Просмотр содержимого документа
«Урок по литературному чтению 4 класс С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев»»
Урок по литературному чтению 4 класс
С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев»
Цель: - расширение знаний детей о жизни и творчестве С. Я. Маршака;
- знакомство со сказкой-пьесой С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев»
Задачи: - развивать навыки выразительного чтения и чтения по ролям;
- учить обобщать и делать выводы;
- развивать умение рассуждать;
- расширить круг нравственных представлений школьников на основе сказок С. Я. Маршака.
Оборудование: - компьютер;
- презентация «Биография С. Я. Маршака»;
- словарь С. И. Ожегова
Ход урока
I Организационный момент.
II Рассказ ученика о жизни и творчестве С. Я. Маршака ( презентация).
III Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение стихотворения «Словарь».
IY Сообщение темы урока
Сегодня мы будем читать ещё одну сказку С. Я. Маршака. Я считаю, что очень хорошим эпиграфом для неё будут слова русской поэтессы Маргариты Алигер.
«Если ты только захочешь, если ты будешь хорошим, чистым и честным, то зацветут для тебя подснежники и в январе…» (на слайде)
- Какую же сказку мы сегодня начнём читать? ( С. Я Маршак «Двенадцать месяцев»)
- Вы, наверное, уже знакомы с этой сказкой?
- О чём там идет речь?
Y Работа по теме урока
(учебник с. 67)
1 Знакомство перед чтением.
«Двенадцать месяцев» пьеса – сказка.
- Что такое пьеса?
По мотивам словацкой сказки
(показать книгу Словацкая сказка «Двенадцать месяцев»)
Избранные картины.
( выборочные части)
Действующие лица
(прочитать)
-Все ли слова вы среди них знаете?
В сказке нам встретятся ещё новые слова ( на слайде)
- Кто из вас может объяснить значение каких – либо из этих слов?
Прочитать на странице 100.
- Где ещё мы можем посмотреть значение новых слов? (показать словарь С. И. Ожегова
YI Физкультминутка
«Старинная легенда говорит о том, что однажды старуха Зима со своими верными помощниками Морозом и Ветром решили не пустить на землю Весну. Только смелый подснежник выпрямился из-под снега, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило его, согрело землю и открыло дорогу Весне.
Представьте, что вы подснежники. Пригревает солнышко, ласкает ваши головы, и под тёплыми лучами вы поднимаетесь из снега навстречу жизни и расцветаете. Вы качаете своими головками, радуетесь, улыбаетесь. Поприветствуйте весеннее солнышко, которое нам дарит тепло. Откройте глаза. Улыбнитесь друг другу, как улыбается подснежнику солнышко».
YII Чтение сказки
1 Прочитать, где происходит действие.
Сравнить класс королевы с нашим классом.
2 Главные действующие лица в этой картине королева и профессор.
-Какая по характеру королева? (капризная, взбалмошная, вспыльчивая)
-А профессор? (степенный, спокойный, умный)
Постарайтесь это передать при чтении.
3 Начало читает учитель. Далее читают дети по ролям.
4 –Что ещё вы можете добавить про королеву после прочтения первой картины?
- Какой указ она издала?
YIII Итог урока
- Что больше всего понравилось, запомнилось на уроке?