Просмотр содержимого документа
«Урок математики в 4 классе "Площадь прямоугольника"»
Урок математики в 4 классе. (11.02.15)
Тема: Площадь прямоугольника
Цели: сконструировать способ определения площади прямоугольника
развивать умение рационального решения задачи.
способствовать развитию интереса к математике
Оборудование:
для каждого ученика прямоугольники разных размеров, мерка – квадрат, размером 2х2 см;
нитки – 1 катушка;
веревка – 1 штука, размером 1 метр;
кусок обоев – 2 штуки, размером 1х1 метр.
Ход урока
Орг. Момент. Создание ситуации успеха.
Повторение изученного.
Показываю геометрические фигуры, дети пишут формулы нахождения периметра этих фигур.
Квадрат P = a × 4
Прямоугольник P = ( a + b) × 2
Изучение нового материала.
- Что можете сказать про фигуры, которые вам выдали?
( Это прямоугольники, они сделаны из бумаги, они имеют четыре стороны, 4 угла, углы прямые, стороны противоположные равны. У них есть длина, ширина, площадь. Они одинакового цвета.)
- Что у них разного? ( Длина, ширина, площадь)
- Как точно узнать, какова у них длина, ширина, площадь? (Измерить.)
- А вы умеете измерять? ( Да.)
- Измерьте площади своих прямоугольников.
Провокация: Мерок у детей нет.
Дети не работают.
- Почему не работаете?(Нет мерки.)
Даю нитку.
(Не пойдет.)
- Почему?(Площадь нужно мерить меркой площади, например, квадратиком.)
Даю квадратик (мерка у всех одинаковая).
Дети измеряют площади своих прямоугольников путем прикладывания квадратика.
После измерения дети заодно находят, что их прямоугольники имеют одинаковую площадь, хотя длина и ширина у них различна.
Вывод:- Что можете сказать?
( Мы умеем измерять площадь.)
Задача 2: Измерить площадь пола в классе.
- Почему не можете найти площадь класса?( Нужна мерка.)
- У вас есть квадратик.(Мерка маленькая, ею мерить долго и неудобно.)
Даю на выбор: веревка или кусок обоев. Выбираем кусок обоев.
2 ученика начинают измерять пол в классе.
Остальным детям учитель предлагает изобразить, то, что делают 2 ученика на полу, на доске и в своих тетрадях.
Цель рисунка: создать образ, схему действия.
На доске и в тетрадях получается рисунок:
Тупик: Мерить дальше не можем, т.к. стоят парты и сидят люди.
- А как же тогда быть? Придумайте.
Учитель делает паузу и ждет предложения детей.
- Если натурально действовать не можем, то, что делать?(Можно смотреть на рисунок и действовать по нему.)
- Покажите на рисунке, как бы вы действовали, если бы на полу не было парт.
Дети рисуют:
- Что видно на рисунке?(На рисунке видно, что по горизонтали на полу мерка входит 5 раз в один ряд, а таких рядов получается 8.)
- Если по 5 квадратов повторяется 8 раз, то, как тогда найти площадь пола?
(5х8=40 квадратов. Площадь пола – 40 квадратов.)
- Измерили ли мы еще что-либо, кроме площади?(Длину и ширину пола.)
- А чем, мерки же не было? ( Длиной стороны квадрата.)
- Чему равна длина? (5 мерок Е.)
- А ширина? (8 мерок Е)
- Тогда чем мы пользовались, когда находили площадь пола? (Его длиной и шириной.)
- И как вычислить площадь? (Длину умножить на ширину.)
- Напишите формулу, по которой можно вычислить площадь любого прямоугольника.
Дети пишут свои варианты, допустим S= T х U
- Все ваши варианты верны, но в математике принято формулу записывать так: S= a*b
Дети записывают ее в тетрадь.
- А можно ли веревкой измерить площадь пола, как вы теперь думаете? (Измерить нельзя, а вычислить можно. Для этого достаточно измерить длину и ширину прямоугольника.)
4. Перенос найденного способа в конкретную задачу.
Задача 3: Измерить площадь своего прямоугольника новым способом.
- Что будете использовать в качестве мерки? (Линейку.)
Дети измеряют и записывают результат в тетради.
Примерный ответ: а=6см, в=4см, S=а х в = 6х4=24.
- А что же написать в наименовании? Это решим на следующем уроке.