Литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство
Адресация
Учащиеся начальной школы
Тип проекта
Поисково-исследовательский, творческий
Участники проекта
Педагог, дети, родители.
Обоснование темы
Выбранного проекта
В течении долгого времени на различных уроках - литературы, окружающего мира, трудового обучения, изобразительного искусства и во внеурочное время выполняли различные виды творческих работ. И все они были посвящены этому удивительному времени года - осени. Но осень у всех разная… Так почему Госпожа Осень бывает разной?
Цель проекта
Исследовать, какими средствами и приемами пользуются поэты, художники, создавая образы природы и природных явлений
Задачи проекта
*Найти и прочитать произведения об осени
*Научиться извлекать необходимую информацию, анализировать и использовать её для решения поставленной задачи.
*Нарисовать осенние рисунки с разным настроением
*Сочинить стихотворение о «своей» осени.
*Развивать умение наблюдать и сравнивать, выделять существенное и делать выводы.
*Учиться сотрудничеству в групповой деятельности, рефлектировать свою деятельность
Методика исследования
-Вводная презентация. Определение цели и задач проекта
-Деление на группы исследователей (Поэты, Художники, Музыканты)
-Мониторинг исходных знаний: заполнение в группах карты ЗНАЮ-ИНТЕРЕСУЮСЬ-МОГУ
-заполнение вопросного листа побуждений
-Распределение обязанностей в группах
-Создание журнала участника проекта
2 этап: основной.
Выполнение заданий в группах:
-поиск информации (найти и прочитать стихотворения русских поэтов об осени, провести наблюдения во время экскурсии)
- анализ информации (определить настроение автора собственное настроение, выделить выразительные средства (цвета), способные передавать различное настроение и чувства),
-создание продукта : подготовить чтение стихотворения, нарисовать иллюстрации, сочинить стихотворение, приготовить стихотворение для выступления
-Проверочная работа (использование подготовленных дидактических материалов)
-заполнение журнала участников проекта, проверочного листа продвижения 3 этап: заключительный.
-заполнение листа самооценки журнала участника проекта
-итоговая самооценка групп
-обобщающая оценка работы
-представление информации- отчета на творческом концерте-конференции с приглашением учителей, родителей, учеников
-заполнение листа-рефлексии
-Коррекция схемы ЗНАЮ-ИНТЕРЕСУЮСЬ-МОГУ. Вывод о достижении задач проекта.
-Отзыв о работе других.
Планируемый результат
После завершения проекта учащиеся смогут повысить интерес к чтению, развить творческие и познавательные способности средствами анализа и иллюcтрации произведений о природе. Найдут в тексте выразительные средства, определяющие настроение, передаваемое автором. Создадут иллюстрации с различным настроением к стихотворениям об осени, создадут собственное произведение. Научатся работать в группе, принимать позицию другого.
Ход мероприятия:
Презентация «Осенние мотивы»
Если на деревьях
листья пожелтели,
Если в край далекий
птицы улетели.
Если небо хмурое,
Если дождик льется,
Это время года
осенью зовется!
Незаметно к нам в гости заглянула Госпожа Осень! Заглянула да и задержалась… Друзья, а какая она, осень? Любите ли вы это время года? Чтобы ответить на этот вопрос, приглашаю вас участвовать в проекте, который поможет ближе познакомиться с нашей гостьей, прислушаться и присмотреться, чтобы понять ее.
В волшебной стране Госпожи Осени можно почувствовать разное настроение. Включайтесь в соревнование с командами из других школ, чтобы узнать, какой бывает осень, по мнению разных людей. Командам предстоит проявить настойчивость, сотрудничество, творчество. Но Госпожа Осень долго ждать не может, эта гостья задержалась не навсегда... Поэтому смелее отправляемся знакомиться с ней!!!
(Такими словами был дан старт проектной деятельности)
1. Актуализация знаний.
Над землей туман клубится,
Вяжет сети паучок.
Вот и рыжая лисица
Красит листья в жёлтый цвет.
Красит рыжим, алым, синим,
Разбавляет краску ливнем.
Отгадать загадку просим:
Кто лисица эта?
- Осень !
- По каким признакам узнали это время года?
- Почему осень сравнивают с лисицей?
- У кого из поэтов есть подобное сравнение?
- Д. Кедрин " Осенняя песня"
- Чёрно - бурою лисицею под горой улёгся лес.
- Ребята, мы в течении долгого времени на различных уроках - литературы, окружающего мира, трудового обучения, изобразительного искусства и во внеурочное время выполняли различные виды творческих работ. И все они были посвящены этому удивительному времени года – осени.
- Ребята, а как вы считаете, почему мы так заинтересовались данной работой?
- Что заставило нас попробовать свои силы в роли художников, поэтов, издателей и фотокорреспондентов?
-В литературе встретились очень красивые поэтические произведения. На уроках рисования, трудового обучения выполняли различные работы!
- Ребята, я предлагаю продолжить исследования и попытаться проникнуть в некоторые тайны искусства. Наполнить себя красотой и поделиться с другими.
2. Работа по теме проекта.
Отчёт группы «Литераторы»
Проблемный вопрос для группы «Литераторы»:
-Какое настроение может вызывать стихотворение об осени?
Цели исследования:
Подобрать стихотворения русских писателей об осени. Определить настроение, передаваемое автором. Найти выразительные средства, помогающие передать соответствующее настроение. Сочинить собственное стихотворение о "своей" осени.
Результаты исследования:
А.С.Пушкин «Осень» (отрывки из стихотворения)
Федор Иванович Тютчев "Есть в осени первоначальной..."
-Но вместе с тем, авторы подают надежду на возрождение жизни с новой весной и теплые воспоминания о прошедшем лете.
-Слова творят чудеса, словами можно передать различное настроение, разные чувства. Осень такая разная, каждый автор видит ее по-своему, особенно.
-Чувства переданы с помощью эпитетов (пышное увяданье, прощальная, золотые, багряные, прозрачные, голые, янтарный, сказочный, погребенная, тощая...), олицетворений (перелистывает, сравнений и метафор (точно терем, тихая вдова, что оконца, реже смеется, дохнул хлад, сокровищ каталог...)
-А вот стихотворение о нашей осени, которую мы видим чуть печальной, но очень нежной, красивой и спокойной.
Осень. Желтый клен совсем опал.
Бродят лоси осторожно вдоль лесов и по полям.
Улетели птицы к югу, чтобы спрятаться от вьюги.
Всё в природе засыпает и молчаньем поражает.
(Горячева Виктория)
Отчёт группы «Художников»
Учитель:- Не только поэты, но и художники в разное время создавали замечательные картины, изображая осень.
- Осень - искусная чародейка с богатой палитрой красок. Такого разнообразия и буйства цвета нет ни у одного времени года.
-Это всё завораживает, пленит, очаровывает. Испытываешь необъяснимое счастье и лёгкую грусть.
(Три картины: Левитан, Поленов, Остроухов)
Выступления детей:
1.Илья Семенович Остроухов (1887г.) изобразил два старых клена и несколько тоненьких молодых деревьев, опавшие ажурные кленовые листья. В глубине все сливается с ярким золотом осенней листвы. Всё пронизано лёгкой туманной дымкой. Лес засыпает, но он живой. Сороки скачут по дорожке. Мы как - бы оказались в самой чаще леса.
2. Василий Дмитриевич Паленов (1893г.)
Мы видим излучину реки, высокий берег, поросший лесом, и даль до самого горизонта. Нежарко греет осеннее солнце. Его мягкие лучи озаряют всё вокруг спокойным, ровным светом. Поляна с протоптанной тропинкой, молодые берёзки в золотых одеждах, кое - где краснеют листья осени. Очень хочется побродить по этой дорожке, подышать осеннем воздухом.
3. Левитан изобразил неширокую речку, спокойно несущую свои воды меж невысоких берегов. Слева - берёзовая роща, справа - лишь отдельные деревья, вдали - осенние леса. Небо синее, ясное, покрытое легкими облаками. Прохладный день рождает ощущение бодрости и покоя.
Учитель:
- Что объединяет все картины?
- Есть ли сходство в описании природы поэтами и художниками?
- Что изображали вы на своих рисунках?
(Демонстрация работ)
Отчёт группы «Музыканты»
- Природа и музыка - эти два слова просто неотделимы друг от друга и чем - то очень похожи.
-Наши исследования были бы не столько яркими, если бы мы не обратились к творчеству русского композитора П.И.Чайковского.Чудесные картины русской природы не могли не найти отклика в чуткой душе музыканта.
Слушаем музыку. (Анализ услышанного).
Фортепианные пьесы "Времена года" композитор писал в течение 1876 года. У каждого времени года своя музыка. И мелодии любого месяца хороши по - своему. Осень радует нас спелыми сочными красками деревьев. Музыка осени сначала праздничная и величавая. Но полетают дни за днями, и щедрый темп урожая сменяют чуть грустные напевы. Улетают птицы, облетает листва. И задумчивая мелодия осени очаровывает нас своей неповторимой багряной красой.
- " Времена года" являются любимейшими произведениями музыкантов и слушателей. Композитор писал о природе так, что мы слушая его произведения, ощущаем, видим живые чудеса природы, сказочную, не увядающую красоту земли.
-На уроках музыки мы познакомились с двумя разными по характеру песнями.
Вспомним их.
"Наступила осень".
"Скворушка прощается".
Нам было интересно сфотографировать вокруг себя осенние пейзажи.
Вот работы наших фотокорреспондентов.
(Презентация)
- В нашем селе живут удивительные люди, среди которых есть поэты и художники. Я хочу познакомить Вас с поэтическим творчеством педагога музыкальной школы Н.В.Орловой.
На осинах листья забагрянились,
Птицы кружат стаями над полем,
И седое небо затуманилось,
Грустная пора природы – межзсезонье.
Из окна смотрю на лес задумчивый –
Разрисован кистью акварельной:
Яркими мазками пожелтелыми,
Нежною пурпурную пастелью.
Чуден лес своею кроткой свежестью,
Запах осени повсюду слышен.
Ветерок холодный чуть колышется,
Листопадом кружится над крышей.
Благодать в душе – печаль прощальная,
Скоро красота эта завянет…
А пока, любуясь, наслаждаемся –
Лес осенний так к себе и манит.
Низко – низко небо наклоняется,
Наливаясь, тучи тяжелеют.
И прольется дождик моросящий
Над рекой и полем порыжелым.
Засверкали кистями рябинушки,
И заплакали так горестно березы,
Рано облетели от холода их листья,
Расплескав по ветру капли - слезы.
3. Вывод:
- Ребята, вы создали удивительную красоту - словом, рисунком, фотографией, поделками. Действовали как настоящие художники. Писатели, поэты, живописцы передают нам своё впечатление от того, что их особенно поразило, заставило затрепетать сердце.
- Как воздействует на человека поэзия, живопись, музыка?
- Облагораживает душу, делает человека красивее, учит видеть красоту окружающего мира его хрупкость, быстротечность.
"Я сорвал цветок, и он увял.
Я поймал мотылька, и он умер у меня на ладоши.
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем!"
- Как вы понимаете эти слова?
- Подлинная культура - она хранится в душе, становится ценностью человека и не срывается, не уносится с собой, не укладывается в рощах, в охапку. Красота мира принадлежит всем людям. Запечатлеть красоту в душе, запомнить её, носить в сердце- это высшее проявление культуры человека.
- Чему научились мы, работая над этим проектом?
- Всё ли мы узнали?
-Какую цель поставим на следующую осень?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проектная работа "Такая разная осень". 2класс »
Методический паспорт исследовательского проекта.
Структура
Содержание
Тема
"Такая разная осень!"
Учебный предмет
Литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство
Адресация
Учащиеся начальной школы
Тип проекта
Поисково-исследовательский, творческий
Участники проекта
Педагог, дети, родители.
Обоснование темы
Выбранного проекта
В течении долгого времени на различных уроках - литературы, окружающего мира, трудового обучения, изобразительного искусства и во внеурочное время выполняли различные виды творческих работ. И все они были посвящены этому удивительному времени года - осени. Но осень у всех разная… Так почему Госпожа Осень бывает разной?
Цель проекта
Исследовать, какими средствами и приемами пользуются поэты, художники, создавая образы природы и природных явлений
Задачи проекта
*Найти и прочитать произведения об осени *Научиться извлекать необходимую информацию, анализировать и использовать её для решения поставленной задачи. *Нарисовать осенние рисунки с разным настроением *Сочинить стихотворение о «своей» осени. *Развивать умение наблюдать и сравнивать, выделять существенное и делать выводы. *Учиться сотрудничеству в групповой деятельности, рефлектировать свою деятельность
Методика исследования
1 этап: подготовительный.
-Вводная презентация. Определение цели и задач проекта -Деление на группы исследователей (Поэты, Художники, Музыканты) -Мониторинг исходных знаний: заполнение в группах карты ЗНАЮ-ИНТЕРЕСУЮСЬ-МОГУ
-заполнение вопросного листа побуждений
-Распределение обязанностей в группах
-Создание журнала участника проекта
2 этап: основной.
Выполнение заданий в группах:
-поиск информации (найти и прочитать стихотворения русских поэтов об осени, провести наблюдения во время экскурсии)
- анализ информации (определить настроение автора собственное настроение, выделить выразительные средства (цвета), способные передавать различное настроение и чувства),
-создание продукта : подготовить чтение стихотворения, нарисовать иллюстрации, сочинить стихотворение, приготовить стихотворение для выступления
-Проверочная работа (использование подготовленных дидактических материалов)
-заполнение журнала участников проекта, проверочного листа продвижения 3 этап: заключительный.
-заполнение листа самооценки журнала участника проекта
-итоговая самооценка групп
-обобщающая оценка работы
-представление информации- отчета на творческом концерте-конференции с приглашением учителей, родителей, учеников
-заполнение листа-рефлексии
-Коррекция схемы ЗНАЮ-ИНТЕРЕСУЮСЬ-МОГУ. Вывод о достижении задач проекта.
-Отзыв о работе других.
Планируемый результат.
После завершения проекта учащиеся смогут повысить интерес к чтению, развить творческие и познавательные способности средствами анализа и иллюcтрации произведений о природе. Найдут в тексте выразительные средства, определяющие настроение, передаваемое автором. Создадут иллюстрации с различным настроением к стихотворениям об осени, создадут собственное произведение. Научатся работать в группе, принимать позицию другого.
Ход мероприятия:
Презентация «Осенние мотивы»
Если на деревьях
листья пожелтели,
Если в край далекий
птицы улетели.
Если небо хмурое,
Если дождик льется,
Это время года
осенью зовется!
Незаметно к нам в гости заглянула Госпожа Осень! Заглянула да и задержалась… Друзья, а какая она, осень? Любите ли вы это время года? Чтобы ответить на этот вопрос, приглашаю вас участвовать в проекте, который поможет ближе познакомиться с нашей гостьей, прислушаться и присмотреться, чтобы понять ее.
В волшебной стране Госпожи Осени можно почувствовать разное настроение. Включайтесь в соревнование с командами из других школ, чтобы узнать, какой бывает осень, по мнению разных людей. Командам предстоит проявить настойчивость, сотрудничество, творчество. Но Госпожа Осень долго ждать не может, эта гостья задержалась не навсегда... Поэтому смелее отправляемся знакомиться с ней!!!
(Такими словами был дан старт проектной деятельности)
1. Актуализация знаний.
Над землей туман клубится,
Вяжет сети паучок.
Вот и рыжая лисица
Красит листья в жёлтый цвет.
Красит рыжим, алым, синим,
Разбавляет краску ливнем.
Отгадать загадку просим:
Кто лисица эта?
- Осень !
- По каким признакам узнали это время года?
- Почему осень сравнивают с лисицей?
- У кого из поэтов есть подобное сравнение?
- Д. Кедрин " Осенняя песня"
- Чёрно - бурою лисицею под горой улёгся лес.
- Ребята, мы в течении долгого времени на различных уроках - литературы, окружающего мира, трудового обучения, изобразительного искусства и во внеурочное время выполняли различные виды творческих работ. И все они были посвящены этому удивительному времени года – осени.
- Ребята, а как вы считаете, почему мы так заинтересовались данной работой?
- Что заставило нас попробовать свои силы в роли художников, поэтов, издателей и фотокорреспондентов?
-В литературе встретились очень красивые поэтические произведения. На уроках рисования, трудового обучения выполняли различные работы!
- Ребята, я предлагаю продолжить исследования и попытаться проникнуть в некоторые тайны искусства. Наполнить себя красотой и поделиться с другими.
2. Работа по теме проекта.
Отчёт группы «Литераторы»
Проблемный вопрос для группы «Литераторы»:
-Какое настроение может вызывать стихотворение об осени?
Цели исследования:
Подобрать стихотворения русских писателей об осени. Определить настроение, передаваемое автором. Найти выразительные средства, помогающие передать соответствующее настроение. Сочинить собственное стихотворение о "своей" осени.
-Но вместе с тем, авторы подают надежду на возрождение жизни с новой весной и теплые воспоминания о прошедшем лете.
-Слова творят чудеса, словами можно передать различное настроение, разные чувства. Осень такая разная, каждый автор видит ее по-своему, особенно.
-Чувства переданы с помощью эпитетов (пышное увяданье, прощальная, золотые, багряные, прозрачные, голые, янтарный, сказочный, погребенная, тощая...), олицетворений (перелистывает, сравнений и метафор (точно терем, тихая вдова, что оконца, реже смеется, дохнул хлад, сокровищ каталог...)
-А вот стихотворение о нашей осени, которую мы видим чуть печальной, но очень нежной, красивой и спокойной.
Осень. Желтый клен совсем опал.
Бродят лоси осторожно вдоль лесов и по полям.
Улетели птицы к югу, чтобы спрятаться от вьюги.
Всё в природе засыпает и молчаньем поражает.
(Горячева Виктория)
Отчёт группы «Художников»
Учитель:- Не только поэты, но и художники в разное время создавали замечательные картины, изображая осень.
- Осень - искусная чародейка с богатой палитрой красок. Такого разнообразия и буйства цвета нет ни у одного времени года.
-Это всё завораживает, пленит, очаровывает. Испытываешь необъяснимое счастье и лёгкую грусть.
(Три картины: Левитан, Поленов, Остроухов)
Выступления детей:
1.Илья Семенович Остроухов (1887г.) изобразил два старых клена и несколько тоненьких молодых деревьев, опавшие ажурные кленовые листья. В глубине все сливается с ярким золотом осенней листвы. Всё пронизано лёгкой туманной дымкой. Лес засыпает, но он живой. Сороки скачут по дорожке. Мы как - бы оказались в самой чаще леса.
2. Василий Дмитриевич Паленов (1893г.)
Мы видим излучину реки, высокий берег, поросший лесом, и даль до самого горизонта. Нежарко греет осеннее солнце. Его мягкие лучи озаряют всё вокруг спокойным, ровным светом. Поляна с протоптанной тропинкой, молодые берёзки в золотых одеждах, кое - где краснеют листья осени. Очень хочется побродить по этой дорожке, подышать осеннем воздухом.
3. Левитан изобразил неширокую речку, спокойно несущую свои воды меж невысоких берегов. Слева - берёзовая роща, справа - лишь отдельные деревья, вдали - осенние леса. Небо синее, ясное, покрытое легкими облаками. Прохладный день рождает ощущение бодрости и покоя.
Учитель:
- Что объединяет все картины?
- Есть ли сходство в описании природы поэтами и художниками?
- Что изображали вы на своих рисунках?
(Демонстрация работ)
Отчёт группы «Музыканты»
- Природа и музыка - эти два слова просто неотделимы друг от друга и чем - то очень похожи.
-Наши исследования были бы не столько яркими, если бы мы не обратились к творчеству русского композитора П.И.Чайковского.Чудесные картины русской природы не могли не найти отклика в чуткой душе музыканта.
Слушаем музыку. (Анализ услышанного).
Фортепианные пьесы "Времена года" композитор писал в течение 1876 года. У каждого времени года своя музыка. И мелодии любого месяца хороши по - своему. Осень радует нас спелыми сочными красками деревьев. Музыка осени сначала праздничная и величавая. Но полетают дни за днями, и щедрый темп урожая сменяют чуть грустные напевы. Улетают птицы, облетает листва. И задумчивая мелодия осени очаровывает нас своей неповторимой багряной красой.
- " Времена года" являются любимейшими произведениями музыкантов и слушателей. Композитор писал о природе так, что мы слушая его произведения, ощущаем, видим живые чудеса природы, сказочную, не увядающую красоту земли.
-На уроках музыки мы познакомились с двумя разными по характеру песнями.
Вспомним их.
Наступила осень.
1.Наступила после лета осень, осень.
Мы её о разных красках спросим, спросим.
Закружился в небе листопад,
Снова листики с дерев летят,
Расставаться с летом очень жаль.
Улетают птицы вдаль.
Припев: Осень, осень, раз, два, три,
Ты нам краски подари,
Краски радуги-дуги
Яркие, цветные.
Осень, осень, раз, два, три,
Ты нам краски подари,
Чтоб смогли раскрасить мы
Листья и в лесу грибы.
2.С неба льётся чаще, чаще
Дождик, дождик.
Мы раскроем поскорее зонтик, зонтик.
Плачут тучи-тучки кап-кап-кап
Лица грустные у мам и пап,
Лица грустные у детворы
От осенней, слякотной поры.
Припев /тот же/
Скворушка прощается.
Слова М. Ивенсен
Музыка Т. Попатенко
1. Осень-непогодушка,
Тополь пожелтел.
Вдруг на ветке скворушка
Песенку запел.
Припев:
Ветка чуть качается,
Дождик не кончается,
С нами старый скворушка
До весны прощается.
2. В путь-дорогу дальнюю
Скворушке лететь.
Песенку прощальную
Как ему не спеть?
Припев.
3. Где ты солнце вешнее,
Ясный небосвод?
Над пустой скворечнею
Скворушка поёт.
Припев.
Нам было интересно сфотографировать вокруг себя осенние пейзажи.
Вот работы наших фотокорреспондентов.
(Презентация)
- В нашем селе живут удивительные люди, среди которых есть поэты и художники. Я хочу познакомить Вас с поэтическим творчеством педагога музыкальной школы Н.В.Орловой.
На осинах листья забагрянились,
Птицы кружат стаями над полем,
И седое небо затуманилось,
Грустная пора природы – межзсезонье.
Из окна смотрю на лес задумчивый –
Разрисован кистью акварельной:
Яркими мазками пожелтелыми,
Нежною пурпурную пастелью.
Чуден лес своею кроткой свежестью,
Запах осени повсюду слышен.
Ветерок холодный чуть колышется,
Листопадом кружится над крышей.
Благодать в душе – печаль прощальная,
Скоро красота эта завянет…
А пока, любуясь, наслаждаемся –
Лес осенний так к себе и манит.
Низко – низко небо наклоняется,
Наливаясь, тучи тяжелеют.
И прольется дождик моросящий
Над рекой и полем порыжелым.
Засверкали кистями рябинушки,
И заплакали так горестно березы,
Рано облетели от холода их листья,
Расплескав по ветру капли - слезы.
3. Вывод:
- Ребята, вы создали удивительную красоту - словом, рисунком, фотографией, поделками. Действовали как настоящие художники. Писатели, поэты, живописцы передают нам своё впечатление от того, что их особенно поразило, заставило затрепетать сердце.
- Как воздействует на человека поэзия, живопись, музыка?
- Облагораживает душу, делает человека красивее, учит видеть красоту окружающего мира его хрупкость, быстротечность.
"Я сорвал цветок, и он увял.
Я поймал мотылька, и он умер у меня на ладоши.
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем!"
- Как вы понимаете эти слова?
- Подлинная культура - она хранится в душе, становится ценностью человека и не срывается, не уносится с собой, не укладывается в рощах, в охапку. Красота мира принадлежит всем людям. Запечатлеть красоту в душе, запомнить её, носить в сердце- это высшее проявление культуры человека.