kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок математики в 4 классе по теме: "Решение задач на движение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока математики в 4 классе. Тема урока "Решение задач на движение в противоположных направлениях"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок математики в 4 классе по теме: "Решение задач на движение"»

Ф. И. О. педагога: Дерябина Н.А.
Предмет: математика
Класс: 4

Автор учебника: Рудницкая В.Н.

Тема урока: «Решение задач на движение в противоположных направлениях».

Цель: создать условия для решения текстовых задач на движения в противоположных направлениях,  используя понятие «скорость удаления».

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Задачи:

обучающая: формировать умение решать задачи на движение в противоположных направлениях;

развивающая: развивать наблюдательность и умение рассуждать, логическое мышление, внимание и интерес к предмету, умение сравнивать.

воспитательная: воспитывать навыки самоконтроля и самопроверки; интерес к точным наукам.

Методы обучения :проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, работа в группе.

Средства обучения:

для учителя: компьютер, мультимедиапроектор, презентация.

для учащихся: учебник, рабочая тетрадь, маршрутный лист, карточки для работы в паре и группе


Условные обозначения: К - коммуникативные УУД, П - познавательные УУД, Р - регулятивные УУД, Л - личностные УУД.


Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

(2 мин.)









- Сядьте поудобнее. Вдохните и выдохните. Выдохните всю тревогу и огорчение, а вдохните свежесть и красоту морозного дня. Давайте улыбнемся друг другу: вы – мне, а я – вам и скажем такие слова:

Мы спокойны и добры;
Приветливы и ласковы. (слайд 1)

Приветствует детей. Создает эмоциональный настрой на работу на уроке.

Руки? – НА МЕСТЕ

Ноги? – НА МЕСТЕ

Локти? – У   КРАЯ

Спина? – ПРЯМАЯ.

- Ребята, сегодня у нас будет не простой урок: сначала мы с вами определим ключевые слова урока, выполнив задания, а затем будете работать на уроке в паре

и индивидуально. Вспомним правила работы в паре.

У вас у каждого на столе есть маршрутный лист. В маршрутных листах вы будете отмечать собственные успехи и успехи соседа в паре знаками «+» или «-».

На маршрутном листе напишите свою фамилию и фамилию соседа в паре.

Определим первое ключевое слово нашего урока.

Внимание на слайд!

(СЛАЙД 2)

Отгадайте загадку:

Первое – предлог,

Второе – летний дом.

А целое порой

Решается с трудом.

- Что это? Обсуждаем в паре.

(Задача)

- Значит, чем мы будем заниматься на уроке? (Решать задачи)

Итак, первое ключевое слово нашего урока «задача». (слайд 3)

Учитель прикрепляет ключевое слово на доске.

В маршрутных листах отметьте собственные успехи и успехи соседа в паре знаками «+» или «-».

Происходит проверка готовности к уроку.

Приветствуют учителя.

Включаются в деловой ритм урока.













Прислушиваться к мнению соседа, работать дружно, помогать друг другу.







Р: Самооценка и взаимооценка

К: Приветствие учителя и обучающихся.

Л: Готовность принять урок, его задачи.

  1. II Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности (4 мин.)



















Подводящий диалог.

Учитель в быстром темпе задает вопросы обучающимся.

- Какие задачи вы решали на предыдущих уроках?

(задачи на движение)

Итак, второе ключевое слово нашего урока «движение». (слайд 3)

Учитель прикрепляет слово на доске.

- Какие величины используются в задачах на движение?

-Если вы правильно назовете все формулы, то прочтете пословицу, которая вам хорошо известна.

  1. Как найти расстояние, зная скорость и время?

S=V· t (Родина-мать)

  1. Как найти скорость, зная расстояние и время?

V=S:t (умей за нее )

  1. Как найти время, зная расстояние и скорость?

t=S:V (постоять)

-Как вы понимаете данную пословицу?

  1. Какое значение будут иметь в практической деятельности знания и умения, которые мы вспомнили?
    (слайд 4)

В маршрутных листах отметьте собственные успехи и успехи соседа в паре знаками «+» или «-».

Дети в быстром темпе отвечают на вопросы.








Скорость, расстояние, время.

















Р: Самооценка и взаимооценка.

П: Установление причинно-следственных связей.

Анализ и классификация объектов с целью выделения признаков.


К: Формулирование связного монологического ответа на вопрос учителя.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Л: Готовность принять урок, его задачи.

Развитие интереса к различным видам деятельности

III. Выявление места и причины

затруднений

(постановка

учебной задачи) (3 мин.)

Организую подводящий диалог.

«Улитка ползет со скоростью 5 м/ч. Какое расстояние она преодолеет за 4 ч?»

«Черепаха за 10 мин проползет 40 м. С какой скоростью ползет черепаха?

«Верблюд передвигается по пустыне со скоростью 9 км/ч. За какое время он пройдет 54 км?»

«Заяц за 3 ч пробегает 72 км. С какой скоростью бежит заяц?»

«Голубь летит со скоростью 50 км/ч. Какое расстояние пролетит голубь за 6 ч?» (слайды 5-9)

- О ком мы решали задачи?

- Как называют животных? Почему?

- Запишите формулы которыми мы воспользовались.

-Прочитайте внимательно задачу. Мы можем её решить ? (слайд 10)

  • Из поселка вышли одновременно два пешехода и пошли в противоположных направлениях. Средняя скорость одного пешехода 5 км/ч, другого – 4 км/ч. На каком расстоянии друг от друга будут 2 пешехода через 3 ч?

  • _Почему? Что нового мы увидели в задаче?

- Какая цель нашего урока? Что мы должны узнать? Запишите тему урока.

Итак, какие ключевые слова нашего урока мы добавим?

(противоположные направления).- слайд 11

Сформулируем тему урока и цель урока.

- Какие задачи мы поставим перед собой на уроке? (слайд 12,13)

В маршрутных листах отметьте собственные успехи и успехи соседа в паре знаками «+» или «-».

Работа по карточкам индивидуально (читают дети и сообщают интересные сведения о животных)
































Дети формулируют тему урока и цель урока.

(Мы будем решать задачи на движение в противоположных направлениях).

Ответы учащихся.

(закрепление знаний между величинами S, t и v, тренироваться решать задачи на одновременное движение в противоположных направлениях).

Р: Постановка учебной задачи на основе соотнесения, того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще не известно.





















Р: Самооценка и взаимооценка

П: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

К: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

IV Построение

проекта выхода из затруднения

(10 мин.)


Работа по учебнику (стр. 129).№1

Практическая работа.

- Покажите фишками направление транспорта на картинках.

Учитель предлагает решить задачу №2: с. 129


- Как по-другому можно решить эту задачу?

- Что находим первым действием? (Скорость удаления)

- А что такое скорость удаления?

Как её находят?

- Решаем самостоятельно.

Проверяем! (слайд 14,15)

- Какой способ решения на данный момент более рациональный?

В маршрутных листах отметьте собственные успехи и успехи соседа в паре знаками «+» или «-».

Записывают в тетради дату и тему урока. Решают самостоятельно.

Самоконтроль.

Р: Целеполагание, прогнозирование.

П: Выбор наиболее эффектвных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Л: Готовность закончить работу, добиться результата, адекватно себя оценить.

Физкультпауза

(1 мин.)













Физминутка (слайд 16)

- Мы с вами хорошо поработали, а сейчас давайте отдохнём.

- Я предлагаю такую игру. Вы должны определить по маршрутным листам, где в классе спрятана карточка с примерами для индивидуальной работы.

- Найдя карточки, составьте из них высказывание древнегреческого философа, математика Пифагора Самооского. (слайд 17)

Далее, если вы выполните задание по карточкам верно, вы прочтете те слова - качества, которые должны быть у каждого человека

1 карточка: Работа в паре

560 : 7 - 320 : 8 - 16 * 10 -

280 : 4 - 320 : 80 - 720 : 10 -


40

70

80

4

72

160

в

о

с

е

ть

с


2 карточка: Работа в паре


720 : 9 - 320 : 8 - 16 * 1000

250 : 5 - 560 : 70 - 7200 : 100



40

50

80

8

16000

72

л

о

д

г




3 карточка: Работа по компьютеру (слайд 18)

810 : 9 - 240 : 8 - 56 * 100 -

300 : 5 - 240 : 80 - 45000 : 10 -

4500

90

5600

60

3

30

е

ми

ди

ло

р

се


- Как вы понимаете эти слова. Для чего нужны человеку эти качества.(слайд 19)

Работа с маршрутными листами.

Дети выполняют упражнения.



«Спеши делать добро лучше настоящим утром, чем наступающим вечером, ибо жизнь скоротечна и время летит»

Двое работают в паре, один за компьютером

Р: Саморегуляция как способ к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.

V Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

(7 мин.)

Работа по учебнику.

Работа над задачей № 3 с. 131

Ведет разбор задачи.

-Читаем задачу самостоятельно.

-Что известно в задаче?

-Что необходимо найти?

-Какие главные слова в условии задачи?

-Запишем условие задачи в виде чертежа.

-Можем мы сразу ответить на главный вопрос задачи?

-Предлагаю записать решение этой задачи самостоятельно в паре. После решения провести взаимопроверку задачи по эталону. (слайд 20)

В маршрутных листах отметьте собственные успехи и успехи соседа в паре знаками «+» или «-».

Выполняют запись условия (в паре) и решение задачи (самостоятельно).


Выполняют взаимопроверку задачи.

Р: Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.Контроль, оценка.

П: Извлечение необходимой информации из текста задачи. Моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания.

К: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Л: Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.


  1. VI Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

(7 мин.)

Работа над задачей №241 с. 76 в рабочей тетради.

-Я предлагаю вам самостоятельно решить задачу и проверить её решение у соседа, выполнив правильную запись в тетради.

Проверяем по эталону! (Слайд 21)

В маршрутных листах отметьте собственные успехи и успехи соседа в паре знаками «+» или «-».

Выполняют задание самостоятельно. Осуществляют взаимопроверку.


Р: Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Контроль, оценка.

П: Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию,  полученную на уроке.

Л: Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

VII Включение в

  1. систему знаний и повторение (7 мин.)

Самостоятельная работа. (слайд 22)

Решить задачу рациональным способом.

С одной церкви одновременно в противоположных направлениях вышли два путника. Они спешили на праздник Рождества Христова. Средняя скорость одного путника 5 км/ч, другого – 4 км/ч. На каком расстоянии друг от друга будут пешехода через 5 ч?


С. 134, №13

Организует и контролирует выполнение самостоятельной работы.

Проверка по эталону.

В маршрутных листах отметьте собственные успехи и успехи соседа в паре знаками «+» или «-».

Работа в парах. Самостоятельно выполняют типовые задания на новый способ действия.

Выполняют самопроверку по эталону.

Выявляют причины ошибок и их исправление.




Р: Организация обучающимися своей самостоятельной учебной деятельности.

К: Управление поведением партнера – контроль, коррекция.

Л: Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

  1. VIII Рефлексия учебной деятельности
    на уроке

(3 мин.)

Ребята! Вы хорошо поработали. Давайте подведём итоги.

- Какую цель вы поставили в начале урока?

- Вам удалось её достичь?

-С решением каких задач мы с вами познакомились?

- Какое понятие полезно использовать в задачах на движение в противоположных направлениях? (Скорость удаления)

- Как найти скорость удаления?

(Сложением скоростей)

- На уроке вы заполняли карточку успеха в маршрутном листе.

-Что говорят вам ваши маршрутные листы?

Оцените наш урок:

Я все понял на уроке и могу объяснить товарищу. (показывают зеленый цвет))

Я усвоил тему, но объяснить не могу.

(показываю желтый цвет светофора))

Эта тема для меня трудная.

(показывают красный цвет светофора)) (слайд 23)

- Я хочу поблагодарить вас за активность на уроке. Отметку «5» получают…, «4»-…Синквейн со словом задача.

Учащиеся осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему).


Сдают маршрутные листы с оценкой успеха.

Математика.
Точная, полезная.
Вычисляет, обучает, развивает.
Царица всех наук.
Учитель.

Р: Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Контроль и оценка процессов и результатов деятельности

.

К: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Л: Удовлетворённость достигнутым результатом.

  1. Домашнее задание.

(1 мин.)

№ 242, с. 76 в тетради

Придумать задачу на противоположное движение.

Слайд 24)

Слушают учителя и записывают домашнее задание.







Приложения.

Маршрутный лист

Ф.И.______________________________________

Номер задания

Критерии

Оцени свои знания

«+» или «-»

Оцени знания соседа

«+» или «-»

1

Я правильно определил первое ключевое слово




2

Я правильно определил второе ключевое слово




3

Я понимаю, что означают величины «скорость, время, расстояние»




4

Я умею решать задачи на движение




5

Я правильно определил тему урока и цели урока




6

Я правильно решил задачу №2




7

Я самостоятельно и правильно решил примеры по карточке




8

Я правильно решил задачу №3




9

Я правильно выполнил задание в тетради.




10

Я правильно выбрал рациональный способ решения задачи




12.

Я понимаю, что такое скорость удаления.




13

Синквейн




Приложения

Маршрут№2.

- Ваша карточка находится справа от доски.

чем наступающим вечером,



Маршрут№3.

- Ваша карточка находится возле компьютера.

ибо жизнь скоротечна и время летит



Маршрут№1.

- Ваша карточка находится слева от доски.

Спеши делать добро лучше настоящим утром,



Синквейн.

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________

____________________________________________








1 карточка: Работа в паре

560 : 7 - 320 : 8 - 16 * 10 -

280 : 4 - 320 : 80 - 720 : 10 -


40

70

80

4

72

160

в

о

с

е

ть

с


2 карточка: Работа в паре


720 : 9 - 320 : 8 - 16 * 1000

250 : 5 - 560 : 70 - 7200 : 100


40

50

80

8

16000

72

л

о

д

г



3 карточка: Работа по компьютеру


810 : 9
300 : 5
240 : 8
240 : 80
56 * 100
45000 : 10

________________________________________________________


Список использованных материалов:

  • Рудницкая, В: Н: Программа четырехлетней начальной школы по математике : проект «На­чальная школа XXI века» / В. Н. Рудницкая. - М.: Вентана-Граф, 2013

  • Рудницкая, В. Н. Математика : 4 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений : в 2 ч. / В. Н. Рудницкая, Е. Э. Кочурова, О. А. Рыдзе. - М.: Вентана-Граф, 2013.

  • Кочурова, Е. Э. Математика : 4 класс : рабочая тетрадь № 1, № 2 для учащихся общеобразова­тельных учреждений / Е. Э. Кочурова. - М.: Вентана-Граф, 2013.

  • Рудницкая, В. Н. Математика : 4 класс : дидактические материалы : в 2 ч. / В. Н. Рудницкая. - М.: Вентана-Граф, 2013.

  • Рудницкая, В. Н. Математика : 4 класс : методика обучения / В. Н. Рудницкая, Е. Э. Кочу­рова. О. А. Рыдзе - М.: Вентана-Граф, 2013.


- ссылки на использованные материалы Интернет


http://nsportal.ru/sites/default/files/2014/02/07/fizminutki_dlya_glaz.pptx -

физминутка для глаз

http://infourok.ru/tehnologicheskaya-karta-s-didakticheskoy-strukturoy-uroka-zadachi-na-protivopolozhnoe-dvizhenie-po-proektu-moy-noviy-urok-373046.html

- разработка урока

18





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок математики в 4 классе по теме: "Решение задач на движение"

Автор: Дерябина Наталья Анатольевна

Дата: 29.03.2019

Номер свидетельства: 505299

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Разработка урока математики  на тему   «Решение задач на движение» "
    ["seo_title"] => string(71) "razrabotka-uroka-matiematiki-na-tiemu-rieshieniie-zadach-na-dvizhieniie"
    ["file_id"] => string(6) "195503"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427910409"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока математики  на тему "Решение задач на движение" "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-matiematiki-na-tiemu-rieshieniie-zadach-na-dvizhieniie"
    ["file_id"] => string(6) "226446"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440277245"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Решение задач с помощью уравнения "
    ["seo_title"] => string(44) "rieshieniie-zadach-s-pomoshch-iu-uravnieniia"
    ["file_id"] => string(6) "172928"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423900933"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "конспек урока математики на тему "Решение задач на  совместную работу" "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiek-uroka-matiematiki-na-tiemu-rieshieniie-zadach-na-sovmiestnuiu-rabotu"
    ["file_id"] => string(6) "204440"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429647624"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока на тему "Решение задач на движение" "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-na-tiemu-rieshieniie-zadach-na-dvizhieniie"
    ["file_id"] => string(6) "105434"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402852286"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства