Предмет: математика
  Тема урока: Умножение на трёхзначное число. Решение задач.
  Класс: 4  
  Тип урока: открытие новых знаний
  УМК «Школа России»
  
 
  Цель. Сформировать у учащихся алгоритм письменного умножения многозначного числа на трёхзначное.
  Задачи:
  - отработка умений решать примеры на умножение,
  -развитие мыслительных способностей детей,
  - формирование умения решать задачи,
  - создание условий для воспитания чувств коллективизма.
  
 
  Ход урока.
  1. Мотивация. Самоопределение к учебной деятельности.
  - Ребята, какие предметы придумали люди для быстрого счета?
  ( калькулятор, счёты, абак, компьютер).
  - А вы пользуетесь этими предметами? В каких целях? Когда?
  - А теперь представьте, что сломались все электронно-вычислительные машины, а нам нужно срочно считать? Как быть?
  2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
  Устный счёт.
  - Без устного счёта не сдвинется с места любая работа.
  а) Решите цепочки примеров.
  9 : 6 х 5 х 3 : 9 х 5
   
  
  
  
  
  8 х ? ? ? ? ? 100
 8 х ? ? ? ? ? 100
  
  14 х 11 : 3 х 6 : 1 + 18
   
  
  
  
  
  84 : ? ? ? ? ? 150
 84 : ? ? ? ? ? 150
  
 
  б) Найдите периметр и площадь данного прямоугольника.
                 ? в 2 раза больше  
  4 см
 см
  
 
  
 
  
 
  
 
  - Ответьте на вопросы, ответы на которые помогут вам справиться с задачей.
  - Как найти площадь прямоугольника?
  - Как найти периметр прямоугольника?
  - Как найти длину, зная площадь и ширину?
  - Как найти ширину, зная площадь и длину?
  Запишите формулы в тетрадь. Они нужны будут вам в дальнейшем.
  в) - Как вычислить значение второго произведения в каждой паре, используя значение первого произведения?
  27 х 15 36 х 23 64 х 32 223 х 132
  15 х 28 18 х 2 х 23 4 х 8 х 64 132 х 223
  - Что объединяет эти примеры?  
  3. Постановка проблемы.
  - На какие две группы можно их распределить.
  - По какому принципу распределили?
  - Выражения какой группы  мы с легкостью будем решать? (Из первой)
  - Какие примеры могут вызвать затруднения? (Из второй)
  -Так какая тема нашего урока?
  - (Умножение на трёхзначное число)
  - Какую поставим перед собой цель?
   - (Научиться умножать многозначное число на трёхзначное)
  - Найдём значение выражений 1 группы, записав их в столбик.
  - Объясните, как умножали? (умножали на единицы, записывали под единицами, умножали на десятки, записывали под десятками)
  - Подумайте, как можно вычислить, записав в столбик, выражения из 2 группы. (Выслушиваются предположения детей)
  - Давайте рассмотрим записи выражений в учебнике №154.
   - Какой вывод можно сделать?
  
 
  4. Построение проекта выхода из затруднения (Открытие детьми нового знания).
  Составление памятки «Алгоритма умножения на трёхзначное число»
       | Моё действие | Полученный результат | 
  |    Умножу на число единиц…. 
 | Получу первое неполное произведение……. 
 | 
  |    Умножу на число десятков... Начну подписывать под десятками….. 
 | Получу второе неполное произведение……. 
 | 
  |    Умножу на число сотен…. Начну подписывать третье неполное произведение под сотнями….. | Получу третье неполное произведение. 
 | 
  |    Сложу неполные произведения 
 | Получу полное произведение. | 
  |    Читаю ответ……. 
 | 
 | 
 
   
 
  5. Реализация построенного проекта.
  - Выполните умножение на трёхзначное число выражений из второй группы с объяснением. (У доски)
  
  Физкультминутка.
  Упражнения на расслабление мышц спины, шеи, глаз.  
  Самомассаж пальцев рук.
  
  6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
  Работа в тетради на печатной основе с.44 № 98.  
  Решение с объяснением.
  
 
  7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
  №160
  Решите в парах, объясняя друг другу.
  
 
  8. Включение в систему знаний и повторение.
  Решение задачи № 157
  Ширина прямоугольного участка 485м. Это на 524м меньше его длины. Вычислите длину изгороди вокруг участка и его площадь.
  Прочесть задачу про себя.
  Один ученик читает задачу, остальные представляют, о чём она.
  - Кто может решить задачу самостоятельно?
  (Для остальных проводится подробный анализ задачи).
  - Используйте формулы, которые вы повторили и записали на устном счёте.
  Задача решается с обратной стороны доски.
  - Кто справился с задачей? Проверка.
  
 
  Домашнее задание.  
  - Придумайте свои произведения, чтобы второй множитель был трехзначным числом.  
  
 
  Итог урока.
  - Что нового для себя открыли? О каком умножении шла речь на уроке?
  
 
  9. Рефлексия учебной деятельности.
  У каждого ребёнка карточка и дети ставят знак у того варианта, который больше подходит.
     | ФИ | 
 | 
  | 1. Урок полезен, всё понятно. | 
 | 
  | 2. Не всё понятно, урок вызвал затруднения. | 
 | 
  | 3. Лишь кое-что чуть–чуть неясно. | 
 | 
  | 4. Ещё придётся потрудиться. | 
 |