Тема: С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев». Составление диафильма к сказке.
Цели: проанализировать сказку С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев»,
совершенствовать навыки выразительного чтения и пересказа,умение делить произведение на смысловые части и озаглавливать, развивать устную речь детей, творческие способности, составить диафильм к сказке, передав в рисунке характеры героев и своё отношение к ним.
Оборудование: учебник хрестоматии по литературному чтению, портрет С. Я. Маршака, выставка книг, рисунки главных героев,диск с музыкой, мультфильм, готовый план на листах.
Ход урока:
- Организация класса.
- Объявление темы урока.
Сегодня на уроке мы продолжим работать над сказкой «Двенадцать месяцев»
- Вводная беседа.
- Назовите автора этой сказки?
- Что интересного вы запомнили из его биографии?
- Какие произведения этого автора вы читали?
- На нашей выставке книг можно увидеть некоторые из них. Заинтересовавшую вас книгу можно взять в нашей школьной библиотеке и прочитать.
- Но вернёмся к теме нашего урока.
- В какое время года происходят события в сказке «Двенадцать месяцев»?
- Назовите главных героев этого произведения и коротко охарактеризуйте. (Учитель вывешивает на доску рисунки главных героев: падчерица, мачеха, дочь мачехи, месяцы Январь, Февраль, Март)
- Проверка домашнего задания.
- Дома вы должны были выразительно прочитать сказку, разделить её на части и озаглавить каждую часть. На сколько смысловых частей вы разделили это произведение?
- У кого-то получился развёрнутый, подробный план, у кого-то сжатый, мы обобщим и составим общий план на доске.
- Работа над содержанием.
Первая часть – Жизнь в доме мачехи.
- Итак, вспомним, с чего началась сказка, что случилось в горной стране Богемии?
- Где жила девочка?
- Кем она приходилась мачехе?
- Счастлива ли она была в этой семье?
- Почему?
- Как озаглавили эту часть? (на доске появляется запись)
Вторая часть – В зимний лес за цветами.
- Что же произошло в один из холодных зимних вечеров, мы узнаем из видеосюжета. (Просмотр отрывка из мультфильма «Двенадцать месяцев»)
- Куда отправляет мачеха падчерицу?
- Для чего понадобились подснежники зимой?
- Возможно, ли найти в зимнем лесу цветы?
- Почему?
- Что можно сказать о поступке мачехи?
- Как вы думаете, какие чувства испытывала девочка, оказавшись одна в зимнем лесу?
- Могла ли она просто вернуться домой?
- Почему?
- Как озаглавили вторую часть? (на доске появляется запись)
Третья часть – У костра братьев - месяцев.
- Какому эпизоду сказки соответствует композиция на доске?
- Итак, далеко меж деревьев сверкнул огонёк, который оказался
огоньком надежды для бедной падчерицы.
- Как же произошла эта встреча, мы узнаем из инсценировки.
(дети инсценируют эпизод встречи падчерицы и братьев-месяцев)
- Почему братья-месяцы помогли девочке?
- Скажите, а на самом деле могут ли месяцы наступить раньше
положенного срока?
- Почему?
- Как можно было озаглавить третью часть? (на доске появляется запись)
Четвёртая часть – Возвращение падчерицы домой.
- Падчерица принесла домой подснежники. Как отнеслись к
возвращению девочки мачеха и её дочь?
- Поблагодарили ли они девочку? Почему?
- Достаточно ли оказалось им корзины цветов?
- Чего же им ещё захотелось? Найдите этот отрывок в тексте
учебника и зачитайте. (Выборочное чтение детьми)
- Как называется такая черта характера человека?
- Как можно озаглавить эту часть? (на доске появляется запись)
Пятая часть – Дочь мачехи в лесу.
- Кого же теперь мать отправляет в зимний лес?
- Было ли дочери так же страшно в лесу, как и падчерице?
- Почему?
- Удалось ли дочери мачехи найти костёр братьев- месяцев?
- Найдите отрывок, где описывается встреча дочери мачехи и двенадцати месяцев. Прочитаем по ролям.
За автора-….
За дочь мачехи-…
За месяц- Январь-…
- Почему братья-месяцы не исполнили желание дочери мачехи?
- Как озаглавим? (на доске появляется запись)
Шестая часть – Награда.
- Чем же закончилась сказка? Что случилось с мачехой и её дочерью?
- А с падчерицей?
- Что она получила за свою доброту, трудолюбие, терпение?
- Как вы думаете, кому больше симпатизирует автор?
- А вы?
- Почему?
- Как можно озаглавить? (на доске появляется запись)
- Составление диафильма к сказке.
Писатель, С. Я. Маршак, по-своему передал характер своих героев, их настроение, чувства, поступки. А мы - читатели - постараемся передать характеры героев в рисунках, составив диафильм к сказке, придерживаясь нашего плана. Работа будет проходить по вариантам. Каждый из вариантов составляет кадры к соответствующему пункту плана. Какой, конкретно,кадр вы изображаете, узнаете, прочитав карточку, лежащую на парте.
- Самостоятельная работа. Звучит тихая музыка.
- Размещение готовых работ на доске по порядку (дети коротко поясняют свой кадр)
- Итог.
- Над каким произведением работали на уроке?
- Чему учит нас эта сказка?
- Что бы вы попросили у двенадцати месяцев, случись с вами такая история?
10. Оценивание.
11. Домашнее задание.
- Стр. 89-97 пересказ по плану с использованием кадров диафильма.
- Придумать свой конец сказки.