kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок математики и информатики в 3 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Бинарный урокю Знакомство с системами счисления.

Просмотр содержимого документа
«Урок математики и информатики в 3 классе»



Бинарный урок математики и информатики (3 класс)




Тема: Системы счисления

Тип урока Комбинированный урок
Цели и задачи:

  • познакомить с историей возникновения систем счисления в разных странах;

  • в доступной форме объяснить, что существуют системы счисления с разным основанием;

  • научить переводить число из десятичной системы счисления в систему с другим основанием;

  • развивать практические навыки самостоятельной работы на компьютере;

  • развивать познавательные интересы;

  • формировать у учащихся ответственность за свою деятельность.


Форма проведения урока: Путешествие на Машине Времени


Планируемые результаты

Предметные УУД
Умение применять знания в ходе решения примеров и наглядных задач;

Метапредметные УУД
Познавательные:
Уметь ориентироваться в собственной системе знаний: отличать новое от уже известного при помощи учителя; делать выводы о результатах совместной работы, умение искать и выделять необходимую информацию, осознанно строить речевое высказывание в устной форме.
Регулятивные:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке при помощи учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; осушествлять пошаговый и итоговый самоконтроль и взаимоконтроль , самооценку и взаимооценку.
Коммуникативные:

уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; договариваться о правилах поведения и общения и следовать им; учиться работать в группе,




Техническое обеспечение урока:

Комплекс, состоящий из проектора, демонстрационного экрана и компьютера с лицензионным программным обеспечением;

компьютеры для учащихся;

опорные таблицы, карточки для индивидуальной работы, сигнальные карточки, листы самооценки.



Используемое программное обеспечение:

Презентация «Системы счисления», прикладные программы по математике «Таблица умножения», «Сравнение чисел», «Сложение натуральных чисел».





Организационный момент.

1.Целевая установка- учитель 3 Б класса Кушпира Е.А.

Дорогие ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок математики. В чём его отличие от

всех остальных уроков? Как вы думаете?

( предполагаемые ответы:

- у нас бейджики с именами- значит будут незнакомые люди

-у нас на партах листы самооценки- значит будем сами оценивать свою работу

- у нас закрыта доска- значит на ней интересные задания)

-Все ваши ответы верны и я хочу представить вам учителей, которые сегодня вместе с нами будут работать на уроке математики:

учитель математики- Мешулина Е.А. и учитель информатики- Александрова Э.В.

- Все готовы? Мы начинаем!

Актуализация опорных знаний

1. Вступительное слово учителя математики Мешулиной Е.А.

- Мы с вами каждый день сталкиваемся с цифрами и числами. А кто мне скажет, в чем различие цифры и числа.

(Примерный ответ. Цифр только 10 : 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

А чисел очень много (бесконечное количество). Любое число записывается с помощью цифр.

Слайд 1. Помещу фото слайда

- Этими числами мы пользуемся сейчас. А что человек знал о числах 2000 лет назад? Вопрос не простой, но интересный.

Историки доказали, что уже 5000 лет назад люди уже могли записывать числа и производить над ними арифметические действия. Только выглядели эти числа по другому.

Слайд 2 и 3. (египетские числа 5000 лет назад и Китай 4000 лет назад)

- Как люди разных стран и в далекие времена записывали числа и считали, нам предстоит сегодня узнать. Для этого мы с вами отправимся в увлекательное путешествие во времени и пространстве.

2. Устный счет

- Как вы думаете , на чем мы с вами отправимся в это путешествие?

(Ответ. На машине времени)

Чтобы машина заработала, нам необходимо ввести пароль. Но он закодирован.

Вам предстоит разгадать этот пароль. Для этого нужно выполнить деление с остатком и по остатку определить буквы, из которых состоит пароль.

Остаток и выбранную букву вы каждый заносите в свой оценочный лист. На этом листе вы будете фиксировать результаты каждого этапа урока. В конце урока по итогам каждый из вас получит отметку за свою работу.( У каждого на парте лежит именной оценочный лист).

Приложение 1. (Оценочный лист)

Появляется слайд 4 с примерами и таблицей букв.

- Готовность назвать буквы из закодированного слова вы показываете сигнальными карточками.

(Дети собирают из букв слово-пароль : УСПЕХ)

- Пароль введён. Приготовиться к путешествию! Пульт на старт!

Хором: Машину времени включу и в путешествие лечу.


Знакомство с новым материалом. Презентация «Системы счисления» -учитель информатики Александрова Э.В.


  1. Вступительное слово учителя информатики Александровой Э.В.

В математике и информатике принято символы, которые участвуют в записи числа, называть цифрами.

Первоначально число было привязано к тем предметам, которые пересчитывали.

Понятие числа - фундаментальное понятие как математики, так и информатики. Под числом мы понимаем его величину, а не его символьную запись. Сегодня в начале XXI века человечество использует для записи чисел десятичную систему счисления. А что такое система счисления? Система счисления – это способ записи (изображения) чисел.

  1. Работа по теме урока

2-й слайд Предлагаю вашему вниманию небольшой видеоролик «Зачем нужны системы счисления»

Счет появился тогда, когда человеку потребовалось информировать своих сородичей о количестве обнаруженных ими предметов. Самая простая система была в древности. Рассмотрим подробнее.

3-й слайд Как считали в Вавилоне.

Первая позиционная система записи чисел появилась в могучем государстве Вавилоне. Вавилонские числа являются комбинацией трёх клинописных знаков, которые вы видите на экране монитора. Прямой клин обозначает единицы, лежачий клин – десятки, комбинация из этих клиньев – сотни. Вавилоняне приняли за основу системы счисления число 60. Поэтому она получила название шестидесятеричной.

Давайте попробуем записать число 49 с помощью этой системы.

4 -й слайд. Как считали в Риме.

Всем известны римские цифры, которые употреблялись в Древнем Риме уже 2500 лет назад. В римской системе счисления семь чисел, которые обозначены буквами. Остальные записываются комбинациями этих знаков. Если больший знак стоит левее, то суммируем, а если больший знак стоит правее , то левое вычитают из правого. В настоящее время римские цифры используют, в основном, для обозначения порядковых числительных. Ещё их можно увидеть на главных часах России – Кремлёвских курантах.

Прочтите числа записанные в Римской системе счисления: XV, LXII, XLII

5-й слайд А нас ждет Древний Египет

Как считали в Египте.

Древние египтяне для записи чисел использовали иероглифы. Главный источник знаний о египетской числовой системе – папирус Райнда.

Что за число записано с помощью этих знаков?


6-й слайд. Как считали на Руси.

В алфавитной славянской системе счисления в качестве цифр использовалось 27 букв кириллицы.

До конца XVII века на Руси в качестве цифр использовались следующие буквы, приведённые в таблице

7-й слайд Двоичная система счисления

А может ли компьютер обрабатывать информацию?

Да!

Компьютер может обрабатывать только ту информацию, которая представлена в числовой форме.

Все числа в компьютере представляются с помощью нулей и единиц, т. е. в двоичной системе счисления.



Двоичная система счисления была придумана задолго до появления компьютеров. Ее недостаток – «длинная» запись чисел. Но это не помешало инженерам использовать двоичную систему при конструировании электронных схем.



8-й слайд Алгоритм перевода числа из десятичной системы счисления в двоичную происходит по принципу:

Делимое Делитель Частное Остаток

Например:

1310

13:2=6 (ост.1)

6:2=3(ост.0)

3:2=1(ост.1) в заключение собираем, начиная с последнего неполного частного и остатков с конца, в начало и получаем число в двоичной системе счисления.

1310=11012.


На сегодняшний день вы еще недостаточно хорошо владеете навыками деления с остатком, поэтому в помощь вам есть специальная таблица соответствия. ( слайд 9)

1

1

2

10

3

11

4

100

5

101

6

110

7

111

8

1000

9

1001

10

1010

11

1011

12

1100

13

1101

14

1110

15

1111

16

10000

17

10001

18

10010


Она вам сегодня очень поможет при выполнении заключительного задания. Обратите внимание, в первом столбце числа десятичной СС, второй столбец – им соответствующие в двоичной СС.


Закрепление изученного

1.Творческое задание-Мешулина Е.А.:

Ребята А сейчас мы проверим насколько внимательно вы работали на уроке!!Вы узнали, что существуют различные системы счисления. Учились переводить число из десятичной в двоичную систему. А теперь попробуйте сделать это самостоятельно.

Перед вами необычное стихотворение. Прочитайте его:

Необыкновенная девочка

Ей было тысяча сто лет,

Она в сто первый класс ходила,

В портфеле по сто книг носила –

Все это правда, а не бред.

Когда пыля десятком ног,

Она шагала по дороге,

За ней всегда бежал щенок

С одним хвостом, зато стоногий.

Она ловила каждый звук

Своими десятью ушами,

И десять загорелых рук

Портфель и поводок держали.

И десять темно – синих глаз

Рассматривали мир привычно…

Но станет все совсем обычным,

Когда поймете наш рассказ.

Александрова Э.В.:

- Внимание! В машине обнаружена неисправность! Мы не можем вернуться домой, пока она не будет устранена.

Мы должны выполнить перевод чисел в стихотворении из двоичной в десятичную систему счисления при помощи «Таблицы – помощницы»

Занесите результат в маршрутный лист под цифрой 2.

2.Самостоятельная работа

3. Проверка (на доске таблица с ответами)

- Найдите числа в таблице.

- Поднимите руку те, у кого результаты совпали. Молодцы!

-Неисправность устранена. Можно возвращаться домой.


Итог урока.

Хором: Машину времени включу, домой вернуться я хочу.

Кушпира Е.А.:

-Вот и подошло к концу наше путешествие. Вам понравилось? Что понравилось?

-С чем мы знакомились сегодня во время путешествия? Какие системы счисления вы узнали?

- Сегодня оценки за работу вы выставляете сами себе.

- Поднимите руку те, получил за выполненные задания 4 и 5.

-Вы действительно замечательно потрудились.




Примерный оценочный лист.

Ф.И. Мешулин Матвей №Б класс

Задание 1. Разгадай кодовое слово-пароль.

Пример

остаток

буква

+/-

1




2




3




4




5





Задание 2.


Пример



+/-

1




2




3




4




5







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Урок математики и информатики в 3 классе

Автор: Кушпира Елена Анатольевна, Мешулина Елена Александровна, Александрова Элеонора Викторовна

Дата: 13.10.2019

Номер свидетельства: 522519

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(205) "План методического объединения школьного методического объединения учителей математики, информатики и физики"
    ["seo_title"] => string(80) "plan_metodicheskogo_obedineniia_shkolnogo_metodicheskogo_obedineniia_uchitelei_m"
    ["file_id"] => string(6) "501975"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1551559708"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Интегрированный урок математика+информатика "Среднее арифметическое, размах, мода" "
    ["seo_title"] => string(89) "intieghrirovannyi-urok-matiematika-informatika-sriednieie-arifmietichieskoie-razmakh-moda"
    ["file_id"] => string(6) "126796"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415212232"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Разработка урока математики 1 класс по теме : «Сложение и вычитание в пределах 20»."
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka_uroka_matematiki_1_klass_po_teme_slozhenie_i_vychitanie_v_predelakh_2"
    ["file_id"] => string(6) "499722"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1550123220"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Интегрированный урок  по математики и информатики в 9 классе по теме "Построение  и преобразование графиков квадратичной функции" "
    ["seo_title"] => string(138) "intieghrirovannyi-urok-po-matiematiki-i-informatiki-v-9-klassie-po-tiemie-postroieniie-i-prieobrazovaniie-ghrafikov-kvadratichnoi-funktsii"
    ["file_id"] => string(6) "218298"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433755945"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Проект деятельностного урока  по информатике  в  условиях ФГОС "
    ["seo_title"] => string(67) "proiekt-dieiatiel-nostnogho-uroka-po-informatikie-v-usloviiakh-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "100419"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402380084"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства