Тема: "Составление и решение задач"
Цели:
создать содержательные и организационные условия для развития у учащихся умений анализировать задачу и выделять в ней составные части;
способствовать формированию у учащихся вычислительных навыков и умения решать задачи;
создать условия для развития мыслительных операций, творческих способностей, речи учащихся.
Задачи:
1. Образовательные:
учить составлять задачи по модели, схеме её решения;
совершенствовать навык решения задачи с опорой на рисунок и часть условия;
закреплять умения выполнять арифметические действия с числами;
2. Развивающие:
развивать речь учащихся;
развивать познавательную активность;
совершенствовать мыслительные операции;
развивать психические процессы: память, мышление, воображение, внимание; эмоции;
развивать навык самооценивания.
3. Воспитательные:
воспитывать активности, усидчивости, прилежания в процессе учения;
воспитывать уважение к товарищам.
Планируемые результаты образования:
Предметные: умеют устанавливать различия между задачей и математическим рассказом, составляют числовые выражения на увеличение\уменьшение чисел, считают в пределах первого десятка.
Метапредметные:
Познавательные: - общеучебные - составление вопроса в соответствии с записью и сюжетной ситуацией, моделирование сюжетной ситуации, формирование навыка счета в пределах первого десятка; - логические - формировать умения анализировать объекты с целью выделения признаков;
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; определять и формулировать цель на уроке, оценивать правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы на основе учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.
Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками), понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Личностные: высказывают свое мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением; уважают мнения других.
Ход занятия
Организационный этап.
– Давайте улыбнемся друг другу.
Пожелаем друг другу успехов в учении и произнесем наш девиз урока.
Мы умные, мы дружные
Мы - внимательные, мы - старательные
Мы в первом классе учимся
Всё у нас получится!
II. Этап актуализации субъектного опыта учащихся
1. Сообщение темы урока.
- Посмотрите на доску - перед вами вселенная Математики (слайд 1). Это необычная вселенная, с множеством математических планет, далеких и близких. Сегодня мы с вами побываем на одной из них.
2.-Давайте подготовимся к полету.
Чтобы взлететь нам нужно сделать обратный отсчет.
А вот какие цифры мы будем использовать для отсчета вы сейчас отгадаете.
Загадки про цифры.
1).Смотрит мама с нетерпеньем
На страницы дневника.
Ждет заветную оценку
У сынка-озорника.
Но опять одни четверки.
Нет красавицы...
Ответ: Пятерки
2)Я у бабушки была, -
У нее во всей квартире
Три огромные стола,
Ног у каждого - ...
Ответ: Четыре
3) Необычна цифра эта,
Круглолица, так и знай.
И на букву З похожа,
Что за цифра? Отгадай!
Ответ: Три
4)Гибко шейку изгибает,
И красива, и стройна,
Ловко хвостик поднимает,
Что за цифра? Цифра...
Ответ: Два
5) На стебелёк она похожа,
Стоит почтенно, как вельможа.
Прямая, ровная всегда,
После нуля идёт она.
Ответ: Один
_Откройте тетради, отступите 4 клетки и запишите цифры, которые у нас получились
3) устный счет
Разложите цифры от 0 до 9
Покажите соседей числа 6, 3, 8.
Покажите число, следующее за числом 5, 7, 2.
Покажите предыдущее число 5, 9, 4.
- Итак, к полету готовы!
-Но куда мы полетим? Об этом вы мне скажете, выполнив задание.
4) Работа в группе. Повторяем состав чисел в пределах 10. На доске таблица:
Вам необходимо расшифровать слово. Каждая группа получает звездочку. На его лучиках написаны примеры. Необходимо решить примеры, вписать число в круг и отгадать букву, которая входит в название планеты.
2+6
4+4
3+5
1+7
6+2
Как же называется планета? Правильно, Задача.
Молодцы. Ну, что же приготовились. Ведем отсчет-5,4,3,2,1. - полетели! (слайд 2).
III. Сообщение темы урока.
1.– Рассмотрите рисунки на доске. (слайд 3).
– По каким рисункам можно составить и решить задачи? Как вы думаете, какая тема урока?
– Тема урока «Составляем и решаем задачи».
Чем мы будем заниматься на этой планете? Поставим перед собой задачи.
Давайте вспомним, что мы уже знаем о задаче (слайд 3).
- И так самая большая планета математической вселенной -Задача (слайд 4).
- На этой планете нас ожидает очень умный мальчик - Знайка, он приготовил для вас задания.
Но сначала давайте настроим на работу глазки. Посмотрите на звездное небо и понаблюдайте за космическими объектами.
Физкультминутка для глаз. (слайд 5).
А теперь приступаем к работе по теме.
2. Составление задачи. Работа по учебнику. (слайд 6).
а) Коллективно. Посмотрите на экран. Кого вы видите на картинке? Составьте задачу. Ваня поймал 6 рыбок. Вдруг кот утащил 1 рыбку. Сколько рыбок осталось?
Докажите, что это задача. Назовите условие, вопрос.
Кто запишет решение? (Один ученик у доски, остальные в тетради)
Решение: 6 – 1 = 5.
Прочитайте решение. Назовите ответ.
б) Работа в паре. (слайд 7).В домике живут семеро козлят. Три козленка ушли на луг. Сколько козлят осталось в домике?
Решение: 7 – 3 = 4.
Из чего состоит задача? Что мы можем сказать о вопросе и условии задачи?
Физкультминутка
3. Работа по учебнику. Самостоятельная работа
Стр.89 №3 - по выбору (слайд 8).
Вывод: Какую задачу ставили перед собой? (Научиться составлять задачи)
IV. Этап применения изученных знаний и способов действий
1. Работа в паре. Стр. 88 №2
2. Наше путешествие подходит к концу.
.- Мы покидаем планету Задача. Знайка и его друг приготовили вам подарки
Составь и реши задачу. слайд 11
V. Этап подведения итогов
Мы возвращаемся на Землю. Пристегните ремни, полетели! (слайды 12).
VI. Этап рефлексии.
- Давайте вспомним, на какой планете мы сегодня побывали
-Какие задачи ставили перед собой?
Ребята, мы побывали на прекрасной математической планете. Давайте оставим жителям этой планеты свои звездочки.
_Если на уроке у вас все получилось, работать было легко и интересно прикрепите зеленую звездочку.
- Если у вас что-то немного не получалось- были затруднения –прикрепите желтую звездочку.
- Ну а кому было трудно, нужна помощь , прикрепите красную. Звездочку.
- Сегодня наше путешествие подошло к концу, но путешествие во вселенную Математики только начинается и впереди у нас еще множество неизведанных планет и открытий.
Урок окончен.