Просмотр содержимого документа
«Урок математики во 2 классе Тема «Решение уравнений и задач»»
Урок математики во 2 классе
Тема «Решение уравнений и задач»
Подготовила:
учитель начальных классов
МБОУ «СШ № 30
им. С.А.Железнова»
г. Смоленска Н.В. Галькевич
Цели: закрепить умение решать уравнения на сложение и вычитание с применением правил и с проверкой; формировать умение решать задачи разными способами; развить навыки счёта.
Задачи:
Предметные:
1. Закрепление навыков решения уравнений, основанные на связи между компонентами и результатами действий при сложении и вычитании.
2.Закрепление умений решать задачи разными способами.
3.Знание правила о связи между компонентами и результатами действий сложения и вычитания.
4.Совершенствование навыков счёта.
5.Осознание роли математики в познании окружающего мира.
Метапредметные:
Познавательные
1.Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
2.Построение логической цепи рассуждений.
3.Доказательство.
4.Выбор наиболее эффективных способов решения задач.
Коммуникативные
1.Формирование умений слушать и слышать.
2. Задавать вопросы и высказывать своё мнение.
Регулятивные
1.Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.
2.Развитие умения сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонения от него.
3.Планировать свои действия. Согласовывать.
4.Оценивать свою деятельность.
Личностные
1.Развитие самостоятельности и ответственности.
2.Развитие навыков сотрудничества с одноклассниками и учителем.
Учебное пособие: М.И. Моро, С.И. Волкова. Математика. Учебник для 2-го класса. Часть 1.
Методы и формы обучения: частично – поисковый; индивидуальная, фронтальная, работа в парах, групповая..
Оборудование: компьютер, презентация, листы в клеточку, карточки.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок математики. - Возьмитесь за руки и мысленно подарите добрые слова друг другу, улыбнитесь и пожелайте доброго дня.
-С какой целью вы шли на урок математики? (считать, закрепить знания по решению задач, уравнений, примеров)
- Пригодится ли вам математика в жизни? (при покупках, в транспорте, подсчёт пирожков, и т.д)
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
-Вы любите загадки, тогда отгадайте.
Я тепла не потерплю:
Закручу метели,
Все поляны побелю,
Разукрашу ели,
Замету снежком дома.
Потому что я — ... (Зима)
Сегодня к нам пришла Зимушка- зима, она подготовила для вас трудные математические задания, с которыми, я надеюсь, вы справитесь, а если не справитесь, она всёх заморозит, нашлёт на нас метели и вьюги, засыпет снегом. Давайте работать дружно и быстро, чтобы Зима стала доброй.
Будем работать под девизом :
«Тот, кто хочет много знать,
Должен сам всё постигать»-
II. Математический диктант.
- И так первое задание, математический диктант.
(проводится индивидуально на листиках, записывают только ответы).
Т.ж. работают по карточкам №1, у доски работают дети с примерами, по одному ученику от каждого ряда
50+30=80 90-30=60 80-20=60
41-1=40 44+1=45 30+15= 45
84-80 =4 37-20=17 74-20= 54
10+9=19 90+9=99 70+9=79
60-2=58 50-8= 42 40-3=37
Математический диктант
1. найди сумму чисел 6и 8 (14)
2. найди разность чисел 8 и 6 (2)
3. к 15+10 (25)
4. из 25-5 (20)
5. первое слагаемое 9, второе слагаемое 8, найдите значение суммы (17)
6. на сколько число 33 больше числа 30? (на 3)
7. на сколько надо увеличить 10, чтобы получилось 15? (на 5)
8. к какому числу надо прибавить 3, чтобы получилось 23 (20)
9.запиши длину ломаной, если длина первого звена 5 см, второго- 7 см (12 см)
10.запиши число, состоящее из 3 десятков и 2 единиц. (32)
А теперь проверьте.
1. 14
2. 2
3. 25
4. 20
5. 17
6. 3
7. 5
8. 20
9. 12см
10. 32
Проверка самостоятельно по доске (плакат с ответами)
Оценить свой математический диктант.
Оценивание: без ошибок -5,
1,2, ошибки- 4,
3-4 ошибок – 3
Ученики выставляют себе оценку на листах –самооценки
III. Введение в тему урока. Работа в группах (по рядам)
- Какое сегодня число? Что можно сказать о числе 13? (двузначное, некруглое, непарное, состоит из 1 дес. и 3 ед.) Запишите число, классная работа.
- Чтобы узнать тему нашего урока, я предлагаю вам расшифровать записи, работая в группах по рядам. (Запись темы уже на доске, но закрыта)
Работа в группах по рядам.
Расшифруйте запись
р
е
ш
е
н
и
е
30
3
10
3
6
4
3
30+ 0= р 10-7 = е 3+3 = н 5+5= ш 2+2= и
у
р
а
в
н
е
н
и
е
7
6
10
30
12
9
12
14
9
10-4 = р 10-3= у 8+2= а 30+0= в 6+3= е 10+2= н 9+5= и
3 ряд
з
а
д
а
ч
и
8
1
7
1
9
4
6+2= з 3+4= д 10-9= а 2 +2= и 7+2= ч
Какие слова у вас получились?
- Итак, предположите, о чем пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему урока. (Решение уравнений и задач) Открываю тему.
Какие задачи урока поставим перед собой? (закрепить умения решать уравнения и задачи, примеры.)
На доске (открыть)
Цели: закрепить умение решать уравнения на сложение и вычитание с применением правил и с проверкой; формировать умение решать задачи разными способами; развить навыки счёта.
- Мы уже встречались с понятием уравнение. Давайте вспомним, что вы знаете об уравнении?
УРАВНЕНИЕ – это равенство, содержащее неизвестное число, которое нужно найти.
Неизвестное число обозначают латинскими буквами.
Решить уравнение – это значит найти такие значения Х, при которых равенство будет верным.
IV. Решение уравнений.
-Следующее задание от Зимы. Работа в паре
-Рассмотрите записи, найдите уравнения и запишите их в тетрадь.
- Под какими номерами стоят уравнения?
1) 30 + х 40
3) 80 – а
5) 45 – 5 = 40
2) 38 – 8
4) 60 + х = 90
6) х – 8 = 10
– Докажите, что вы правы. (Можно найти значение Х, при котором равенство будет верным)
– Чем являются остальные записи? (Неравенство,буквенное выражение, равенство) Показ номера
–к доске пойдут 2 ученика и решат эти уравнения на отворотах (решают самостоятельно, затем объясняют). (Все ученики записывают уравнения в тетрадь).
1 ученик объясняет решение,
- Назовите компоненты при сложении.
(1 СЛАГАЕМОЕ, 2, СУММА)
– Что неизвестно? (СЛАГАЕМОЕ)
– Как найти неизвестное слагаемое? (Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из значения суммы вычесть известное слагаемое.)
1 ученик работает у доски, а остальные записывают в тетрадях:
60 + х = 90
х = 90 – 60
х = 30
Чтобы проверить, правильно ли мы нашли корень уравнения, следует сделать проверку, для этого вместо х подставить найденное число:
60 + 30 = 90
90 = 90 Самооценка ученика. (решил самостоятельно, без помощи учителя и класса, поэтому ставлю себе 5)
2) Аналогично разбирается второе уравнение, в котором ученики находят неизвестное уменьшаемое.
(Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, нужно к разности прибавить вычитаемое)
Запись в тетрадях и на доске (у доски работает ученик):
х – 8 = 10
х = 10 + 8
х = 18
18 – 8 = 10
10 = 10 Самооценка ученика
Оцените себя в листке самооценки
V. Физминутка. Пяточки-носочки Что-то стало холодно, Зима старается нас заморозить, давайте согреемся.
Мы отлично потрудились
И немного утомились
Приготовьтесь- ка, ребята,
Танцевальная зарядка
VI. Решение уравнений. Работа в паре
1.Зима злится и предлагает выполнить следующее задание в парах. (Некоторые ученики работают по карточкам)
Задания на каждой парте
-Покажите номера тех уравнения, в которых значение х (икс) является число 10
1) Х+8=18 3) 47-х=40 5) 10=х+7
2) Х-3=10 4) 50-х=40
-Как вы нашли значение х?
1Ученик- Подобрал. В каждое уравнение на место икс подставил число 10, если получалось равенство, то значение икс равно числу 10.
2 ученик – Я решал…..
-Все ли записи для вас понятны?
-Является ли это выражение уравнением? Что здесь не так? (Сумма и значение суммы поменяли местами)
- Как можно по - другому записать это уравнение.
- Давайте решим другие уравнения и узнаем значение Х.
(3 ученика выходят к доске и решают, оценивают своё решение, 2 на отворотах, 1 – на открытой доске) Решают все самостоятельно.
VII. Работа над задачами. Выполнить задание по учебнику на стр.82 №3 (1)
А. Фронтально разбирается задача 3 (1) (с. 82 учебника, часть 1).
– Прочитайте текст.
– Является ли он задачей? (Да. Есть условие и вопрос)
– Что в задаче известно? (было 15 м. Сшила из 5м костюм, из 4м – платье)
– О чём спрашивается? (Сколько метров ткани осталось)
Какая краткая запись подойдет к этой задаче? (разные виды записи даны на доске)
– Как можно решить задачу? Ученик у доски
[I. Сначала узнать, сколько ткани портниха потратила на костюм и платье, а затем полученное число вычесть из количества имеющейся у портнихи ткани.
15 – (5 + 4) = 6.(м) осталось
Ответ: осталось 6метров ткани Самооценка
– Как по-другому можно решить задачу?
II. Сначала узнаем, сколько ткани осталось у портнихи, после того как она сшила костюм, а затем из полученного числа вычтем количество ткани, израсходованной на платье.
(15 – 5) – 4 = 6.Самооценка
III. Сначала узнаем, сколько ткани осталось у портнихи, после того как она сшила платье, а затем из полученного числа вычтем количество ткани, израсходованной на костюм.
(15 – 4) – 5 = 6)]
Б. Составьте задачу по второму чертежу
За день в магазине продали 15 м. красной ленты, 4м зелёной и 5 м. жёлтой. Сколько метров ленты продали за день?
-Самостоятельно запишите решение задачи. На отвороте 2 ученика, но записывают по разному.
1)15+4+5= 24м продали.
Ответ : 24 м ленты продали. Самооценивания ученика
2) 15+5+4= 24м
-Как удобнее было посчитать?(удобнее сгруппировать слагаемые 15 и 5, чтобы получилось круглое число, а затем прибавить 4)
Кто решил так же, молодцы оцените себя в листах - самооценки.
В. -Из каких геометрических фигур состоит третий чертёж? (отрезков)
-Посчитайте сколько отрезков на чертеже? Покажите ( 6)
VIII. Рефлексия деятельности на уроке.
Выполнили ли мы задачи, которые поставили в начале урока? (На доске)
- Что же такое уравнение? (Уравнение – это равенство, содержащее неизвестное число, которое надо найти.)
- Что значит решить уравнение? (Решить уравнение – значит найти такое значение х, при котором равенство будет верным.)
- Что еще делали на уроке? (Решали уравнения, примеры и задачи.)
Кто научился решать уравнения, поднимите зелёную карточку, кто испытывает еще затруднения - жёлтую.
Молодцы! Вы отлично потрудились. Оцените свою работу на уроке. (дети показывают цветную карточку).
Я согласна с вами. За урок ученики……… получают 5, ……..получают 4.
Продолжите предложения (на доске)
Я доволен…..(получил хорошую отметку, на уроке было интересно)
Я теперь смогу……(решать уравнения, составлять уравнения, составлять условие задачи по чертежу)
Мне было интересно (составлять уравнения , работать в паре, в группе)
Мне было трудно…..(себя оценить, составлять самому уравнения)
IX. Дом. зад. Составьте уравнения, используя числа 25, 5 и икс
Урок окончен, но я уверена, что на этом не закончилось ваше стремление искать и находить ответы на трудные вопросы