урок литературного чтения "В.Драгунский "Друг детства", С. Михалков "Как познаются друзья"
Урок литературного чтения "В.Драгунский "Друг детства", С. Михалков "Как познаются друзья"
Коробкова Н.С.
Урок литературного чтения
Тема урокаВ. Драгунский «Друг детства», С. Михалков «Как познаются друзья?»
Цели: продолжить знакомство с рассказом «Друг детства» В. Драгунского, познакомить со стихотворением С. Михалкова «Как познаются друзья?», активизировать “вдумчивое чтение”, т.е. умение думать над произведением до чтения, во время и после чтения.
Развивать память, внимательность, коммуникативные навыки через работу в группе, в паре и самооценку своей деятельности.
Воспитательные: формировать у детей положительные качества личности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«урок литературного чтения "В.Драгунский "Друг детства", С. Михалков "Как познаются друзья" »
ПРОВЕЛА УРОК УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ кгуош №69
Коробкова н.с.
Урок литературного чтения
Тема урокаВ. Драгунский «Друг детства», С. Михалков «Как познаются друзья?»
Цели: продолжить знакомство с рассказом «Друг детства» В. Драгунского, познакомить со стихотворением С. Михалкова «Как познаются друзья?», активизировать “вдумчивое чтение”, т.е. умение думать над произведением до чтения, во время и после чтения.
Развивать память, внимательность, коммуникативные навыки через работу в группе, в паре и самооценку своей деятельности.
Воспитательные: формировать у детей положительные качества личности.
Ход урока
Орг. момент. Мотивация.
Вот опять звенит звонок
Начинается урок
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «Пять»
Вступительное слово учителя.
— Ребята, прежде чем сесть, давайте поиграем. Запоминайте слова и повторяйте движения:
В нашем классе все друзья:
Я, ты, он, она.
Улыбнитесь тем, кто слева,
Улыбнитесь тем, кто справа.
Вместе мы одна семья.
В нашем классе все друзья:
Я, ты, он, она.
Подмигните тем, кто слева,
Помашите тем, кто справа.
Вместе мы одна семья.
– Садитесь.
- Я вижу, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что вы сохраните его на протяжении всего урока.
— Как можно назвать эти слова одним словом? (ИГРУШКИ).
— Прочитайте названия своих любимых игрушек.
— А с какой целью мы читали эти слова? (Мы дома выразительно читали Рассказ Ю. Драгунского «Друг детства» , он об игрушке
- У художницы Татьяны Гладковой есть картина, которая так и называется «Друг детства». Рассмотрим её.
- Что вы можете сказать о мальчике и его плюшевом медведе?
(Он улыбается, он очень рад, общение с медведем доставляет ему удовольствие, глаза его светятся.)
Итак, может ли картина Татьяны Гладковой «Друг детства» явиться иллюстрацией к рассказу?
(Нет, не может, потому что: 1) Мишка в рассказе уже старый, потёртый, с пришитой пуговицей вместо одного глаза, а на картине он новый; 2) на картине мальчик улыбается, он радостный, а в конце рассказа Виктора Драгунского он грустный, чуть не плачет.)
Творческое домашнее задание — нарисовать свою любимую игрушку (по желанию)
— Я рада, что многие из вас выполнили и творческое задание –нарисовали свою любимую игрушку. (Показать их на доске)– Это любимая игрушка ….
2. Проверка домашнего задания.(СЛАЙД-)
Кто написал рассказ? Что вы знаете о Драгунском?( слайды)
Сообщение: — Виктор Юзефович Драгунский родился в Белоруссии в городе Гомеле. В детстве он был заводилой во всех играх, товарищи уважали его. В. Драгунский очень любил театр, цирк, сам писал пьесы. Писателю было почти 50 лет, когда стали выходить его книжки для детей. В книгах Драгунского есть герой, который переходит из одной книжки в другую, – мальчик Дениска (сын писателя). Виктор Драгунский посвятил своему сыну около 80-десяти рассказов, которые вошли в сборник под названием «Денискины рассказы».
А сейчас мы посмотрим. Как внимательно вы читали текст дома.
О чем мечтал мальчик? Что попросил мальчик у папы?( ГРУШу. ) Слайд
- Какое значение может иметь это слово?(Груша – фрукт, груша – спортивный снаряд.)
Что ответил папа? «Перебейся как-нибудь без груши…»
- Как отреагировал мальчик на такой ответ отца? (А я на него обиделся, за то, что он мне так со смехом отказал.)
- Что придумала мама? Зачитайте.
(Со слов: «Стой-ка я кажется что-то придумала... до слов «Чем не груша! Ещё лучше!)
- Зачитайте, какие воспоминания нахлынули на мальчика.
(И я вот так посмотрел на него до слов, а я хочу тренировать об него силу удара ).
Почему мальчик не стал тренироваться?
III. Совместное открытие знаний.
1) Работа с текстом.
а) Работа с названием произведения.
- Как называется рассказ?(«Друг детства»)
(СЛАЙД-, на котором написано В. Драгунский «Друг детства»)
Почему он так называется (СЛАЙД-)
— Какими качествами характера должен обладать друг? (Терпеливый, внимательный, отзывчивый, верный, надёжный, заботливый,
(СЛАЙД– читаем хором)
г) Работа с ключевыми словами.
— А сейчас прочитаем ключевые слова текста:
боксёрская груша
плюшевый мишка
не буду боксёром
- «Ключевые»- значит главные, основные, имеющие наибольшее значение для понимания текста.
д) Чтение текста
— Чтобы понять главную мысль автора, как надо читать? (Надо читать вдумчиво)
— Мы учимся с вами вести диалог с автором.Хорошее чтение поможет нам понять текст, а для этого мы потренируемсяв чтении трудных слов:
(ЧИТАЮТ ВНАЧАЛЕ ПРО СЕБЯ, ПОТОМ ЧИТАЕМ ХОРОМ)
ХОЧУ ТРЕНИРОВАТЬСЯ
ПЕРЕБЕЙСЯ КАК НИБУДЬ обойтись некоторое время.
ЗДОРОВУЩИЙ ПЛЮШЕВЫЙ МИШКА
ПЛЮШЕВЫЙ сделанный, сшитый из плюша, обтянутый, обитый плюшем.
Плюш– шерстяная или шелковая ткань с длинным ворсом. (СЛАЙД- плюшевый мишка)
- Какие словосочетания у вас вызывают вопросы? — Что оно означает?
а) Чтение текста по смысловым частям.
- А кто является главным героем? (Дениска)
- Кем хотелось ему стать?
— А кто-нибудь из вас мечтал стать боксером?
— Ребята, все встали, представили, что мы маленькие боксёры.
Физминутка
Быть боксёром хорошо (движения боксёра)
А штангистом лучше,
В волейбол играть легко,
Но учиться нужно.
Спинку прямо ты держи,
Руки вверх всегда тяни.
- Что нужно купить, чтобы начать заниматься боксом? (Боксёрскую грушу, перчатки, спортивную форму и обувь)(СЛАЙД-с изображением боксёра)
— О чём попросил Дениска папу?
- Почему мама решила, что именно этот мишка может заменить Дениске боксерскую грушу? (Потому что он хороший, отличный, тугой, живот какой толстый, ишь как выкатил)
- Мама помогла сыну?
- Как же Дениска отнёсся к маминому предложению, давайте прочитаем.
Он обрадовался)
Мальчику мишка понадобился для Тренировки и развития силы удара.
- Но почему же Дениска не поступил с мишкой так, как советовала ему мама.
- Что чувствовал Дениска, глядя на своего мишку?
v Работа в тетради. Делают индивидуально, сверяют в парах.
– В тетрадях на странице выберите и подчеркните наиболее точное слово, что почувствовал мальчик к своей игрушке? — Сверьте в парах.
— Итак, проверяем. Что почувствовал мальчик к своей старой игрушке?(СЛАЙД-)
— Поднимите руки, кто правильно выполнил это задание без ошибок? Молодцы!
- Найдите подтверждение этим словам в учебнике
(В случае затруднения) – Это предложение отмечено «˅»
(СЛАЙД-)«Я его любил тогда»
«Любил всейдушой»
«Яза него тогда жизнь бы отдал»
- Как называет Дениска мишку? (Самым лучшим другом)
— В начале 2-й части мы видели радость Дениски, а каким стало его настроение сейчас? (Печальным, грустным)
- У мальчика поменялось настроение, мама это заметила и забеспокоилась. — Прочитайте разговор мамы и Дениски самостоятельно жужжащим чтением и ответьте «Что Дениска сказал маме? Какое решение принял?»
- Почему Дениска «раздумал быть боксером»?
- Ответить на этот вопрос вам поможет работа в группах.
3) Работа с текстом после чтения.
а) Работа по группам..
1-ягруппа ответит на вопрос: Кто такой настоящий друг?
КАРТОЧКА 1
— Зачеркните слова, которые не подходят.
НАСТОЯЩИЙ ДРУГ — …
Ø ДОБРЫЙ
Ø ВНИМАТЕЛЬНЫЙ
Ø ВРЕДНЫЙ
Ø ВЕРНЫЙ
Ø НАДЁЖНЫЙ
Ø ГРУБЫЙ
Ø ЗАБОТЛИВЫЙ
2-ягруппа подчеркнёт слова, которые наиболее точно говорят о мальчике Дениске.
КАРТОЧКА 2
— Подчеркните слова, которые наиболее точно говорят о мальчике.
Дениска -
сердечный
добрый
грубый
верный
жадный
злой
внимательны
отзывчивый
вежливый
3-ягруппа расскажет, о чём это произведение.
КАРТОЧКА 3
— Как вы поняли, о чём это произведение? Обведи наиболее точный ответ.
А) О мишке.
Б) О настоящей дружбе.
В) О помощи мамы.
б) Проверка выполнения заданий в группах.
— 1-я группа, какие слова вы подчеркнули? (Настоящий друг – добрый, внимательный, верный, надёжный, заботливый)
- Согласны ли вы с ответом 1-й группы?
Похвалить за дружную работу.
— 2-ягруппа, какие слова наиболее точно говорят о мальчике Дениске? (Дениска– добрый, верный, внимательный, эмоциональный.)
- А Дениса можем назвать настоящим другом?
— А какими качествами должен обладать настоящий друг?
— Обладает этими качествами Денис?
- Согласны ли вы с ответом 2-й группы?
Похвалить за дружную работу.
— 3-ягруппа, о чём это произведение? (О настоящей дружбе)
- Согласны ли вы с ответом 3-й группы?
Похвалить за дружную работу.
- Мы познакомились с произведением В. Драгунского. Что хотел донести до нас автор?(Не только человек может быть другом, но и игрушки)
А сейчас мы познакомимся со сказкой. Которую написал Сергей Михалков. А кто это- Сергей Михалков? прочитаем сказку с. Михалкова «Как познаются друзья».
Назови персонажей басни.
Куда направились друзья?
С какой трудностью встретились друзья на своём пути?
Кто кому предложил первым пройти через мостик? Что сказала Лиса?
Кто первым увидел, что Бобёр попал в беду?
Что сделал Кабан?
Откуда послышался голос Бобра? Какой голос был у него?
Кто предложил пойти дальше и каким голосом?
Как ответил Бобёр?
Почему Бобёр не хотел идти дальше с Лисой и Кабаном?
Чему учит сказка? Похожи ли произведения? Чем?
Собери пословицу (на листочках у каждого ребенка)
Крепкую дружбу и что земля без воды
С хорошим другом горы свернешь, а человек – друзьями.
Человек без друга, лучше новых двух.
Дерево держится корнями, топором не разрубишь.
Верному другу с плохим – горя хлебнешь.
Старый друг цены нет.
-Проверить.
IV.Итог урока.
— С каким произведением мы познакомились сегодня на уроке?( - Чему учит эта сказка?
V. Оценивание работы детей на уроке.— Мы ответили с вами на все вопросы урока. И это стало возможным благодаря вашей активности, внимательности, желанию помочь друг другу. Сегодня вы слушали и слышали друг друга. И меня это очень радует.
VI. Домашнее задание.— Дома вы еще раз внимательно прочитаете сказку.. И выберите для себя любое творческое задание: 1) готовиться читать сказку по ролям 2) можно подобрать пословицы о дружбе.
VII. Рефлексия.
— Давайте на память и в знак благодарности зато, что мишка помог понять, что такое дружба подарим ему воздушные шарики. Те ребята, кому было всё понятно, интересно на уроке прикрепят к мишке зелёный шарик, а те ребята, у кого на уроке были небольшие трудности, но им их помогли решить товарищи, прикрепят к мишке красный шарик.
- Ребята, у кого есть такой же верный друг?
– Дружбой нужно дорожить. Настоящий друг не бросит в беде, поддержит добрым словом, утешит. Ребята, в заключение урока, давайте вместе споём песню «Настоящий друг». (Клип на песню«Настоящий друг» — фото детей с их игрушками)