Просмотр содержимого документа
«Урок математики и информатики в 3 классе»
Бинарный урок математики и информатики (3 класс)
Тема: Системы счисления
Тип урока Комбинированный урок Цели и задачи:
познакомить с историей возникновения систем счисления в разных странах;
в доступной форме объяснить, что существуют системы счисления с разным основанием;
научить переводить число из десятичной системы счисления в систему с другим основанием;
развивать практические навыки самостоятельной работы на компьютере;
развивать познавательные интересы;
формировать у учащихся ответственность за свою деятельность.
Форма проведения урока: Путешествие на Машине Времени
Планируемые результаты
Предметные УУД Умение применять знания в ходе решения примеров и наглядных задач;
Метапредметные УУД Познавательные: Уметь ориентироваться в собственной системе знаний: отличать новое от уже известного при помощи учителя; делать выводы о результатах совместной работы, умение искать и выделять необходимую информацию, осознанно строить речевое высказывание в устной форме. Регулятивные: Определять и формулировать цель деятельности на уроке при помощи учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; осушествлять пошаговый и итоговый самоконтроль и взаимоконтроль , самооценку и взаимооценку. Коммуникативные:
уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; договариваться о правилах поведения и общения и следовать им; учиться работать в группе,
Техническое обеспечение урока:
Комплекс, состоящий из проектора, демонстрационного экрана и компьютера с лицензионным программным обеспечением;
компьютеры для учащихся;
опорные таблицы, карточки для индивидуальной работы, сигнальные карточки, листы самооценки.
Используемое программное обеспечение:
Презентация «Системы счисления», прикладные программы по математике «Таблица умножения», «Сравнение чисел», «Сложение натуральных чисел».
Организационный момент.
1.Целевая установка- учитель 3 Б класса Кушпира Е.А.
Дорогие ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок математики. В чём его отличие от
всех остальных уроков? Как вы думаете?
( предполагаемые ответы:
- у нас бейджики с именами- значит будут незнакомые люди
-у нас на партах листы самооценки- значит будем сами оценивать свою работу
- у нас закрыта доска- значит на ней интересные задания)
-Все ваши ответы верны и я хочу представить вам учителей, которые сегодня вместе с нами будут работать на уроке математики:
учитель математики- Мешулина Е.А. и учитель информатики- Александрова Э.В.
- Все готовы? Мы начинаем!
Актуализация опорных знаний
1. Вступительное слово учителя математики Мешулиной Е.А.
- Мы с вами каждый день сталкиваемся с цифрами и числами. А кто мне скажет, в чем различие цифры и числа.
А чисел очень много (бесконечное количество). Любое число записывается с помощью цифр.
Слайд 1. Помещу фото слайда
- Этими числами мы пользуемся сейчас. А что человек знал о числах 2000 лет назад? Вопрос не простой, но интересный.
Историки доказали, что уже 5000 лет назад люди уже могли записывать числа и производить над ними арифметические действия. Только выглядели эти числа по другому.
Слайд 2 и 3. (египетские числа 5000 лет назад и Китай 4000 лет назад)
- Как люди разных стран и в далекие времена записывали числа и считали, нам предстоит сегодня узнать. Для этого мы с вами отправимся в увлекательное путешествие во времени и пространстве.
2. Устный счет
- Как вы думаете , на чем мы с вами отправимся в это путешествие?
(Ответ. На машине времени)
Чтобы машина заработала, нам необходимо ввести пароль. Но он закодирован.
Вам предстоит разгадать этот пароль. Для этого нужно выполнить деление с остатком и по остатку определить буквы, из которых состоит пароль.
Остаток и выбранную букву вы каждый заносите в свой оценочный лист. На этом листе вы будете фиксировать результаты каждого этапа урока. В конце урока по итогам каждый из вас получит отметку за свою работу.( У каждого на парте лежит именной оценочный лист).
Приложение 1. (Оценочный лист)
Появляется слайд 4 с примерами и таблицей букв.
- Готовность назвать буквы из закодированного слова вы показываете сигнальными карточками.
(Дети собирают из букв слово-пароль : УСПЕХ)
- Пароль введён. Приготовиться к путешествию! Пульт на старт!
Хором: Машину времени включу и в путешествие лечу.
Знакомство с новым материалом. Презентация «Системы счисления» -учитель информатики Александрова Э.В.
Вступительное слово учителя информатики Александровой Э.В.
В математике и информатике принято символы, которые участвуют в записи числа, называть цифрами.
Первоначально число было привязано к тем предметам, которые пересчитывали.
Понятие числа - фундаментальное понятие как математики, так и информатики. Под числом мы понимаем его величину, а не его символьную запись. Сегодня в начале XXI века человечество использует для записи чисел десятичную систему счисления. А что такое система счисления? Система счисления – это способ записи (изображения) чисел.
Работа по теме урока
2-й слайд Предлагаю вашему вниманию небольшой видеоролик «Зачем нужны системы счисления»
Счет появился тогда, когда человеку потребовалось информировать своих сородичей о количестве обнаруженных ими предметов. Самая простая система была в древности. Рассмотрим подробнее.
3-й слайд Как считали в Вавилоне.
Первая позиционная система записи чисел появилась в могучем государстве Вавилоне. Вавилонские числа являются комбинацией трёх клинописных знаков, которые вы видите на экране монитора. Прямой клин обозначает единицы, лежачий клин – десятки, комбинация из этих клиньев – сотни. Вавилоняне приняли за основу системы счисления число 60. Поэтому она получила название шестидесятеричной.
Давайте попробуем записать число 49 с помощью этой системы.
4 -й слайд. Как считали в Риме.
Всем известны римские цифры, которые употреблялись в Древнем Риме уже 2500 лет назад. В римской системе счисления семь чисел, которые обозначены буквами. Остальные записываются комбинациями этих знаков. Если больший знак стоит левее, то суммируем, а если больший знак стоит правее , то левое вычитают из правого. В настоящее время римские цифры используют, в основном, для обозначения порядковых числительных. Ещё их можно увидеть на главных часах России – Кремлёвских курантах.
Прочтите числа записанные в Римской системе счисления: XV, LXII, XLII
5-й слайд А нас ждет Древний Египет
Как считали в Египте.
Древние египтяне для записи чисел использовали иероглифы. Главный источник знаний о египетской числовой системе – папирус Райнда.
Что за число записано с помощью этих знаков?
6-й слайд. Как считали на Руси.
В алфавитной славянской системе счисления в качестве цифр использовалось 27 букв кириллицы.
До конца XVII века на Руси в качестве цифр использовались следующие буквы, приведённые в таблице
7-й слайд Двоичная система счисления
А может ли компьютер обрабатывать информацию?
Да!
Компьютер может обрабатывать только ту информацию, которая представлена в числовой форме.
Все числа в компьютере представляются с помощью нулей и единиц, т. е. в двоичной системе счисления.
Двоичная система счисления была придумана задолго до появления компьютеров. Ее недостаток – «длинная» запись чисел. Но это не помешало инженерам использовать двоичную систему при конструировании электронных схем.
8-й слайд Алгоритм перевода числа из десятичной системы счисления вдвоичную происходит по принципу:
Делимое Делитель Частное Остаток
Например:
1310
13:2=6 (ост.1)
6:2=3(ост.0)
3:2=1(ост.1) в заключение собираем, начиная с последнего неполного частного и остатков с конца, в начало и получаем число в двоичной системе счисления.
1310=11012.
На сегодняшний день вы еще недостаточно хорошо владеете навыками деления с остатком, поэтому в помощь вам есть специальная таблица соответствия. ( слайд 9)
1
1
2
10
3
11
4
100
5
101
6
110
7
111
8
1000
9
1001
10
1010
11
1011
12
1100
13
1101
14
1110
15
1111
16
10000
17
10001
18
10010
Она вам сегодня очень поможет при выполнении заключительного задания. Обратите внимание, в первом столбце числа десятичной СС, второй столбец – им соответствующие в двоичной СС.
Закрепление изученного
1.Творческое задание-Мешулина Е.А.:
Ребята А сейчас мы проверим насколько внимательно вы работали на уроке!!Вы узнали, что существуют различные системы счисления. Учились переводить число из десятичной в двоичную систему. А теперь попробуйте сделать это самостоятельно.
Перед вами необычное стихотворение. Прочитайте его:
Необыкновенная девочка
Ей было тысяча сто лет,
Она в сто первый класс ходила,
В портфеле по сто книг носила –
Все это правда, а не бред.
Когда пыля десятком ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий.
Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами,
И десять загорелых рук
Портфель и поводок держали.
И десять темно – синих глаз
Рассматривали мир привычно…
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ.
Александрова Э.В.:
- Внимание! В машине обнаружена неисправность! Мы не можем вернуться домой, пока она не будет устранена.
Мы должны выполнить перевод чисел в стихотворении из двоичной в десятичную систему счисления при помощи «Таблицы – помощницы»
Занесите результат в маршрутный лист под цифрой 2.
2.Самостоятельная работа
3. Проверка (на доске таблица с ответами)
- Найдите числа в таблице.
- Поднимите руку те, у кого результаты совпали. Молодцы!
-Неисправность устранена. Можно возвращаться домой.
Итог урока.
Хором:Машину времени включу, домой вернуться я хочу.
Кушпира Е.А.:
-Вот и подошло к концу наше путешествие. Вам понравилось? Что понравилось?
-С чем мы знакомились сегодня во время путешествия? Какие системы счисления вы узнали?
- Сегодня оценки за работу вы выставляете сами себе.
- Поднимите руку те, получил за выполненные задания 4 и 5.