kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения в 3 классе "Л.Н. Толстой "Прыжок""

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения в 3 классе "Л.Н. Толстой "Прыжок""

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения в 3 классе "Л.Н. Толстой "Прыжок""»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 4 города Данкова





Учитель - Балашова

Маргарита Валентиновна







Данков

2017 г

Тема урока: Л.Н.Толстой “Прыжок»

Цель урока:

формирование умения определять смысл событий и поступков героев, выражать своё отношение к героям;

Задачи урока:

развивать умение вдумчиво читать; развивать умение оценивать поступки в сравнении; совершенствовать умения анализировать поступки литературных персонажей и видеть их мотивы, развивать умение выделять главное, рассуждать, доказывать; формировать беглое, осознанное,  выразительное чтение; развивать творческое воображение, эмоциональную отзывчивость, обогащать словарный запас и способствовать развитию речи.

Формировать УУД:

Личностные УУД: формировать эстетические потребности, ценности и чувства, развитие эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Регулятивные УУД: понимать цель и смысл выполняемых заданий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников; принимать участие в обсуждении прочитанного, использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Оборудование: презентация, тесты, портрет Л.Н. Толстого

Ход урока

I. Организационный момент.

Утро – лучшая пора
Для зарядки и учёбы.
И поэтому с утра
Мы идём с тобою в школу.
Утра доброго тебе!
Бодрости и настроения!
Будь в делах на высоте,
И имей во всём терпенье!

Прочитайте высказывание

«А что есть чтение – как не разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строчками, за пределами слов».М.Цветаева

Как вы понимаете прочитанное?

Сегодня на уроке мы постараемся разобраться в том, что осталось за строчками, за пределами слов.


II. Актуализация знаний учащихся

1. Проверка домашнего задания.

- Какое произведение мы изучали на прошлом уроке? (Л. Н. Толстой «Акула»).

- Кто готов пересказать рассказ? .

- Как мы оценим ответ учащегося? Аргументируйте своё мнение.

2. Тест. На листочках записать букву, которая, по вашему мнению, соответствует правильному ответу.

Тест.

  1. Как мальчики оказались в открытом море?

О. Они упали в воду с корабля.

П. Им было тесно в парусе, который спустили в воду для купания.

2. Как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его товарища?

Р. Он стоял и любовался своим сынишкой. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! Поднатужься!»

С. Он был недоволен забавами своего сына и его товарища в открытом море. И кричал им, чтобы они вернулись на корабль.

3. Когда отца охватил страх?

В. Когда один из мальчиков стал тонуть.

Ы. Когда все заметили акулу и стали кричать мальчикам.

4. Почему, когда все пытались спасти мальчиков, артиллерист стоял, не предпринимая ничего?

Ж. Его сковал страх за детей, за сына.

З. Ему было все равно, что происходило в море.

5. Что заставило отца начать действовать, спасать мальчиков?

О. Визг одного из мальчиков.

П. Крики матросов.

6. Что предпринял артиллерист для спасения мальчиков?

И. Он бросился к лодке и поплыл к ним.

К. Он подбежал к пушке. Развернул ее, прицелился и выстрелил.

Что у вас получилось? Что это может быть? - Объясните значение слова прыжок. Какими бывают прыжки?

- Прыжок – быстрое отталкивание от опоры и перемещение в другое место. Бывают прыжки на скакалке, прыжки в длину, в высоту, прыжки с трамплина на лыжах, прыжки с вышки в воду, прыжки с парашютом. 3. Речевая разминка. Проведем речевую разминку. Для чего она нужна?  (Ответы детей).

Фотограф.

Нелегко снимать зверей.

Заяц просит: «Поскорей»!

Мышь пищит: « Боюсь немножко,

Что увидит снимок кошка».

«Уколю,- грозится ёж,-

Если снимок не пришлешь».

Валентин Дмитриевич Берестов

- Прочитайте про себя, вслух выразительно, по ролям (в парах).

- Ребята, а чтобы могла сказать и сделать обезьянка? ).

- А в каких произведениях мы видели, как ведут себя обезьяны? (Басни Крылова: «Мартышка и очки», «Зеркало и обезьяна»).

ІII. Самоопределение к деятельности.

Прочитайте слова: Мачта, капитан, палуба, каюта, матросы, море.

На какую тему все эти слова? (Корабль)

Первые корабли – небольшие деревянные суда различной формы, приводимые в движение с помощью вёсел, появились задолго до нашей эры в Египте, на Крите, в Древней Греции и в Древнем Риме. В V веке до н. э. появились корабли с несколькими рядами вёсел. Экипаж крупного корабля  насчитывал несколько сот человек. В VІI в. в Венеции был создан более быстроходный корабль – галера. Она имела  длину 40 – 50 м, ширину 6 м, один ряд вёсел, экипаж до 450 человек, развивала скорость 7 узлов (13 км/ч). Кроме вёсел, были две мачты с косыми парусами. Переход от гребного к парусному флоту осуществлялся, вплоть до XVII-XVIII вв.

  - Рассмотрите парусник на иллюстрации к рассказу «Акула».

Такие корабли раньше служили основным средством для дальних морских плаваний. Палуба такого корабля делалась из твердых,  как камень, пород дерева. Мачты возвышались над палубой на 15-25 метров, т.е. имели высоту 5-8 этажного дома. На мачтах были перекладины, на которых крепились паруса. От перекладины к перекладине протягивалось множество канатов, веревочных лесенок.

 -Какую роль на корабле выполняет капитан?

Как вы думаете, о чем этот рассказ?

- Обратите внимание на подзаголовок «быль». Как вы его понимаете?

(Быль – то, что  было; рассказ о действительном происшествии).

- Какие  цели поставим на уроке? (Познакомится с произведением, выяснить главную мысль).

- Как вы думаете, где будут происходить события? (На корабле)

- Можно ли по названию сделать предположение, о чем это произведение?

- Что означает слово “прыжок”?

- А как вы думаете, легко ли совершить прыжок? (Не всегда, ведь прыжки бывают разные.)

IV. Работа по теме урока.

1. Словарная работа.

- Прежде чем начать читать текст, уточним значение незнакомых  слов.

Мачта- стоячее бревно на судне для подъёма парусов.

Палуба-пол на корабле

Каюта-комната на корабле

Перекладина-доска, положенная поперёк для перехода.

Аршин- старорусская мера длины, равная 71 см

Два аршина - около полутора метров. Вдребезги- разлететься на мелкие осколки.

Раззадорилась, разобрал задор - возбуждение

Физминутка

2. Первичное знакомство с текстом. (Чтение до слов « Она подпрыгнула к двенадцатилетнему мальчику...»)

- Почему в начале рассказа сообщается, что была хорошая погода, и что корабль возвращался из кругосветного путешествия? Эти детали помогают понять настроение людей на палубе: люди устали от многомесячного путешествия, им хочется новых впечатлений, поэтому они обращают внимание на играющую обезьянку. Если бы была плохая погода, то люди не собрались бы на палубе).

- Как вы думаете, откуда на корабле взялась обезьяна? (Корабль возвращался из кругосветного путешествия, и, наверное, где-то в жарких странах её взял).

-Как понимаете выражение «еще больше расходилась»? (Значит ещё больше корчилась, прыгала и т. д.)

– Как мальчик оказался на корабле? – Он сын капитана.

 Сколько лет было мальчику? – 12.

 Что сделала обезьяна со шляпой мальчика? – Сорвала с головы мальчика, утащила на мачту и начала рвать её.

 Как вы думаете, что будет делать мальчик?  Может быть, полезет догонять обезьяну и отбирать шляпу? А я думаю, что он посмеётся со всеми, что ему шляпы жалко, что ли?

Чтение до слов «Все молча, смотрели на него и ждали, что будет дальше».

 Сумел ли он догнать обезьяну?  Нет, обезьяны лучше людей карабкаются по перекладинам.

 Как высоко забрался мальчик? – Высоко. До самого верху. 

– Почему мальчик не остановился? – Он очень раззадорился. Матросы смеялись над ним, обезьяна подманивала его всё выше и выше.

 Что произойдёт с мальчиком, если он потеряет равновесие? – Он упадёт на палубу и разобьётся.

 Что же будет дальше, как вы думаете? – Может быть, мальчик опомнится и аккуратно спустится? А может, он прыгнет, и его поймают в сетку? Или он прыгнет в море?

 Давайте слушать дальше.

– Чьи же предположения оправдались? Что помогло вам догадаться? – Мы думали, что в море прыгнуть легче, чем слезть по мачте вниз.

 Для чего отец мальчика вынес ружьё? – Стрелять чаек. 

– Почему он прицелился в мальчика и закричал «Прыгай в воду?»  Мальчик зашатался, мог упасть на палубу и разбиться. «А может, он хотел убить сына, чтобы он не мучился?» «Нет, он просто хотел напугать его, чтобы он очнулся от страха и послушался отца».- Каков жанр произведения? (Рассказ)

3. Работа над содержанием текста.

- Почему мальчик залез на мачту корабля? (Обезьяна сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. А все стали смеяться)

- Какие чувства при этом испытал мальчик? (Он обиделся на смех матросов)

- Найдите в тексте слова, описывающие его действия на этот момент (Покраснел, скинул куртку…)

- Что мы знаем про мальчика? (Он сын капитана, ему 12 лет)

- Как вы думаете, для чего автор прежде всего указал, что  мальчик - сын капитана, а например не назвал его имя? (Его отец  был главным на корабле и мальчик гордился этим. Сын капитана – значит, что его все знают на корабле и что он ощущает свою значимую социальную роль, не может подвести отца, опозорить его своим смешным положением).

- Кто был виноват, что мальчик оказался в опасной ситуации?  (Мальчик и матросы)

(подвести детей к тому, что обезьяна лишь повод для конфликта между матросами и мальчиком. Ведь он был сыном капитана, а его подчинённые над ним смеялись.)

-Сознавал ли мальчик  ли мальчик свои действия, когда ступил на перекладину?

-Какие чувства овладели мальчиком? (Задор)

- Изменилось ли отношение окружающих к проделкам обезьяны и поведению мальчика? В какой момент это произошло? Почему? (Да, отношение окружающих изменилось к происходящему, когда все поняли, что мальчику назад не вернуться. Он может просто разбиться).

-Какие слова из текста описывают, что отношение окружающих изменилось к происходящему?(Все молча смотрели, "кто-то ахнул от страха")

- Какая опасность подстерегала мальчика? (Разбиться)

- Кто же спас его? (Отец – капитан).

- Каким образом он сделал это? Прочитайте отрывок.

- О какой черте характера говорит поступок капитана? (О решительности, находчивости)

- Как вы думаете, почему капитан заплакал? (Пережил сильное потрясение, очень испугался за сына)

- Когда вы переживали за мальчика? (Ответы детей)

- Какие черты характера присущи мальчику? (Смелость, обидчивость)

- Почему в конце рассказа ничего не говориться об обезьяне? (Она не главный герой, она только причина случившегося)

4. Работа в группах.

- Проследим за поведением людей на протяжении всего рассказа. Охарактеризуем их поведение.

Ребята делятся на три группы. Первая группа получает задание найти предложения, в которых говорится о поведении людей на палубе. Вторая группа –о поведении мальчика, третья –капитана. Ученики зачитывают предложения, соответствующие заданию и анализируют поведение действующих лиц.

1-я группа

- Сначала люди забавлялись, наблюдая за проделками обезьяны и реакцией мальчика на выходку животного. Никто не ожидал, что может произойти. Затем встревожились и испугались. Когда мальчик прыгнул в воду, матросы не раздумывая бросились его спасать. Взрослые не должны были смеяться над мальчиком, должны были остановить мальчика.

2-я группа:

- Мальчик сначала растерялся. Ему было обидно, что над ним смеются, Мальчик не думал об опасности, которая ему угрожает. Он раззадорился. Оказавшись на краю перекладины, услышав испуганный возглас с палубы, мальчик тоже испугался и не понимал, что ему делать.

Мальчик – вспыльчивый, безрассудный, отважный, гордый, стремился отстоять своё достоинство. Поведение мальчика напрямую связано с поведением людей на палубе: мальчик полез за обезьянкой, чтобы избежать насмешек матросов, ведь он сын капитана,  а над ним все смеялись.

- Что заставило мальчика прыгнуть?  (Крик отца, следует учесть,  что приказ капитана на корабле выполняется беспрекословно и немедленно

3-я группа:

- Отец не растерялся, быстро оценил ситуацию и принял правильное решение. Когда понял, что сын спасён, расплакался. Чтобы никто этого не видел, убежал в каюту.

Капитан – сильный человек, решительный, любящий своего сына.

- Как вы думаете, почему капитан заплакал? ( Он очень испугался за сына.

5. Работа с пословицами.

- Каждая группа выбирает из 3 пословиц те, которые подходят к поведению матросов, мальчика, капитана.

1. Все, что делается на корабле, делается быстро ( Матросы)

  1. 2. Капитан должен думать быстрее скорости своего корабля. ( Капитан) 3. Всякому своя честь дорога.(Мальчик)
    6. Тестовое задания: .
    а)Какие слова подходят для характеристики героя рассказа?  Выберите те, которые считаете главными, объясните свой выбор .

Смелость, желание испытать себя, мальчишеский задор, стремление отстоять своёдостоинство, упрямство, желание покрасоваться, глупость, желание доказать, что он сын капитана

б) Что заставило мальчика совершить прыжок? Правильный вариант подчеркнуть.

- Мальчику было жалко потерянной шляпы;
- Он хотел посоревноваться в силе и ловкости с обезьяной.
- Ему стало обидно из-за смеха матросов. Стремление отстоять свое достоинство

Проверка результатов устно 7. Работа над заглавием рассказа.

- Какой же смысл  вкладывает автор в слово «прыжок»? Какую роль сыграл прыжок?
-Что случилось бы, если мальчик не прыгнул бы в воду?( - Мальчик мог разбиться об палубу.)
- Почему автор назвал своё произведение «Прыжок»?( - Прыжок  спас мальчику жизнь,  прыжок – это поступок, который совершил мальчик. Услышав приказ отца, он не растерялся, он сумел собраться, сгруппироваться. Мальчик  спас свою жизнь и избавил от горя  потери сына своего отца.)

- Прыжок,  как мгновенное падение в бездну страха и решимости,  совершает и отец мальчика, и  может быть,  его «прыжок»,  ещё более страшный, поскольку он, отец,  и  несёт ответственность за сына.

V. Рефлексия
- Какое ваше отношение к герою? 

-Можно ли было избежать этой ситуации? ( - Да, если бы взрослые вовремя остановили мальчика, предусмотрели, что может получиться из этой, казалось бы, смешной ситуации.
- Почему автор написал этот рассказ? Какова идея этого произведения? Чему он нас учит?( Л.Н. Толстой на примере этого рассказа учит нас не делать необдуманных поступков, учиться  управлять собой, своими эмоциями, стараться не замечать насмешек, чтобы не было таких ситуаций.)
Какая пословица подходит к рассказу?

Будь храбр по уму и сердцу.

Гордится отец, что сын — храбрец.

Кому потеха, а мне не до смеха.

Где смекнёт боец, там врагу конец.

VI. Подведение итогов.

- Над каким произведением мы сегодня работали и кто его автор?

- Над чем заставило нас задуматься это произведение?( - Из любого положения, даже самого трудного есть выход, нужно только собраться, найти правильное решение.
-Как вы думаете, почему рассказ называется «Прыжок»? (Прыжок мальчика – это тоже поступок, храбрый поступок. Этим поступком мальчик преодолевает трусость, растерянность. Прыжок спасает его от смерти.) - Какая главная мысль рассказа Л. Н. Толстого «Прыжок»? (Учит не совершать необдуманных поступков; надо очень быстро принимать решения, ведь от этого может зависеть жизнь, учит управлять собой, своими эмоциями.)

- Чтобы взял из рассказа каждый для себя? (Или: какие бы выводы вы сделали для себя?)
- Как вы думаете, мы выполнили задачи, которые поставили перед собой?
(Ученики оценивают свою работу.)

VII. Домашнее задание.
Перечитать рассказ и пересказать его от имени капитана, мальчика или кого-нибудь из матросов (по выбору).



Использованная литература:

1.Бойкина М.В.Технологические карты уроков. Поурочные разработки уроков по литературному чтению для 3 класса. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. / М.В. Бойкина, Н.И. Роговцева, Е.Ю. Федотова. – М.: СПб.: Просвещение, 2013.

2. Крылова. О.Н. Работа с текстом. Чтение. 3 класс. / Составитель О.Н. Крылова. – 8-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.

3. Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению для 3 класса к УМК Климановой Л.Ф. и др. / Автор– М.: ВАКО, 2012.

4. Панкова О. Б. Проверочные работы по литературному чтению: 3 класс/ Составитель Панкова О. Б. - Рекомендовано Российской Академией Образования. – 3-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2013/07/21/konspekt-uroka-po-chteniyu-dlya-3-klassa-lev-tolstoy-pryzhok http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2016/09/12/konspekt-uroka-po-literaturnomu-chteniyu-l-n-tolstoy-pryzhok http://uchitelya.com/literatura/6961-konspekt-uroka-ln-tolstoy-pryzhok-3-klass.html



10






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок литературного чтения в 3 классе "Л.Н. Толстой "Прыжок""

Автор: Балашова Маргарита Валентиновна

Дата: 23.02.2017

Номер свидетельства: 394996

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(245) "Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению. Тема: Определение спряжения глагола по окончанию, Л. Толстой «Прыжок»."
    ["seo_title"] => string(131) "intieghrirovannyiurokporusskomuiazykuilitieraturnomuchtieniiutiemaopriedielieniiespriazhieniiaghlagholapookonchaniiultolstoipryzhok"
    ["file_id"] => string(6) "316858"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460189925"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Урок литературного чтения с использованием технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" "
    ["seo_title"] => string(128) "urok-litieraturnogho-chtieniia-s-ispol-zovaniiem-tiekhnologhii-razvitiie-kritichieskogho-myshlieniia-chieriez-chtieniie-i-pis-mo"
    ["file_id"] => string(6) "235525"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443725116"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(226) "Урок литературного чтения с использованием мультимедийных средств и приёмов технологии РКМЧП  по теме: "Л.Н.Толстой. Акула" "
    ["seo_title"] => string(134) "urok-litieraturnogho-chtieniia-s-ispol-zovaniiem-mul-timiediinykh-sriedstv-i-priiomov-tiekhnologhii-rkmchp-po-tiemie-l-n-tolstoi-akula"
    ["file_id"] => string(6) "234552"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443462751"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Презентация к уроку литературного чтения. Тема Л.Н.Толстой "Детство" "
    ["seo_title"] => string(76) "priezientatsiia-k-uroku-litieraturnogho-chtieniia-tiema-l-n-tolstoi-dietstvo"
    ["file_id"] => string(6) "106918"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1403113696"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе "Л.Н. Толстой "Прыжок""
    ["seo_title"] => string(80) "tiekhnologhichieskaia_karta_uroka_litieraturnogho_chtieniia_v_3_klassie_l_n_tols"
    ["file_id"] => string(6) "446696"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1514274989"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства