Просмотр содержимого документа
«Урок на тему "Общечеловеческие ценности"»
Дата: 22.01.2018
Урок: внеурочная деятельность жизнетворчество
Цель: продолжать знакомить обучающихся с общечеловеческими ценностями,
способствовать формированию лучших нравственных качеств, воспитывать уважительное отношение друг к другу, терпимость к себе и другим.
Форма занятия: работа в группах по 4-5 человек.
Пособия: карточки с заданиями, фломастеры, цветные карандаши, лист бумаги.
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой. Мотивация к деятельности.
- Добрый день!
Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. (КОПИ КЛЭП)-сигнал.
II. Что является ценностью для вас? (…)
Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности.
(Слайд 1)
«Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость». (Д.С. Лихачей)
Послушайте притчу и ответьте на вопросы.
Человеческие ценности
У одного крестьянина был сын, который стал плохо себя вести. Испытав все способы влияния, отец придумал следующее: он вкопал против дома столб и после каждого проступка сына вбивал гвоздь в этот столб.
Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места -весь он был утыкан гвоздями. Эта картина так поразила воображение мальчика, что он начал исправляться. Тогда за каждый его поступок отец стал вытаскивать по одному гвоздю. И вот наступил день, когда последний гвоздь был вытащен, но на мальчика это произвело совсем неожиданное впечатление: он горько заплакал.
-Что ты плачешь? - спросил его отец. - Ведь гвоздей больше нет?
Гвоздей-то нет, а дырки остались, - ответил сын.
(Слайд 2) Вопросы:
Хороший ли способ воспитания выбрал отец мальчика?
Какой способ убеждения используют ваши родители?
Почему заплакал мальчик?
Писатель Григорий Александрович Медынский так сказал о значении нравственных ценностей для человека: «Нравственные ценности для человека в цельности души, ее чистоте и незапятнанности, в праве жить, не опуская глаз». А как думаете вы?
(Обсуждение - КОНТИНИУС РАУНД РОБИН)
III. Наш классный час хочу продолжить такими словами:
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого - то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому - то, кому - то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!
-Ребята, предположите, пожалуйста, о чём мы будем говорить на этом занятии?
- Правильно, наш классный час называется «Общечеловеческие ценности»
- Как думаете, чему мы будем учиться? Поставьте цель занятия.
- Да, мы поговорим о доброте, будем учиться дружить и учиться культуре поведения.
- Давайте, по порядку и поговорим: о доброте, затем о вежливости и дружбе. Согласны?
1. Беседа о доброте.
- Ребята, посмотрите, какие замечательные слова в этом стихотворении : Твоя доброта, улыбка твоя…
- Доброта...Что означает это слово?
- Да, доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Какого человека можно назвать добрым?
- Конечно, доброта, милосердие, радость переживание за других людей создают основу человеческого счастья.
Работа с пословицами в группах.
- Ребята, мы с вами на уроках чтения, окружающего мира учили много пословиц о доброте. Сейчас проверим, как вы их запомнили. Поработаем в группах. Нужно собрать из слов пословицы о доброте.
- Проверим?
- Вот такие получились пословицы.
пословицы:
- Про доброе дело говори смело. Кто добру учится, тот добром и живёт.
. Не одежда красит человека, а его добрые дела…).
- Молодцы! Справились!
- Кому какая пословица больше всех понравилась и почему?
- Я, надеюсь, вы будете следовать этим мудрым советам и будете самыми добрыми на свете. Постараетесь?
- У каждой группы есть лист оценивания. Посоветуйтесь в группах: если все члены группы считают, что жизнь дана на добрые дела, поставьте «+», а если кто-то всё ещё сомневается, поставьте «-».
Игра «Комплименты»
Цель: создание доброжелательной атмосферы; повышение внутригруппового доверия.
Ход игры:
– Сейчас мы будем делать комплименты всем присутствующим в классе, так как улыбка и доброе слово может примирить даже самых заклятых врагов.(Ребята делают комплименты друг другу, гостям, пожимают руку) Обсуждение: (КЛОК БАДДИС)
– Скажите, приятно делать комплименты или плохие поступки? (Ученица рассказывает стихотворение)
Мне сказали слово злое, Грустно стало на душе, Захотелось мне, не скрою, Злом ответить, и уже
Начала я хмурить брови, Злое слово подбирать. Но подумала: любовью Надо раны врачевать.
И тогда, чтоб ты не дулась, Не взлетала высоко, Я взяла и улыбнулась. Стало вдруг легко-легко…
– Правильно, прежде чем отвечать на обиду, подумайте, следует ли опускаться до обиды. Ведь обида лежит где-то низко и к ней нужно наклониться, чтобы её поднять. Может, стоит просто улыбнуться?!
2. Беседа о вежливых словах.
- Если даже плохая погода, пасмурно, сыро, грязно, стоит сказать: «Доброе утро!» - и сразу станет теплее, радостнее. А как надо произнести эти слова? Можно ли говорить вежливые слова, недовольным голосом? Почему?
- Поэтому как по-другому называют вежливые слова?
Давайте поиграем в игру «Продолжи фразу из словаря вежливых слов». Я начинаю, вы хором продолжаете. Попробуем?
- Тогда я начинаю:
Растает даже ледяная глыба от слова тёплого…
Зазеленеет старый пень, когда услышит…
Когда нас старшие бранят за шалости, мы говорим …
- Есть в русском языке ещё одно хорошее, волшебное слово, которое мы говорим при встрече. Что это за слово?
- Да, это всем вам знакомое слово «здравствуйте». Зачем мы его произносим?
- Это очень старое слово, связано оно со словом «здоровье». Произнося слово «здравствуйте», мы желаем человеку быть здоровым, сильным, крепким, так что почаще говорите это слово!
IV. Физминутка с мотивацией на вежливость и доброту.
- А теперь отдохнём. Встаньте все. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Почувствовали, как бьётся ваше сердечко? Как тепло под ладошкой! Передайте это тепло своему соседу справа, соседу слева и скажите: «Доброго дня тебе!».
3. О дружбе
Музыкальная минутка.
- А с каким человеком вы хотели бы дружить? С добрым или злым?
- Почему?
- А с чего начинается дружба?
- Правильно, и с улыбки. Я предлагаю вспомнить строчки из песни про улыбку.
-песней «Улыбка»).
- А как вы понимаете смысл слова «друг»?
- А каким должен быть настоящий друг, словами какой песни можно ответить ?
- Споём?
песня «Настоящий друг»).
- А для чего нужен друг?
песня «Если с другом вышел в путь»).
- У вас есть друзья в классе?
- Хорошо ли вы их знаете?
Это мы сейчас проверим. Поиграемв игру “Найди друга”.
Стихи о дружбе.
- Так что же такое «дружба»? Расскажите нам, ребята.
- А в словаре русского языка И.С.Ожегова написано, что «Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».
- Хотели бы иметь вот такого друга?
V. Рефлексия, итог занятия.
- Ребята, вы все – молодцы!
Показали хорошие знания. Все отлично поработали.
Закончите, пожалуйста, предложение:
- «Я сегодня запомнил, что…».
- «После классного часа я захотел…» - Бывают минуты, когда у нас что-то не получается, мы ссоримся, обижаемся друг на друга. Взрослые садятся за стол переговоров, а мы будем мириться на этом коврике в виде сердечка и назовем мы его «Ковёр мира». Посмотрите, какое большое на экране сердце.
(На экране большое сердце). Это сердце готовое любить и помогать друг другу. Оно будет состоять из наших маленьких сердечек (раздаю каждому сердечко).
На сердечках напишем пожелания, правила дружбы, правила добрых поступков. Опустим сердечки в большое сердце. Оно будет с нами, пока вы здесь учитесь.
- Я буду очень рада, если вы будете чаще употреблять вежливые слова, проявлять вежливость не только на словах, но и в поступках. Дарите людям радость. Для этого нужно лишь быть доброжелательным, то есть желать людям добра. Чтобы быть доброжелательным, а не казаться им, необходимо уважение к людям, контроль за своим поведением, искренность, сердечность, простота.
-А сейчас, нарисуйте «ромашку счастья»,( РАУНД ТЭЙБЛ) на лепестках которой напишите главные ценности нашей гимназии.
- Благодарю всех за работу!
Приложение
У одного крестьянина был сын, который стал плохо себя вести. Испытав все способы влияния, отец придумал следующее: он вкопал против дома столб и после каждого проступка сына вбивал гвоздь в этот столб.
Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места -весь он был утыкан гвоздями. Эта картина так поразила воображение мальчика, что он начал исправляться. Тогда за каждый его поступок отец стал вытаскивать по одному гвоздю. И вот наступил день, когда последний гвоздь был вытащен, но на мальчика это произвело совсем неожиданное впечатление: он горько заплакал.
-Что ты плачешь? - спросил его отец. - Ведь гвоздей больше нет?
Гвоздей-то нет, а дырки остались, - ответил сын.
Вопросы:
Хороший ли способ воспитания выбрал отец мальчика?
Какой способ убеждения используют ваши родители?
Почему заплакал мальчик?
Писатель Григорий Александрович Медынский так сказал о значении нравственных ценностей для человека: «Нравственные ценности для человека в цельности души, ее чистоте и незапятнанности, в праве жить, не опуская глаз». А как думаете вы?