Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. (2 мин.) | - Сядьте поудобнее. Вдохните и выдохните. Выдохните всю тревогу и огорчение, а вдохните свежесть и красоту морозного дня. Давайте улыбнемся друг другу: вы – мне, а я – вам и скажем такие слова: Мы спокойны и добры; Приветливы и ласковы. (слайд 1) Приветствует детей. Создает эмоциональный настрой на работу на уроке. Руки? – НА МЕСТЕ Ноги? – НА МЕСТЕ Локти? – У КРАЯ Спина? – ПРЯМАЯ. - Ребята, сегодня у нас будет не простой урок: сначала мы с вами определим ключевые слова урока, выполнив задания, а затем будете работать на уроке в паре и индивидуально. Вспомним правила работы в паре. У вас у каждого на столе есть маршрутный лист. В маршрутных листах вы будете отмечать собственные успехи и успехи соседа в паре знаками «+» или «-». На маршрутном листе напишите свою фамилию и фамилию соседа в паре. Определим первое ключевое слово нашего урока. Внимание на слайд! (СЛАЙД 2) Отгадайте загадку: Первое – предлог, Второе – летний дом. А целое порой Решается с трудом. - Что это? Обсуждаем в паре. (Задача) - Значит, чем мы будем заниматься на уроке? (Решать задачи) Итак, первое ключевое слово нашего урока «задача». (слайд 3) Учитель прикрепляет ключевое слово на доске. В маршрутных листах отметьте собственные успехи и успехи соседа в паре знаками «+» или «-». | Происходит проверка готовности к уроку. Приветствуют учителя. Включаются в деловой ритм урока. Прислушиваться к мнению соседа, работать дружно, помогать друг другу. | Р: Самооценка и взаимооценка К: Приветствие учителя и обучающихся. Л: Готовность принять урок, его задачи. |
II Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности (4 мин.) | Подводящий диалог. Учитель в быстром темпе задает вопросы обучающимся. - Какие задачи вы решали на предыдущих уроках? (задачи на движение) Итак, второе ключевое слово нашего урока «движение». (слайд 3) Учитель прикрепляет слово на доске. - Какие величины используются в задачах на движение? -Если вы правильно назовете все формулы, то прочтете пословицу, которая вам хорошо известна. Как найти расстояние, зная скорость и время? S=V· t (Родина-мать) Как найти скорость, зная расстояние и время? V=S:t (умей за нее ) Как найти время, зная расстояние и скорость? t=S:V (постоять) -Как вы понимаете данную пословицу? Какое значение будут иметь в практической деятельности знания и умения, которые мы вспомнили? (слайд 4) В маршрутных листах отметьте собственные успехи и успехи соседа в паре знаками «+» или «-». | Дети в быстром темпе отвечают на вопросы. Скорость, расстояние, время. | Р: Самооценка и взаимооценка. П: Установление причинно-следственных связей. Анализ и классификация объектов с целью выделения признаков. К: Формулирование связного монологического ответа на вопрос учителя. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Л: Готовность принять урок, его задачи. Развитие интереса к различным видам деятельности |
III. Выявление места и причины затруднений (постановка учебной задачи) (3 мин.) | Организую подводящий диалог. «Улитка ползет со скоростью 5 м/ч. Какое расстояние она преодолеет за 4 ч?» «Черепаха за 10 мин проползет 40 м. С какой скоростью ползет черепаха? «Верблюд передвигается по пустыне со скоростью 9 км/ч. За какое время он пройдет 54 км?» «Заяц за 3 ч пробегает 72 км. С какой скоростью бежит заяц?» «Голубь летит со скоростью 50 км/ч. Какое расстояние пролетит голубь за 6 ч?» (слайды 5-9) - О ком мы решали задачи? - Как называют животных? Почему? - Запишите формулы которыми мы воспользовались. -Прочитайте внимательно задачу. Мы можем её решить ? (слайд 10) Из поселка вышли одновременно два пешехода и пошли в противоположных направлениях. Средняя скорость одного пешехода 5 км/ч, другого – 4 км/ч. На каком расстоянии друг от друга будут 2 пешехода через 3 ч? _Почему? Что нового мы увидели в задаче? - Какая цель нашего урока? Что мы должны узнать? Запишите тему урока. Итак, какие ключевые слова нашего урока мы добавим? (противоположные направления).- слайд 11 Сформулируем тему урока и цель урока. - Какие задачи мы поставим перед собой на уроке? (слайд 12,13) В маршрутных листах отметьте собственные успехи и успехи соседа в паре знаками «+» или «-». | Работа по карточкам индивидуально (читают дети и сообщают интересные сведения о животных) Дети формулируют тему урока и цель урока. (Мы будем решать задачи на движение в противоположных направлениях). Ответы учащихся. (закрепление знаний между величинами S, t и v, тренироваться решать задачи на одновременное движение в противоположных направлениях). | Р: Постановка учебной задачи на основе соотнесения, того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще не известно. Р: Самооценка и взаимооценка П: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. К: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение цели, функций участников, способов взаимодействия. |
IV Построение проекта выхода из затруднения (10 мин.) | Работа по учебнику (стр. 129).№1 Практическая работа. - Покажите фишками направление транспорта на картинках. Учитель предлагает решить задачу №2: с. 129 - Как по-другому можно решить эту задачу? - Что находим первым действием? (Скорость удаления) - А что такое скорость удаления? Как её находят? - Решаем самостоятельно. Проверяем! (слайд 14,15) - Какой способ решения на данный момент более рациональный? В маршрутных листах отметьте собственные успехи и успехи соседа в паре знаками «+» или «-». | Записывают в тетради дату и тему урока. Решают самостоятельно. Самоконтроль. | Р: Целеполагание, прогнозирование. П: Выбор наиболее эффектвных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Л: Готовность закончить работу, добиться результата, адекватно себя оценить. |
Физкультпауза (1 мин.) | Физминутка (слайд 16) - Мы с вами хорошо поработали, а сейчас давайте отдохнём. - Я предлагаю такую игру. Вы должны определить по маршрутным листам, где в классе спрятана карточка с примерами для индивидуальной работы. - Найдя карточки, составьте из них высказывание древнегреческого философа, математика Пифагора Самооского. (слайд 17) Далее, если вы выполните задание по карточкам верно, вы прочтете те слова - качества, которые должны быть у каждого человека 1 карточка: Работа в паре 560 : 7 - 320 : 8 - 16 * 10 - 280 : 4 - 320 : 80 - 720 : 10 - 40 | 70 | 80 | 4 | 72 | 160 | в | о | с | е | ть | с | 2 карточка: Работа в паре 720 : 9 - 320 : 8 - 16 * 1000 250 : 5 - 560 : 70 - 7200 : 100 40 | 50 | 80 | 8 | 16000 | 72 | л | о | д | г | | | 3 карточка: Работа по компьютеру (слайд 18) 810 : 9 - 240 : 8 - 56 * 100 - 300 : 5 - 240 : 80 - 45000 : 10 - 4500 | 90 | 5600 | 60 | 3 | 30 | е | ми | ди | ло | р | се | - Как вы понимаете эти слова. Для чего нужны человеку эти качества.(слайд 19) Работа с маршрутными листами. | Дети выполняют упражнения. «Спеши делать добро лучше настоящим утром, чем наступающим вечером, ибо жизнь скоротечна и время летит» Двое работают в паре, один за компьютером | Р: Саморегуляция как способ к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий. |
V Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (7 мин.) | Работа по учебнику. Работа над задачей № 3 с. 131 Ведет разбор задачи. -Читаем задачу самостоятельно. -Что известно в задаче? -Что необходимо найти? -Какие главные слова в условии задачи? -Запишем условие задачи в виде чертежа. -Можем мы сразу ответить на главный вопрос задачи? -Предлагаю записать решение этой задачи самостоятельно в паре. После решения провести взаимопроверку задачи по эталону. (слайд 20) В маршрутных листах отметьте собственные успехи и успехи соседа в паре знаками «+» или «-». | Выполняют запись условия (в паре) и решение задачи (самостоятельно). Выполняют взаимопроверку задачи. | Р: Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.Контроль, оценка. П: Извлечение необходимой информации из текста задачи. Моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания. К: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Л: Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
VI Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (7 мин.) | Работа над задачей №241 с. 76 в рабочей тетради. -Я предлагаю вам самостоятельно решить задачу и проверить её решение у соседа, выполнив правильную запись в тетради. Проверяем по эталону! (Слайд 21) В маршрутных листах отметьте собственные успехи и успехи соседа в паре знаками «+» или «-». | Выполняют задание самостоятельно. Осуществляют взаимопроверку. | Р: Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Контроль, оценка. П: Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Л: Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
VII Включение в систему знаний и повторение (7 мин.) | Самостоятельная работа. (слайд 22) Решить задачу рациональным способом. С одной церкви одновременно в противоположных направлениях вышли два путника. Они спешили на праздник Рождества Христова. Средняя скорость одного путника 5 км/ч, другого – 4 км/ч. На каком расстоянии друг от друга будут пешехода через 5 ч? С. 134, №13 Организует и контролирует выполнение самостоятельной работы. Проверка по эталону. В маршрутных листах отметьте собственные успехи и успехи соседа в паре знаками «+» или «-». | Работа в парах. Самостоятельно выполняют типовые задания на новый способ действия. Выполняют самопроверку по эталону. Выявляют причины ошибок и их исправление. | Р: Организация обучающимися своей самостоятельной учебной деятельности. К: Управление поведением партнера – контроль, коррекция. Л: Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
VIII Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин.) | Ребята! Вы хорошо поработали. Давайте подведём итоги. - Какую цель вы поставили в начале урока? - Вам удалось её достичь? -С решением каких задач мы с вами познакомились? - Какое понятие полезно использовать в задачах на движение в противоположных направлениях? (Скорость удаления) - Как найти скорость удаления? (Сложением скоростей) - На уроке вы заполняли карточку успеха в маршрутном листе. -Что говорят вам ваши маршрутные листы? Оцените наш урок: Я все понял на уроке и могу объяснить товарищу. (показывают зеленый цвет)) Я усвоил тему, но объяснить не могу. (показываю желтый цвет светофора)) Эта тема для меня трудная. (показывают красный цвет светофора)) (слайд 23) - Я хочу поблагодарить вас за активность на уроке. Отметку «5» получают…, «4»-…Синквейн со словом задача. | Учащиеся осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему). Сдают маршрутные листы с оценкой успеха. Математика. Точная, полезная. Вычисляет, обучает, развивает. Царица всех наук. Учитель. | Р: Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Контроль и оценка процессов и результатов деятельности . К: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Л: Удовлетворённость достигнутым результатом. |
Домашнее задание. (1 мин.) | № 242, с. 76 в тетради Придумать задачу на противоположное движение. Слайд 24) | Слушают учителя и записывают домашнее задание. | |
Синквейн.
http://infourok.ru/tehnologicheskaya-karta-s-didakticheskoy-strukturoy-uroka-zadachi-na-protivopolozhnoe-dvizhenie-po-proektu-moy-noviy-urok-373046.html