Урок литературного чтения : Л Н Толстой "Лев и собачка"
Урок литературного чтения : Л Н Толстой "Лев и собачка"
Урок способствует развитию у детей чувства сострадания, ответственности,любви к братьям нашим меньшим.На уроке расширили знания о великом русском писателе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения : Л Н Толстой "Лев и собачка"»
МКОУ «Кореневская средняя общеобразовательная школа №1, им В.Крохина.
Урок литературного чтения, проведенный в 3 «В» классе
Тема урока: Л. Н. Толстой. « Лев и собачка»
Учитель: Третьякова Н.Н.
2016-2017 уч год.
Цели урока: обучать выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств ,заложенных автором в произведении, а также для выражения собственного отношения читающего к изображенным событиям, героям и их поступкам; раскрытие трагедийного смысла рассказа «Лев и собачка» ;пробуждение чувств любви и доброты к братьям нашим меньшим.
Планируемые результаты:
Предметные : прогнозировать содержание произведения,понимать главную мысль произведения;
Метапредметные:формулировать учебные задачи урока,планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока,оценивать свою работу на уроке,осмыслять нравственные уроки,работать с текстом,отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника,взаимодействовать в паре.
Личностные:осмыслять понятия благородство,дружба,понимание,сочувситвие,проявлять интерес к произведениям Л.Н.Толстого.
Оборудование: портрет Л.Н.Толстого, выставка книг Л.Н. Толстого,карточки с текстом речевой разминки(см. примечание),презентация.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Создание ситуации успеха.
-Учитель: Доброе утро ,дорогие ребята! Дети я думаю вы знаете,что человека украшает улыбка? Улыбнитесь друг другу. Пусть это утро несет нам радость общения ,наполнит наши сердца благородными чувствами .
Ребята ,прочитайте фразу ,записанную на доске : «Чтобы поверить в добро ,надо начать делать его»
Л. Н. Толстой.
- Как вы понимаете это высказывание? Пусть эти слова будут девизом нашего урока.
-Обратите внимание на автора. Это Л.Н. Толстой.
-Посмотрите на выставку книг. Кто их автор?
- Мы уже многое знаем об этом писателе. Давайте всмотримся в его глаза. Ведь говорят глаза - зеркало души. Какие они у Льва Николаевича?(слайд ) (добрые, внимательные, мудрые) (1м 11с)
- Молодцы!(доклад 1м. 27 с.) (Слайды с Толстым)
- Итак, я вновь говорю: «Здравствуй, замечательный русский писатель Л.Н. Толстой!
3.Речевая разминка
-Ребята, у вас на столах есть стихотворение. Прочитайте его про себя, соблюдая все знаки.
-Как вы думаете каким тоном мы будем читать это стихотворение? (Грустно печально)
-Почему?
- А сейчас прочитайте стихотворение вслух, соблюдая выбранную интонацию.
4.Эмоциональный настрой
- В последнее время на улицах городов и сел все больше стало появляться бездомных собак.
-Как вы думаете почему?
(Безответственность людей, надоела…)
Бездомная собака - брошенный друг. Друг, которого предали, довели до отчаяния, озлобления.
Дети, у многих из вас есть собака. Это мы видим на фотографиях, которые вы приготовили для сегодняшней выставки.
-Кто желает рассказать о своем питомце? (Рассказ детей)
-А знаете ли вы ребята, что собака живет рядом с человеком шесть тысячелетий. Это первое приученное им животное.
-Дети, а кто из вас был в зоопарке?
-Вы видели льва?
-Что вы знаете об этом животном? (слайд льва) (доклад) 1м 20 с
-Ребята, а как вы думаете. Лев мог бы дружить с собакой
-Как правило, такой дружбы не бывает.
-Но вы знаете, что всегда есть исключение из правил.(видеоролик о дружбе тигра и козла)
Вот о таком случае мы сегодня узнаем.
-Вы наверное уже догадались с каким произведением мы сегодня будем знакомиться.
5.Формулировка темы урока
-Перед тем, как вы послушаете эту историю мы поработаем над сложными словами и вместе раскроем значение этих слов.
6.Словарная работа
На доске:
Зверинец – место, где в клетках содержат зверей
Барин-богатый человек, который имеет прислугу
Ощетинился – поднял шерсть на спине, готовился к защите, нападению
Бился - ударился, совершил резкие движения
Метался- беспокойно двигался из стороны в сторону
Издохла – умерла
Засовы (подбери синоним) большие задвижки, замки.
-Дети, раньше хищников нередко кормили бездомными животными.
-Послушайте, что произошло в одном из таких зоопарков в Лондоне
6. Знакомство с произведением (чтение учителем 2 мин.)
7. Работа по теме урока
-Какое впечатление произвел на вас рассказ?
-Что вы почувствовали?(печаль, грусть, тревогу)
-Как вы думаете, этот рассказ о реальных событиях или его сюжет родился в воображении автора?
(историю, о которой рассказал Л.Н. ему поведал моряк)
-Дети, а как называются произведения в которых описываются события, которые были на самом деле? (Быль)
8.Физминутка
Игра
Услышите слово из текста –хлопнуть в ладоши, если нет этого слова-присесть.
-Ребята, давайте еще раз прочитаем быль, а после прочтения вы расскажите, каким вы себе представляете человека, который принял в зверинец собачку. Льва, собачку?
10.Характеристика героев
-Какой был человек?(начало были)
-Какой был лев?(большой, грозный, сильный, как и пологается хищнику, царю зверей)
По каким действиям из теста мы видим, что он хищник?(оторвал кусок с. 52 7 абзац)
- А какая собачка? (маленькая, дружелюбная, умная)
Доказываем словами текста.
-Почему решили, что она маленькая?
(Автор называет ее собачонка, лапки, махать хвостиком,(стала на задние лапки)-умная)).
- Как вы думаете, что чувствовала собачка, когда попала в клетку к хищнику?(страх) стр. 52. 3абзац
-Прочитайте, как лев посмотрел на собачку, когда впервые увидел ее?
(предположите о чем он мог в этот момент думать?) (что мне с ней делать?)
-Почему он не растерзал ее?
-Как лев относился к собачке?
Докажите словами из текста
-Что же происходит с собачкой? (заболела...)
Найдите и прочитайте отрывок из текста о том, как лев переживал смерть собачки? (перестал есть..)
-С помощью каких слов автор передает чувства льва Зачитайте (Он вдруг вспыгнул…)
-Почему лев не принимает другую собачку? (друзей не меняют)
-Какой конец в этой истории? (печальный)
Дополните фразу: Оказывается животные, как и люди умеют… (переживать, страдать, заботиться, они часто оказываются мудрее, чем люди, добрее и преданнее.
-Ребята, понравилосяь ли вам, как закончилась эта история? (нет)
Сейчас я предлагаю вам придумать свой конецра.
11.Работа в парах.
-Для чего писатель рассказал эту историю? ( Л. Толстой чувствовал и понимал боль животных, жестокость людей)
-Какова была цель писателя?
Мне бы хотелось, чтобы вы тоже этому научились.
12.Рефлексия.
-Ребята, у вас на столах лежат сердечки, напишите, какие чувства возникли в вашем сердце на сегодняшнем уроке? (зачитывают)
-Что вы хотите пожелать друг другу?
Оценки
13.Дом.задание: представьте, что лев и собака умеют разговаривать. Составьте диалог между львом и собачкой при первой встрече.