Тема: «Музыка вечера»
Повторение.
- О чём мы говорили? (об утре)
- Чьи произведения мы услышали? (композиторов: Чайковского и Грига)
- Сколько частей было в произведении Чайковского? (три)
- А «Утро» Грига, в какой форме написано? (вариации)
Новый материал.
А сейчас закройте глазки.
Представьте. Вечерняя тишина. Покой. Угасание дня. На сон грядущий мама или бабушка поёт песню.
- Какую перед сном поют? (колыбельную)
Тема нашего урока «Музыка вечера»
Просмотр видеоурока
Слайд №1
Колыбельные отличаются от всех песен своей интонацией.
- С каким чувством поют колыбельные? (нежно, с любовью, тихо, чтобы малыш уснул)
Я думаю, что и вам, когда вы были совсем маленькие мамы и бабушки пели колыбельные перед сном.
- А самим вам приходилось петь колыбельную, может младшим братикам и сестрёнкам, или вашим любимым куклам?
Слайд № 2
Давайте попробуем все вместе исполнить знакомую всем вам песню «Спят усталые игрушки».
ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «СПЯТ УСТАЛЫЕ ИГРУШКИ»
Слайд № - 3-6
Колыбельные поют возле кроватки, дома. А вы представьте сейчас, что сидите вечером у окна и смотрите на улицу.
- Что вы там увидите? (темнеет, все идут домой, становится тихо, природа засыпает…)
- А какими красками вы нарисовали бы картину вечера? (тёмными, синими, тёмно-зелёными, коричневыми)
- А какой вечер нарисовали художники и какими красками Какой вечер изображён?
- Какое настроение?
- Какие краски использованы?
- Что делает картину такой (мрачной или светлой)?
- А какие картины вечера получились у поэтов? Послушайте!
«Летний вечер тих и ясен
Посмотри, как дремлют ивы;
Запад неба бледно – красен,
И реки блестят извивы» А.Фет
Хорошо. Послушайте ещё одно стихотворение.
«В синем небе плывут над полями
Облака с золотыми краями,
Чуть заметен над лесом туман,
Тёплый вечер прозрачно – румян» И.Никитин
- Какой вечер вам понравился? Почему? (ответы ребят)
Мы увидели картины вечера у художников, у поэтов.
А какие вечера рисуют композиторы?
Слайд №7.
Послушаем пьесу В.Салманова «Вечер»
ЗВУЧИТ «ВЕЧЕР» В.САЛМАНОВА
- Какой вечер вы услышали? (тихий, туманный)
- Какие звуки были? (приглушённые, в среднем регистре)
- Какой инструмент звучал? (фортепиано)
А сейчас мы услышим ещё одну картину вечера. Попробуйте определить:
- Какие инструменты рисуют картину?
- Какое настроение?
- И какое дадите название пьесе?
ЗВУЧИТ «ВЕЧЕРНЯЯ МУЗЫКА» В.ГАВРИЛИНА
- А как называется, когда поют много голосов? (хор)
Оказывается, не только музыкальные инструменты могут нарисовать картину природы, но даже человеческий голос.
(вечер сначала был спокойный, а в середине – взволнованное настроение, как будто что то происходит)
- Что напоминает главная мелодия, которую исполняет женский высокий голос – сопрано? (одинокий плач человека или крик птицы)
- Подходит ли название пьесе?
Итог урока:
- О чём мы сегодня говорили? (о картинах вечера)
- Кто рисовал картины вечера? (поэты, художники, композиторы)
- Какие песни поют вечерами перед сном? (колыбельные)
- Кроме музыкального инструмента, что ещё может нарисовать любую картину? (человеческий голос)
ЗВУЧИТ «Цветные сны » М. Дунаевский
Слайд № 8.
Вы сегодня МОЛОДЦЫ! д/з рисунок по теме урока, выучить колыбельную.