II. Актуализация знаний. 1.Словарная работа. | -Разгадайте загадки: мальчик – девочка (слайд 2,3) -Чем похожи слова? -Чем различаются? -Продолжите составлять пары по этому же правилу. (слайд 4 ,5,6) | Записывают в тетрадь. Словарные. По 7 букв; ударение падает на первый слог. Называют предметы, отвечают на один вопрос кто? Употреблены в ед.ч. Слова противоположны по значению. Да-нет, можно-нельзя,день-ночь, добро-зло, белый-чёрный, сладкий-кислый и т.п. |
III. Постановка целей. | -Какова же тема нашего урока? -Поставим перед собой задачи на урок. (Приложение) -Какие знания и умения нам пригодятся? | Слова, противоположные по значению. Узнать, как называются такие слова. Где встречаются такие слова. Зачем они нужны. Умение писать, читать, умение писать с «окошками», умение работать в группе, в паре и т.д. |
IV. Открытие нового знания. 1. Чтение правила. 2. Сообщение учителя. 3. Выборочное списывание. (упр. 337) 4.Постановка проблемного вопроса. VI. Физминутка. | -Откройте учебники, прочтите правило на с. 33. -Как же называются такие слова? (Приложение) -Вернитесь к словарной работе, назовите записанные слова новым научным словом. -Ответили на первый поставленный вопрос? Слово антоним произошло от греческих слов анти – «против» и онима – «имя». (слайд 7) -Прочтите текст, найдите в нём антонимы. Запишите их в тетрадь. -Что называют эти слова? -Советы даёт замечательный детский писатель Г. Остер. Он знаменит своими «Вредными советами» и «Задачником», с которым мы обязательно встретимся на уроках математики. «Никогда не мойте руки, Шею, уши и лицо. Это глупое занятье Не приводит ни к чему…» -Кому Г. Остер даёт такие вредные советы? -Советы бывают полезные и вредные, так же как и дети бывают непослушные и ….? -Какими ещё? -Другими словами все мы разные. -Как же жить вместе, чтобы не ругаться? добрый – зло (слайд 8) -А эти слова можно назвать антонимами? -Измени слова в парах, чтобы они стали антонимами. Проверка (слайд 9) -Сыграем в игру «Наоборот». Скажу я слово «высоко», А ты ответишь («низко»). Скажу я слово «далеко», А ты ответишь («близко»). Скажу я слово «потолок», А ты ответишь («пол»). Скажу я слово «потерял», И скажешь ты («нашёл»). Скажу тебе я слово «трус», Ответишь ты («храбрец»). Теперь «начало» я скажу. Ну, отвечай («конец»)! | Читают правило: В русском языке есть слова с противоположным значением – антонимы. Антонимы. Антонимы. Да. Полезные-вредные Признаки предмета. Послушные. Большими и маленькими, здоровыми и больными, высокими и маленькими, громкими и тихими и т.п. Детям непослушным, которые всё делают наоборот. Быть терпимее друг к другу, понимать другого человека, быть добрым, внимательным. Нет, они отвечают на разные вопросы. Добрый-злой, добро-зло Поднимают руки вверх Опускают руки вниз Протягивают руки вперед Ладонями закрывают глаза Поднимаются на носочки, тянут руки вверх Дети приседают Трясут руками Хлопают в ладоши Зажмуривают глаза Упираются руками в бока Хлопают в ладоши. |
VII. Первичное закрепление. 1. Самостоятельная работа. (упр.328) 2. Работа в группах. 3.Беседа. | -Подбери антонимы и запиши слова парами. Отмечай все орфограммы. -На месте каких орфограмм остались «окошки»? -Почему? Подпиши, что называют записанные слова: предмет, признак или действие. -Помогут ли тебе вставить пропущенные буквы слова: грязь, тишь, молча. (Приложение) -Почему? - Допишите слово. Подчеркните антонимы. (Приложение) 1. Знай больше, а говори…(меньше). 2. Ученье - свет, а неученье -…(тьма). 3. Мир строит, а война…. (разрушает). 4. Долго рисовала Маша Птиц оранжевой гуашью, Но вмешался Дима в дело: «Ворон — черный, голубь — …!»(белый) 5. Вася птичкам сыплет крошки. Сашу все боятся кошки — Он гоняет их метлой. Вася — добрый, Саша — …!(злой) 6. Петя пил чай ледяной И теперь лежит больной. Если б пил компот сливовый, Был бы, как Степан, … .(здоровый) Проверка слайды (10-15) -Где встречались антонимы? -Где ещё мы встречаемся с антонимами? -Ответили на второй вопрос, который ставили в начале урока? -А для чего нужно уметь находить в речи антонимы, пользоваться ими? -Ответили на последний поставленный вопрос? | н.д. н.д. н.пр. н.пр. говорить-м.лчать горький – сла.кий н.п. н.п. н.п. н.п. чистюля-гр.знуля шум-т.ш.на Безударные гласные, парный согласный. Не знаем правила. Да. Они однокоренные, в них гласные ударные. Работают в группах. В пословицах; в стихах, в игре. Встречаемся на уроках математики: сложение-вычитание, вопрос-ответ, больше-меньше Да. Антонимы делают нашу речь богатой, точной. Да. |
4.Работа в парах. | -Составим словарь антонимов. Из карточек у вас на столе составьте пару антонимов. (Приложение) (Паре уч-ся раздаются по три карточки, уч-ся оставляют две карточки. Н-р, из слов красный, чёрный, белый оставляют чёрный-белый) -Как должны располагаться слова в нашем словаре антонимов? -На какие буквы слов точно не будет? -Все ли антонимы вошли в наш словарь? -К оставшимся словам можно подобрать антонимы? -Кому может пригодиться такой словарь? | В алфавитном порядке. ъ, ы, ь Нет. Не ко всем. Нам, первоклассникам, людям, интересующимся русским языком. |
VIII. Итог урока. Рефлексия. | -Какие задачи мы ставили перед собой в начале урока? -Узнали ли, что хотели? -Какие слова называют антонимами? -Где встречаемся с антонимами? -Зачем нужны антонимы? -Всё ли об антонимах мы узнали? -Дополните фразы. -Пользуйтесь антонимами: хорошо, плохо. Я…знаю, что такое антонимы. Я … умею находить антонимы в тексте. Я … умею подбирать антонимы к словам. (слайд 16) -Достаточно ли было пользоваться только антонимами? Оценивание уч-ся. | Антонимы-противоположные по смыслу слова. Встречаемся с антонимами в пословицах, стихотворениях. Делают речь более выразительной, яркой. Повышают и обогащают культуру речи. Нельзя подобрать антонимы например к именам людей, словам, называющим количество. Нет. |