Урок литературного чтения "Неповторимый мир поэзии С. Есенина"
Урок литературного чтения "Неповторимый мир поэзии С. Есенина"
Сегодня мы еще раз соприкоснемся с чудесным, неповторимым миром С. Есенина. И пусть эти строчки станут эпиграфом к нашему уроку.: « Я люблю родину, я очень люблю родину!».
Ответьте, пожалуйста на вопрос, над которым вы подумали дома:»С чего начинается Родина?»
Исполняется 1 куплет песни Матусовского. Для каждого из нас Родина начинается с чего- личного. Известные нам поэты: И Бунин, Н Рубцов, К. Бальмонт много раз писали
об этом в своих произведениях. Для одного Родина -это безмятежное небо юга, для другого
-это бескрайняя степь, яркая по весне от бесчисленных цветов, для третьего – таежный лес.
Для нас - малая родина –наш город Мелекесс- Димитровград.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения "Неповторимый мир поэзии С. Есенина"»
2.
Ход урока.
1. Организация детей.
Прозвенел звонок. Урок начинается. Улыбнитесь друг другу и нашим гостям.
Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
Постановка целей урока. Работаем по плану.
3. Сообщение темы урока.
. Сегодня мы еще раз соприкоснемся с чудесным, неповторимым миром С. Есенина . И пусть эти строчки станут эпиграфом к нашему уроку.: « Я люблю родину, я очень люблю родину!» .
Ответьте, пожалуйста на вопрос , над которым вы подумали дома:»С чего начинается Родина?»
Исполняется 1 куплет песни Матусовского. Для каждого из нас Родина начинается с чего- личного. Известные нам поэты: И Бунин, Н Рубцов, К. Бальмонт много раз писали
об этом в своих произведениях. Для одного Родина -это безмятежное небо юга, для другого
-это бескрайняя степь, яркая по весне от бесчисленных цветов, для третьего – таежный лес.
Для нас - малая родина –наш город Мелекесс- Димитровград.
А для Сергея Есенина родина- это село Константиново(ныне Есенино) под Рязанью.
Есенин – великий русский поэт, для которого самым дорогим местом на планете была Русь. Слайд (портрет Есенина)
В этом имени - слово «есень».
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нем от русских песен-
Поднебесье тихие веси,
Сень берез и синь-рассвет.
Что-то есть в нем от весенней грусти,
Юности и чистоты…….
Только скажут -«Сергей Есенин»
Всей России встают черты……Н Браун
.СЛАЙД
Недалеко от Москвы начинается рязанская земля «Страна березового ситца» так называл ее С.Есенин.
Поэт прожил на земле до обидного мало, всего 30 лет. Он писал, что его песня отзовется и останется в людских сердцах. Постараемся и мы увидеть, услышать, прочувствовать мир, созданный поэтом. И порассуждать на тему: «Соприкосновение с поэзией помогло мне…….
Вглядитесь внимательно в портрет Есенина. Что вы можете сказать об этом человеке? Каким он был? О чем писал стихи?
Село Константиново было началом его начал, источником, где он черпал силы и вдохновение. Он был искренне влюблен в природу.
…… Вот простая деревенская изба, низкий дом с голубыми ставнями, старые ветвистые ивы склонились, словно к чему-то прислушиваются. СЛАЙД
Родители хотели видеть в сыне сельского учителя и поэтому отдали его в церковно- учительскую школу, по окончании которой он должен был поступить в Московский
3.
Институт. Но этого не случилось…..
Начал писать он с 9 лет, его стихи схожи с народными сказками, песнями.
Его называют певцом русской природы!
Работа над новым материалом.
Наш урок посвящен творчеству С. Есенина.
Мы отправляемся в мир поэзии.
Сядьте ровно, приготовьте квадратики красного и синего цветов. Я буду читать фрагменты, вы – показывать, стихотворение это или проза.
Русь моя, люблю твои березы!
С первых лет я с ними жил и рос,
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез.
Березку милую, родную издавна считают символом России, символом Родины. Березка воспета в поэзии и в прозе, в музыке, живописи, фольклоре. Россия и береза! Эти два понятия неразделимы.
На поляне, на пригорке,
Под окном, среди полей
Белокурая березка-
Символ родины моей.
Удивительна судьба русской березки. В мирное время она радость, подруга, советчица, а в войну она – воин.
Как вы догадались, где стихотворение, а где рассказ?
Что свойственно поэтическому языку?
Что характерно для прозаической речи?
Учитель : дайте определение жанру_ стихотворение. СЛАЙД
Вывод. Стихотворение- это небольшое произведение, изображающее переживания, чувства человека и имеющее стихотворную форму, т.е. деление строки на ритм и рифму.
4. Что такое поэзия? Зачитаем значение этого слова из словаря Ожегова.
В этом словаре собрано и объяснено более 70 тысяч слов. В мире поэзии эти слова
встают в определенный строй и мы слышим прекрасные поэтические творения. Словарь всегда должен быть под рукой, ведь если в тексте встретятся непонятные слова, то их значение всегда можно уточнить.
Поэзия – это стихи. Это произведения, написанные стихами. Это красота.
Поэт-автор стихотворных поэтических произведений.
4.
Признаки стихотворения.
Речевая зарядка.
Прочитайте слова, написанные на доске. Похожи они на стихотворения? Если да, то почему?
Шум, блеск, всплеск, гам,
Гром, треск, плеск, трам.!
Похожи.
Совершенно верно, это стихотворение, один из признаков - рифма.
Что такое рифма? 7
Рифма- созвучие концов стихотворных строк.
Строфа – часть стихотворения, объединяющаяся ритмически и по содержанию.
Природа в произведениях Есенина очеловечена, до всего как - будто можно дотронуться, дотянуться.
ПРОСЛУШИВАНИЕ ГРАМЗАПИСИ «УТРО». СЛАЙД.
-Послушайте произведение Э, Грига, при изучении какой темы мы уже обращались к нему? Что заставило нас вернуться к этой музыке? Как звучит мелодия?
Да, стихотворение называется «С добрым утром»
Музыка тихая, сонная мелодия, переходящая в более громкую. Нежная, тихая, передающая влюбленность в мир.
Как вы думаете, к кому обращено приветствие «С добрым утром»?
Можете вы что-то сказать о настроении поэта, не читая стихотворения?
( На уроке пользуемся словарем настроений)
Послушайте стихотворение и скажите, что увидел рано утром автор?
Анализ стихотворения.
Понравилось вам стихотворение? Чем?
Какие картины рисует поэт? Из каких образов, предметов они складываются?
При помощи каких средств художественной выразительности автор описал нам этот
уголок природы?
Средства художественной выразительности.
Эпитеты ДАЕМ ОПРЕДЕЛЕНИЕ, СЛАЙД
Метафоры
Олицетворения
Сравнения
Повторы
6.
Чтение стихотворения учащимися.(вполголоса)
Какие мысли и чувства возникли у вас? Что вы можете сказать о мелодии стихотворения?
(мажорная, светлая)
Всегда ли эта мелодия звучит одинаково?
Каждая строфа звучит по-своему.
Является ли стихотворение лиричным? Почему так считаете?.А сейчас будем еще раз читать это стихотворение и попробуем понаблюдать за картинами, которые рисует поэт с помощью слов; постараемся увидеть их краски, услышать звуки природы.
Повторное чтение по строфам.
Чтение 1-ой строфы.
Вопросы после прочтения 1-ой строфы.
Какую картину вы представили?
Поэт говорит, что звезды «задремали». Как вы думаете, почему?
Какой эпитет выбрал поэт для звезд?(золотые, слабо мерцают на фоне светлеющего неба)
Встречались ли вам слова-синонимы?
(заводь – затон)
На доске - затон- заводь, залив в реке или озере с замедленным движением.
Почему поэт говорит о нем как о зеркале? (затон похож на зеркало цветом, блеском, способностью отражать) метафоры : зеркало затона, горят росы, сетку небосклона)
Отчего зеркало задрожало? (подул легкий ветерок)
Как Есенин говорит о свете? ( брезжит---чуть светится)
В каком темпе следует читать это четверостишие? Почему?
(все только просыпается, поэтому надо читать медленно)
7.
Прочитаем.
Чтение 2-ой строфы. Вопросы после прочтения.
Какую картину вы представили , прочитав эту строфу?
Уже посветлело, солнце поднимается над горизонтом,
( поэт обращает взгляд на березки)
С чем поэт сравнивает ветви березы? (длинные ветви сравнивает с косами девушек)
Зеленые сережки помогают представить начало лета, сережки слово многозначное_ это женское украшение, укрепляет сравнение березки с девушкой.
Какое слово указывает, что березки рады наступлению утра?
Можно ли по этой строфе судить о том, как поэт относится к березкам?
С какой интонацией нужно читать эту строфу стихотворения?
Ласково, громко, любуясь
Прочитем.
Чтение 3-ей строфы. Вопросы после прочтения.
Есть ли что-то сказочное в этих строчках?
Кого вы видите перед собой? ( Крапиву, девушку- модницу)
Как понимаете слово «плетень»---изгородь, сплетенная из веток.
Какой поэт рисует крапиву?
Если бы у неё было личико, какое было бы его выражение? ( улыбка, глазки с хитринкой)
Почему автор говорит, что крапива шепчет?
С какой интонацией нужно читать эту строфу?(эмоционально, выделить голосом именно эту строфу, читать быстрее, чем предыдущие строфы)
Как нужно читать последнюю строфу? Будет ли чтение похоже на то, как вы читаете название стихотворения?
Нет, интонация должна быть разной, название относится ко всей природе, которая просыпается и приветствует. А последняя строка –это шепот крапивы, нужно передать её характер)
А теперь,поговорив о том, с какой интонацией нужно читать каждую строфу,выразительно прочитайте это стихотворение
Физминутка.
Вопросы учителя.
Упоминается ли в стихотворении о ветре? А ощущаем ли мы его присутствие? Какие слова нам помогают в этом?
Учитель Для Есенина природа –вечная красота, Родившись в «краю березовом», на рязанской земле, поэт как бы говорит нам :»Остановитесь на мгновение, посмотрите вокруг себя, на окружающий нас мир земной красоты»
Рефлексия.
Сейчас немного отдохнем. Каждая группа получит лепесток ромашки. Оживим ромашку,
поговорим с ней.
1. Береза белая под моим окном….
2. Я покинул родимый дом
Голубую оставил Русь….
3.Синий плат небес…
Стелется синею рясою….
4.Шелестят зеленые сережки….
5. Подымалась красная зорюшка…
6. Ветви золотистые, что кудри завила…
7 Бежит , струится маленький, серебряный ручей…
Вот видите, ребята, как многообразна цветовая гамма стихов Есенина. Не только удивительными красками, но и необыкновенными звуками наполнены Есенинские строки( звон ручья , шелест листьев, шепот трав…)
А еще я слышу в поэзии Есенина Особый Звон. И может быть этот звон всколыхнул душу современного поэта и композитора А.Морозова, создавшего песню»Малиновый звон»
Вслушайтесь в слова и музыку, и постарайтесь найти строки, созвучные поэзии Сергея Есенина,
Звучит песня А, Морозова «Малиновый звон»
Стихи Есенина наполнены особым ароматом. Попробуйте составить букет из строчек его стихотворений.
Черемуха душистая
С весною расцвела….
Пахнет ромашкой и медом от ос….
Я по первому снегу бреду
В сердце ландыши вспыхнувших сил…
Словно яблоневый цвет седина
У отца пролилась в бороде..
Ах, колокольчик! Твой ли пыл
Мне в душу песней позвонил…
И рассказал, что васильки
Очей любимых далеки..
Вот какой замечательный букет у нас получился, Я думаю, что он очень бы понравился поэту.
9.
ИТОГ УРОКА,
А сейчас мне бы очень хотелось услышать ваше отношение к поэзии Есенина
Начнем рассуждение с ключевых слов:..
СОПРИКОСНОВЕНИЕ С ПОЭЗИЕЙ ПОМОГЛО МНЕ………………..
Мое настроение в конце урока.
Домашнее задание.
Выучить стихотворение наизусть.
Написать маленькое сочинение «Соприкосновение с поэзией помогло мне……
Выразительно прочитать и нарисовать иллюстрацию к понравившимся строчкам стихотворения.
1.
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Цели:
Продолжить знакомство с творчеством С.А. Есенина.
Учить анализировать лирическое произведение, находить средства художественной выразительности , с помощью которых поэт выражает свои чувства к Родине, к природе родного края.
Воспитывать любовь к Родине, к России, к русской природе.
Задачи урока.
Образовательные задачи:
Формировать информационную компетентность через проведение анализа произведения в соответствии с поставленной задачей;
формировать умение работать с книгой, с толковым словарем и другими источниками информации.
2.Формировать нравственную компетентность через анализ произведения,
направленный на выявление смыслового ядра текста.
Воспитательные задачи:
1. Содействовать в ходе урока формированию следующих качеств: доброта,
Любовь к Родине- России, любовь к русской природе.
2. Содействовать эстетическому воспитанию учащихся ( продолжить знакомство с произведениями Э. Грига, с произведениями современных композиторов).
Развивающие задачи:
1. Развивать умение выделять главное в изучаемом произведении.
2. Учить преодолевать трудности в учении, используя творческие задания.
3. Развивать познавательные интересы школьников.
4.Формировать коммуникативную компетентность через умение вести диалог, обосновывать свою точку зрения, способность работать в паре, в группе, способность к публичному выступлению.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Музыка Грига.
Песня Матусовского «С чего начинается Родина?»
Песня А. Морозова « Малиновый звон».
Иллюстрации: дом Есенина, природа весной, русские пейзажи.
Использование названия произведения, его жанра, контрольных вопросов учителя.
Использование иллюстраций для нахождения олицетворения, эпитетов, метафор.
Применение опорных схем, помогающих составить собственные
высказывания.
Соотнесение с собственным жизненным опытом.
Использование заданий, обучающих словесному иллюстрированию.
Использование вопросов и заданий , развивающих умения творчески интерпретировать полученную информацию, усваивая не только фактическое содержание литературного произведения, но также подтекст и идейный замысел.
Работа над выразительным чтением поэтического произведения