Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение с. Екатериновка м.р.Безенчукский Самарской области
Урок литературного чтения в 3 классе.
Тема: Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»
Задачи урока:
- ознакомить с новыми рассказами Л.Н.Толстого;
-учить видеть красоту природы через произведения автора;
- разобрать научный текст «Куда девается вода из моря?»;
- расширить знания о круговороте воды в природе.
Планируемые результаты:
Предметные:
- понимать смысл заглавия произведения;
- уметь находить в тексте слова-образы;
- узнавать изобразительно-выразительные средства литературного языка ( сравнение);
- устно выражать своё отношение к содержанию прочитанного.
Метапредметные:
- понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя;
- прогнозировать содержание по названию;
- уметь анализировать, сравнивать, делать выводы;
- уметь работать с разной информацией, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- планировать и комментировать действия для решения поставленной задачи;
- высказывать и доказывать своё мнение;
- слушать и понимать речь других;
- воспитывать любовь к природе;
- проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
Межпредметные связи: Окружающий мир, тема «Превращения и круговорот воды».
Ресурсы урока: Учебник, рабочая программа.
Оборудование: слайды (портрет писателя Л.Н Толстого, фотографии росы, схема «Круговорот воды» - изготовленная учеником), штатив, спиртовка, тарелка со льдом.
Автор: Кудисова Наталья Александровна, учитель начальных классов.
Ход урока:
Организационный момент
- Дети, вам тепло? (да!)
А в классе светло? (да!)
Прозвенел уже звонок? (да!)
Значит, кончился урок? (нет!)
Только начался урок? (да!)
Хотите учиться? (да!)
Прошу всех задиться!
Развитие речевого дыхания
- Набрали воздух. На медленном выдохе произносим:
* Кто вечно хнычет и скучает, тот ничего не замечает.
* Кто ничего не замечает, тот ничего не изучает.
* Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает.
Проверка домашнего задания
- С творчеством какого писателя мы познакомились на уроках чтения? (Л.Н.Толстой), слайд
-Какие произведения Л.Н.Толстого вы знаете? ( на экране появляются названия произведений)
- К какому жанру относится рассказ Л.Н.Толстого «Лев и собачка»? (Быль)
- Что такое быль? Назовите главных героев рассказа.
- Перескажите текст рассказа «Лев и собачка». (Дети пересказывают, показывают свои иллюстрации.)
- Для чего автор написал рассказ?
- Вы должны были найти значение слов «доброта» (Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
- А что же такое красота? (Дети пытаются объяснить.) Красота – всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.
- М.Пришвин говорил: «Всё прекрасное в мире от солнца всё хорошее - от человека».
Актуализация необходимых знаний.
-Отгадайте загадку:
- Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днём-
Ищем, ищем не найдём. (Роса)
- Что это такое? (На слайдах появляются изображения росы.)
-Наблюдали ли вы это явление природы? Природа нас может удивлять, восхищать, завораживать своей красотой. Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться.
- Что такое роса? Где мы сможем об этом узнать? (В энциклопедии, в словаре.)
- Как об этом явлении писал Ожегов? (Ученик зачитывает определение слова.)
Мотивация познавательной деятельности
- Итак, определите тему и задачу нашего урока. (Узнаем о росе, будем говорить о природе.)
Организация познавательной деятельности
- Сегодня мы познакомимся с новыми рассказами Л.Н.Толстого Чем они отличаются от прочитанных ранее, вы скажете в конце урока.
- Как Л.Н.Толстой назвал свой рассказ? («Какая бывает роса на траве».) Подумайте, с какой целью Л.Н.Толстой написал этот рассказ?
* Чтобы поделиться с нами радостью?
* Привлечь наше внимание к окружающему миру?
* Чтобы мы с вами заинтересовались, а откуда берётся роса на траве? (Вопросы на доске.)
Чтение рассказа «Какая бывает роса на траве» (Чтение за голосом.)
Работа после чтения.
- Что вы представляли, когда читали рассказ? А теперь мы сможем ответить на вопрос «Какая бывает роса на траве?»
-Что было непонятно?
Алмазы - прозрачные драгоценные камни. ( фотография на доске.)
- Найдите в тексте слова, которые выбрал автор, чтобы показать нам необыкновенную красоту. (Алмазы блестят, переливаются разными цветами.)
- Вот именно эту схожесть и использует автор, чтобы описать нам росу. Это особый прием в литературе. Как он называется? (Сравнение – это изображение одного предмета с помощью другого на основе их сходства.)
- Какие ещё сравнения вы встретили в тексте? (Листок внутри мохнат и пушист, как бархат.)
- Какое значение у слова бархат? (Плотная шёлковая или хлопчатобумажная ткань с мягким гладким и густым ворсом.)
- Для чего автор использует этот приём? (Он хотел поделиться этой красотой, он хотел описать росу необыкновенными словами.)
- Определите тип текста. (Текст- описание.)
- Какие слова помогают нам увидеть эту красоту? (Имена прилагательные.)
- Прочитаем текст ещё раз «цепочкой». (Повторное чтение текста.)
- С какой целью Л.Н.Толстой написал этот рассказ? Выберите утверждения, которые были озвучены в начале чтения текста. (Вопросы на доске.)
Физминутка
Работа по теме урока (продолжение)
- Отгадайте загадку.
- Я и туча, и туман,
Я ручей и океан,
Я летаю и бегу
И стеклянной быть могу. (Вода.)
- Как вы это понимаете? (Туман, лёд, ручей – это всё вода).
- А вот чем туча расплачивается с морем, вы ответите мне, прочитав ещё один рассказ Л.Н.Толстого.
- Прочитайте его название. («Куда девается вода из моря?»)
(Самостоятельное чтение рассказа.)
Работа над содержанием текста.
- В середине текста Л.Н. Толстой задаёт вопросы. Найдите и прочитайте их. (Куда девается вода из моря? Отчего она не течет через край?)
- Прочитаем ответы на эти вопросы словами из текста. (Выборочное чтение.)
- О чём данный текст? (О круговороте воды.)
- Круговорот воды происходит непрерывно: где-то вода испаряется, где-то выпадает в виде осадков.
- Мы попытаемся увидеть круговорот воды при помощи опыта. Будем нагревать воду, над которой закреплён холодный предмет (тарелка со льдом). Вскоре нижняя сторона тарелки станет влажной, мы увидим на ней капли, которые начнут падать вниз. (Показ при помощи документ-камеры,)
- Попробуйте рассказать о причинах дождя. ( На доске схема, изготовленная ученицей.)
- Какой получился текст? Описание или рассуждение? (Рассуждение.)
-Этот вид текста используется тогда, когда тебя интересуют вопросы «почему?», «зачем?», «отчего?», когда ты хочешь что- то объяснить или доказать.
- Чем же рассказы, прочитанные вами сегодня, отличаются от ранее прочитанных рассказов. (Это рассказ – описание и рассказ – утверждение.)
Рефлексия
- Предлагаю вам составить синквейн про росу.
1 строчка: тема (одно существительное);
2 строчка: описание темы в 2 словах (2 прилагательных);
3 строчка: описание действия темы тремя словами (3 глагола);
4 строчка: фраза из 4 слов, отношение к теме (целое предложение);
5 строчка: синоним из одного слова к теме.
Роса.
Утренняя, разноцветная.
Блестит, переливается, сверкает.
Роса блестит разноцветными алмазами.
Явление.
Подведение итогов урока
- Оцените свою работу на уроке. (Используется прием «Светофор».)
Домашнее задание
- Придумать текст с описанием или с рассуждением.