учить понимать содержание и смысл текста, отвечать на вопросы по содержанию, высказывать свои суждения о прочитанном;
развивать речь учащихся, обогащать словарный запас, познавательные и творческие способности учащихся;
воспитывать нравственные качества учащихся.
Ход урока:
Организационный момент
Речевая разминка.
- Прочитайте пословицы:
Без друга в жизни туго.
Старый друг лучше новых двух
Верному другу цены нет.
Друга на деньги не купишь.
-О чём они?
- У каждого человека должен быть друг. Ребята, скажите кого можно назвать другом?
- Как бы вы поступили, если друг вас предал?
-Почему этот урок мы начали с чтения пословиц о дружбе?
Сообщение целей урока
Сегодня на уроке мы будем говорить о дружбе. Прочитайте стихотворение
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Всё равно его не брошу,
Потому что он хороший.
- О каком мишке идёт речь? (об игрушечном)
- Почему у мишки оторвана лапа? Как обращалась хозяйка с игрушечным мишкой?
- У кого дома есть старые игрушки? Как вы к ним относитесь?
Сегодня мы познакомимся с одним мальчиком и узнаем о том, какая у него была любимая игрушка. А расскажет нам о нём замечательный детский писатель Виктор Драгунский.
Работа по теме урока
Вступительное слово учителя.
-Какие рассказы написал В. Драгунский?
- О ком его произведения?
- Кто является главным героем его рассказов?
Драгунский родился в ноябре 1913г., прожил 58 лет, всего 12 лет работал в детской литературе, но остался в нашей памяти её классиком. Он родился за океаном, в Америке, но детство прошло в белорусском городе Гомеле. Виктор Юзефович – детский писатель. Он часто выступал по радио со своими рассказами, нередко бывал в школах, детских домах, интернатах, библиотеках. Драгунский часто получал письма и всегда старался ответить. Он учил детей быть добрыми, учил помогать друг другу, различать хорошее от плохого. Его рассказы читали ваши родители, думаю, они очень интересны и вам.
Чтение рассказа с комментированием.
Чтение по логически законченным частям, комментирование содержания, попутная словарная работа.(Работа со словарной статьей. Лексическое значение слова груша)
Физминутка «МЕДВЕЖОНОК»
Медвежонок, медвежонок, своей лапкой помаши, (Машите рукой)
Медвежонок, медвежонок, лапкой ушко почеши. (Дотрагиваетесь до уха)
А потом на барабане, медвежонок, поиграй. (Стучите по ногам)
Медвежонок, медвежонок, доброй ночи, засыпай!
(Кладёте голову на руки и закрываете глаза)
Беседа по прочитанному.
-Сколько лет было Дениске, как вы думаете?
-О чём не знал Дениска в этом возрасте?
-Как относился он ко всем окружающим его людям и их работе?
-Кем хотелось стать Дениске?
-Почему он так часто менял он свои будущие профессии?
-Как вы думаете, зачем понадобилось Дениске обыкновенная кожаная боксёрская груша?
-Почему папа так отнесся к просьбе сына?
-Как мама отнеслась к просьбе сына?
-Почему Дениска назвал содержимое корзины игрушечным утилём?
-Что нашла мама среди старых игрушек?
-Почему мама решила, что именно этот мишка может заменить Дениске боксёрскую грушу?
-Как отнесся Дениска к маминому предложению?
-О чём думал Дениска, глядя на сидящего перед ним мишку?
-Какие чувства вызывали эти воспоминания?
-Как называет Дениска мишку? Почему для Дениски мишка – «бывший, самый лучший друг, настоящий друг детства»?
-Почему мальчик заплакал?
Беседа о жанре. Составление плана
-Обратимся к тексту произведения ещё раз.
-Как вы думаете, можно ли назвать это произведение сказкой?
-К какому виду относится это литературное произведение?
-Из скольких частей состоит рассказ? Поделим рассказ на части, озаглавим их. (работа в парах)
2 Мама достала старого плюшевого мишку.
1 Дениска попросил папу купить боксёрскую грушу.
3 Дениска вспомнил своё детство.
4 Мальчик никогда не будет боксёром.
Исследование «Как детские воспоминания повлияли на планы мальчика»
- Прочитайте отрывок из текста на карточке. О чём этот отрывок?
- Подчеркните глаголы, рассказывающие о том, как относился Дениска к свой игрушке.
В каком времени употреблены глаголы? Почему?
Найдите предложение, передающее чувства мальчика к мишке.
- Какие слова помогают нам точнее понять его чувства?
- Прочитайте последнее предложение. Как вы его понимаете?
- Почему мишке «смеётся»?
- Почему Дениска «раздумал быть боксёром»?
Итог урока.
-Изменилось ли ваше отношение к мальчику в конце рассказа?
-Как бы вы отнеслись к Дениске, если бы он всё же сделал мишку боксёрской грушей, предметом для отработки силы удара?
- Останется ли в вашей памяти этот рассказ? Почему?
- Вырастет ли Дениска настоящим другом?
Домашнее задание.
Перечитать рассказ В. Драгунского «Друг детства».
Нарисовать мишку, каким вы его представляете по описанию В. Драгунского
Написать небольшой рассказ о любимой игрушке.
есть кто-нибудь? - Каким переживанием делится с нами художник?