познакомить детей с проверкой деления умножением, дать представление об использовании её на практике;
учить выделять главное и второстепенное, развивать мыслительную деятельность, внимание, речь;
формировать интерес к математике, расширять математический кругозор.
Тип урока:
- урок открытия нового знания.
Методы обучения: проблемно-диалогическое и личностно ориентированная технология обучения.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
- фронтальная;
- индивидуальная;
- самостоятельная.
Область применения: проводится в 3 классе, обучающемся по образовательной программе «Школа России».
Результативность: учащиеся познакомятся проверкой деления, научатся её выполнять, усвоят практическое значение проверки деления умножением и её применение на практике. Высокие результаты достигаются за счет совместного «открытия» новой темы.
Оборудование урока: мультимедийный проектор; интерактивная доска; мультимедийная презентация «Остров сокровищ»; жетоны-мордашки для рефлексии; сундук с сокровищами (сладостями).
План урока:
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Самоопределение к деятельности.
1 мин.
Создание ситуации для включения в деятельность; создание положительной эмоциональной направленности.
Концентрируют внимание. Проверяют подготовленность к уроку.
II. Актуализация
опорных знаний и
мотивация.
6 мин.
Использование фронтальной формы работы.
Повторяют названия компонентов деления, умножения. Решают числовые выражения.
III. Постановка учеб-
ной проблемы.
3 мин.
Создание ситуации для постановки проблемы.
Оказывают помощь в решении выражения.
IV. «Открытие»
нового знания
10 мин.
Организация поисковой деятельности. Побуждающий к открытию рассказ учителя.
Строят проект выхода из затруднения.
V. Первичное
закрепление 10 мин.
+ Физминутка 3 мин.
Организация фронтальной, индивидуальной работы, работы у доски.
Записывают и решают выражения, задачу. Работают у доски.
VI. Самостоятельная
работа с самопро-
веркой по эталону.
5 мин.
Организация самостоятельной письменной работы.
Выполняют письменную работу.
VII. Рефлексия
деятельности.
2 мин.
Закончите фразы:
На уроке я научился(ась)…
Больше всего мне понравилось на уроке…
Самым трудным для меня было...
- А как вы думаете, какое главное ваше сокровище?
Оценивают свою работу. Заканчивают фразы.
Ход урока.
Самоопределение к деятельности.
- Доброе утро, ребята и уважаемые гости!
Я очень рада встрече с вами.
Надеюсь, что сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом.
Пожалуйста, садитесь!
- Мы начинаем урок математики. Я желаю вам хорошо потрудиться на уроке.
2.Мотивация и актуализация опорных знаний.
- Сегодня у нас необычный урок. Это урок – приключение, морское путешествие к острову сокровищ. Путешествие далекое и интересное. На пути вас ждут разнообразные препятствия, всевозможные открытия. Во время нашего путешествия мы будем делать записи в наши бортовые журналы (рабочие тетради). В порту уже снаряжена каравелла (так в Испании называли корабли с парусами). На каравеллах великий мореплаватель Христофор Колумб пересёк океан и открыл неведомую тогда землю – Америку.
- Скажите, что нужно взять с собой в путешествие? ( Карту)
- А отправимся мы в путешествие вот на этом корабле. Как и у всех кораблей, у нашего должно быть название. Оно есть, только его надо расшифровать.
1) На доске: 64:8 90 – Д
15* 6 9 – Р
45: 5 8- У
7 * 10 70- Ж
30 : 3 10- Б
12 * 5 60- А
90
9
8
70
10
60
Д
Р
У
Ж
Б
А
( дети выполняют задание)
- Молодцы! Справились. Корабль называется «Дружба». Я – капитан, вы – матросы.
2) Отправляемся мы из бухты. И чтобы отправиться, нужно правильно ответить на мои вопросы, только тогда мы отправимся в путь.
Первый множитель – 9, второй – 6. Найдите произведение и вы узнаете, сколько всего морей на нашей планете (54).
Делимое 45, делитель - 5. Найдите частное и вы узнаете, сколько необитаемых островов на нашей планете (примерно 9 , хотя точная цифра неизвестна).
- Молодцы! Отплываем!
( Звучит музыка Дунаевского из кинофильма «В поисках капитана Гранта», показ отрывка из фильма. 1мин.)
Откройте свои бортовые журналы и запишите число и классная работа.
- Первое наше препятствие это акула. А знаете ли вы …,что существует 170 видов акул. Среди них есть опасные, а есть безвредные. Например, акулы, которые следуют часто за кораблями, - подбирают остатки пищи с кораблей. Этих акул не бояться даже маленькие рыбки. Из крупных акул не опасны китовые акулы, если на них не нападать. Но самая ужасная – гигантская белая акула, её длина достигает 12 метров. Она – то уж точно опасна. Скорее всего, она на нашем пути и попалась. Посмотрим, какое у неё «зубастое» задание.
- Как называются числа при делении? (делимое, делитель, частное)
К доске вызываются 2 ученика, остальные выполняют на месте.
1 ученик решает пример 36:9
2 ученик – 48:8
- Какое действие выполняли?
- Правы ли они?
После решения ученики составляют по данным выражениям выражения на нахождение неизвестного делимого и неизвестного делителя, объясняют.
3. Постановка учебной проблемы
- Ребята, на нашем пути – бутылка. Скажите, а что может быть в бутылке?
- В таких запечатанных бутылках хранилась информация или просьба о помощи. Распечатаем её?
А в нашей бутылке нас просят о помощи жители острова. Жители острова собрали 75 кокосов и решили съедать по 5 кокосов каждый день. На сколько дней им хватит этих кокосов? Они решили вот это так: 75:5=16, а правильный ответ или нет они не знают. Поможем им ребята?
- Правильно ли вычислили жители острова?
- А как доказать, что решение неверное? (нужно проверить)
- А как мы можем проверить деление? (нужно частное умножить на делитель).
- А теперь ребята попробуйте ответить, какая тема нашего урока?
-Да, сегодня мы научимся проверять деление умножением.
- Ребята мы сегодня с вами моряки, а все моряки сильные, смелые, закалённые и чтобы нам стать такими, давайте сделаем зарядку.
Физкультминутка
5. Первичное закрепление
- А мне кажется, что наша точка похожа на приближающихся дельфинов, смотрите у них на спинах выражения, похожие, на те, что мы помогли решить жителям острова, давайте их решим.
81:3=27
Проверка:
27*3=81
81=81
58:2=29
Проверка:
29*2=58
58=58
96:6=16
Проверка:
16*6=96
96=96
- Ребята пока мы решали выражения, мы не заметили, как наш корабль подплыл к острову Обезьян. Нас встречают обезьянки и просят помочь выполнить задание.
«Ребята помогите! На острове обезьяны с горя объелись бананами, т. к. не могли решить задачу. Помогите решить задачу и обезьяны поправятся.
«Одна обезьяна съела за день 20 бананов, а другая – 21 банан. Сколько бананов съедят обе обезьяны за два дня?»
- Что известно в задаче?
- Что нужно узнать?
- Можем мы сразу ответить на вопрос задачи?
- Что узнаем сначала? Потом?
- Что вы можете сказать о решении задачи? (После этого дети должны заметить, что задачу можно решить двумя разными способами).
- С задачей мы справились, помогли обезьянам и можем отправляться дальше.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- День клонится к вечеру, и наше путешествие подходит к концу, наконец – то мы подплываем к острову сокровищ. Ныряем под воду. Ого! Вот и он, сундук с сокровищами. Но сундук закрыт. Чтобы разгадать шифр замка нужно найти значение выражения
28:2= 14
Проверка:
14*2=28
28=28
- Выполняем это задание самостоятельно (потом опрос и проверка по компьютеру).
- Молодцы! Шифр замка разгадан! Можно забирать сокровища.
- Ребята, скажите, а благодаря чему мы справились с шифром и помогли жителям острова? (Потому, что мы сегодня научились проверять деление умножением)
- Итак, наше путешествие подошло к концу. Можно забирать сокровища.
- А как вы думаете, какое главное ваше сокровище? (Конечно, это ваши знания и умения, которые помогали вам на уроке).
7. Рефлексия деятельности.
Закончите фразы:
На уроке я научился(ась)…
Больше всего мне понравилось на уроке…
Самым трудным для меня было...
Дома: стр. 17 № 5, № 6.
- Ребята на партах у вас лежат мордашки, когда вы будете уходить возьмите с собой ту мордашку, которая соответствует вашему настроению:
Я работал на уроке с желанием, был уверен в себе. Мне было интересно.
Я работал на уроке с желанием, но не очень уверенно, чувствовал какое-то неудобство, волновался.
Я работал на уроке без желания, боялся отвечать и выполнять работу.