Вводная часть (3-5 мин) | Психологический настрой, введение в тему Сядьте удобно, улыбнитесь друг другу, хороший настрой принесёт вам успех в уроке. – Поговорим? – О чем? – О разном и о прочем. – О том, что хорошо. – И хорошо не очень. – Поговорим? – Поговорим. Вдруг будет интересно. Психогимнастика. Для создания психологического настроя в начале занятия ученикам предлагается упражнение “Улыбка” | Создание благоприятной рабочей обстановки в классе. Думают. Отвечают на вопросы. Актуализация знаний учащихся. Обогащение и активизация словаря детей. |
Презентация ин) | Проверка домашнего задания. Чтение . пересказ Ролевое чтение Актуализация опорных знаний. а) Речевая разминка. На доске записана скороговорка: «Слишком много ножек у сороконожек». Задание: Прочитайте скороговорку хором медленно. Прочитайте скороговорку по одному. Прочитайте скороговорку хором быстро. б) На доске записана пословица: «Соловья баснями не кормят». Задание: Что это за выражение? Что оно обозначает? А теперь попробуем прочитать пословицу правильно. (Сначала ученики читают пословицу с ударением на первом слове, затем — на втором наконец - на третьем. Делают вывод о том, что последний вариант правиль ный.) Читаем так: «Соловья баснями не кормят»-Сегодня на уроке мы познакомимся с новым жанром литературы. Это басня. Узнаем ее особенности, научимся выделять мораль басни. Знаменитым автором басен является И.А. Крылов. Чтобы узнать, как называется басня необходимо отгадать загадки. Как петух: «Ку-ка-ре-ку!», Завела: «Ку-ку! Ку-ку!» Угадает, сколько лет, Растрезвонит на весь свет! Кто гадалку эту знает И загадку отгадает? | Рассматривают выставку репродукций ,развивают воображение, обогащают словарный запас |
Основная часть (20 мин) | Усвоение новых знаний и способов действий. Вводное слово учителя о писателе. Крылов Иван Андреевич (1769— I 844) поэт-баснописец, драматург. Родился 2 февраля (14 февраля по новому стилю), в Москве в семье бедного армейского капитана. Образование будущий баснописец получил скудно., но, обладая исключительными способностями, много читая с самогодетства, настойчиво и упорно занимаясь самообразованием, он стал одним из самых просвещенных людей своего времени. На протяжении 1786-1788 гг. Крылов написал трагедии «Клеопатра» и «Филомела» и комедии «Бешеная семья», «Проказники». Имя молодого драматурга вскоре приобретает известность в театральных и литературных кругах. В 1805 г. Крылов перевел две басни Лафонтена, и с этого началась и о деятельность баснописца, которую он продолжал до конца своих дней, несмотря на немалый успех в драматургии («Модная лавка» и «Урок дочкам», «Пирог»). В 1809 г. вышла первая книга басен Крылова, в которых он выступал не только как моралист, но обличитель «сильных» мира сего, угнетающих и терзающих народ. Именно басня стала тем жанром, в котором гений Кры лова выразился необычайно.Крылов отстаивал интересы простого человека, высмеивая порт и светского общества; предметом осмеяния были многочисленные людьми недостатки, особенно эгоизм и глупость, чванливость и тщеславие. Словарная работа. Кум - крестный отец. Отколь - откуда. Невелички - маленькие. Ссылаюсь - сослаться, указать на кого-либо или что-либо. Первичное чтение басни. Назовите персонажей басни. Обратите внимание на то, как написана басня - прозой или стихами Найди рифмы. Какими качествами похожи друг на друга Кукушка и Петух? (Они оба расхваливают друг друга.) С какой интонацией надо читать их слова? (Хвастливо и угодливо.) Чем отличается от Кукушки и Петуха Воробей?*(Он умный и дат совет.) Как же вы будете читать слова Воробья? (Спокойно.) Физкультминутка. -Подготовимся к выразительному чтению басни. Дыхательная гимнастика. Правую руку положите себе на грудь. Вдох-выдох - 3 раза. Надуваем шар (ш-ш-ш), спускаем (с-с-с.) Подуйте на маленькую свечку. Подуйте на свечку большую. Как жужжит пчела (ж-ж-ж). Первичная проверка понимания. Выразительное чтение басни. Выборочное чтение. Работа по вопросам. Мы отметили, что Кукушка и Петух отличаются от Воробья. Найдите в басне и зачитайте строки, которые подтверждают, что эти герои чрезмерно хвалят друг друга. Как поют они на самом деле? Какие слова выпадают из похвалы? Почему? (Это слова Воробья.) Зачитайте их. Есть ли в басне такие слова, которые не принадлежат ни одному персонажу? Кто их произносит? (Их произносит автор. Это оценочные слова - вывод в басне.) Когда звучит голос автора? (В конце басни.) В чем смысл авторских слов? (Автор делает вывод, поучает читателя.) Поучительный вывод в басне называется моралью. Найдите и прочитайте мораль этой басни. Попробуйте передать мораль басни своими словами. Какое человеческое качество осуждается в басне? (Лесть.) Как вы думаете что такое лесть? (Лесть — лицемерное, угодливое восхищение.) Подумайте, какие пословицы ближе всего к морали этой басни. Что тебе показалось в этой басне смешным, а что - поучительным Можно ли сказать, что в басне происходит действие? (Да. В начале Оцени, когда персонажи друг друга хвалят, потом появляется Воробей и высказывает свое суждение в адрес Кукушки и Петуха.) Подумайте, на сколько частей можно разделить басню? (На две: в первой происходит действие, раскрываются характеры персонажей, а во второй звучит вывод.) Чем отличается сказка от других произведений литературы? Определите задачу жанра басни. (Высмеять недостатки. Хотя герои пасни животные, но очень похожи на людей. Поэтому можно сказать, что в иасне высмеиваются недостатки человека через образы животных.) Рассмотрите модель басни. Скажите, подходит ли эта модель ко всем басням? Работа по иллюстрации. Рассмотрим иллюстрацию к этой басне. Что изобразил художник на ней? Совпадает ли твое видение с изображенным художником? Закрепление знаний и способов действий. Работа в тетради. | Развивают самостоятельность мышления, внимания и памяти.Формируют когнитивую компетенцию.Слушают биографию поэта Анализируют прочитанное |