Викторовна

Предмет: Литература

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.

Вид урока: теоретический





Тема:

Нравственные проблемы в рассказе В.Крупина «Мария Сергеевна».



Образовательные цели:

- способствовать глубокому осмыслению, критическому осмыслению и запоминанию материала.

- познакомить учащихся с творчеством В. Крупина, используя средства ИКТ.

- через организацию деятельности учащихся по выявлению художественного своеобразия рассказа В.Крупина «Марья Сергеевна» включить их в поиск собственного смысла приобретаемых знаний посредством переживания с опорой на личностный опыт.


Развивающие цели:

- развивать навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой; умение сравнивать, анализировать и обобщать;


- формировать исследовательскую компетентность, навыки использования информационных технологий;


- продолжить формирование познавательного интереса учащихся


- содействовать развитию навыка владения культурными нормами, традициями русской речи;


Воспитательные цели:

- воспитывать навыки адекватной самооценки работы по заранее оговоренным условиям;


- формировать волевые качества личности учащихся: терпеливость, выносливость, доведение работы до конца

- способствовать формированию читательской культуры.

- побуждать к проявлению личностного отношения к творчеству В. Крупина, сказавшему свое слово в современной литературе.

- помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Тип урока:

Семинар

Основные термины и понятия:

нравственность, проблема

Формируемые компетенции:

ценностно-смысловые:

(- способность к собственной интерпретации изученных литературных произведений;

- понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

- применение духовно – нравственного опыта в жизненных ситуациях;)

учебно - познавательные:

(- планирование, анализ, рефлексия;

-понимание проблемы и выдвижение гипотезы; структурирование материала, выделение причинно – следственных связей в устных и письменных высказываниях.)

- Общекультурные компетенции.

Межпредметные связи:

Литература, ИКТ, культура речи, обществознание.

Формы урока

Ф, П, Г

Применяемые технологии

ИКТ, личностно-ориентированная технология, элементы проблемного обучения

Познавательные УУД:

Участвуют в создании способов решения проблем творческого и поискового характера; осуществляют поиск и выделение необходимой информации; применяют методы расширенного информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; учатся строить четко сформулированное логическое рассуждение;

Коммуникативные УУД:

Осуществляют планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определяют цели, функции, степень участия и способы взаимодействия; осуществляют инициативное сотрудничество в поиске, отборе, сохранении и представлении информации; приобретают умения учитывать позицию собеседника, адекватно воспринимать и передавать информацию; учатся формулировать собственное мнение и позицию; учатся учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной

Регулятивные УУД:

Определяют и формулируют цель деятельности на каждом этапе работы; в диалоге с учителем учатся вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев: активно используют критерии оценки и самооценки; учатся оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности, оценивают их влияние на настроение человека

Личностные УУД:

Знают моральные нормы, учатся соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами; учатся выделять нравственный аспект поведения и ориентацию в межличностных отношениях; учатся устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; формируют внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к образовательному процессу, выраженному в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН:

ЗНАТЬ:

-факты биографии В.Крупина

- основные нравственные проблемы поднимаемые в современном обществе.

- основные термины урока: нравственность, проблема




УМЕТЬ:

- анализировать, интерпретировать стихотворения

- выявлять авторскую позицию

- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному

- соотносить изученные произведения с общественно-культурной жизни страны через сравнение с произведениями других видов искусств.

Структура урока.

Этап урока

Форма/приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ресурс

I

Подготовительный

Индивидуальная работа с источниками информации. Составление тезисов выступлений

Определяет тему семинара.


Подбирает основных действующих лиц.


Знакомит каждого участника с функциями, формами и методами отчета на семинаре, критериями оценивания.


Составляет список вопросов и заданий к семинару. Фиксирует их в специальной таблице.


Проводит индивидуальные и групповые консультации.


Привлекает учащихся к подготовке и подбору оборудования и наглядных пособий

Обсуждают предложенную тему семинара. Вместе с учителем намечают и обсуждают план подготовки. Изучают рекомендованную литературу, дополнительный материал, интернет-ресурсы

Научно-популярная и учебная литература, ЭОР, ЦОР

II

Организационный


Коллективная/монолог

Проверяет готовность класса к уроку. Проверяет присутствие и готовность действующих лиц

Ученики готовятся к работе: организуют рабочее место


III

Введение в занятие

Коллективная/монолог

Озвучивает тему семинара. Настраивает класс на продуктивную деятельность Слово учителя. (слайд 1)

«Лишь слову жизнь дана»,-эти слова принадлежат известному русскому писателю Ивану Алексеевичу Бунину. И действительно, мы, как читатели, на уроках литературы слышим голоса Пушкина, и Достоевского, Некрасова и Чернышевского, Толстого и Чехова… Это классика. А сегодняшний наш семинар, как и неделя словесности, посвящен современной русской литературе. О чем же говорят современные русские писатели? Как и классики, они ставят в своем «Слове» «вечные» вопросы и проблемы:

-для чего человек живет;

-что такое правда и ложь, добро и зло;

-кому на Руси жить хорошо;

-кто виноват и что делать;

-как остаться человеком, сохранить в себе человеческие качества.

А это прежде всего нравственные проблемы. (слайд 2, 3)


К сегодняшнему уроку я предложила рассказ известного писателя Владимира Крупина «Мария Сергеевна», который был напечатан в журнале «Наш современник» в 2001 году. Вместе с вами мы поставили перед собой следующие задачи:

-быть внимательными читателями;

- определить, какие нравственные проблемы автор выносит на суд читателя и почему именно они его тревожат.


Давайте послушаем, что говорит о Слове Крупина его друг Валентин Распутин. (слайд 5)


А какой же Крупин человек?

(слайд 6-7)






















































Ученики выступают с МИНИ-сообщениями о В.Распутине и Творчестве В Крупина .

Сообщение №1

Проза Крупина – это нечто особенное в нашей литературе. Нечто выдающееся и на удивление простое. Впечатление такое, что письмо дается ему легко, на самом деле достигается непросто, в тех же мучительных поисках, как и для всякого писателя,

относящегося к слову с уважением.

В художественной литературе очень важно, чтобы слово было радостно. Опытный читатель всегда видит эту радость от точного употребления и желанной работы.

Так оно у Крупина есть.


Сообщение №2

Владимир Николаевич Крупин родился в солнечной воскресный день первой военной осени – 7 сентября 1941 года в селе Кильмезь, недалеко от города Вятки. Он стал третьим ребенком в семье работника лесхоза Николая Яковлевича и Варвары Семеновны Крупиных.

Детство прошло в голодные годы войны и тяжелое послевоенное время. Отец был немногословен, трудолюбив, первым брался за любую работу, поэтому и сын после окончания школы трудился в качестве слесаря, грузчика, служил в армии.

После армии поступил в педагогический институт на факультет русского языка и литературы. Работал в районной газете, на центральном телевидении, в различных издательствах, преподавал в школе. Был секретарем правления Московского отделения Союза писателей Российской Федерации, членом редколлегии журнала «Новый мир». В 90-ые годы был редактором журнала «Москва». Семь лет преподавал в Московской духовной семинарии православную педагогику.

Сейчас преподает древнерусскую литературу в Академии живописи в Москве. Написал более 30-ти книг, многие из которых обретают свое место в школьной программе.

Слайды № 1-7

IV

Центральный этап

Коллективная/обмен информацией между участниками

Координирует ход процесса, наблюдает за поведением участников, побуждает к высказыванию своего мнения



Аналитические вопросы:


Где происходит действие, только ли в Москве происходят такие события?


Прочитайте выражения в которых дается описание московских мостовых, что изменило их вид.

Случайно ли даются две совершенно противоположные картины.


Как вы относитесь к людям которые роются в мусорных баках? Как это изобразил Крупин?


Где же старуха искала себе еду. Случайно ли автор выбрал это место?


А почему не шла к метро, там ведь подают хорошо?


Если оставались деньги, то она ехала в трамвае №6, почему?

А вечером она шла в кочегарку к Николаю. Кто такой Николай?


Почему он пьет?


Что ему не нравится у американцев?


Как он называет главную героиню?


Можно ли назвать его пропащим?


Как нас знакомит автор с супругами Кожемякиными?


Охарактеризуйте Лору и Сергея Николаевича.


Почему Сергей Николаевич захотел помочь нашей героине?


Почему главная героиня, которая никого и никогда не просила, обратилась к Сергею Николаевичу с просьбой, практически с заветной мечтой: вымыться?


Как ведет себя героиня, оказавшись в доме?


Как ведет себя Сергей Николаевич?


Почему уходя она посмотрела в окно, что она там увидела?


Когда она уходила, она обернулась и снова посмотрела в окно. Почему?


Какие чувства наполняют сердце Сергея Николаевича после ухода главной героини?


Почему Сергей Николаевич всегда вспоминал ее, когда шел снег?

В групповой,фронтальной и индивидуальной работе участвуют в аналитической работе с текстом ,высказывают свои точки зрения,опираясь на художественный текст,уточняют непонятные и спорные моменты


Слайды № 8-19

V

Обсуждение итогов

Коллективная/фронтальное обсуждение

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке


Вопросы для обобщения:


Какие проблемы поставлены автором в рассказе «Мария Сергеевна»?


Какую из названных проблем можно назвать основной?


Кто из героев рассказа является носителем этой нравственной ценности: чувства совести?


Кто из героев наиболее значим для автора для решения этой проблемы?


Почему же тогда слова «бездомная старуха» повторяются в тексте 46 раз?


А где же проявляется авторская позиция?


Случайно ли главная героиня бывшая учительница?


Встречались ли вы с подобными героинями в других произведениях?


Кто виноват?


Что делать?

Смотри слова Крупина на доске + высказывание Л.Н.Толстого

Участвуют в итоговой беседе, высказывают свою собственную точку зрения и формируют позицию к заданной автором проблеме и предлагают пути её решения.

Слайды № 20-21

VI

Рефлексия

Индивидуальная/ оценивание в таблице-шаблоне

Благодарит участников семинара за активную и плодотворную работу, отмечает успешность овладения содержанием урока


Оценивают эффективность своей деятельности на уроке, анализируют возникшие трудности и способы их преодоления. Заполняют таблицу- опросник для групповой рефлексии


Таблица-шаблон и опросник









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Лахман Ольга Викторовна

Дата: 17.04.2016

Номер свидетельства: 319707

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Технологическая карта урока «Нравственные проблемы? в рассказе Владимира Крупина ?«Мария Сергеевна»"
    ["seo_title"] => string(120) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-nravstviennyie-probliemydwaeg-v-rasskazie-vladimira-krupina-dwaeg-mariia-sierghieievna"
    ["file_id"] => string(6) "319706"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1460921785"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства