kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения в 3 классе. С. Маршак "Двенадцать месяцев"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения в 3 классе. С. Маршак "Двенадцать месяцев"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения в 3 классе. С. Маршак "Двенадцать месяцев"»

16г. 3 класс Литературное чтение

Тема: С. Маршак «Двенадцать месяцев»

Цель: познакомить со сказкой С. Маршака, дать понятие драматической сказки, добиться понимания основы произведения , художественных особенностях и специфики персонажей, продолжить формировать навык осмысленного чтения и умение анализировать текст

Все: умеют хорошо читать, работать с текстом

Большинство: умеют находить в тексте ответы на вопросы, давать чёткие ответы

Некоторые: определяют идею произведения , используя доказательство

Тип урока: усвоение новых знаний

Формы: фронтальная , индивидуальная, групповая

Методы: репродуктивные и частично – поисковые

Оборудование: портрет писателя, текст

1.Орг. момент.

Привет, сосед!

Улыбнись мне в ответ.

Я хочу, чтобы ты не грустил

Всем улыбки сегодня дарил

Речевая разминка

Ок – ок – ок - падает снежок?

Ип – ип – ип – слышу снега скрип!

Ре – ре – ре – игры в снежном серебре.

Рано утром от мороза.

На дворе звенят берёзы .(произнести скороговорку с разной интонацией)

2. Повторение.

-Чем народная сказка отличается от литературной?

-На какие виды делятся народные сказки?

-Знакомы ли вам сказки в которых героями были великаны?

-А сегодня мы узнаем ещё об одних сказках.

3. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение сказки П.П. Ершова «Конёк – Горбунок»

-С чего начинается сказка?

-И как называется в сказке такой приём?

-Сколько сыновей было у старика , чем они занимались?

-Какое горе приключилось на поле?

-Как справились братья с этим заданием?

-Вы заметили , что младший брат назван «дураком».

-Был ли он действительно «дураком»?

-Какова главная мысль стихотворной сказки?

4. Физ. минутка

С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками

И покажем дома маме.

А вокруг лежат сугробы,

Снегом замело дороги.

Не завязнуть в поле чтобы,

Поднимаем выше ноги.

Вон лисица в поле скачет,

Словно в поле скачет мячик.

Ну а мы идём , идём

И к себе приходим в дом.

5. Актуализация знаний.

Добрую сказку помню я с детства,

Хочу, чтобы сказку запомнил и ты.

Пусть подкрадётся к самому сердцу

И зародится зерно доброты.

Звучит грамзапись П.И.Чайковского

- При звуках этой музыки закройте глаза и постарайтесь представить себе картину, как идёт снег. Потом вы расскажите, какое настроение создаёт эта музыка, какие картины вы себе представили.

- Что вы себе представили?

Дети передают свои впечатления.

В музыке слышно, как снежинки то спокойно танцуют,

То кружатся, переливаясь, при дуновение ветра.

- Зиме посвящается много рассказов, стихов. Зима воспета в народных песнях, музыке композиторов. На полотнах живописцев изображены картины родной природы, зимние пейзажи.

5 Усвоение новых знаний

- Вам бы хотелось увидеть какое - нибудь чудо?

- Как вы думаете, сегодня на уроке произведение, какого автора нам в этом может помочь?

Произведение С.Я. Маршака.

Портрет – родился 3 ноября 1887г

Замечательный поэт, великолепный мастер стиха, человек высокой культуры и самых разнообразных интересов и знаний – Самуил Яковлевич Маршак – всю свою жизнь был верным товарищем и другом детей. Он писал детские книжки, собрал вокруг себя талантливых писателей и художников.

Он помогал организовывать первое в мире издательство детской книги. По этим коротеньким книжкам дети учатся мыслить, чувствовать и говорить.

- В 1943 году он создаёт пьесу – сказку «Двенадцать месяцев». Она написана по мотивам народной словацкой сказки о девочке, которая накануне Нового года встретила одновременно двенадцать месяцев. Но С. Я. Маршак не только пересказал сюжет сказки, а расширил его. Ввёл новых героев: маленькую королеву и её придворных.

-Чтение сказки учителем.

Какое впечатление произвела на вас сказка?

Кто главные герои?

- Маршак назвал своё произведение не просто сказкой, а сказкой– пьесой?

(Пьеса – это литературное произведение, предназначенное для театрализованного представления.)


- Как вы думаете, почему сказка называется так?

(Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются.)

6 Проверка понимания материала

В этой сказке Падчерица видела все 12месяцев сразу.

- Кто же это Падчерица?

(Учитель вывешивает карточку – падчерица)

Падчерица – неродная дочь.

- Что вы можете сказать об этой девушке, какая она?

(Трудолюбивая, добрая, терпеливая, приветливая.)

Трудолюбие доброта терпение приветливость

- Почему автор сделал Падчерицу главным персонажем своего произведения?

Такие качества как у неё нам в жизни тоже будут полезны.

- Какую самую трудную работу мачеха приказала выполнить падчерице?

- Зачем мачехе понадобились подснежники?

Работа в парах

У вас на партах лежат лепестки. Они все перепутались. Вам надо среди них отобрать те, которые характеризуют наших героев. Составьте цветок каждого героя.

1-я группа. Падчерица - умная, имеет чувство юмора, сирота, трудолюбивая, добродушная, честная, спокойная, послушная, готова простить.


2-я группа. Дочь - жадная, безжалостная, не уважает родителей, злая, равнодушная, корыстная, хитрая, эгоистическая, ленивая, непослушная, завистливая.

Составление таблицы на доске из лепестков.

Наши цветочные лепестки разместим по принципу антитезы, распределим на положительные и отрицательные черты.

- Что же олицетворяют эти герои?

- Прочитайте пословицы. Какие из них выражают поучение к проанализированной ситуации?

Делу время – потехе час.

Не торопись отвечать – торопись слушать.

Не делай другим того, что себе не желаешь.

Дерево ценят по плодам, а человека — по делам.

Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь.

7. Закрепление и коррекция знаний

-Найдите в тексте волшебные слова, с помощью которых братья– месяцы передавали друг– другу эстафету.

(Дети читают:

Январь.– Не трещите морозы…..

Февраль.– Ветры, бури, ураганы….

Март.– Снег теперь уже не тот….

Апрель.– Разбегайтесь ручьи….)

- Как падчерица разговаривает с месяцами?

- Почему месяцы помогли девочки?

-Какие пословицы можем использовать?

Любовь к труду - у людей на виду.

Терпенье и труд всё перетрут.

Доброе дело без награды не остаётся.

Откладывай безделье, не откладывай дела.

Маленькое дело лучше большого безделья.

-Какие природные явления мы можем выделить из данного отрывка?

- Что происходит в марте месяце? В апреле?

-Что вы можете сказать об этом цветке?

(Подснежник — самое раннее луковичное растение, которое действительно пробивается из земли и зацветает с первыми теплыми весенними лучами солнца, когда чуть подтает снег. Растение это изящное, хрупкое, нежное, с белоснежными лепестками. )

Составление диаграммы Венна.

В этой сцене мы увидели двух девочек, которые похожи и в то же время такие разные. Выясним это, заполняя диаграмму Венна.

- Чем похожи девочки?

-Подберите из словарика слова, характеризующие падчерицу и принцессу: мягкая, капризная, терпеливая, бессердечная, скромная, послушная, отзывчивая, своенравная, завистливая, ленивая, ласковая, чуткая, жестокая.

-Какие слова для вас оказались незнакомыми? (своенравная)

Своенравный - упрямый, капризный, поступающий, как вздумается

- А кому её хоть немного жаль? Почему?

8.Рефлексия

- Какую именно мудрость вы после урока принесете домой?

- Какие качества характера из этих вы хотели бы воспитать в себе?

- Как оцениваете свою деятельность на уроке?

Продолжите предложение.

Сегодня на уроке я …

Мне удалось…

Я могу похвалить…

Я недостаточно…

Я старался…

- Какое настроение у вас в конце урока?

9.Инструктаж домашнего задания.

Чтение сказки по ролям,

группе детей

инсценировать отрывок «Королева и падчерица в зимнем лесу».

Итог

- В пьесе добро победило, потому что на его защиту выступили мудрость, отзывчивость, справедливость братьев-месяцев. А победит добро в нашей жизни, зависит только от нас. Не делайте людям зла, помните, оно всегда возвращается.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Урок литературного чтения в 3 классе. С. Маршак "Двенадцать месяцев"

Автор: Королева Галина Петровна

Дата: 02.12.2016

Номер свидетельства: 365043

Похожие файлы

object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Конспект к уроку по теме С.Я.Маршак "Двенадцать месяцев" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-k-uroku-po-tiemie-s-ia-marshak-dvienadtsat-miesiatsiev"
    ["file_id"] => string(6) "101247"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402411772"
  }
}
object(ArrayObject)#888 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Урок по литературному чтению 4 класс С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев»"
    ["seo_title"] => string(67) "urokpolitieraturnomuchtieniiu4klasssiamarshakdvienadtsatmiesiatsiev"
    ["file_id"] => string(6) "321184"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461236687"
  }
}
object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "С.Я.Маршак "Двенадцать месяцев",разработка урока"
    ["seo_title"] => string(53) "s_ia_marshak_dvienadtsat_miesiatsiev_razrabotka_uroka"
    ["file_id"] => string(6) "348521"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1476260347"
  }
}
object(ArrayObject)#888 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Урок литературы в 5 классе на тему "С.Я.Маршак. Пьеса-сказка "Двенадцать месяцев" "
    ["seo_title"] => string(88) "urok-litieratury-v-5-klassie-na-tiemu-s-ia-marshak-p-iesa-skazka-dvienadtsat-miesiatsiev"
    ["file_id"] => string(6) "151143"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420640580"
  }
}
object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "урок чтения в 6 классе С.Я.Маршак  Сказка – пьеса  «Двенадцать месяцев»."
    ["seo_title"] => string(65) "urokchtieniiav6klassiesiamarshakskazkapiesadvienadtsatmiesiatsiev"
    ["file_id"] => string(6) "292146"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455219046"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства