Этапы урока | Время | - Деятельность учителя
-
| - Деятельность учащихся
| - Соответствие требованиям здоровьесбережения
|
І. Организаци-онный момент | 1-2 мин. | Приветствие (хором) - Здравствуй, друг! - Как ты тут? - Где ты был? - Я скучал! - Ты пришел! - Хорошо! Диалог с учителем - Доброе утро! - Доброе утро! -Пусть хлопают ладошки. - Пусть топают ножки. - Работают головы. - И сияют улыбки! - Доброго дня желаю я вам! Доброго дня желаю я вам! Не сутультесь, грудь вперед, Плечи разверните. Длинная шея, как у жирафа. Завяжем лопаточки на бантик. Спрячем животик (вдох) Спрячем «хвостик» (выдох) У нас славная осанка. Учитель держит в руке круг красного цвета. Потом поворачивает его другой стороной. Она – зеленая. Это сигнал детям – «сесть». | Пожимают друг ругу руки. Хлопают друг друга по плечу. Дергают друг друга за ушко. Кладут руки на сердце. Разводят руки в стороны. Обнимаются. Дети отвечают и выполняют движения в соответствии с текстом приветствия. Вытягивают шеи. Сводят лопатки. | Соблюдение требований к состоянию учебного кабинета. Обеспечение позитивного настроя на получение знаний. Упражнения на формирование правильной осанки. |
ІІ. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы, цели урока. | 1-2 мин. | Просмотр эпизода футбольного матча (30 сек). Игра «Голосование ногами» - Кто умеет играть в футбол? - Кто умеет задачу решить? - Эта популярная игра возникла в Англии и существует уже 800 лет. Но сегодня тема нашего урока – площадь прямоугольника. - А как это может быть связано с футболом? Интерактивное упражнение «Футбол». - Что вы знаете о футболе? - Что означает это слово? - Чего вы ожидаете от сегодняшнего урока? | Дети выражают согласие, топая ногами. Высказывают свои предположения. Под руководством учителя формулируют цель урока. | Двигательная активность Доброжелательное отношение учителя к ученикам. |
ІІІ. Актуализа-ция опорных знаний 1. Каллиграфиче-ская минутка | 10 мин. | - Для игры в футбол нужен мяч. Выберем его вместе. - Какое из чисел лишнее? - Верно, в команде 11 игроков. Вот и напишем это число. | Выделяют лишнее число. (11 – простое число) Прописывают его. | |
2. Мозговая атака | | - Футбол – это не только работа ног, но и головы. Решите задачу: Периметр квадрата – 44 см. Какова длина стороны квадрата? | Решают задачу устно: 44 : 4 = 11 (см) | |
3. Демонстрация рационального приема вычисления. | | - Как умножить любое число на 11? - Я, ваш тренер, покажу хитрый футбольный маневр – математичес-кий секрет. 11 – 10 игроков на поле и 1 вратарь. 11 × 11 = 11 × 10 + 11 = 121 (11 × 11 = 1_2_1 (раздвигаем цифры, в середину – их сумму) | Высказывают предположения. | |
4. Устный счет | | - Когда футболист нарушает правила, судья назначает пенальти. – Кто знает, что это такое? (штраф-ной удар с 11м) Игра «Кто быстрее забьет гол» ВОРОТА | 17 × 11 35 × 11 27 × 11 | «Заяц» «Волк» | Пробуют у доски «секретный» прием Команды – дети-игроки, сидящие на каждом варианте. Задания написаны на карточках. Каждый игрок решает 1 пример и передает карточку следующему. Количество примеров соответствует числу игроков в команде. | |
5. Творческая работа | | Слайд 2 (футбольное поле, штрафная площадка) - Составьте задачу по рисунку и выражению 17 × 11 | Составляют текстовую задачу (Длина штрафной площадки прямоугольной формы – 17 м, а ширина – 11 м. Какова площадь штрафной площадки? | Целенаправленное переключение внимания |
6. Повторение теоретического материала | | Фронтальная работа P = (a + b) × 2 S = a × b | Учащиеся задают друг другу вопросы о правилах нахождения площади и периметра прямоуголь-ника. Записывают формулы нахожде-ния площади и периметра в тетради. Одна пара работает у доски. | Диалогическое взаимодействие между учениками. |
7. Математичес-кий взаимодик-тант. | | - Сейчас вы будете и в роли тренера и в роли игрока, давая друг другу задания (они написаны на карточ-ках). Кто первый дает ответ, тот забивает гол. Длина прямоугольника – 14 см, а ширина – 11 см. найти периметр. Площадь прямоугольника 72 см². Найти ширину прямоугольника, если его длина – 14 см. Во сколько раз площадь квадрата со стороной в 1 м больше площади квадрата со стороной в 1 дм? (данная задача дается, если счет 1 : 1) | Учащиеся в парах выполняют задания. | Диалогическое взаимодействие между учениками. |
Физкульт-минутка | 1 мин. | По чертежу слайда 2 бросают взгляд в угол прямоугольника, который указывает учитель. | Выполняют указания учителя стоя | Снятие зрительного напряжения. Смена поз. |
IV. Изучение нового материала. 1. Решение задачи. | 12 мин. | - По плану найти площадь каждого из трех участков, которую засеивали каждый день. 10 м | Предлагают способы решения задачи. S1 = 10 × 4 = 40 м² S2 = 10 × 5 = 50 м² S3 = 10 м² | |
2. Творческая работа | | - Измените вопрос предыдущей задачи так, чтобы можно было использовать результаты всех трех действий одновременно? - Как иначе найти общую площадь участка, засеянную за 3 дня? - Какой способ решения задачи более рациональный? - Почему мы сразу не использовали этот способ? | - Какова общая площадь участка, засеянная за 3 дня? Выдвигают предположения. S = 10 × (4 + 5 + 1) = 100 м² - Вопрос задачи был другой. | |
3. Работа в парах | | - А какое покрытие на футбольном поле? Вот об этом наша следующая задача. Футбольное поле , длиной 90 м и шириной в 60 м, засеяли травой из расчета 2 г семян на 1 м². Сколько граммов травы использовали, чтобы засеять всё поле? | Учащиеся работают над задачей в парах. 1) 90 × 60 = 5400 м² - площадь поля; 2) 5400 × 2 = 10800г = 10 кг 800г – семян использовали. | |
4. Историческая минутка | | - А вы знаете ребята, что сначала в футбол играли на базарных площа-дях и даже на кривых узких улочках городов того времени. Теперь в фут-бол играют на стадионе. Это гречес-кое слово, которое произошло от слова «стадия», т. е. расстояние, которое человек проходит за 2 мину-ты. Это125 шагов или приблизи-тельно 100 м. | | Целенаправленное переключение внимания. Свободная посадка. |
5. Задача «Стадион» | | - Длина стадиона может быть 100 – 110 м, а ширина – 64 – 75 м. Составьте и решите задачу по данным таблицы. Стадион | | S | P | Длина | 105 м | ? (м²) | ? (м) | Ширина | на 37 м меньше | | Решают задачу. Тот, кто решил первым, получает фишку. | |
6. Задача «Табло» | | - Где высвечиваются результаты футбольного матча? - Его длина 28 м, а ширина – 9м. Какова площадь? - Но у нас тоже есть своё табло. Правда, на нем высвечиваются не все результаты. Давайте его заполним. Длина | 14 | 18 | 27 | 30 | Шири-на | 6 | 10 | 9 | 16 | S | | | | | P | | | | | | - На табло. (экран, для передачи нужной информации) - 252 м² Заполняют таблицу. Осуществляют взаимопроверку. | Переключение внимания Гимнастика для глаз (взгляд на далекое и близкое расстояние: доска – тетрадь) |
7. Задача «Футбольные ворота» | 1 мин. | - Составьте задачу о футбольных воротах, используя данное выражение. (7м32см + 2м44см) × 2 | Формулируют условие задачи, ис-пользуя данное выражение. Производят вычисления. 19 м 52 см - периметр ворот | Смена видов деятельности. Соблюдение гигиенических правил чтения |
Физкульт-минутка | 1 мин. | У нас славная осанка! Мы походим на носках, А потом на пятках, Пойдем мягко, как лисята, И как мишка косолапый, И как заинька-трусишка, И как серый волк-волчишко, Вот свернулся ёж клубком, Потому что он продрог. Лучик ёжика коснулся, Ёжик сладко потянулся. А теперь, ребята, встать, Руки вниз, и так стоять. | Имитируют движения, указанные в тексте физминутки. На подушечках ступней На внешней стороне стопы Прыжки на носочках На внутренней стороне стопы Обнимают руками плечи, приседают Руки в замок – растяжка «резиночка» Тянутся вверх руками, одновременно выполняя полуприсяд (3 – 4 раза) | Снятие статического утомления. Двигательная активность |
9. Историческая минутка | . | - В давние времена в футбол играли иногда до 100 и более игроков. Специальных правил не было. Была борьба за мяч. | | Эмоциональный настрой. |
ІV. Закрепление знаний, умений, навыков. 1. Игра «Ручной мяч» | 12-13 мин. | - Фишку получит тот, кто правильно ответит на вопрос. Площадь прямоугольника 36 м². Какими могут быть его стороны? | Отвечают на вопрос. (36 × 1; 18 × 2; 12 × 3; 9 × 4; 6 × 6) Получают фишки за правильные ответы. | |
2. Самостоятель-ная работа. | | - Решите задачу. Фанаты команды «Динамо» проехали автобусом180 км со скоростью 60км/ч. За это же время болельщики команды «Металлист» проехали 360 км. С какой скоростью двигались болельщики «Металлиста»? | Решают задачу. Результат сверяют с табло на доске. 1) 180: 60 = 3(ч) – были в пути болельщики; 2) 360 : 3 = 120 (км/ч) – скорость движения болельщиков «Металлиста» (Сверяют решение с табло) | |
Дифференциро-ванная работа | | Учащиеся, которые быстро справились с предыдущим заданием, получают дофферен-цированные дополнительные задания. Автомобиль за 7 часов проехал 987 км. С какой скоростью он двигался? Найти длину прямоугольника, если его площадь 987 мм², а ширина – 7 мм. | 987 : 7 = 141 (км/ч) – скорость автомобиля 987 : 7 = 141 (мм) – длина прямоугольника Сравнивают полученные результаты задач. Находят сходство и различие. | |
Физкульт-минутка | 1 мин | - Глазкам надо отдыхать. Упражнений ровно пять. Упражнение один — На край парты книги сдвинь Упражнение такое Повтори пять раз за мною. Упражнение два Тренируй свои глаза. Занимаемся все сразу, Повтори четыре раза. Упражнение три. , Делай с нами, не спеши. Повторите пять раз, Расслабляя мышцы глаз. На упражнение четыре Потратить нужно много силы. Повторите 5-6 раз, Все получится у вас. Упражнение пять Нужно четко выполнять. | Сидя, откинься на спинку парты, сделай глубокий вдох, затем и наклонись вперед на крышку парты, сделай выдох. Откинувшись на спинку парты, прикрой веки, крепко зажмурь глаза, открой глаза. Сидя, положи руки на пояс, поверни голову направо, посмотри на локоть правой руки, поверни голову налево, посмотри на локоть левой руки, вернись в И. п. Сидя, смотри перед собой, посмотри на классную доску 2—3 с. Вытяни палец левой руки по средней линии лица на расстояние 5—20 см от глаз. Переведи взгляд на конец пальца и посмотри на него 3—5 с, после чего руку опусти. Сидя, вытяни руки вперед, посмотри на кончики пальцев. Подними руки вверх — вдох, следи глазами за руками, не поднимая головы, руки опусти (выдох). | Гимнастика для глаз. Снятие зрительного напряжения. Обучение приемам снятия усталости. |
3. Работа с геометрическим материалом | | Интерактивное упражнение «Один – два – все» Один – измеряем стороны цветного прямоугольника и определяем его площадь. Два – (в паре) складываем из двух прямоугольников один и находим его площадь. Все – (в группах) – составляем из всех имеющихся фигур (прямоуголь-ников) большой прямоугольник и находим его площадь. | Все получают цветные прямоуголь-ники. Действуют по инструкции учителя, выполняя задания. Определяют площадь полученных прямоугольников разными способами. | Смена поз. Двигательная активность |
Пальчиковая гимнастика | | Две веселые лягушки Ни минуты не сидят. Ловко прыгают подружки, Только брызги вверх летят. | Сжимают и разжимают клаки, опираясь большими пальцами обеих рук о парту, имитируют прыжки лягушек. | Подготовка руки для выполнения следующего задания. |
4. Построение | | - Даны длины сторон прямоуголь-ников. Постройте прямоугольник с наибольшей площадью. 4 см и 5 см 3 см и 8 см 3 см и 3 см | Вычисляют площади прямоугольников по имеющимся данным. Строят в тетради прямоугольник с наибольшей площадью. (24 см² = 3 см × 8 см) Получают фишки за правильно выполненное задание) | |
Информация о домашнем задании | | Практическая работа (найти P , S двух полученных прямоугольников) Найти интересную информацию о футбольной обуви (бутсы) | Знакомятся с заданием, делятся впечатлениями. Уточняют, задают вопросы, слушают. | |
V. Итог урока. Рефлексия. | 3 мин. | Подводится итог «матча» (подсчет фишек, оценивание) -Закончите предложение. Чтобы достичь успехов нужно… - Готовимся к перемене. Новые кроссовки Как у нашей кошки Новые сапожки! Как у нашей свинки Новые ботинки! А у пса на лапках Голубые тапки! А козленок маленький Обувает валенки. А сыночек Вовка – Новые кроссовки! Вот так! Вот так! Новые кроссовки! - Ноги готовы бежать отдыхать. Но помните о правилах безопасности на перемене. Напоминает правила поведения на перемене. -Молодцы! Спасибо за урок! | Сидя за партами, руки за спину, ногами: носок – пятка. Читают по ролям с соответствующей интонацией, выполняя движения. | Обеспечение позитивного настроя. Самовнушение Профилактика плоскостопия Повторение правил ТБ на перемене |